Якутия намеренно рухнула вниз рейтинга эффективности власти
ИА SAKHALIFE.RU 10 января президент Республики Саха (Якутия) Егор БОРИСОВ принял участие в проведенном премьер-министром России Владимиром ПУТИНЫМ селекторном совещании «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Речь на совещании шла об итогах проведённой Министерством регионального развития РФ оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2010 год, по результатам которой, как известно, наша республика заняла одно из последних мест в стране. При этом необходимо отметить, что по итогам 2010 года Якутия заняла второе место по сводному индексу социально-экономического положения регионов, пятое место по реальному сектору экономики, была включена в группу лидеров по инвестиционной привлекательности - 10 место, и по сводному индексу доходов и занятости населения - 6 место.
За 2010 год добыча угля в республике возросла в 1,6 раза по сравнению с уровнем 2009 года, нефти - в 1,8 раза, также поднялась добыча газа и алмазов. А производство бриллиантов увеличилось в 2,1 раза.
Возможно, с высоты сегодняшнего дня это событие кажется уже не слишком и значительным, но в 2010 году все радовались тому, что железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск дошла до правого берега Лены, и на станции Кердем было торжественно уложено «серебряное звено».
В том же 2010 году были введены в эксплуатацию крупные объекты электроэнергетики: первый этап строительства ЛЭП «Нерюнгринская ГРЭС - Нижний Куранах - Томмот - Майя», два этапа строительства ЛЭП «Мирный - Сунтар - Нюрба», ЛЭП «Сунтар - Олекминск – НПС-14», первая в республике ТЭЦ малой мощности в поселке Депутатский. Начато строительство магистрального газопровода «Майя - Тюнгюлю - Борогонцы». В 2010 году введено 24,6 км магистральных и межпоселковых газопроводов, 69,7 км внутрипоселковых сетей, газифицировано 3182 жилых дома, 7 котельных, 16 объектов сельского хозяйства. Введен завод базальтовых материалов в г. Покровске. Введены в эксплуатацию социальные объекты: 11 школ на 1741 ученических мест, 3 объекта здравоохранения на 108 коек, 4 спортивных объекта, в том числе стадион на 3000 мест в городе Олекминске, комплекс Богородицкой церкви и Якутское духовное училище.
Произошла масса других больших и малых событий. И вдруг – одно из последних мест в рейтинге…
За что спросили с губернаторов
Но всему есть свое объяснение. Многое стало понятно в ходе селекторного совещания у Владимира Путина, в котором с якутской стороны, помимо Егора Борисова, приняли участие первый вице-премьер правительства РС(Я) Алексей СТРУЧКОВ, заместители председателя правительства Феодосия ГАБЫШЕВА, Александр ВЛАСОВ, Павел МАРИНЫЧЕВ, а также руководители ключевых министерств и ведомств республики.
Казалось бы, по логике вещей первый спрос на совещании по итогам 2010 года должен был быть с аутсайдеров рейтинга. Но этого не произошло. Спрошено, и спрошено достаточно жестко, было с руководства Кировской области, в одном из населенных пунктов которой в течение 2011 года дважды допустили повышение тарифов на горячую воду сразу на 40%.
Спрошено было и с руководителей Саратовской, Волгоградской и Архангельской областей, дела у которых, судя по рейтингу, обстоят вполне себе неплохо. Однако на деле в этих регионах обнаружилась масса серьезных проблем, таких как снижение реальных доходов населения, низкий уровень строительства жилья, снижение объемов производства, не обеспеченные доходами расходы региональных бюджетов и т.д.
А про собственно рейтинг сам Владимир Путин в самом начале совещания отозвался довольно критически: «Вы знаете, мы выработали эту систему критериев, систему оценок эффективности работы регионального уровня руководства России, и эта система функционирует. Но, судя по тому, что мы видим в жизни и на бумаге, функционирует она не так уж и эффективно. Более того, и с вашей стороны, уважаемые коллеги, часто звучит критика этой системы оценок: вы сами говорите о том, что она является несовершенной. Я с вами согласен, и мы сегодня как раз и поговорим об этом – именно об этом…». Тарифы на ЖКХ – поднять нельзя оставить
Применительно к Якутии ситуация выглядит следующим образом: из 67 ключевых параметров рейтинга негативное влияние оказали всего пять показателей. Это доля неэффективных расходов бюджета на ЖКХ (вклад в оценку эффективности - 22%), плюс два показателя в сфере здравоохранения (18%), задолженность бюджета по исполнению обязательств перед гражданами (8,5%), оценка населением результатов деятельности органов исполнительной власти (6,7%).
Общий объем неэффективных расходов по оценке Минрегиона России составил 12,2 млрд. рублей, с ростом на 11% к 2009 году. Из них 71% приходится на ЖКХ, 21% на образование, по 4% на госуправление и на здравоохранение.
