"Обращайтесь, когда убьют..." Зэк-рецидивист держит в страхе целую семью (Газета "Якутск вечерний")
Для Яны К. эта история началась чуть больше года назад. Познакомившись через подругу с парнем по телефону, она и не подозревала, какой кошмар приготовила ей судьба. Человек казался милым, добрым и внимательным. То, что в то время он находился в колонии, немного смущало, но парень смог убедить ее, что попал туда случайно. «С кем не бывает, не ставить же на человеке крест», - подумала девушка и стала дожидаться нового знакомого из мест не столь отдаленных. А дождалась, как позже выяснилось, проблем и на свою голову, и на голову своей семьи. «Добрый и внимательный» парень оказался настоящим «монстром» с более чем темным прошлым.
Яна и Женя прожили вместе... 12 дней
Яна с родителями и старшим братом Станиславом живет в Мархе. Девушка в свои тогдашние 24 года привыкла работать и помогать родителям держать хозяйство. Семья, о которой идет речь, вполне благополучная, непьющая, работящая. Добротный дом, хозяйство, живность. В общем, полная идиллия. Так было до тех пор, пока Яна не познакомилась с Евгением. После освобождения молодые (Евгению тогда было 29) стали жить вместе у него. Семья Евгения тоже вполне состоятельная, мать с мужем — предприниматели средней руки. Однако, прожив 12 дней в семье гражданского мужа, Яна сбежала к родителям - Евгений доказывал свою правоту кулаками. В очередной раз он разбил Яне голову. Она ушла и написала заявление в милицию. Возбудили дело. Но Евгений подкараулил ее на улице и пригрозил, что ей будет плохо, если не заберет заявление. Яна забрала. Вскоре парень явился, стал умолять простить, говорил, что такого больше не повторится. Яна простила, вернулась и... вскоре поняла, что беременна. Однако отец ребенка ненадолго оставил издевательства над матерью своего будущего ребенка, а затем продолжил бить беременную, в том числе по животу.
Кто-то из его родственников, зная о том, как Женя издевается над Яной, проговорился: мол, он много лет назад, будучи еще малолеткой, убил учительницу. Яна не поверила, но, родив каким-то чудом вполне здорового малыша, из роддома вернулась к родителям и перестала отвечать на звонки Евгения.
И вот тут началось самое страшное. Евгений стал звонить и угрожать. Сначала просто расправой, потом поджогом, потом уже убийством не только Яне, но и членам ее семьи.
А в ответ тишина...
Оксана К., мать Яны:
— Это началось после рождения внука, ему сейчас 3 месяца. Евгений стал приезжать, устраивать на улице скандалы, но в дом попасть не мог, так как во дворе у нас большая собака. Приезжал на иномарках с какими-то братками, один раз даже с милиционером. Требовал отдать ему ребенка. Мы, конечно же отказались, тогда он стал звонить Яне, мне, моему мужу и сыну на мобильные телефоны. Полтора месяца назад покончил с собой мой сын, который общался с Евгением незадолго до смерти, и Евгений ему угрожал. Накануне самоубийства он сказал мне: «Это никогда не кончится». Утром мы нашли его в петле. В ночь перед похоронами, когда мы с женщинами готовились к поминкам, приехал Евгений и стал ломиться в дом. Он сигналил и стучался в ворота как бешеный, грохотом разбудил и напугал внука. Мы обращались и в милицию, и в прокуратуру, но его привлекают только за мелкое хулиганство, выписывают штрафы по 500 рублей и однажды посадили на пять суток.
Женщины показали ответы из полиции и прокуратуры, где сообщается, что в возбуждении уголовного дела в отношении их мучителя отказано. Между тем смс-ки с угрозами продолжают приходить. Вот, например, такие (орфография соблюдена): "Яна молись ты сдохниш", "Бита готова для тебя", "Чё пи...ски нажились на мне. Я мочить буду. Собака первая сдохнит. С папы начнем, домой пешком ходит", "Жалуйтесь хоть министру, мне ничего не будет".
Яна:
— Мы боимся выходить из дома, даже до магазина, так как считаем, что он способен выполнить свои угрозы. Я боюсь за родителей, за ребенка. У меня пропало молоко, сын, чувствуя мое состояние, становится нервным. Я не знаю, что делать! Недавно мы написали еще одно заявление в прокуратуру и 3-й ГОМ, ждем ответа. Пугает то, что угрожая, он называет имя сотрудника колонии, в которой сидел, говорит, что тот его всячески прикрывает, и вообще называет его «крышей».
Незажившая рана
Мы нашли родственников погибшей учительницы. Они нам назвали имя убийцы — Евгений К. Тот самый. В школе данный факт подтвердили. На момент совершения убийства осенью 1994 года ему уже исполнилось 14 лет и он попал под суд.
Эту трагедию, произошедшую 17 лет назад, в городе еще помнят многие. Днем 7 сентября учительница средней школы № 15 (тогда она располагалась в старом здании, ныне снесенном) Виктория Т. мыла окна в классе Она всего пару дней назад устроилась на работу в школу, очень радовалась и приводила всё в порядок. Неожиданно в класс вошли какие-то пацаны, и один из них, подойдя к ней, попытался сдернуть с шеи золотую цепочку. Учительница возмутилась и... получила два удара ножом в живот. Ее только успели довезти до больницы, но спасти уже не смогли. Дома в тот день, да и ни в какой другой не дождался мамы маленький мальчик, которому было всего два годика.
Радик, родственник Вики:
— Я был на суде. Тогда убийца был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение в психбольницу. Тюремный срок, насколько помню, он так и не получил.
