Последний вариант типового этического кодекса чиновника переделан под поручение Владимира Путина: госслужащим во время работы запрещается курить. Нарушитель подвергнется «моральному осуждению» на заседании ведомственной комиссии по этике, решили авторы кодекса.
Министерство здравоохранения и социального развития опубликовало окончательный вариант типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих. Первый проект был обнародован в июле — после утверждения на президиуме совета по противодействию коррупции при президенте России. Окончательный вариант предполагалось разработать еще к октябрю, рассказывал ранее руководитель президентской администрации Сергей Нарышкин.
Предыдущий текст касался только госслужащих, окончательный проект в равной степени касается муниципальных чиновников, что отражено и в названии.
В остальном редакция несильно отличается от июльского варианта, содержит обобщения положений законов «О противодействии коррупции», «О системе государственной службы» и указа президента об общих принципах поведения госслужащих и «призван сформировать уважительное отношение к государственной и муниципальной службе в общественном сознании».
Самое яркое новшество появилось после того, как в начале октября председатель правительства Владимир Путин наказал курящим членам кабмина бросить вредную привычку. «Личным примером надо бороться», — заявил министрам Путин на совещании по табакокурению.
Путинский антитабачный жест нашел отражение в этическом кодексе чиновника: в статье 8, которая из «Служебного общения» переименована в «Служебное поведение», добавлен пункт, согласно которому служащий должен воздерживаться от «курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами».
Уточнено понятие ответственности морального характера, которую, согласно первоначальному документу, должен нести чиновник за несоблюдение кодекса.
Наказание — «моральное осуждение на заседании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению», гласит документ. Соответствующие комиссии должны быть сформированы во всех ведомствах в соответствии с указом президента.
Немного изменились и требования к внешнему виду: он по-прежнему должен «соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность», однако допускает изменения «в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия».
Это модельный документ, на его основе каждый орган госвласти должен разработать и принять свой. Правового статуса этот кодекс пока не имеет. Также Нарышкин обещал, что часть кодексов должны внедряться в трудовые договоры чиновников, на основе которых комиссии по этике должны задействовать санкции против нарушителей вплоть до увольнения.
Иммунопрофицит власти Сужение иммунитета начальников само по себе шаг в правильном направлении
* Комментарии * Текст
— 22.07.10 17:38 —
ТЕКСТ: "Газета.Ru"
ФОТО: Сергей Михеев/Коммерсантъ
Сужение иммунитета начальников само по себе шаг в правильном направлении
Сужение круга лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, само по себе шаг в правильном направлении. Но значимым он может стать только при разрушении среды, порождающей круговую поруку чиновников, правоохранителей и политиков.
Эмоциональный призыв главы СКП Александра Бастрыкина резко сузить применение иммунитета от уголовного преследования смотрится выигрышно. «Мы очень просим Госдуму поддержать наше предложение. Ни в одной европейской стране нет такого огромного количества лиц, обладающих огромным иммунитетом от уголовного преследования за совершение тяжких преступлений», — заявил Бастрыкин. Такая позиция отлично вписывается в развернутую кампанию по борьбе с коррупцией. Вопросов при этом, разумеется, возникает масса.
Во-первых, насколько серьезно можно воспринимать инициативу СКП, обращенную к Думе, члены которой не раз отвергали предложения отказаться от собственного иммунитета? Вообще говоря, именно перед выборами депутатам от партии власти было бы политически выгодно начать с себя и личным примером доказать серьезность упомянутой кампании. Практика, однако, показывает, что жесты такого рода российский парламент делает вяло и неохотно, как это было в истории с публикацией деклараций о доходах. Впрочем, реализация призыва Бастрыкина трудоемка и может занять длительное время, за которое пафос поутихнет.
Во-вторых, насколько полезно для правовой системы России снятие иммунитета с широкого круга ныне обладающих им лиц?
Нарушающий равенство граждан «cиндром иммунопрофицита» действительно широко распространен, и даже гораздо шире, чем это описал шеф СКП. Настолько широко, что фактическим иммунитетом пользуются и те, у кого нет для этого никаких законных оснований, так же как Никита Михалков пользуется мигалкой.
Далеко не факт, способны ли изменения в законодательстве сломать сложившуюся практику.
