Main » 2011»Тохсунньу»22 » Независимые антикоррупционеры должны получить государственную защиту и «иммунитет» от преступных посягательств
Независимые антикоррупционеры должны получить государственную защиту и «иммунитет» от преступных посягательств
12:46
Нам нужна настоящая антикоррупция: Общественное Движение "Якутия - Наше Мнение" получило аккредитацию независимого антикоррупционного эксперта !-(продолжение-3)
Независимые антикоррупционеры должны получить государственную защиту и «иммунитет» от преступных посягательств заинтересованных сторон.
Возможно, наделение их статусом неприкосновенности подобно судей и сотрудников прокуратуры. Решение о лишении статуса должно приниматься совещательным органом соответствующей правоохранительной структуры при наличии достаточных оснований.
Необходимо рассмотреть вопрос выделения сотрудникам аккредитованных негосударственных организаций антикоррупционной направленности огнестрельного оружия и других специальных средств самообороны. В случае угрозы сторонних лиц расправой и в период участия в расследовании особо важных дел необходимо предоставление специальной охраны для обеспечения личной безопасности. В тоже время необходимо создать оптимальный механизм аккредитации и контроля за деятельностью этих организаций с целью тщательной проверки претендентов и недопущения лиц с противоправной мотивацией.
Для обеспечения максимальной прозрачности, достижения понимания населением механизма работы, недопущения злоупотреблений самими независимыми антикоррупционерами их деятельность должна быть максимально упорядочена. Должны быть четко описаны регламент, процедуры, действия и другие аспекты деятельности. Каждый гражданин должен обладать достаточной информацией об их деятельности, в том числе необходимой для обжалования их действий.
Для описания последовательности действий можно использовать опыт административной реформы, проводимой в системе государственного управления России. В ее основе лежит систематизация и унификация деятельности государственных органов, основанная на разработке административных регламентов. При всех недостатках деятельности органов государственной власти объективно можно отметить позитивные результаты административной реформы для населения.
Благодаря внедрению административных регламентов люди знают, как получить ту или иную государственную услугу: куда и во сколько приходить, сколько ждать, у кого спросить, когда будет готов документ, за сколько времени услуга должна быть исполнена и другие важные моменты. В регламентах указываются немаловажные мелочи: правила оформления информационных стендов, количество мебели для посетителей и другие организационно-технические условия предоставления услуги.
Согласно Постановление Правительства РФ от 11.11.2005г. N679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» Административный регламент устанавливает: -сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти; -порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами; -взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами, иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями.
Цель создания регламента деятельности негосударственных организаций антикоррупционной направленности – это не максимальная унификация деятельности, что с учетом специфики антикоррупционной деятельности практически невозможно. А систематизация и организация деятельности в соответствии с целями, задачами и планом работы. Разнонаправленность антикоррупционной деятельности не позволяет стандартизировать деятельность и написать «на все случаи» конкретные должностные инструкции. В административный регламент включаются следующие положения: -общие положения; -требования к порядку исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги); -административные процедуры; -порядок и формы контроля за исполнением государственной функции; -порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции.
Важным является описание результатов исполнения государственной функции, а также указание на юридические факты, которыми заканчивается исполнение государственной функции. В данном случае необходимо четко определить цели и задачи, разработать конкретные качественные и количественные показатели деятельности. Например, показателем эффективности здравоохранения является уровень заболеваемости и обеспеченности койко-местами, сферы образования – охват населения определенным уровнем образования. Количественными показателями антикоррупционной деятельности могут быть количество реально осужденных коррупционеров, объем возвращенных бюджетных средств, соотношение возбужденных уголовных дел к количеству проведенных проверок и другие. К качественным показателям можно отнести уровень влияния деятельности независимых антикоррупционеров на общественно-политическую стабильность, снижение социальной напряженности и преступности, поддержку населением мер государственной политики и другие.
В регламенте приводится универсальное описание каждого административного действия, содержащее следующие обязательные элементы: -юридические факты, являющиеся основанием для начала административного действия; -сведения о должностном лице, ответственном за выполнение административного действия; -содержание административного действия, продолжительность и (или) максимальный срок его выполнения; -критерии принятия решений; -результат административного действия и порядок передачи результата, который может совпадать с юридическим фактом, являющимся основанием для начала исполнения следующего административного действия; -способ фиксации результата выполнения административного действия, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административного действия, в том числе в электронных системах.
