Main » 2011»Муус устар»1 » Оргвыводов глава государства делать пока не стал.
Оргвыводов глава государства делать пока не стал.
16:30
Верховный разнимающий. Президент погасил конфликт между Следственным комитетом и Генпрокуратурой ("Коммерсантъ")
Вчера в своей резиденции в подмосковных Горках президент России Дмитрий Медведев пресек конфликт между Генпрокуратурой и Следственным комитетом, вызвав для разбирательства руководителей ведомств Юрия Чайку и Александра Бастрыкина. Оргвыводов глава государства делать пока не стал.
Однако очевидно, что встреча напрямую отразится на расследовании уголовных дел об игорных махинациях под "крышей" прокуроров. Расследование, видимо, продолжится уже без громких разоблачений, а их фигурантами не будут прокуроры и их родственники.
Как говорят высокопоставленные источники "Ъ", межведомственный конфликт мог развиваться еще долго, но после вышедшей 30 марта в "Ъ" публикации, в которой рассказывалось о том, что у следствия, разбирающегося с игорными мошенничествами и крышевавшими их прокурорами, появились вопросы к сыну генпрокурора Юрия Чайки Артему, в противостояние двух правоохранительных ведомств пришлось вмешаться руководству страны. Произошло это, как предположили собеседники "Ъ", при следующих обстоятельствах. Узнав из СМИ о подозрениях в адрес своего сына и понимая, что следствие не остановится на полпути, генпрокурор попросил президента о личной встрече. Как раз в это же время главное следственное управление СКР по Московской области официально объявило о том, что Чайку-младшего решено привлечь в качестве свидетеля по двум уголовным делам о мошенничестве. Они были связанны с сетью игорных заведений бизнесмена Ивана Назарова, которого с прокурорами-крышевателями якобы свел Артем Чайка, и вымогательством тем же господином Назаровым денег и должности у главы Серпуховского района Александра Шестуна, в котором, по показаниям засекреченного свидетеля, также засветился Чайка-младший.
Вчерашняя встреча в Горках, на которую вместе с генпрокурором президентом был вызван председатель СКР Александр Бастрыкин, проходила за закрытыми дверями. Пресс-служба президента лишь сообщила о самом событии, не уточнив ни цели мероприятия, ни его итогов. Не стали комментировать ее и в пресс-службах Генпрокуратуры и СКР. Источники же в ведомствах солидарно сообщили, что никаких оргвыводов после нее сделано не было, однако прокурора и главного следователя страны президент, как они выразились, "развел по углам", дав, прежде всего, понять, что конфликт ни в коем случае не должен приобретать публичную форму, поскольку это вредит как работе обоих ведомств, так и имиджу власти в целом.
Отметим, что о том же Дмитрий Медведев уже заявлял на координационном совещании правоохранительных органов в конце февраля этого года. "Ни в коем случае нельзя делать выводы о виновности или невиновности людей до объявления приговора суда",— заявил тогда Дмитрий Медведев, комментируя громкое дело о подпольных казино в Мособласти, вылившееся в противостояние двух ведомств. Как отметил президент, "давить на следствие, привлекая средства массовой информации, это недопустимо. Тот, кто будет в этом замечен, будет уволен, независимо от чинов и званий". Дмитрий Медведев дал сторонам понять, что разбирательство "должно идти строго в рамках закона и при соблюдении всех надзорных процедур, но идти тихо, спокойно". Вслед за этим президентом был отправлен в отставку за нарушение служебной этики замдиректора ФСБ генерал-полковник Вячеслав Ушаков, санкционировавший распространение центром общественных связей ведомства сообщения о том, что именно прокуроры крышевали незаконный игорный бизнес.
На встрече в Горках, по данным "Ъ", речь шла не только об этике, но и об отношении к детям. Естественно, прямого приказа оставить в покое Артема Чайку, которому, кстати, 35 лет, не последовало. Однако глава государства, как говорят источники "Ъ", дал понять, что заложниками конфликта следствия и прокуратуры не должны становиться родственники руководителей этих ведомств. Решения по ним должны приниматься только на основании железных доказательств, а не показаний каких-то секретных свидетелей.
По словам источников "Ъ" в СКР, после встречи в Горках уголовные дела в отношении Ивана Назарова прекращать никто не собирается, а вот окажутся ли фигурантами дел подмосковные прокуроры и Артем Чайка — большой вопрос. Возможно, дело ограничится лишь увольнениями прокуроров, засветившихся в игорном скандале. Об этом ранее "Ъ" говорили и в самой Генпрокуратуре. По сведениям из надзорного ведомства, по результатам внутренней проверки, которая еще продолжается в отношении первого заместителя прокурора Московской области Александра Игнатенко и начальника 15-го управления областной прокуратуры Дмитрия Урумова, они могут быть уволены. А мособлпрокурора Александра Мохова, как не справившегося с работой, переведут на другую должность с понижением.
Пока продолжалась встреча в Горках, "Ъ" стало известно о том, что Мособлпрокуратура повторно отменила постановление о возбуждении уголовного дела в отношении господина Назарова, который за невозбуждение уголовного дела в отношении главы Серпуховского района Александра Шестуна требовал у него $2 млн, а также назначения своих людей на руководящие должности в МУП "Серпуховские недра". В рамках расследования именно этого дела следствие хотело допросить сына генпрокурора РФ Артема Чайку. Из показаний засекреченного свидетеля, которые были оглашены в Серпуховском суде, следовало, что в МУП должны были быть назначены люди из структур, подконтрольных как раз Чайке-младшему.