«Те, кто взял на себя высокий статус законодателя, адвоката, прокурора, судьи, должны подавать пример во всем, в том числе в способности понести ответственность за те правонарушения, которые они совершили», — говорит Бастрыкин. Это заявление звучит красиво, но не вполне соответствует, к примеру, декларируемому в России принципу независимости судов. Возможность легко возбуждать уголовное преследование — это, как очень хорошо известно многим «закрытым» по заказу людям, палка о двух концах. С одной стороны, лишенные иммунитета должны будут теперь бояться последствий своих незаконных действий. С другой — они станут еще более «договороспособными» в случаях, когда обращения к ним будут подкреплены авторитетом следственных структур. При этом
лишение судей иммунитета от уголовного преследования — это фактическое признание полной неработоспособности той части судебной системы, которая призвана следить за чистотой в их рядах.
Все эти коллегии, иерархии, порядки отрешения от должности теряют всякий смысл. Это, может быть, в сложившихся обстоятельствах и правильно, но тогда надо отдавать себе отчет, что судебную власть требуется выстраивать с нуля. И решать, в каком направлении выстраивать. То, что предлагает Бастрыкин, — не независимый суд, а административное продолжение исполнительной власти, и даже уже — ее силовой части.
В общем, последовав призыву Бастрыкина, можно снять некоторые формальные вопросы к правовой системе (поставив, правда, другие). Ход мысли понятен. Вот почти по той же части — разработка «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации». Это формальный ответ на требования, выдвигаемые европейскими антикоррупционными стандартами. Но этот шестистраничный документ аккуратно лишен реального содержания и превращен в своеобразную «клятву пионера». Нужен ли такой кодекс в принципе? Разумеется. В таком виде? Это симуляция, позволяющая закрыть тему.
Вот и сужение иммунитета само по себе — вроде бы шаг в правильном направлении, но значимым этот шаг может стать только при разрушении среды, порождающей круговую поруку чиновников, правоохранителей и политиков. А при ее сохранении расширение возможностей для уголовного преследования, скорее всего, выродится в очередной инструмент для сведения счетов.
Тeги: иммунитет от уголовного преследования, Бастрыкин, СКП, Гсодума, депутаты, судьи
Половина ВВП коррупции
* Комментарии * Текст
— 17.08.10 11:46 —
ТЕКСТ: Лев Македонов
ФОТО: ИТАР-ТАСС
Рынок коррупции в России составляет половину ВВП
Половина российской экономики связана с коррупцией. Особенно распространено взяточничество в правоохранительной и судебной системе, где доступ к коррупционным практикам стал критерием престижной и стабильной работы. Такие выводы сделали российские правозащитники в докладе «Коррупция-2010».
Объемы коррупции в России в очередной раз побили все рекорды в оценках экспертов. В понедельник Ассоциация адвокатов России за права человека опубликовала на своем сайте годовой доклад всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки». В основу доклада легли материалы, собранные экспертами в период со 2 июля 2009 года по 30 июля 2010 года, в том числе 6589 жалоб жертв коррупции.
Общий вывод исследования: в настоящее время в России «коррупционный оборот составляет около 50% ВВП».
Исследователи экстраполируют оценки, полученные от предпринимательского сообщества, представители которого утверждают, что коррупционные издержки составляют до половины всех их расходов. В государственной сфере дела обстоят еще худшим образом, полагают авторы доклада: «в большинстве учебных заведений, начиная от дошкольных и заканчивая высшими, до 80% оборотных средств являются теневыми вследствие поражения коррупцией», а сфера оказания государственных и муниципальных услуг «до 90% проходит через посредничество, то есть завуалированную коррупцию».
Правозащитники напоминают, что их оценки практически совпадают с заявлениями Всемирного банка, по данным которого, более 48% ВВП России «находятся в тени коррупции».
«Критерием престижности профессии стала не правоохранительная деятельность, а коррупционная стабильность выбранной профессии». Взяткоемкие должности, особенно в судебной и правоохранительной системе, сами по себе являются предметом купли и продажи.
Лучше всего это наблюдается в правоохранительной системе. «Трудоустройство» стало бизнесом правоохранительных органов: например, устройство помощником прокурора в одну из районных прокуратур может обойтись не менее $10 тысяч», — говорится в докладе. Работа «в одном из отделений ГИБДД» может обойтись в сумму в пять раз большую.
Правозащитники отмечают значительный рост конкурса в специализированные институты при правоохранительных органах, где в 2010 году наблюдались 17 соискателей на одно место.
В докладе приводится сведенный на основе полученных жалоб рейтинг силовых профессий по коррумпированности.