Условная последовательность действий независимых антикоррупционеров – негосударственных организаций антикоррупционной направленности по рассмотрению обращений граждан и поиску коррупционных правонарушений в ходе уголовно-правовой оценки имеющейся информации может быть представлена в следующем формализованном виде.
1.Предварительные мероприятия: -регистрация обращений граждан в журнале, предварительный сбор и анализ данных, дознание; -проведение проверок и поиск коррупционных правонарушений в соответствии с согласованным планом мероприятий. 2.Вынесение решения о принятии дела в производство или обоснованном отказе. Принятие решения об обращении в правоохранительные органы с предложением рассмотреть вопрос возбуждения уголовного дела проводится по результатам предварительной уголовно-правовой оценки. 3.Передача материалов в следственные органы для рассмотрения вопроса возбуждения уголовного дела. 4.Ведение собственного расследования, включающее следующие меры: -обращение в контрольно-надзорные органы и органы финансовой разведки за информационной и методологической поддержкой; -взаимодействие с правоохранительными органами и органами государственной безопасности для оперативного обеспечения проводимых мероприятий. 5.Содействие оперативным и следственным мероприятиям правоохранительных органов посредством включения сотрудников негосударственных организаций антикоррупционной направленности в сводные оперативно-следственные группы, экспертно-аналитическое сопровождение следствия, взаимодействие по отдельным вопросам, участие в сборе доказательств и других мероприятий. 6.Выполнение отдельных контрольно-надзорных функций за ходом следствия в целях соблюдения общественных интересов. 7.Выступление на стороне обвинения или содействие защите. Основными условиями содействия защите являются: -содействие коррупционера в полном раскрытии всех коррупционных схем и изобличении их главных организаторов, активное способствование раскрытию преступления; -совершение преступлений в результате физического или психического принуждения, исполнения обязательных приказов или распоряжений; -добровольное и полное возмещение имущественного ущерба и морального вреда; -явка с повинной, деятельное чистосердечное раскаяние и другие смягчающие обстоятельства. 8.Обжалование судебных решений в случае несогласия. 9.Инициация проведения дополнительного расследования по вновь открывшимся обстоятельствам и возобновление собственного расследования.
Кто-то сочтет нецелесообразным содействие защите обвиняемого в коррупционных преступлениях. Однако, в нынешних реалиях это является необходимой мерой, широко применяемой во многих странах. Практика показывает, что на «скамью подсудимых» попадаются лишь непосредственные исполнители. А главные организаторы остаются безнаказанными.
«Сделка со следствием» заключается в смягчении наказания или полном освобождении от уголовной ответственности в обмен на изобличение главных организаторов преступной деятельности и полное раскрытие всех коррупционных схем. Препятствием для этого должно быть совершение обвиняемым тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе против личности, жизни и здоровья граждан. Для раскаявшихся людей, совершивших преступления экономической направленности и незначительные правонарушения в условиях принуждения, смягчение наказания или полное освобождение от уголовной ответственности будет вполне оправданным и справедливым. В целом, эти меры должны быть направлены на реализацию принципа неотвратимости наказания для организаторов преступлений и соразмерности наказания содеянному. Важным является обеспечение максимально возможной в рамках действующего законодательства прозрачности, гласности и открытости для населения информации о ходе дел.
Каждое действие по каждому принятому в производство делу должно быть придано гласности. Например, с помощью публикации на сайте хода дела: на какой стадии находится (в разработке, на экспертизе, передано в суд, вынесено судебное решение и т.д.), приведения значимых материалов (экспертных заключений, следственных постановлений, судебных решений и т.д.).
Это необходимо для предотвращения негативных последствий закрытости следствия, мотивированной однозначным определением «в интересах следствия». Как известно, на данном этапе, чаще всего, происходит искажение фактов и фальсификация доказательств коррумпированными сотрудниками правоохранительных органов. Пользуясь закрытым доступом и конфиденциальностью следствия «заинтересованные лица» могут за пару часов уничтожить материалы или подделать доказательства.
