Main » 2012 » Олунньу » 3 » о найденной в Якутии «бацилле бессмертия»в недрах Мамонтовой горы не сейчас, а еще в 2008 году
Мария АЛЕКСЕЕВА, 27.01.2012
Якутская бацилла обессмертит людей?

Ученые и врачи на протяжении тысяч лет пытались найти способ, если не отсрочить старость, то хотя бы продлить отмеренный нам природой срок жизни. Недавно выяснилось, что все это время «эликсир молодости» находился в буквальном смысле прямо под ногами якутян – в толще вечной мерзлоты!
На прошлой неделе ленты российских и зарубежных информационных агентств запестрели сенсационными сообщениями о найденной в Якутии «бацилле бессмертия». Скептики посчитали эту новость очередным слухом, не подкрепленным ни фактами, ни доводами экспертов. Но российские ученые, которые нашли в республике реликтовый микроорганизм, подтвердили «НВ» подхваченную всеми федеральными СМИ сенсацию. Более того, исследователи с уверенностью заявляют: с находкой уникальной бактерии, названной ими Bacillius F, у человечества появилась надежда остановить процесс старения!
Отметим, что на самом деле ученые нашли бактерию в недрах Мамонтовой горы не сейчас, а еще в 2008 году. Однако сибирские «светила науки» лишь сегодня решили обнародовать результаты экспериментов, проведенных над необычным микроорганизмом в ведущих научных центрах страны.
Есть ли основания надеяться на то, что благодаря этой уникальной бактерии люди в ближайшее время обретут долголетие, выясняла корреспондент «НВ» Мария Алексеева.
В то время как западные исследователи тщетно пытаются обнаружить неуловимый «ген старости», российские ученые заявляют, что они находятся на пороге революционного открытия – изобретения лекарства от старости. Сотрудники Сибирского отделения Российской академии наук уверены, что найденная в Якутии бактерия даст ответ на извечный вопрос – как отсрочить старость и примкнуть к числу долгожителей.
Естественно, в век цифровых технологий непросто поверить, что извлеченные из недр Мамонтовой горы реликтовые микроорганизмы – современники мамонтов и шерстистых носорогов – могут стать источником бессмертия. Тем не менее факты говорят сами за себя: бактерии жили в вечной мерзлоте на протяжении трех миллионов лет. Более того, несмотря на свой преклонный возраст, микроорганизмы, попав в тепло, стали бурно размножаться.
Ученые утверждают, что если они смогут понять, как древним микроорганизмам удалось выжить, то у человечества появится реальная возможность найти лекарство от рака и обрести рецепт… вечной жизни!

Охота на бактерию

Предыстория революционного научного открытия довольно-таки тривиальна. В августе 2008 года в Якутию съехалась международная группа ученых – именитые биологи, геологи и генетики из российских научных центров и японского университета Хоккайдо. Исследователи организовали экспедицию в долину у реки Алдан в Таттинском районе. На знаменитой Мамонтовой горе ученые прорыли полутораметровые шурфы, достали из горных недр образцы мерзлой породы, поместили в специальный морозильник и повезли в лабораторию. Изучив пробы, микробиологи к своему вящему удивлению нашли в них неизвестную науке живую бактерию. Исследователи назвали чудо-находку Bacillius F (F от слова «frost» – «холод»).

Мамонтовая гора находится в Таттинском районе, примерно в 20 км вверх по течению реки Алдан. Ученые называют ее «сокровищницей вечной мерзлоты». По мнению экспертов, возраст мерзлоты на горе может достигать 3,5 миллиона лет. В 1973 году у истока ручья Аан-Аппа близ Мамонтовой горы были впервые обнаружены бивни молодого мамонта. В 1976 году на горе нашли четвертый в мире скелет шерстистого носорога, который находится сейчас в республиканском музее мамонта.