На первом месте находятся руководители оперативных подразделений различных силовых ведомств, ОБЭП МВД, ФСБ, ФСКН, занимающихся экономическими преступлениями или борьбой с организованной преступностью. Месячный заработок коррумпированных сотрудников может достигать в среднем $20 тысяч за счет «крышевания» предпринимателей и рейдерства. В два раза меньше за то же самое получают коррумпированные прокурорские работники, имеющих меньшее влияние на предпринимательскую деятельность. На третьем месте инспекторы ГИБДД, получающие за счет взяток до $5 тысяч в месяц. За ними следуют взяточники-дознаватели ($3 тысячи), взяточники-участковые, живущие за счет поборов с нелегальных мигрантов ($2 тысячи) и коррумпированные сотрудники ППС, чей скромный тысячедолларовый дополнительный доход авторы связывают с нелегальной торговлей и нелегальной рекламой.
ФОМ в поле воин ФОМ займется всероссийским исследованием коррупции
Фонд общественного мнения исследует для государства коррупцию во всероссийском масштабе. За 7,6 млн рублей к 1 декабря фонд обещает изучить специфику коррупционных проявлений по всей России. Однако средняя коррупционная температура по стране будет измеряться без учета Чечни, Ингушетии, Тувы, Якутии и других национальных республик.
Всероссийским изучением коррупции занялся Фонд общественного мнения. Социологический центр выиграл тендер на проведение опроса. ФОМ проведет масштабное полевое исследование за 7,6 млн рублей – на 400 тыс. меньше начальной цены контракта. Работа будет выполнена до 1 декабря 2010 года.
Как ранее писала «Газета.Ru», конкурс на проведение антикоррупционного исследования был объявлен Министерством экономического развития в конце июля 2010 года. Проведение социологического исследования предусмотрено национальным планом противодействия коррупции на 2010—2011 годы, подписанным президентом Медведевым в апреле.
По результатам масштабного «полевого» исследования ФОМ обещает изучить распространенность и специфику коррупционных проявлений при взаимодействии граждан с органами публичной власти, соотношение уровня «бытовой» коррупции в различных сферах государственного регулирования, соотношение уровня «бытовой» коррупции в субъектах Российской Федерации, а также в федеральных округах; ограничения доступности публичных услуг, вызванные проявлениями коррупции, отношение к коррупции как явлению представителей различных слоев населения и многое другое.
Фонд опросит жителей 70 субъектов РФ, «которые представляют все федеральные округа и позволяют сопоставлять результаты по округам». Суммарная доля жителей отобранных субъектов Российской Федерации составляет 94,5% (по результатам переписи 2002 года), отмечается в заявке. Общее количество респондентов – не менее 17 500 человек, по 250 человек в каждом субъекте.
Однако «многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка» не предполагает никакого изучения коррупции в Чечне, Бурятии, Якутии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Тыве, Чукотском и Ненецком автономном округе и еще 5 регионах.
«Это национальные республики или автономные округа, в которых, по опыту работы ФОМ, возникают сложности при получении ответов об отношении людей к власти и чиновникам. Респонденты либо отказываются отвечать, либо дают ответы, искренность которых вызывает большие сомнения. Кроме того, в большинстве этих регионов стоимость и сроки проведения исследования выше из-за труднодостижимости населенных пунктов, проблем с транспортом и т. п.», – объясняется в заявке ФОМа. Остальные участники конкурса в заявке планировали опрашивать и эти регионы.
Кроме ФОМа к участию в конкурсе были допущены также НКО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» и ООО «ЛИМА-Консалтинг». Оба они предлагали меньшую стоимость исследования (7 млн и 6,5 млн рублей соответственно), но лучшей заявкой была признана заявка ФОМа. Также заявку подавал и аналитический центр Юрия Левады, но получил отказ по причине того, что «не все листы прошиты» (ч. 3.3 ст. 25 ФЗ «О размещении заказов»). «Профильных» антикоррупционных центров – таких как Transparency International или фонд «Индем» – среди заявителей не было. «Мы не подавали заявку, – говорит глава Transparency International Russia Елена Панфилова. – Мы знали, кто и как это будет делать, и нас вполне устраивало, что берут базовую методику, которую в том числе и мы разрабатывали». А «поле (полевое исследование – «Газета.Ru») кто угодно может провести», добавляет Панфилова. ФОМ к моменту сдачи материала на запрос «Газеты.Ru» не ответил.