Main » 2012»Тохсунньу»22 » России есть чему поучиться у Казахстана в деле организации выборов.
России есть чему поучиться у Казахстана в деле организации выборов.
22:12
http://www.verkhoturov.info/content/view/1199/1/
Парламентские выборы: казахстанский опыт
18.01.2012 г. В России довольно часто ругают избирательную систему, но при этом практически не обращают внимания на то, как проводятся выборы в соседних странах, и какой там накоплен опыт по этой части. Между тем, в бывших республиках СССР есть весьма интересные избирательные моменты. К примеру, на Украине имеются региональные партии, которые участвуют в выборах наравне с остальными, а в России региональные партии запрещены. В Казахстане любой человек может выставить свою кандидатуру в Сенат - верхнюю палату парламента, тогда как в России сенаторы не избираются, а назначаются. 15 января 2012 года в Казахстане состоялись внеочередные парламентские выборы, совмещенные с выборами в маслихаты - местные представительские органы. По общему мнению экспертов, это был новый шаг в развитии избирательной и политической системы Казахстана, в сторону ее демократизма, открытости и честности. И у этих выборов были свои особенности.
От однопартийного к многопартийному парламенту
Прошлый созыв Мажилиса Парламента Казахстана был однопартийным. В 2007 году победила президентская партия "Нур-Отан", а все остальные партии не смогли одолеть 7%-ный барьер. Потому, в соответствии с буквой закона, все мандаты, за исключением девяти мандатов, по которым избираются депутаты от Ассамблеи народа Казахстана (орган, составленный представителями национально-культурных автономий, который имеет право законодательной инициативы и выбора депутатов Мажилиса, в отличие от российской ассамблеи; в Казахстане русские имеют право прямого национального представительства в парламенте, поскольку они тоже входят в Ассамблею народа Казахстана), достались партии "Нур-Отан". Это было не слишком удачное решение, поскольку парламент отошел на второй план, уступив лидерство исполнительной власти, а Казахстан часто критиковался за недемократичность политической системы. Потому в 2008 году избирательное законодательство пополнилось новшеством - если вновь побеждает одна партия, то вторая партия по количеству голосов, даже не достигшая 7%-ного барьера, проходит в парламент. Учитывая историю выборов, когда Нурсултан Назарбаев и его партия весгда одерживали победы с огромным перевесом, это казалось обоснованным. Однако, на этих выборах партии всерьез подошли к избирательной кампании, и 7%-ный барьер одолели сразу две партии: ДПК "Ак Жол" и КНПК. Обе участвовали на выборах 2007 года, и тогда они набрали 3% и 1,29% соответственно. Теперь они набрали по 7,4 и 7,2%. Парламент стал трехпартийным, причем оказался представлен весь спектр партий. В принципе, после того, как в "Ак Жол" пришел Азат Перуашев, много лет возглавлявший союз предпринимателей "Атамекен", большинство политологов было уверено в том, что партия пройдет в парламент. Про шансы КНПК такого мнения не было, и мало кто считал, что коммунисты-народники (есть еще просто компартия Казахстана - КПК) сумеют взять высокую планку. При явке в 75% надо набрать около 500 тысяч голосов, при том, что вся партия имела на начало выборов около 90 тысяч человек. Для сравнения, "Нур-Отан" набирает 7%-ный барьер просто своей численностью - около 800 тысяч человек, и еще молодежное крыло "Жас Отан" 170 тысяч человек.
