15.12.2010 08:49 По материалам vedomosti.ru, kommersant.ru, lenta.ru
Приговор Медведева Ходорковскому (Курсор.Ru)
Приговор по второму делу ЮКОСа, оглашение которого начнется сегодня в Хамовническом суде Москвы, станет не просто завершением громкого процесса — он, как ни пафосно это звучит, укажет пути развития экономики и политики в России. Так бывает в цивилизованных и стремящихся к этому странах: независимые суды становятся творцами истории, а их решения — инструментами развития. Таковы, например, решение Верховного суда США 1971 г. по иску The New York Times, признавшее право СМИ печатать секретные документы, или определение Верховного суда Украины в декабре 2004 г., отменившее итоги второго тура президентских выборов.
Приговор по второму делу ЮКОСа сообщит о балансе сил в высших эшелонах российской власти, где будет сформировано принципиальное решение, и ярче любых президентских посланий продемонстрирует, готова ли бюрократия, особенно ее силовая часть, изменить модель взаимоотношений с бизнесом. Приговор по первому делу ЮКОСа не только легализовал раздел активов и лишил свободы около 200 сотрудников некогда процветавшей компании. Демонстративно жестокая — по принципу «патронов не жалеть, холостых залпов не давать» — расправа с непокорными бизнесменами, во-первых, запугала отечественный бизнес. А во-вторых, безжалостный и бессмысленный разгром известной компании развязал руки правоохранительным органам, стал поворотным пунктом: уголовная юстиция превратилась в ключевой инструмент решения споров хозяйствующих субъектов и управления экономикой.
Российские силовики всех уровней услышали сигнал. В 2004 г., когда дело ЮКОСа слушалось в судах, по экономическим статьям Уголовного кодекса осудили 8368 человек; в 2005 г., год приговора Ходорковскому и Лебедеву, — 10 250, в 2006 г. — 11 280. После 35%-ного роста ситуация стабилизировалась — до конца 2009 г. Но это приговоры — а надо еще прибавить тысячи беспочвенно возбужденных дел, которые ежегодно разваливались на стадии следствия или прекращались в судах (таких более 2000 ежегодно), но позволяли прекратить или надолго парализовать работу любой компании, владелец которой не был достаточно понятлив.
Дмитрий Медведев и его окружение, которые провозгласили борьбу с правовым нигилизмом и создание благоприятных условий для бизнеса одной из приоритетных целей президентства, оказались в трудной ситуации.
Поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, отменяющие лишение свободы по ряду экономических статей, запрет досудебного ареста бизнесменов до сих пор часто игнорируются, хотя уже и сыграли положительную роль. За первое полугодие 2010 г. за экономические преступления осудили 4000 человек, прекратили 1500 дел, почти треть из них — по реабилитирующим обстоятельствам (в прежние годы их доля не превышала 2-3%). Следствие все реже требует досудебного ареста: число соответствующих ходатайств сократилось по сравнению с 2009 г. на 22,5%. А как показали истории Светланы Бахминой и Василия Алексаняна, государство может и прекратить мстить юкосовцам.
Жестокий приговор Лебедеву и Ходорковскому поставит крест на тенденции к гуманизации правосудия и с новой силой подстегнет правоохранителей к использованию судебно-следственной машины в корыстных целях. Но и не только. Он со всей очевидностью укажет на ограниченность полномочий президента даже в выделенной ему сфере: прокуроры сейчас просят не 20 «путинских», а всего-то 14 «медведевских» лет.
Хотя возможен и компромиссный вариант: чтобы не терять лица (чего уж там терять, казалось бы!), нынешней команде судебно-прокурорских исполнителей позволят довести прежний сценарий до его логического, но нелогичного конца. А потом вышестоящие инстанции, по-настоящему вооруженные новым, «медведевским» правосознанием, радикально смягчат приговор.
Ну и в конце-то концов, президент имеет право просто помиловать Ходорковского и Лебедева.
Дмитрию Медведеву написали о Ходорковском
Во вторник британская газета The Financial Times опубликовала открытое письмо, адресованное президенту России Дмитрию Медведеву. Под письмом с призывом «прекратить судебное преследование» Михаила Ходорковского стоят подписи 48 видных американских и европейских политиков, общественных деятелей, правозащитников, а также несколько деятелей искусств и ученых.
Публикация открытого письма в защиту Михаила Ходорковского приурочена к оглашению приговора для бывшего главы компании ЮКОС по второму уголовному делу, в рамках которого он и его партнер по бизнесу Платон Лебедев обвиняются в хищении более 200 млн тонн нефти, легализации незаконно нажитых денежных средств и в хищении 38-процентного пакета акций Восточной нефтяной компании стоимостью более 3 млрд рублей. Обвинение требует приговорить их к 14 годам колонии. Оглашение приговора намечено на 15 декабря.
