Из книги: Арон Атабек, "Йоллыг-Тегин. Памятник Куль-Тегина", Алматы 2000 г. Изд. "Кенже-пресс" (вместо предисловия)
Великий пояс степей, от Хингана до Карпат, - на протяжении тысячелетий был живой артерией, связующей Восток и Запад, Север и Юг. Кочевые племена, свободные от рабской привязанности к куску обработанной земли, в принципе отвергающие унижающие достоинство человека товарно-денежные отношения – были той пассионарной стихией, которая то и дело изменяла ход Мировой Истории. В середине 6 века н.э. в Великой Степи вновь начался процесс централизации власти. Точнее, перераспределения власти между двумя династийными родами внутри каганского тотемного племени, ведущего начало от дома Гуннов. Это были роды Юань ( Жуань или Жужань) и Ашина. Первый из них к тому времени царствовал более двухсот лет, второй, согласно китайской хронике, уже к началу эпохи Цзинь (265г н.э.) был каганским племенем в 10-ом поколении ( Зуев). Скорее всего, речь идет об одном племени (Ашина), который пребывал у Власти , основываясь на генетическом родстве с домом Гуннов. По легенде, Волчица спасла гуннского царевича от смерти и от их союза произошло племя Ашина (Алшын) или собственно Кок Тюрки. Если быть точнее , Юань – это китайская калька с тюркского Алшын ("далекий, знатный, древний, драгоценный”), а Ашина – искаженное китайское написание этого же этнонима. В 545 году император Китая ( Табгач) прислал послов ко двору Бумына, вождя племени Ашина, признавая его каганское достоинство. С этого момента в историю вступает новое государство – Великий Тюркский каганат (545-745гг). Впрочем, новой была только каганская династия внутри царствующего племени единого государста тюркоязычных кочевников . В рунических памятниках это Государство именуется Бенгу Ел – Вечная Родина(!), а великая слава его запечатлена в уникальных поэмах, выбитых рунами на Бенгу Таш - Вечном Камне (!) Древнетюркской Истории. Новая династия возродила древний политический этноним – Торе или Тюрк (”Закон, Знать, Почет”), восходящий к Турам (Туран и Иран!) второго тысячелетия до н.э.! Поскольку тюрки были Тенгрианцами по вере – их стали именовать Кок Тюрк ("Небесные Тюрки” – имя как символ тенгрианства) . Это имя вскоре стало общим и родным для племен всей Великой Степи, а также многих завоеванных оседлых стран. Китай, Иран ( позднее – Арабский Халифат) и Греция (позднее Рим и Византия) – эти три империи, на протяжении тысячелетий определявшие мировую политику – находились в зависимости от кочевого государства Номадов (Туров, Скифов, Гуннов, Тюрков, Монголов и др.). Номады обладали Четырьмя Стратегическими Материалами, определявшими их военное превосходство: 1. табунами боевых коней и искусством всадничества (Ер-Серы, от них – Сир, Сэр, Шер и др.); 2. природными железорудами и искуством военной металургии (Seri-Cum Ferrum – Железо Серов!); 3. шелком (дань с Китая) – этой "валютой” древних эпох (Seri-kon – «шелк» на греческом, буквально «Достояние Серов»); 4. уникальным психофизическим типом людей, отличающихся благородными качествами (Ер-Серы – буквально «Герои-Воины», общеевропейское «рыцарь» – из этого же корня).
Древние писатели ,помимо множества родовых, тотемных, политических имен кочевников зафиксировали еще одно имя – возможно, отражающее саму суть Номадизма. Это имя – СЕРЫ. В эпоху античности ( 2в. до н.э.- 2 в н.э.) – НАРОД СЕРОВ. В эпоху Великого Тюркского Каганата – НАРОД ТЮРКОВ-СЕРИ ("тюрк сир будун”). С эпохи Казахского ханства и по сей день – НАРОД КАЗАХОВ-СЕРИ. "Сери” – это обозначение духовно-физического совершества человека. Казахи говорят :”сегиз кырлы бир сырлы” - "восемь граней таланта в одном человеке”. Сери – это и поэт, и воин, и музыкант, и полководец, и силач, и оратор, и герой-любовник, и знаток лошадей и ловчих птиц и т.д.и т.д. Не случайно НАРОД ТЮРКОВ-СЕРИ остался в Истории не только как создатель грандиозной империи от Орхона до Дуная – но и как автор уникальных литературных Памятников, хранитель древнейшей, уникальной РУНИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ! В конце 19 века в мировой ориентологии (востоковедении) произошла сенсация: были обнаружены и прочитаны древнетюркские поэмы-эпитафии, выбитые руническим письмом на каменных стелах. По своей значимости это событие ( первооткрыватель - Н.Ядринцев, археолог – А.Гейкель, дешифровщик – В.Томсен, переводчик – В.Радлов) равнозначно открытию и прочтению знаменитой египетской клинописи (Ф.