Тщательность проверки
Особенность казахстанских выборов состоит в том, что все кандидаты проходят тщательную проверку, причем многократную и разнообразную. Кроме правильности документов и соответствия требованиям закона, кандидат должен представить в налоговые органы по месту жительства подробную декларацию о доходах и имуществе. Кандидат должен указать сведения буквально обо всех доходах и имуществе: недвижимости, транспортных средствах, счетах и т.д. Все сведения скрупулезно проверяются, и если выясняется расхождение, то кандидат тут же снимается с выборов. В особенности тщательно проверяли кандидатов в маслихаты, которые выдвигались как от партий, так и в порядке самовыдвижения. На этих выборах был поставлен, пожалуй, рекорд щепетильности. Кандидата в Маслихат г. Алматы Ингу Иманбай сняли с выборов за расхождение в 4 тенге. Это 85 копеек. В Павлодаре кандидата от КНПК в городской маслихат Дарью Петушкову сняли за расхождение в 10 тенге (2 рубля 13 копеек). Конечно, это перебор, и скорее всего, ретивость налоговых органов будет ограничена при следующей корректировке избирательного закона. Но самый принцип, что кандидат должен задекларировать все до одного тенге, будет оставлен в неприкосновенности. Тем более, что основную часть кандидатов снимали с выборов за куда более крупные расхождения, в сотни тысячи и миллионы тенге. Кроме финансовых вопросов были претензии к правильности документов, претензии по гражданству и срокам его оформления, вопросы к партиям по поводу выдвижения, проведения конференций и съездов. Партийные списки в ЦИК РК претерпели серьезные изменения. Сразу 16 кандидатов было исключено из списка партии "Ак Жол", да и другие списки лишились нескольких кандидатов. В общем, всех, чья честность ставилась под сомнение, старались убирать с выборов. Из-за этого с выборов сошел целый партийный список - партии "Руханият" (духовность), которая выдвигала в парламент известного лидера национал-патриотов и сторонника полного перехода на казахский язык Мухтара Шаханова. Список был зарегистрирован, но перед самым Новым годом поступило заявление в Генеральную прокуратуру РК от экс-председателя партии Алтыншаш Жагановой, которая заявила, что съезд партии был проведен незаконно, с нарушением устава и законодательства. Прокуратура оперативно проверила и оказалось, что это действительно так. Конференции по выбору делегатов на съезд не проводились, но все это было оформлено на бумаге. В списке "участников" этих конференции были указаны члены других партий, а решения подписывали люди, не имеющие на это полномочий. ЦИК РК 28 декабря аннулировал регистрацию списка партии "Руханият". Ее лидер Серикжан Мамбеталин так разнервничался, что пытался демонстративно сжечь свое удостоверение кандидата прямо в холле Центризбиркома. И такое мелкое сито имеется на каждых казахстанских выборах. Иногда выдвигаются и дополнительные требования, вроде экзамена на владение казахским языком во время президентских выборов в 2010 году. По Конституции РК президент должен свободно владеть государственным языком, и ЦИК не допустил к выборам всех, кто не показал должного уровня владения. Это хорошая практика, гарантирующая, что в число кандидатов не затешутся личности с сомнительным прошлым. В Казахстане очень трудно идти на выборы из корыстных побуждений - скорее всего вычислят и снимут с выборов.
Агитация
ЦИК РК делает все, чтобы у всех партий была равная возможность в доступе к СМИ: газетам, телевидению и радио. Во-первых, это делается через гарантированные государством минимальные избирательные фонды, часть которых расходуется на оплату роликов и статей. Во-вторых, ЦИК РК тщательно мониторит средства массовой информации, подсчитывая, сколько печатной площади и тайминга телевидения и радио приходится на каждую партию. Для Казахстана, с его обширными территориями, телевизор становится одним из важнейших средств агитации. Кроме того, в ряде городов на улицах были установлены плазменные экраны, на которых транслировались предвыборные ролики партий. Однако, на парламентских выборов партии делали упор на личное общение с избирателями, и от трех лидирующих партий по всем областям городам и поселкам колесили агитпоезда. Собственно, они и делают обычно основной объем привлечения голосов, поскольку избиратели ценят личное общение с кандидатами и агитаторами. КНПК проявила в устной агитации большое прилежание. Агигаторы обошли сотни тысяч квартир, распространили более миллиона единиц агитационных материалов, объехали все города, значительную часть поселков и добрались даже до отдаленных аулов. Изюминкой их кампании было то, что они обошли все сколько-нибудь крупные рынки и торговые центры по всему Казахстану. Так же старались агитаторы "Нур-Отана" и "Ак Жола". Собственно, кто вложился в агитацию, тот и победил. Остальные партии вели агитацию крайне вяло и показали очень низкие результаты.