Большинство крупных коррупционных дел является резонансными и затрагивают общественные интересы. Поэтому необходимо обеспечить максимальную гласность посредством публикации материалов не только в Интернете, но и других СМИ (печать, телевидение, радио).
Одним из факторов эффективности и результативности является степень включенности независимых антикоррупционеров в ход следствия, проводимого правоохранительными органами. Взаимодействие с официальными органами возможно путем не только привлечения сотрудников негосударственных организаций в качестве специалистов на договорной основе. Но и передачи права на ведение оперативно-розыскной деятельности и включения сотрудников в сводную оперативно-следственную группу.
Одной их форм взаимодействия может быть заключение различных договоров и соглашений о сотрудничестве негосударственных организаций антикоррупционной направленности с Прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, их региональными подразделениями и другими ведомствами. На основании данных документов необходимо выработать подходы к взаимодействию и, в дальнейшем, конкретизировать отдельные аспекты совместной деятельности.
Порядок взаимодействия между сотрудниками негосударственных организаций можно определить во внутреннем регламенте. Оптимальная организация деятельности должна предусматривать взаимозаменяемость и эффективную адаптацию новых сотрудников. Это будет иметь большое значение при расширении деятельности и открытии дополнительных подразделений.
В органах внутренних дел у каждого оперативного сотрудника находится на исполнении несколько дел, распределяемых с учетом соблюдения режима труда и отдыха, материальной компенсации напряженности труда. В данном регламенте можно обосновать критерии распределения нагрузки в соответствии с направлением работы каждого сотрудника и регламент взаимодействия (ведение документационного оборота, составление отчетности, режим работы, время еженедельных совещаний и т.д.). Важным является обеспечение оптимального соотношения численности сотрудников, работающих на постоянной и договорной основе. Это будет зависеть от уровня бюджетного финансирования. Для обеспечения бюджетного финансирования необходимо принятие следующих мер: -корректировка Национального плана противодействия коррупции и других подзаконных актов в контексте четкого отражения роли независимых антикоррупционеров в реализации государственной политики противодействия коррупции; -разработка механизма размещения государственного заказа на участие негосударственных организаций в реализации конкретных мер государственной политики противодействия коррупции.
Сотрудники, входящие в штатную численность, должны быть обеспечены достойным уровнем оплаты труда и соответствующими социальными гарантиями, сопоставимыми со статусом сотрудников правоохранительных органов. Для внештатных сотрудников должны быть предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки, в том числе по основному месту работы. Социальная значимость их деятельности сопоставима, а по некоторым параметрам выше, чем участие в добровольных народных дружинах, сдаче крови, работе избирательных комиссий и так далее. С учетом общественной основы деятельности необходимо разработать механизм ходатайства по основному месту работы для предоставления дополнительных отгульных и выходных дней, специального режима работы и оказания мер материальной поддержки.
Можно рассмотреть расширение источников финансирования. Например, использовать данный механизм для выделения федеральных средств на обеспечение деятельности общественных организаций, средств федеральных и региональных целевых программ и так далее.
Реализация вышеуказанных мер предполагает получение соответствующего социального и экономического эффекта от участия негосударственных организаций в борьбе с коррупцией. С учетом того, что их деятельность направлена на обеспечение устойчивости конституционного строя и национальной безопасности государства, необходимо незамедлительное принятие соответствующих государственных решений. На законодательном уровне должен быть принят регламент деятельности независимых антикоррупционеров и четко определены их права и обязанности
Чтобы каждый человек, в том числе подозреваемый в коррупции, знал предел полномочий независимых антикорррупционеров и меру их ответственности.
Уважаемые сограждане ! Только объединив усилия всего общества, Мы сможем преодолеть коррупцию – одну из самых острых проблем нашей страны. Я призываю Вас поддержать инициативу по непосредственному участию независимых антикоррупционеров – негосударственных организаций антикоррупционной направленности и отдельных граждан в деятельности правоохранительных органов и органов государственной власти по противодействию коррупции.
Подробнее на http://yakutian.org Степан Петров, Руководитель Общественного Движения "Якутия - Наше Мнение" телефон 8-984-109-42-77