Стоит отметить, что в ходе совещания и Владимир Путин, и вице-премьер правительства РФ Дмитрий КОЗАК, и министр регионального развития страны Виктор БАСАРГИН не раз отмечали, что различия между разными регионами страны настолько велики, что подобрать единые стандарты критериев оценки для всех субъектов – задача исключительно сложная и сразу не решаемая.
Самый простой и наглядный пример привел Егор Борисов, заметивший, что любой из регионов европейской части России по своей территории меньше одного Оленекского улуса Якутии.
И именно объективные особенности занимающего пятую часть площади всей страны региона, влекущие за собой высокие затраты бюджета на содержание социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, и опустили лидера социально-экономического развития Дальнего Востока на нижние строчки рейтинга.
Для обеспечения гарантированного Конституцией Российской Федерации доступа граждан к услугам здравоохранения, образования, культуры и спорта, социальной защиты необходимо даже в малых населенных пунктах с численностью населения до 500 человек содержать минимальную сеть объектов социальной сферы: школу, фельдшерско-акушерский пункт, детский сад.
Мотивом таких действий должно быть именно соблюдение законных прав жителей, а не слепое следование установленным ведомством нормативам, введенным для удобства выставления оценок региональным органам власти.
В настоящее время с учетом проведенной оптимизации учреждений и сокращения численности бюджетной сферы – количество учреждений социальной сферы достигло оптимального уровня, и дальнейшая оптимизация может привести к закрытию населенных пунктов.
Неэффективные расходы бюджета на ЖКХ в 2010 году по данным Минрегиона России в Республике Саха (Якутия) являются максимальными среди всех субъектов Российской Федерации – 8,7 млрд. рублей.
Хотя по сути эти 8,7 млрд. рублей, идущие на снижение тарифов для населения, делают доступными жителям тепло, воду и канализацию. Это больше социальная защита, но критерий неумолим – признанные неэффективно использованными миллиарды резко снижают оценку деятельности республиканской власти.
Этот неумолимый критерий не учитывает многие жизненно важные для якутян моменты. Например то, что территория республики является самой обширной в стране. При этом плотность населения составляет всего 0,31 чел./кв. км. Характерен очаговый характер расселения, из 641 населенного пункта 55% имеет количество жителей менее 500 человек.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в республике формируются исходя из принципа доступности для населения. Средний платеж семьи (3чел/63 кв.м.) - 5930 руб. в месяц сопоставим с уровнем регионов ДФО. В среднем окупаемость затрат платежами граждан составляет 43%. При этом жители Арктики платят всего 10% от себестоимости жилищно-коммунальных услуг, а жители села – 16%. Это обусловлено тем, что тарифы на коммунальные услуги из-за удаленности, дорогостоящего вида топлива и наличия значительного количества маломощных котельных имеют очень высокий уровень. Необходимый объем тепловой энергии на отопление 1 кв.м жилья в республике в 2 раза превышает среднероссийские показатели.
Чтобы достичь 100%-ной окупаемости по коммунальным услугам, тарифы необходимо повысить в 3 раза, тогда расходы на коммунальные услуги в доходах граждан составят 31,2%, что превысит критерий доступности платежей.
Именно поэтому руководство республики считает более достойным для себя занимать нижние строчки рейтинга эффективности деятельности региональных органов власти по версии Минрегиона, чем обрекать жителей на невыносимые условия существования. Кроме того, при том, что процесс монетизации льгот по оплате за ЖКУ в республике завершен, идет развитие института собственников жилья, тем не менее, на Севере Якутии вынужденно сохраняется высокая доля государственных организаций в сфере управления жилищным фондом. По той простой причине, что очень низка площадь жилфонда на одно поселение при расстояниях между поселениями в сотни километров. Для малых частных компаний практически не осуществим самостоятельный завоз ТЭР и ПТН из-за отсутствия оборотных средств. В этих условиях управление многоквартирными домами в арктических населенных пунктах не является бизнесом.
Главной причиной убыточности предприятий жилищно-коммунального хозяйства является незапланированное в тарифах на электрическую и тепловую энергию повышение цен на топливные ресурсы, не подлежащие госрегулированию. К примеру, по итогам завоза топлива в навигацию 2011 года, в соответствии с заключенными контрактами по итогам торгов, цены на нефть по сравнению с ценами завоза 2010 года возросли на 128,4%, при прогнозе – 101,5%. На дизельное топливо – на 130% при прогнозном росте на 101,5%. Расходы регулируемых предприятий в связи с повышением цен на топливо, не учтенным тарифами на вторичные энергоресурсы, составили 1,7 млрд. руб. Социальная сфера – не ужать
Доля неэффективных расходов бюджета республики на здравоохранение составляет 430 млн. руб. (2,7%), что связано с превышением на 3% прочего персонала, обслуживающего коечный фонд участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов, связанный с территориальными особенностями и ограниченной транспортной доступностью населённых пунктов республики.
К примеру, в Эвено-Бытантайском районе площадью 56 тыс. кв. км, проживает 2,5 тысячи человек в трех населенных пунктах, расстояние между которыми составляет 300-600 км. В улусе функционирует 10-коечный круглосуточный стационар (14 врачей и 33 человека среднего медицинского персонала). По федеральным нормативам на такое количество населения района положено по одной должности врача-терапевта и врача-педиатра, что в принципе недопустимо.
