Биллэрин курдук, 1924 сыл ахсынньы 15-тэн 22-гэр диэри буолан ааспыт III Саха сирин Сэбиэттэрин съеһигэр Саха Сирин Киин Ситэриилээх Кэмитиэтин чилиэнэ Иван Дмитриевич Емельянов «Об отмене калыма» диэн дакылааты аахпыта. Ол кэмтэн ыла халыым уурайбыта. Ол саҕана пропагандистар суруйаллара: «Поднимают голову бесправнейшие из бесправных, низвергнутые в самую глубину общественной несправедливости, крепко окованные цепями традиций, законов и религиозных догматов. Истерзанные телом и духом, боязливо и все же неудержимо, восточные женщины вступают в борьбу за свою свободу и равноправие. Освободительное движение на Востоке можно сравнить с начинающим ливнем. Правда, зарницы еще слабо блещут, но в них предвестие приближающейся грозной бури. Этим подтверждается, что пролетарская революция действительно будет истинно-мировой революцией и благодаря ей, последние из угнетенных и порабощенных, добьются своего освобождения.
В советских республиках клуб восточных женщин отнюдь не является местом поощрения мирных стремлений к женскому равноправию. Нет, он – сборный пункт революционных сил, он школа революции …Предстоит большая и сложная в высшей степени ответственная работа по дальнейшему развертыванию и углублению клубной работы среди женщин, как базиса партийной работы в ее борьбе за действительное раскрепощение женщины».
Халыымнар туох да улахан ночооту аҕалбаттар, тоҕо диэтэххэ, хардарыта бэрсии түмүгэр күтүөт икки төгүл даҕаны элбэх барыыстанар. Сиэнэр сүөһүнү ылар эбит буоллахха, аймахтаһар ыаллар биир эрэ өттүлэрэ аһынан маанылаатаҕына (холобура, күтүөт курумутун, а.э. күндүлээһинин ыыттаҕына (ол аата, биир сүөһүттэн 10-15 диэри, сороҕун тыыннаахтыы, сороҕун бүтүн сүөһү этинэн), атын өттө бу ас аҥаарын төлүүр. Туох да биричиинэтэ суох ойоҕун быра±а барбыт ки´и кыыс баайын т³нн³рб³т, ойо±о илдьэ кэлбит та²а´ыттан-сэбиттэн ураты.
Дьахтар эриттэн атын дьон кигиитинэн куотан хаалар эбит буолла±ына, халыымы уонна туох баар халыымы кытта сибээстээх тахсыбыт хоромньуну, кигэн биэрбит дьон т³лµµр уонна кинилэри та´ыйаллар, итинник тµбэлтэлэргэ кэргэнниилэри араартыылар уонна халыымтан ураты тахсыбыт хоромньуну кикпит дьон уонна куоппут дьахтар µллэстэн т³лµµллэр» диэбиттэр. Манна хоромньуга туох киирэрин быһааран биэриэххэ сөп. Манна киирэр этэ: энньэннэн төннөрүллэр сулуу (ол аата, аҕыйах өттүттэн 100-кэҕэ тиийэ тыыннаах сүөһүнэн бэриллэр) сыҥаах хооноҕор, эбэтэр атыннык этиллэринэн – уос аһар (ити, тыыннаах сүөһү, бүтүн сүөһү этэ эбэтэр уу харчы), хоннорор кэһии, быһырым кэһии, түҥүр-ходоҕой кэһии (ол аата кыанарынан көрөн бүтүн ынах этэ эбэтэр биир тыыннаах сүөһү). Дьэ, бу, уол өттүттэн киирэр баай көрүҥнэрин ааттаатыбыт. Оттон кыыс баайыгар туох киирэр этэй? Өбүгэлэрбит кыыс баайыгар туох киирэрин маннык дииллэр: энньэтэ бэйэтэ, харамньыта (ол аата атыгар илдьэ барбыт баайа), сэмсэтэ (төрөппүттэрэ эбии биэрбит, усулуобуйаҕа ыйыллыбатах эдэр сүөһүлэрэ, кулуннара уонна ньиирэйдэрэ), кыыс кэһиитэ (буспут эт уонна уулларыллыбыт арыы – энньэҕэ кэлсибит иһиккэ угуллар, буут аҥаарыгар тиийэ буолар), дьиэ бэлэҕэ (саһыл уонна тоҕус кырынаас, эбэтэр киэргэтиллибит биир эмэ кырынаас тириитэ), сэргэ бэлэҕэ (биэни баайан биэрии) уонна кийиит күтүөт ийэтигэр, убайыгар уонна балыстарыгар биирдии сону биэрбитэ эмиэ кыыс баайыгар киирэр. Халыым олох устуутун уустугурдан, кэҥэтэн биэрэр иһэр эбит. Хаһан эрэ урут мин маннык диэн түбэлтэ үөскүү сылдьыбытын суруйан турардаахпын: «О брачно-семейных отношениях якутов Орготского наслега Средневилюйского улуса в середине XIX в. можно узнать из прошения якутки этого наслега Екатерины Венедиктовны Новиковой в Вилюйское окружное управление от 20 мая 1850 г. Она пишет, что в возрасте 22 лет ее выдали замуж за сына якута Жемконского наслега Антона Андреевича Иванова. В браке у них родились дочь и сын. Дочь умерла в младенчестве, а сын до 3-х лет оставался инвалидом. Поэтому свекор Екатерины – Андрей Иванов под предлогом того, что его сын и ее жена оказались дальними родственниками, развел их и присвоил себе калым в количестве 6 голов скота, уплаченный за Екатерину.
После жалобы Екатерины, на имя улусного начальства и окружного исправника этот скот был отобран у Андрея Иванова и передан Екатерине Новиковой. Затем, по приказанию Средневилюйской инородной управы, выборный Прокопий Петров хотел отобрать данный скот в пользу Андрея Иванова, оправдывая это тем, что калым за невесту в свое время был переплачен. Екатерина Новикова в своем прошении указывает на незаконность действий выборного Петрова. Она пишет, что скот должен был быть отобран не у нее, а у ее отца Венедикта Новикова, так как она вынуждена содержать и воспитывать сына инвалида Антона 5-ти лет.
По предписанию Вилюйского окружного управления скот у Андрея Иванова в количестве 5 голов был отобран и дан старосте Орготского наслега Гермогенову до разрешения дела. Однако Венедикт Новиков не спешил предоставить скот за калым в инородную управу, пользуясь покровительством старосты Гермогенова. В донесении головы Средневилюйского улуса Якова Еремеева от 29 сентября 1850 г. говорится, что староста Гермогенов решил присвоить себе чужой скот, поэтому не вызывает своего родовича Венедикта Новикова в инородную управу. К сожалению, дальнейших сведений о ходе дела в документах Национального архива не имеется, поэтому мы не можем узнать, чем закончилось дело» диэн.