Main » 2010»Ахсынньы»19 » А ведь через ВСТО планируется гнать до 50 млн тонн нефти в год. Представляете, сколько нефти может попасть в воду в случае прорыва?
А ведь через ВСТО планируется гнать до 50 млн тонн нефти в год. Представляете, сколько нефти может попасть в воду в случае прорыва?
22:43
г. "ЯВ"
Туннель или траншея: якутские экологи начинают последнюю битву за Лену
Пятница, Декабрь 17, 2010 В 2011 г. начнутся основные работы по подводному переходу нефтепровода ВСТО через реку Лену. Раньше эта темы вызывала бурное обсуждение в прессе и обществе, проводились даже гражданские акции протеста. Сразу подчеркнем, что протестовали граждане не против самого ВСТО, а против намерения «Транснефти» использовать траншейный метод для прокладки трубы по дну реки вместо обещанного ранее тоннельного. Траншейный считается более опасным и более накладным в эксплуатации, поскольку из-за сильного течения реки траншея будет постоянно размываться, что может угрожать состоянию трубы, привести к образованию свищей и разрывов. А ведь через ВСТО планируется гнать до 50 млн тонн нефти в год. Представляете, сколько нефти может попасть в воду в случае прорыва? В свою очередь представители «Транснефти» уверяют, что строить тоннель в запланированном месте перехода невозможно из-за наличия там карстовых пород. А от страхов экологов отказываются – мол, что они могут знать, любители… В итоге «любители», организовавшись, нашли способ пригласить в республику профессионалов – специалистов НПО «Мостовик», организации, которая профессионально занимается проектированием и строительством объектов различного назначения, в том числе тоннелей. За плечами «мостовиков» опыт работы и на международных проектах (вроде строительства тоннельных участков газопровода «Россия-Турция»). По приглашению гражданской коалиции «Наш дом – Якутия» и интернет-сообщества «Гражданская инициатива» в Якутск приезжал Николай Ветошкин, заместитель генерального директора НПО «Мостовик».
Общаясь с пригласившей стороной, Ветошкин сразу отметил, что, по его опыту строительства и эксплуатации основной нитки нефтепровода, траншея в Лене – это очень дорогостоящее мероприятие. Лена – река глубокая, с сильным течением. Отсюда вытекает главная проблема – необходимость поддержания траншеи в хорошем состоянии. На это придется тратиться постоянно, увеличивая возможности экологических рисков. А главное, рассказы о невозможности строительства тоннеля вызвали у него серьезные сомнения. Николай ВЕТОШКИН:
— Изучив изыскания, которые были выполнены для траншеи, мы не видим присутствия каких-либо аномалий, тектонических разломов и т.д. Зато видны характерные для Лены доломиты (минерал), которые достаточно просто разрабатываются, и достаточно устойчиво будут держать тоннель. По нашей схеме тоннель находился бы глубже траншеи примерно на 12 метров.
Из представленной специалистом схемы видно, что тоннель, в отличие от траншеи, имеет многослойную систему защиты трубы. Рабочая труба находится внутри «футляра» – заводской трубы. Та в свою очередь уложена на монолитный лоток с полиэтиленовым покрытием, и все обхвачено сверху железобетонным кольцом.
В случае прорыва рабочей трубы нефть попадает в футляр. Если каким-то чудом футляр окажется негерметичным, то будет держать железобетонное кольцо. А уж если и оно придет в негодность, то и в этом случае нефть попадает не в воду, а в грунт (на глубине 12 метрров). Если же надо отремонтировать трубу, она просто вытаскивается из тоннеля, как паста из шариковой ручки.
В НПО «Мостовик» прикидывали и скорость проходки. По расчетам специалистов предприятия, с учетом сложности работы в месяц можно проходить от 200 до 300 метров. А строительство всего подводного перехода (1700 метров) займет полтора года. Стоимость резервной нитки вышла в 1,6 млрд рублей без стоимости рабочей трубы, причем статьи «обслуживание» нет, существует только мониторинг трубы. Для сравнения: при траншейном способе требуется целая система береговых укреплений на выходе трубы из реки плюс обслуживание самой траншеи. *** Впрочем, в свете разоблачений Алексея Навального складывается впечатление, что вариант «дешевле» для «Транснефти» имеет отталкивающий эффект. Ведь чем меньше затраты, тем меньше может отпилить Эффективный Менеджер…
Максим УЛАНОВ Вдогонку НАВАЛЬНЫЙ И ВСТО Напомним, что несколько недель назад известный в России юрист и борец с коррупцией Алексей Навальный опубликовал на своем сайте материалы внутренней проверки ВСТО, которые изобличали всевозможные финансовые нарушения, допущенные при строительстве трубы на миллионы и миллионы рублей. По версии Алексея Навального, при реализации сего «мегопроекта» Эффективные Менеджеры на приписках и завышениях цен, фиктивных договорах и раздутых сметах, откатах и переплатах распилили около 4 млрд долларов. Эти документы были переданы в свое время в Счетную палату, где их засекретили и спрятали. После их обнародования никто не поспешил подать на человека, публично обвинившего госкомпанию в воровстве 4 млрд долларов, в суд. На сайте генпрокуратуры прекратила работать электронная приемная (последователи Навального начали засыпать ее требованием провести проверку хищений). Счетная палата «слила» тему, заявив о необходимости проверить подлинность документов Навального, но так и ничего для этого не сделав…