Комиссии и наблюдатели
Партии имеют право направлять своих членов в избирательные комиссии любого уровня. Часто их берут в качестве членов с решающим голосом, но если же состав комиссии был уже укомплектован, то представители партий приглашаются в качестве членов с совещательным голосом. Партии формируют многотысячные отряды представителей в избиркомах. К примеру, КНПК имела представителей в 88,6% из 13315 избирательных участков. Это почти 12 тысяч представителей. На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать кандидаты в депутаты, их доверенные лица, наблюдатели, представители СМИ при наличии служебного удостоверения и задания редакции. Доступ не ограничивается, правда, комиссия требует правильного и корректного заполнения документов. Также неофициально от представителей партий требуется реальное участие в работе избиркома. "В день голосования с момента открытия избирательного участка для голосования и до установления результатов голосования при подсчете голосов избирателей на избирательном участке вправе одновременно присутствовать: - по одному доверенному лицу от каждого кандидата и политической партии; - по одному представителю от каждого средства массовой информации Республики Казахстан при наличии служебного удостоверения и задания редакции; - по одному наблюдателю от каждой политической партии Республики Казахстан; - по одному наблюдателю от каждого общественного объединения Республики Казахстан; - по одному наблюдателю от каждой некоммерческой организации Республики Казахстан; - наблюдатели иностранных государств; - наблюдатели международных организаций; - представители иностранных средств массовой информации", - говорится на сайте ЦИК РК. Мой личный опыт наблюдения за выборами в Казахстане (сенатские выборы 19 августа 2011 года) показывает, что все это исполняется неукоснительно. Каждый наблюдатель и представитель СМИ расписывается в специальной книге, удостоверяющей его присутствие на участке. При этом никакой разницы между наблюдетелем и представителем СМИ не делается, и они имеют равные права по казахстанскому избирательному законодательству. Для иностранных наблюдателей и журналистов не делается ограничений по численности, потому на некоторых участках могут скапливаться десятки наблюдателей и журналистов. На участке № 182 в Астане, где обычно голосует президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, бывает до полутора сотен журналистов и наблюдателей. Иностранцы фиксируют момент голосования президента и известных политиков, а потом разъезжаются по другим, самым рядовым избирательным участкам. Процессу наблюдения за выборами серьезно способствует не только открытость процесса и отточенность избирательных процедур, но и то, что урна сделана из прозрачного плексигласа. При ее запечатывании хорошо видно, что в ней ничего нет, и вбросить пачку бюллетеней перед ее закрытием, как иногда делалось на выборах в России, там просто невозможно. Вообще, фокусы со вбросом бюллетеней при прозрачной урне становятся крайне трудноосуществимыми. В Казахстане активно проводятся экзит-пулы, причем сложилась главная троица, которая проводит опрос избирателей: научно-исследовательской ассоциации «Институт демократии», Общественный Фонд «Центр социальный исследований «Стратегия» и Институт социально-политических исследований. Они делают большие выборки, составляющие десятки тысяч избирателей по всему Казахстану (например, "Институт демократии" опросил 50 тысяч человек, фонд "Стратегия" - 19,5 тысяч человек), в силу чего их данные отличаются большой точностью, сопоставимы между собой и не расходятся с официальными данными больше чем на 1-1,5%. В эти выборы расхождение составило примерно 0,3-0,4%. Это говорит о том, что подсчет голосов был проведен правильный и он в точности отражает выбор избирателей. Общее впечатление от казахстанских выборов такое: они организуются с большой тщательностью, процедуры отточены, количество нарушений минимально и не влияет на результаты голосований. Даже при сверхстрогих оценках, к которым обычно прибегает миссия ОБСЕ, не удается выявить никаких "массовых нарушений". Выдвижение, регистрация, агитация, голосование, подсчет голосов - открыты и демократичны, даже образцово демократичны. Кроме того, после каждых выборов анализируется опыт и вносятся корректировки в избирательное законодательство, так что от выборов к выборам процедуры улучшаются и совершенствуются. Так что ничего удивительного в том, что во время визита делегации ЦИК России в Казахстан и встречи с руковдством ЦИК Казахстана прозвучала мысль, что России есть чему поучиться у Казахстана в деле организации выборов.