Анатолий Чомчоев. Кандидату в президенты России от партии «Единая Россия», Владимиру Путину нужен мой голос избирателя, поэтому он с 16 января 2012 года написал 6 статей подряд. Последняя статья «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» от 20 февраля 2012 года опубликована в «Российской газете». Владимир Путин, два срока работавший президентом России, 4 года руководивший Правительством России и лидер партии власти «Единая Россия» с 2007 года, раньше с авторскими статьями на страницах СМИ не выступал. В очередной статье Владимир Путин отчитывается, что сделал в интересах национальной безопасности, военнослужащих, военных пенсионеров и планы на будущее в их интересах. Он россиянам объясняет, почему в качестве основной тактической единицы выбрана именно бригада.
Много ли россиян понимают, почему не полк-дивизия? Следующее направление последней статьи кандидата в президенты России, за которого я должен голосовать или голосовать за его оппонента, в статье объясняет – почему Россия должна вооружаться и «в общей сложности в предстоящее десятилетие на эти цели выделяется порядка 23 триллионов рублей…В предстоящее десятилетие в войска поступит более 400 современных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного и морского базирования, 8 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения… около 100 космических аппаратов военного назначения…». Для многих избирателей эти триллионы до лампочек, т.к. им для оплаты своих лампочек-электроэнергии, коммунальных услуг пенсия еле-еле хватает, а еще кушать хочется и одеваться надо. Даже Росстат официально признает, что 12,8% населения России проживает за чертой бедности, а по международным стандартам – около 20%, 28,6 млн. россиян! В прошлом году стало известно, что наши космические силы 4 спутника ГЛОНАСС (гражданского назначения) не смогли вывести на орбиту и расход по выводу на орбиту подсчитали более 1 млрд. рублей.
А сколько военных спутников выводилось? Нет сведений, секретно. Поэтому простые люди понимают, что эти 23 триллиона рублей будут секретными - безконтрольными расходами. А 400 ракет много или мало? Вспомним Договор между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) от 31 июля 1991 года, в канун распада СССР. Там стороны обязались ограничить 1600 единиц для развернутых МБР и связанных с ними пусковых установок и т.д. Ныне Советского Союза нет. Сколько из них до этих времен дошли в единицах в России и других странах бывшего СССР? Нет данных.
Таким образом, даже мне, профессионально занимавшимся вопросами военной реформы российской армии, многие цифры статьи не понятны. Так, в 1989 году Комитет Верховного Совета СССР по вопросам обороны и госбезопасности, по инициативе народных депутатов Владимира Лопатина и Александра Цалко, на конкурсной основе, из всего Советского Союза собрали 100 военных экспертов по разработке Концепции военной реформы в Советских Вооруженных силах. Я участвовал в этом конкурсе и был приглашен для принятия участия в разработке Концепции.
Организаторы по результатам наших предложений на конкурс, условно нас разделили на два лагеря: реформаторы на основе действующей структуры (около 60 % приглашенных) и сторонники перехода на профессиональную армию. Второй лагерь разделили тоже на две группы: сторонники полупрофессиональной армии и полностью профессиональной армии. Я попал в группу сторонников перехода в полную профессиональную армию в течение 15 лет, сокращения Вооруженных Сил с 6 млн. человек до 2 млн. человек с государственной социальной защитой увольняемых, полной модернизации оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Только наша группа расписала, как провести по этапно переход на профессиональную армию, модернизацию оборонно-промышленного комплекса, перевод многих военных заводов и «почтовых ящиков» на выпуск продукций гражданского назначения с указанием всех заводов ОПК. В те годы из суммарной величины на все военные расходы страны, около 50% уходило на оплату вооружений, военной техники и имущества, около 20% на оплату научно-технического имущества, около 30% - на содержание Вооруженных Сил.