Шампольон, начало 19 века), изменившей представления людей о путях развития мировой цивилизации. Трудно пероценить уже сам факт существования исконной, самобытной рунической письменности у кочевников Евразии. Более того, не просто письменности (разрозненных надписей) – но развитой поэтико-художественной письменной традиции. Сколько веков интеллектуальной деятельности было необходимо для того, чтобы уже в начале 8-го века (за 4 столетия до знаменитого "Слова о полку Игореве”!) дать миру такие монументальные шедевры, как "Куль-Тегин”, "Бильге-каган”, "Тоньюкук”, "Моюн- Чур” и др. (сохранилось шесть крупных поэм и десятки мелких эпитафий). И это только в т.наз. "орхонском цикле” – не говоря о енисейских, восточно-туркестанских, центральноазиатских, кавказских , европейских надписях! Само происхождение рунической письменности покрыто мраком тайны. В науке господствует теория заимствования древними тюрками согдийского (персидского) письма. Однако не объяснен механизм трансформации согдийского курсива в тюркские линейные знаки (практически это невозможно). Бросается в глаза также явная схожесть тюркских рун с древнейшими письменными системами – финикийской, арамейской, шумерской, китайской (см. труды О.Сулейменова, Мизиева, Аджи, Кызласова и др.). Задолго до открытия древнетюркских памятников науке были известны древнескандинавские руны (кстати, до сих пор не прочитанные!). С легкой руки шведа Ф. Страленберга ( плененного в Полтавской битве и отправленого в Сибирь), который одним из первых обнаружил "каменные писаницы” – древнетюркские надписи были названы, по аналогии с древнескандинавскими, РУНИЧЕСКИМИ ПИСЬМЕНАМИ. Древнегерманское *RUN означает «тайнопись». Однако, семантическое ( лексико-смысловое) гнездо находится в тюркских языках. Казахский язык, как язык последнего крупного кочевого народа, сохраняет наиболее глубокие значения: * ҰРЫН - «тайно,скрытно», *ҰРЫҚ – « семя, тайная субстанция», *ҰРАН – «клич, тайное имя», *ҰРЛЫҚ – «воровство» и т.д. В 1899 году сибирским краеведом Н.Ядринцевым, в бассейне реки Орхон ( нынешняя Монголия) был обнаружен кусок плиты с рунами и два мемориальных комплекса, засыпанных песками. В 1890 году сюда прибыла финская экспедиция А.Гейкеля. На следующий год к ним присоединилась российская группа В.Радлова. Были извлечены две рунические стелы, вошедшие в историю как «Памятник Куль-Тегина» и «Памятник Бильге-кагана». Позднее были обнаружены и другие надписи. На стеле «Куль-Тегин», помимо рунического текста., сохранилась и надпись китайскими иероглифами. Это была эпитафия ( в прозе и стихах) , сочиненная лично императором Сюаньцзуном в честь гибели тюркского царевича Куль-Тегина. Она была переведена российским синологом В.П. Васильевым в 1891 году (см. поэтический перевод и комментарии в книге А.Атабека «Йоллыг-Тегин. Памятник Куль-Тегина», А, «Кенже-Пресс», 2000г). Из китайской надписи явствовало, что Памятник принадлежит НАРОДУ ТЮРК и написан на ТЮРКСКОМ языке. В декабре 1893 года датский ученый В.Томсен обнаружил шифр и прочитал первое руническое слово – ТЕНГРИ! В следующем году В.Томсен и В.Радлов уже представили первый перевод «Памятника Куль-Тегина». Так появилась новая наука – ТЮРКОЛОГИЯ! "Памятник Куль-Тегина” (732г) представляет собой поэму в стихах, посвященную памяти великого тюркского героя Куль-Тегина. Следующий текст – "Памятник Бильге-кагана” (735г) – является эпитафией его старшему брату Могиляну или Бильге-кагану. Оба они были сыновьями Кутлуг -кагана или Ельтериса – "Собирателя Государства”, возродившего Великий Каганат после 50-летнего подчинения Табгачам ( Китаю). Но унаследовали они верховную власть не сразу – а лишь после 20-летнего правления Капагана, брата Кутлуга. Дело в том, что в Степи издревле существовала т.наз. "удельно-лествичная система” престолонаследия ( на Русь принесли ее торки и черные клобуки). Ее суть в том, что власть переходит не от отца к сыну – а от старшего брата к младшему и от дяди к племяннику. Как показывает История, это было разумным и действенным средством против междоусобиц внутри правящей династии: каждый принц знал, что власть перейдет к нему в означенный срок ( а в условиях перманентных войн кочевников – ждать приходилось не слишком долго)! Тем более, что официально Власть в Степи всегда принадлежала не семье (клану) – а всему династийному (тотемному) Роду! Но конфликты, конечно, все же случались. После смерти Капагана в 716 году его сыновья сделали попытку узурпировать власть. Бильге и Куль-Тегин одержали победу в военном столкновении. Сторонники узурпаторов были казнены, а знаменитый старец Тоньюкук, он же Алише Юань Чжень, он же Кули-Чур (советник 4-х каганов и тесть Бильге-кагана) – был отправлен в почетную ссылку "в свои кочевья”, где и воздвиг стелу с собственным, прижизненным(!) жизнеописанием (что делает некорректным определение С.