В связи с этим группа западных политиков обратилась к президенту Дмитрию Медведеву с призывом «прекратить судебное преследование» Михаила Ходорковского. В числе авторов письма два бывших министра иностранных дел Великобритании сэр Малькольм Рифкинд и Дэвид Милибанд, бывший министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, уполномоченный по делам человека при правительстве Германии Маркус Лёнинг, бывший советник по национальной безопасности США Ричард Аллен, писатель и философ Андре Глюксманн. Авторы письма, в частности, отмечают, что «Россия может и должна быть позитивной силой в формировании процесса развития» мира. «Будучи мировой державой, мостом между Востоком и Западом, страной с долгой и гордой историей практически во всех областях человеческой жизни, Россия может оказывать огромное положительное влияние на мир будущего», говорится в письме.
Авторы считают, что место России в мире в большой степени зависит от того, насколько в ней соблюдается власть закона и основные права человека. Процесс над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, как утверждают авторы письма, ссылаясь на мнение «уважаемых объективных наблюдателей», является «несправедливым и в действительности мотивирован не законом», в связи с чем «доверие к российской судебной системе пошатнулось». В отдельном интервью The Financial Times в связи с публикацией письма сэр Малколм Рифкинд высказал мнение, что Михаил Ходорковский уже так долго сидит в тюрьме, что «трудно поверить, будто его заключение стало результатом независимого судебного процесса», а не «политического решения президента или премьер-министра».
Учитывая все вышесказанное в письме, авторы выражают надежду на то, что решение по делу Ходорковского—Лебедева будет вынесено строго в соответствии с нормами права, как это закреплено в российской Конституции. «Как решительные приверженцы модернизации России, мы не можем праздно наблюдать за тем, как законность и человеческие ценности открыто нарушаются и компрометируются. Прочное и надежное партнерство с Россией возможно только в том случае, если наши фундаментальные ценности разделяются и реализуются: если права человека защищены, права собственности незыблемы, а правосудие торжествует над коррупцией».
Завершается письмо призывом прекратить судебное преследование всех, кто проходит по делу ЮКОСа, а также «добиться справедливости для Сергея Магнитского, Анны Политковской, Натальи Эстемировой, Станислава Маркелова и многих других, кто добивается справедливости в России», чтобы доказать миру, что Россия действительно движется в сторону модернизации.
Элла Памфилова, лидер движения "За гражданское достоинство", экс-глава совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека: - Было бы удивительно, если бы письмо российскому президенту с просьбой прекратить преследование Ходорковского написали не зарубежные, а наши политики или бизнесмены. Они все настолько пригнуты и так стараются дистанцироваться от острых тем, что у нас даже крупный бизнес боится, а боится именно потому, что не защищен. Письмо видных зарубежных политиков, также как предстоящие завтра акция "Ожидание справедливости" и открытие выставки российских художников в поддержку Ходоровского, в любом случае ставит Медведева в трудную ситуацию. От его реакции зависит его авторитет, и чем дальше, тем больше политическому руководству страны придется возвращаться к теме Ходорковского. По инерции наша власть реагирует стандартно на "самый гуманный суд" заявлениями о невмешательстве в процесс. Хочется надеяться, что власть еще способна адекватно реагировать на сигналы, и не только внешние, но и прежде всего внутри страны. Важно, чтобы власть научилась наконец-то реагировать на призывы тех, кто еще сохраняет человеческое лицо, а не поддакивает ей во всем, ведь приговор власть будет выносить не только Ходорковскому и Лебедеву, но самой себе. Рок-музыканты попросили у Медведева справедливого суда для Ходорковского Известные российские рок-музыканты, включая Бориса Гребенщикова, Владимира Шахрина, Андрея Макаревича, Александра Скляра и Константина Кинчева, подписались под посланием к президенту страны Дмитрию Медведеву с требованием справедливого суда над экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским. Об этом во вторник, 14 декабря, сообщает "Би-Би-Си".
Борис Гребенщиков заявил агентству "Интерфакс": "У нас в обращении призыв - справедливо разобраться. Грубо говоря, два раза сидеть за одно и то же - не совсем хорошо". Андрей Макаревич в беседе с журналистами "Би-Би-Си" пояснил, что письмо было отправлено Медведеву в частном порядке.
По материалам vedomosti.ru, kommersant.ru, lenta.ru