В нашей группе было 10 старших офицеров из различных родов войск, один генерал-майор из Генштаба и 4-6 гражданских специалистов. Одним из гражданских лиц был Сергей Караганов, в то время кандидат исторических наук, заместитель директора Института США и Канады Академии наук СССР. Он выступал очень аргументированно, хорошо оформлял материал в письменном виде и, имея рядом множество помощников, любой материал оформлял качественно и быстро. Поэтому мы его избрали руководителем группы и в течение трех суток Александру Цалко вручили свой толстый вариант «Концепции военной реформы Вооруженных Сил СССР», разработанную на основе опубликованных материалов в открытой печати в СССР и за рубежом, с указанием источников информации. Вскоре, в течение 6 месяцев все 9 офицеров и генерал нашей группы были по различным причинам уволены из Вооруженных Сил СССР. Судьбу одного офицера не знаю, потому что с ним переписки не было. Мое увольнение долго задержал министр обороны Дмитрий Язов, лично знавший меня по совместной службе, но к концу 1990 года я уволился (Председатель Верховного Совета Якутии Михаил Николаев пригласил меня на работу в аппарат Верховного Совета Якутии).
На мой взгляд, Владимир Путин статью написал для военных специалистов. В связи с этим имеются несколько предложений. Из статьи видно, что военные советники Владимира Путина остались в менталитете помощников Дмитрия Язова, одного из членов ГКЧП образца 1991 года, ярого сторонника «холодной войны».
Один из примеров в подтверждении данного заключения: в начале статьи правильно пишут, что скоро «объективно» встанет вопрос о том, что национальный суверенитет не должен распространяться на ресурсы глобального значения. На основе этого вывода призывается вооружаться. Мне кажется, что надо было предложить, как в этой ситуации усилить работу России в ООН, НАТО и других международных организациях, чтобы с меньшей милитаризацией экономики страны, решить данный вопрос силами международных организаций, как России завоевать международный авторитет, создавать на паритетных основах международные вооруженные силы для защиты национальных суверенитетов стран ООН, борьбы с международным терроризмом и т.д. Хорошими примерами в этом являются Япония, Лихтенштейн и другие государства, без вооруженных сил ставшие сильными государствами мира. Вот в этом главная ошибка статьи.
Следующей ошибкой статьи или дезинформацией является предназначение современных вооруженных Сил России. Всем известно, что ныне они в большинство случаев выполняют функции внутренних войск – ведут военные действия против российских граждан. «Когда в 1999 году банды международных террористов развязали прямую агрессию против России, мы столкнулись с трагической ситуацией», говорится в статье. А как, преодолев государственную границу России, за которую отвечает ФСБ России-пограничные войска, эти террористы попали в Россию, часто спрашивают простые наши граждане. Кого из ФСБ за это сняли?
Как до сих пор на Кавказе «бандиты» вооружаются, килограммами взрывчатых веществ на автомашинах до Москвы вывозят, где контрразведка? Где милиция-полиция? Где следователи-прокуроры? Все заняты записями и прослушкой матерщины Бориса Немцова, игорным бизнесом? Почему из режимного завода ОПК «Ижмаша» 79 автоматов вывозят на свалку, а их сдает пенсионер в милицию. Данные вопросы, часть обеспечения национальной безопасности страны, в статье не раскрыты.
Военные знают, что в 70-80-х годах были случаи проникновения большими толпами гражданских лиц со стороны Китая советской границы на казахстанской границе. Да, для таких случаев нужны боеспособные бригады для усиления пограничников, а не войска сокращенного состава, как было во времена Дмитрия Язова.
Про эти 400 ракет. Пора пересмотреть концепцию применения ядерных средств поражения. Ядерная катастрофа в Японии на АЭС Фукусима-1, скоро будет год, показывает, что человечеству некоторые ядерные державы обучают «привыкать» к радиации, в целях возможного применения в будущем ядерных боеприпасов малой мощности в локальных целях. Вот почему японцы спокойно в океан сбрасывают радиоактивные воды в большом количестве, мир молчит. Разрушенные реакторы Фукусима-1 в воздух сбрасывают высокорадиоактивные вещества, мир опять молчит. Поэтому ракеты нужны, а их количество, надо хорошо подсчитать.
Как вывод по статье: статью необходимо широко обсудить без криков, последствий увольнения и преследований.