По данным Минрегиона России численность прочего персонала в сфере общего образования Республики Саха (Якутия) превышает нормативное значение в 5 раз. Отношение прочего персонала республики к учителям составляет – 109,3% при нормативе – 53%.
Из 644 общеобразовательных школ республики 200 школ имеют статус малокомплектных. Средняя наполняемость в них - 6 учащихся в классе. 492 (73%) школы располагаются в сельской местности, из них 168 (34%) школ находятся в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах. В среднем по республике наполняемость классов в городской местности в 2010 году выросла с 22,3 до 22,7 учащихся, а в сельской снизилась с 11,9 учащихся в 2009 году до 11,7 учащихся в 2010 году.
При этом необходимо отметить, что механизмы укрупнения школ в республике не получили широкого распространения ввиду транспортной отдаленности. Создание филиальной сети не приносит значительного экономического эффекта. Дистанционное обучение ограничивается фактической скоростью интернет-связи и высокими тарифами.
100% школ переведены на нормативное бюджетное финансирование, новую систему оплаты труда, в республике за период 2002-2010 гг. введено в эксплуатацию 115 школ, из них взамен ветхих и аварийных – 89. Вместе с тем, остаются аварийными и ветхими 10% школ. Рейтингу добавят объективности
В ходе селекторного совещания и Владимир Путин, и другие участники совещания не раз подчеркивали исключительную важность оценки самим населением деятельности органов исполнительной власти регионов.
Как заявил премьер-министр страны: «Главным критерием, безусловно, будет оставаться оценка самих людей, которые проживают на соответствующих территориях. Для этого мы с вами работаем, и именно оценка наших людей является (ещё раз хочу подчеркнуть) основным критерием результативности работы как Правительства, так и региональных административных команд на всех территориях Российской Федерации».
Однако и при обсуждении этого, безусловно, важного критерия возникли споры. Выяснилось, что многих глав регионов не удовлетворяет используемый сейчас ведомственный социологический опрос населения, проводимый Федеральной службой охраны России.
Руководители субъектов предлагают передать эту деятельность в руки гражданских социологических служб, применяющих открытую и потому прозрачную методику оценки деятельности органов исполнительной власти. Также регионы, в том числе и Якутия, солидарны с Владимиром Путиным в том, что методику расчета рейтинга оценки эффективности органов исполнительной власти необходимо дорабатывать. При том, что сама методика, безусловно, должна быть единой для всех регионов Российской Федерации, в ней нужно предусмотреть существенные различия регионов по уровню развития экономики и объективным социально-экономическим условиям. В частности, необходимо пересмотреть понижающие коэффициенты, позволяющие корректно оценить неэффективные расходы в сфере ЖКХ в регионах, расположенных в районах Крайнего Севера. Дать на федеральном уровне определение понятия «малокомплектное образовательное учреждение» и разработать критерии отнесения к нему с целью единообразия требований к организации деятельности данного вида учреждений.
По окончанию селекторного совещания Егор Борисов дал ряд поручений членам правительства республики по подготовке предложений по внесению изменений в методику оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти, учитывающих климатические особенности, труднодоступность и отдаленность, а также другие особенности северных регионов страны.
Справочно: В последних числах декабря 2011 года на сайте Министерства регионального развития РФ опубликован официальный Доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года по состоянию на 27 декабря 2011 года. По сводному индексу социально-экономического положения регионов Республика Саха (Якутия) занимает пятое место, оставив далеко позади такие субъекты как Хабаровский край, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, и войдя в восьмерку регионов, где положение значительно лучше среднероссийского. В лидерах Якутия и по индексу промышленного производства, попав в число 21 субъекта Российской Федерации, где рост промпроизводства превысил 110%. С этим показателем напрямую связано еще одно достижение – республика стала одним из передовых регионов, где темп роста прибыли прибыльных предприятий превысил 150%. По итогам девяти месяцев 2011 года Якутия заняла девятую строчку рейтинга по индексу инвестиционной привлекательности, уступив лишь 0,4 пункта Республике Татарстан. Десятое место республика занимает по индексу инвестиций в основной капитал. Традиционно хорошие показатели Якутия имеет в сфере строительства. В частности, по темпам роста объемов строительных работ. Тогда как, например, соседний Хабаровский край оказался в малопочетном списке лидеров снижения этого важного с точки зрения социально-экономического развития показателя. Шестое место республика занимает по сводному индексу доходов и занятости населения. Впереди лишь Тюмень, Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Положение лучше среднероссийского зафиксировано Минрегионом и по такому показателю, как сводный индекс бюджетной системы. Все вышеперечисленные показатели способствовали тому, что в республике росли темпы роста налоговых и неналоговых доходов бюджета, в том числе темпы роста налога на доходы физических лиц и налога на прибыль предприятий.