30 марта Серпуховской городской суд удовлетворил жалобу господина Шестуна, признав отмену Мособлпрокуратурой этого уголовного дела "незаконной и необоснованной". Не став даже обжаловать это постановление, надзорный орган в тот же день исполнил решение суда, но вслед за этим вынес новое постановление об отмене уголовного дела. "Незаконным и необоснованным" Мособлпрокуратура сочла его все по тем же основаниям, что и раньше. В надзорном ведомстве полагают, что Иван Назаров не подлежит уголовной ответственности, поскольку он "добровольно и окончательно отказался от приготовления к совершению данного преступления". Есть в постановлении и несколько новых выводов. В частности, "изучив представленные материалы", в прокуратуре пришли к мнению, что доводы следствия о том, что Иван Назарова требовал от Александра Шестуна передать ему $2 млн, не подтверждаются ни материалами проверки, ни какими-либо документами (сам господин Шестун утверждает, что в материалах имеется листок с "конкретной суммой за оказание помощи", который ему в машине продемонстрировал, а затем выбросил Иван Назаров).
Относительно упоминаемых в деле заместителя прокурора Московской области Александра Игнатенко, начальника 15-го управления областной прокуратуры Дмитрия Урумова и прокурора Серпухова Олега Базыляна опрашивавшие их коллеги по надзорному ведомству установили, что "все разговоры с Шестуном велись ими только на тему надзорной деятельности и проведения ряда прокурорских проверок в районе, а на просьбы Шестуна помочь в решении проблем они настаивали, что их решение должно происходить в рамках закона". Более того, из имеющихся материалов прокуроры сделали вывод, что причастность господ Игнатенко и Урумова к действиям Ивана Назарова "не только не подтверждается, но и опровергается".
Вчера же стало известно о том, что Генпрокуратура потребовала от следственного комитета провести проверку в отношении и. о. руководителя главного следственного управления СКР по Московской области Андрея Маркова. Основанием для этого стало заявление осужденного на восемь лет за получение взятки 5 млн руб. от господина Шестуна руководителя отдела по надзору за следствием главного управления Генпрокуратуры по Южному федеральному округу Сергея Абросимова. Уже будучи в местах лишения свободы, он направил заявление в Генпрокуратуру о том, что полученные от Александра Шестуна деньги якобы должен был передать Андрею Маркову, в интересах которого и действовал. В Генпрокуратуре говорят, что еще в начале марта направили в СКР эти материалы, а также требовали до конца проверки отстранить господина Маркова от работы, но следствие запрос проигнорировало.
"Я последний раз видел этого Абросимова несколько лет назад. Этот человек не знает ни моего адреса, ни номера моего телефона и уж тем более не знает, когда у меня день рождения (в этот день Абросимов, судя по его показаниям, якобы и планировал передать ему деньги.— "Ъ")",— сказал "Ъ" господин Марков. По его словам, заявление Сергея Абросимова — "это собачий бред человека, который осужден и давно находится в местах лишения свободы".
Как развивался конфликт Генпрокуратуры и следственного комитета
История вопроса
В ноябре 2007 года Генпрокуратура попыталась добиться изъятия у созданного месяцем ранее следственного комитета (СК) права расследования преступлений небольшой и средней тяжести (60% всех дел). В декабре заместитель генпрокурора Виктор Гринь поручил провести полную проверку комитета, которую его глава Александр Бастрыкин назвал поиском компромата.
Одновременно Генпрокуратура начала заступаться за двух нерядовых подследственных — сотрудника ФСКН Александра Бульбова (в итоге получил условный срок) и заместителя министра финансов Сергея Сторчака (дело закрыто за отсутствием события преступления).
31 января 2008 года генпрокурор Юрий Чайка объявил о выявлении 23 тыс. случаев необоснованных отказов следователей в возбуждении уголовных дел. Позже представители обоих ведомств не раз указывали на недостатки в работе друг друга. В частности, в марте 2010 года генпрокурор заявил о выявлении свыше 350 тыс. нарушений в работе следственных органов.
12 мая 2008 года господин Бастрыкин возобновил дело в отношении первого заместителя генпрокурора Александра Буксмана, обвинявшегося в превышении полномочий. В июне 2008 года Юрий Чайка отменил распоряжение главы СК.
В декабре 2009 года Александр Буксман, исполнявший обязанности генпрокурора, уволил главу следственного управления СК по Москве Анатолия Багмета "за нарушение присяги". Вернувшийся из командировки Юрий Чайка отменил этот приказ. Он поручил принять кадровое решение господину Бастрыкину, который в августе 2010 года повысил господина Багмета до заместителя руководителя главного управления криминалистики СК.
23 сентября 2010 года президент Дмитрий Медведев поддержал давнюю идею Александра Бастрыкина, объявив о создании самостоятельного следственного комитета и выводе его из подчинения Юрия Чайки.
14 февраля 2011 года СК возбудил дело об организации в Московской области сети подпольных казино, фигурантами которого стали работники прокуратуры. Несмотря на неоднократные попытки Генпрокуратуры закрыть дело, его расследование продолжается. Сергей Машкин, Олег Рубникович