Специалисты Тюменского научного центра предполагают, что возраст «бациллы бессмертия» составляет ни много ни мало 3 миллиона лет. Другие эксперты, в том числе якутские ученые, настаивают на том, что бактерии не больше 2 миллионов лет.
«Возраст найденной бактерии точно определить не удалось, – рассказал «НВ» Геннадий Боескоров, участник экспедиции и ведущий научный сотрудник Института геологии алмаза и благородных металлов Сибирского отделения РАН. – Есть множество версий. Если честно, я сомневаюсь, что этому микроорганизму действительно более 3 миллионов лет. Вполне возможно, что бактерия могла просочиться в толщу вечной мерзлоты вместе с талыми или дождевыми водами».

Вторая жизнь мышей

По мнению микробиологов, найденная бактерия – Bacillius F – существенно отличается от своих современных «сородичей». Эксперты предполагают, что ей присущ особый механизм сохранения жизнеспособности, который и позволил ей прожить миллионы лет в толще вечной мерзлоты. Ученые решили вколоть «долгожителей» в кровь мышей и посмотреть, что из этого получится. Так, чуть ли не случайно, и родилась сенсация.
«По своим свойствам бактерии из Якутии сильно отличаются от современных. Мы предположили, что введение этой бактериальной культуры в организм мыши вызовет более сильный или специфичный иммунный ответ. Все так и произошло», – сообщила сотрудник новосибирского Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Надежда Миронова.
Опыты проводились в научных центрах Москвы, Тюмени, Новосибирска и Киева. Ученые выделили микроорганизмы из слоев вечной мерзлоты и ввели их подопытным грызунам – старым мышам. У получивших «прививку от старости» животных не только повысилась физическая активность, но и существенно увеличилась продолжительность жизни. Кроме того, даже самые старенькие грызуны взбодрились, осмелели и стали проявлять интерес к противоположному полу.
«Уже подтверждено, что инъекции Bacillius F благоприятно повлияли на подопытных животных. В первую очередь это касается повышения иммунитета», – отметила Надежда Миронова.
По оценкам экспериментаторов, бактерии из вечной мерзлоты продлили жизнь лабораторных зверьков в среднем на 20 процентов. Обычные крысы живут около 580 дней, а после «молодильной» инъекции продолжительность жизни зверьков увеличилась до 700 дней. При этом животные практически до самой смерти сохраняли энергию и физическую активность. Для людей это выразилось бы в возможности вести активный образ жизни в 100-летнем возрасте.
Эксперименты проводились не только на мышах, но и на насекомых – мушках-дрозофилах. Опыты тюменских биологов показали, что мушки, получавшие бактерию вместе с кормом, прожили значительно дольше, чем их сородичи.

«Мы ищем способы остановить старение»