Маловым орхонской литературы как "кладбищенской поэзии”). Данная стела вошла в историю как "Памятник Тоньюкука” (716г). Впрочем, он вскоре был возвращен на свою должность советника кагана – и последующая история Каганата, как и предыдущие десятилетия, прошли под знаком этой Великой Личности! В возрасте 80-ти (!) лет Тоньюкук, он же Кули-Чур, пал в бою с карлуками. В память о его деяниях была воздвигнута стела, вошедшая в историю как "Памятник Кули-Чура”. В "орхонский цикл” входят еще две крупные поэмы – "Капаган или Онгинский камень” и "Моюн-Чур”. Первая из них написана в том же году, что и "Памятник Тоньюкука”( 716г- год смерти Капаган-кагана) , но для нее характерна и плохая сохранность текста, и некоторая архаика стиля ( употребление выражений "Тенгри-Кен” в значении "Каган”, "Атачим” – "Дедушка”, интерполяция в основной текст рассказа от лица автора, Сабра Тархана, о собственных деяниях во славу Бильге-кагана и др). Она посвящена памяти Капаган-кагана и повествует о той самой междоусобной войне, в которой победил Бильге-каган. "Памятник Моюн-Чура”, как это ни парадоксально, является памятником уже другой каганской династии или даже эпохи – эпохи господства Токуз-Огузов или Уйгуров, в 745 году пришедших к власти вместо Кок Тюрков (Ашина). Но в литературно-историческом плане он является продолжением единой древнетюркской традиции: та же письменость (руническая), та же форма героического эпоса ("саб” – по- древнетюркски, "жыр” – по –казахски), те же образы и стилистика, та же форма воплощения ( каменная стела и грандиозный мавзолей-захоронение). Тюрки, как известно, считали своим прародителем Волка, а точнее – Волчицу ( Гумилев и др.). Тотем, естественно, стал основным именем рода – Бори или Берч (по-тюркски) и его варианты в разных языках: Фули – по-китайски, Борч – по-монгольски, Бурч - по –русски, Бурджи – по-арабски, Берш – по-казахски и т.д. Однако, тотемные представления, как и все в мире, имеет динамику развития. На золотой тиаре Куль-Тегина изображен Кречет, распластавший в полете крылья ( ученые ошибочно принимают его за Орла).Кречет по-тюркски – Лашын, что отражено в этнониме Лашын ( чередование открытых и закрытых слогов – системно). Таким образом, в эпоху Каганата оба династийных этнонима ( Ашина – Алшын и Бори- Берч) имели тотемное происхождение и служили одним из главных средств Легитимизации Власти. После падения Каганата каганский род начинает утрачивать влияние. Соответственно, происходит и переосмысление тотема ( от абсолютной силы к относительной слабости): Волк превращается в Собаку, Бори – в Кумай или Куман ( чередование н/й по типу *кой/ кон – овца). Казахи до сих пор лучшую породу собак называют Кумай-Тазы! Европа 11 века узнала Кок Тюрков под именем Куман (а также Половец и Кипчак). В золотоордынское время становится популярной монгольская калька - Ногай ( Ноха – по-монгольски собака). На родовом знамени Чингис-хана из тюркского рода Борч ( *Борч –жигин или * Господин Борча !) изображен все тот Кречет. Согласно этногоническим легендам, тюркская Собака-Кумай была рождена от волшебной Птицы-Каз (Гусь). Так появился последний тотемный этноним великих номадов – КАЗАК (ҚАЗАҚ). В рунических Памятниках тюрков и летописях соседних оседлых государств зафиксированы множество названий древнетюркских родов и племен. Подавляющее большинство из них сегодня – в составе народа Казах ( более 40 идентификаций, см.: А.Атабек, указ.соч.). Это, конечно, не означает, что остальные тюркоязычные народы не имеют отношения к наследию Каганата. Но для многих из них ранний переход от кочевничества к оседлости на завоеванных землях и значительная ассимиляция их коренным земледельческим населением – привели, в значительной мере, к утрате номадиченской этнокультуры и изменению ментального сознания. Для огромного ТЮРКСКОГО мира ( более 30 народов, 6 независимых государств, десятки автономий, свыше 70 млн человек!) названные выше РУНОПОЭМЫ – то же самое, что "Илиада” для греков, "Шах-наме” для персов, "Слово о полку Игореве” для славян! Невозможно пероценить их нравственное и художественное значение для всей МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ! К сожалению, в отличие от вышеперечисленных шедевров, тюркские творения так и не дошли еще до массового читателя. Даже в монументальной "Библиотеке Всемирной Литературы” (СССР) нет ни единой строки о древнетюркских рунических поэмах! Я, как исследователь и переводчик древнетюрской рунической поэзии, выражаю благодарность журналу "AMANAT» за возможность представить эту уникальную и разнообразную литератору под одной обложкой.