Роза, свекровь Виктории;
— Я до сих пор всё переживаю, как будто это было вчера. Вот и вы мне сейчас напомнили. Такая девочка была хорошая. Мать этого убийцы занималась торговлей, на суде они предоставили справку, что он невменяемый. Вы говорите, он кому-то угрожает? Сделайте так, чтобы он больше никому не причинил вреда. Сынок Вики уже взрослый, поступил учиться и, хоть рос без мамы, стал хорошим человеком. Об этой истории знает только от нас да то, что тогда писали в газетах. Викина мать не пережила потери дочки и умерла, когда ей было всего 54 года.
«Красному» - зеленый свет!
Такое количество судимостей и такое завидное для многих зэков постоянство в условно-досрочном освобождении грабителя-рецидивиста наводит на определенные мысли: а уж не пользуется ли и вправду Евгений благосклонностью каких-либо людей в погонах?
За разъяснением мы обратились к тем, с кем Евгений сидел в последний раз, которым, в отличие от него, на УДО — «красный» свет. По понятным причинам имен не называем:
— Да, был такой у нас на «пятерке» (колония № 5 на Кирзаводе — Авт.), в третьем бараке сидел, больше года назад освободился. Только он из "красных" (сотрудничающих с администрацией колонии. — Авт.) и «крыша» у него ментовская.
Мы нашли того сотрудника УФСИН, которого Евгений в разговорах называл своей «крышей». Так как называть фамилии оперсостава по понятиям их безопасности и безопасности их семей нельзя, назовем только имя. Константин:
— Да, он сидел в 5-й колонии, я помню такого. Меня «крышей» называет?! Да он человек неадекватный. Не удивлюсь, если он действительно псих!
К-вы обращались в милицию, жаловались на бездействие милиции в прокуратуру и просили защитить ребенка от отца. В итоге получали одни отписки: «В возбуждении уголовного дела отказано», «Обращайтесь в суд» и т. д.
Мать Евгения: «Он и меня грозился убить!»
Понятно, что для любой женщины ребенок — самое главное. И что бы ни случилось, она станет его защищать, даже если он последний негодяй. Татьяна, мать Евгения, не исключение, но за это ее судить трудно. Сын все-таки, да и в момент убийства учительницы ему было всего 14. Женщина надеялась, что сын исправится. Мы нашли Татьяну. Оказалось, что ей, как и Яне и ее семье, не позавидуешь. Татьяна, мать Евгения:
— С Яной у нас прекрасные отношения, мы на днях были у них дома, привезли подарки малышу. От Евгения она помощь принимать отказывается, мы и подумали, что должны сами помочь. Мне про сложившуюся ситуацию известно, я ему говорила, что таким способом, угрозами и кулаками, любимую женщину не вернешь. Он не понял. Думаю, это у него от бессилия. Угрозы? Он и мне угрожал убийством, и только благодаря мужу, который был вынужден применить методы физического воздействия, его удалось успокоить. С тех пор он с нами не живет, где сейчас, не знаю.
В разговоре женщина ни разу не назвала Евгения сыном.
«Ваше заявление списали...»
Между тем в минувший вторник Яна получила сразу два уведомления из полиции. Увы, прочитав долгожданные письма, Яна не обрадовалась, а вновь впала в отчаянье. Первое (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела) за подписью участкового уполномоченного А. Максимова гласит: «...Начиная с февраля 2011 года Евгений К. периодически приезжает к бывшей сожительнице и караулит ее. Отправляет смс-сообщения С угрозами. Ранее Евгений К неоднократно избивал гражданскую жену. Принимая во внимание, что разговор был по телефонной связи, угроза носила абстрактный характер и не могла нести реальной угрозы жизни и здоровью женщины, так как проведенной проверкой не установлен факт угрозы убийством. А также не усматриваются события административного правонарушения, так как общественный порядок не нарушен... Постановил в возбуждении уголовного дело по заявлению гражданки К. отказать за отсутствием события преступления...».
То есть смс-ки с угрозами есть, а события угроз нет. Завизировано начальником 3-го ГОМа Афанасьевым. Второе уведомление было уже от самого начальника 3-го ГОМа: «Ваше заявление списано в специальное номенклатурное дело в связи с отсутствием события преступления». Всё, точка.
Полиция, выходит, никак не может защитить граждан, которые её же, кстати, и содержат. Вероятно, они ждут, когда ситуация сложится более понятным им способом. То есть когда преступление совершится, полицейские быстро задержат преступника, получат заслуженную галочку, а то и медальку. А руководители правоохранительных органов в связи с «широким общественным резонансом» бодро отрапортуют на пресс-конференции о героическом раскрытии.
Накануне выхода номера редакции стало известно, что по факту заявления Яны об угрозах убийством сотрудники полиции даже... не опросили самого Евгения К. Его попросту... не нашли. Проверки продолжаются.
«Послужной» список
По своим каналам мы решили «пробить» личность Евгения. Выяснилось, что официально впервые он был осужден в 2000 году.
2000 год. Кража и грабеж с применением насилия. Получил условно 4 года.
2002 год. Грабеж и мошенничество. С учетом предыдущей непогашенной судимости получил реальный срок 6,6 лет.
2002 год. (продолжение) Кража, грабежи Еще 3,6 года. Освободился в 2006 году по УДО (условно-досрочно).
2006 год. Грабеж. 4,6 года Освобожден в ноябре 2009 года условно-досрочно.
Далее уже после последнего освобождения в списке идут 5 административных правонарушений за мелкое хулиганство только с начала этого года. И это у человека с условным сроком! В документах о судимостях чудесным образом нет упоминаний о самой первой и самой страшной судимости Евгения. Инна Федорова. Фото автора