Нам удалось связаться с тюменским профессором, доктором геолого-минералогических наук, заведующим кафедрой геокриологии МГУ Анатолием Брушковым, который возглавлял проходившую в 2008 году научную экспедицию. К слову, в научных кругах «бациллу бессмертия» многие ученые в честь ее первооткрывателя называют «бактерией Брушкова».
Анатолий Брушков: Я действительно полагаю, что обнаруженная бактерия способна продлить человеческую жизнь. Этот микроорганизм – уникальнейшая находка! Мы наконец нашли на Земле живой организм в возрасте трех миллионов лет, который к тому же не проявляет признаков старения. Никто никогда не видел живого существа, живущего столь долго, а по человеческим меркам – вечно. Вечная жизнь возможна. И существование этой бактерии доказывает эту гипотезу.
«НВ»: Ваши коллеги провели не один эксперимент с найденной в Якутии бактерией. Каким образом микроорганизму удалось выживать в толще вечной мерзлоты на протяжении нескольких миллионов лет?
А.Б.: Вероятно, эта бактерия обладает особым механизмом защиты от повреждения генетического аппарата, который замедляет процесс старения. Но это лишь предположение. То, каким образом этим бактериям удалось прожить миллионы лет, пока остается загадкой. Ведь бактерии, как и все живые существа, стареют. Ученые уже находили бактерии, которым более 20 тысяч лет. Я уверен, что мы найдем ответ на эту загадку. Другое дело, что неизвестно, когда это произойдет – в этом десятилетии или позже.
«НВ»: Можно ли предположить, что в будущем ученым удастся синтезировать лекарство от старости?
А.Б.: Мы сейчас вплотную занимаемся изучением найденных реликтовых микроорганизмов, но исследования пока находятся лишь на начальной стадии. Если бы мы только знали, с помощью какого механизма эти бактерии защищают свой геном (совокупность всех генов организма – прим. «НВ»)... Мы могли бы использовать эти знания в борьбе с раком и со старением. Если честно, у меня создается впечатление, что люди не заинтересованы в том, чтобы жить долго. Видимо, у человечества совсем другие интересы.
«НВ»: Что заставило вас сделать такой неутешительный вывод?
А.Б.: Людей больше интересуют военные конфликты и жизнь поп-звезд. А ведь можно было бы сосредоточить финансовые и интеллектуальные ресурсы на решении этой важнейшей задачи – продлении человеческой жизни. Это научное направление не стоит на месте, но оно могло бы развиваться быстрее, если бы был интерес со стороны общества и правительственных структур. Пока мы не ощущаем никакой поддержки.
«НВ»: Результаты опытов, проведенных на мышах, вас обнадежили?
А.Б.: Если честно, результаты экспериментов меня пока не очень воодушевляют. Мыши стали жить дольше на одну или две недели. Но это не совсем то, что мы искали. Мы ищем способы остановить процесс старения. Это и есть наша основная цель.
Хотя увеличение продолжительности человеческой жизни хотя бы на 20% тоже стало бы шагом вперед. Ведь для человека важен и год жизни. Но сравните, сколько живет человек и сколько существуют эти бактерии – 3,5 миллиона лет! По сравнению с человеческим сроком жизни это чуть ли не вечность.
«НВ»: Наблюдались ли какие-нибудь негативные побочные эффекты?
А.Б.: Никаких негативных эффектов мы не заметили. Только положительные: повышение иммунитета и физической активности, увеличение продолжительности жизни.
«НВ»: Вы планируете организовать еще одну экспедицию в Якутию?
А.Б.: Мы с коллегами хотели бы приехать в Якутию этим летом, но, к сожалению, пока нет средств на проезд. В экспедиции мы ездим ежегодно. Чаще всего бываем как раз на Мамонтовой горе. Это уникальное место, где возраст вечной мерзлоты датируется миллионами лет. Такие древние толщи мерзлоты еще мало изучены. К слову, в 2008 году пробы найденной бактерии ученые увезли в Японию, Швецию и Австрию.
«НВ»: Есть ли бактерия Bacillius F в других районах России или за рубежом?
А.Б.: Возможно, такие бактерии есть не только в Якутии. Но для того чтобы выяснить это, нужно организовывать массовые экспедиции. Подобные исследования реликтовых микроорганизмов проводились еще в Гренландии. Но там возраст ледовых отложений не превышает и 20 тысяч лет.
«НВ»: Анатолий Викторович, все-таки сложно поверить, что реликтовая бактерия подарит человечеству рецепт вечной молодости.
А.Б.: Я не могу утверждать, что бактерия из Мамонтовой горы сможет остановить процесс старения. Необходим еще не один десяток исследований. Но уже сам факт существования этого микроорганизма дарит нам надежду на возможность вечной жизни.

Эра долгожителей

Очевидно, что исследование клеток, способных выживать на протяжении многих тысячелетий, представляет большой интерес для геронтологии. Как сообщили «НВ» тюменские ученые, исследования невиданной «бациллы бессмертия» продолжаются.
В Центре общественных связей СО РАН наотрез отказались комментировать возможность вакцинации реликтовой бактерией людей. «Ученые не желают комментировать сообщения о найденном в Якутии микроорганизме», – сообщили специалисты Центра, не объяснив, чем обусловлена подобная «секретность».
Не будем загадывать вперед, поможет ли древняя бактерия из Таттинского улуса найти ученым лекарство от старости. Учитывая, в каком состоянии находится отечественная медицина, подобное предположение прозвучит, как минимум, утопично. Но если спорная гипотеза отечественных микробиологов и генетиков все же подтвердится, то, без сомнений, это открытие потрясет не только научное сообщество, но и весь мир.
Category: здоровье | Views: 2735 | Added by: uhhan2
2 Андрей
А потом будете самоубийством заниматься как долгожители Атлантиды?

1 Andres
Wow! That's a rlealy neat answer!

«  Олунньу 2012  »