Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2012 » Кулун тутар » 16 » Умай состоит в ее связующей роли между собственно исконной доктриной Тенгри и шаманскими верованиями
Умай состоит в ее связующей роли между собственно исконной доктриной Тенгри и шаманскими верованиями
22:01
Умай
От автора Madi Maulenov в группе Тюркский Ренессанс · http://www.facebook.com/groups/turkic/doc/286815868058949/
Образ Умай несет глубокое и многогранное сакральное и архетипическое содержание, в масштабе всей северной Евразии.
В тюркской культуре Умай-ана (Великая Мать) является Духом-покровителем малых детей и рожениц. Она оберегает малышей до сознательного возраста (4-5 лет), после чего они переходят в ведение собственно Тенгри. Детский лепет это язык Умай и общение малышей с ней. Оберегами Умай были миниатюрные лук со стрелой или веретено подвешиваемые к колыбели. Символом Умай также была луна/полумесяц.

В более глубинном значении Умай выступала в роли посредника/медиатора между мирами людей и духов. Поэтому основным символом Умай была лебедь, живущая в трех стихиях - воде, земле и воздухе. Отсюда запрет у тюрков на убийство лебедей.

Трех-лучевая корона/нимб венчающая образ Умай также апелирует и к ее трех-инаковости, и косвенно к силуэту лебедя.
Особое значение Умай состоит в ее связующей роли между собственно исконной доктриной Тенгри и шаманскими верованиями. Вопреки расхожим представлениям, шаманские культы к вере Тенгри не относятся. Шаманизм обладает собственным пантеоном - воглаве демиург Ульгень (Өлген - умерший, неживой).

Ульгень в шаманизме является творцом мироздания, духов и людей. Он создал и Умай принятую тюрками, и смягчившую женственным элементом тюркскую сакральную систему. Изначально строго маскулиная доктрина Тенгри олицетворяла социальное (мужское тайпа-клановое) устройство тюркского общества. Например по свидетельствам некоторые тюрки сохранили вплоть до 19 века обряды колективного обращения всех мужчин рода к Тенгри, на определеной возвышености своей родовой земли. Причем женщины и шаманы к этому строго не допускались. Обычно это было приурочено к курултаям (съездам) на дни солнцестояний или равноденствий. Таким образом Умай была заимствованием тенгрианством из шаманизма и стала символом почтения материнства и заботы о детях.

Антропологически примечательно что в шаманизме первый сотвореный Ульгенем человек Эрлик (Ерлiк - мужество), стал его опонентом (владетелем долины без теней) и сотворцом других людей. Эрлик вдувал дыхание в уста вылепленых Ульгенем человеческих тел.

Надо сказать шаманизм как феномен происходит из субарктической полосы Евразии. Отсюда акцент на архетипах холода/зимы и смерти. Ясно что эти явления сопряжены. В частности лапландия была известна как страна сильных шаманов. По легендам Ульгень спал под высокой елью далеко на севере. Когда он просыпался и приходил к югу, наступала зима и мир/природа умирал. Когда Ульгень уходил восвояси природа возрождалась и наступала весна. Ульгень зачастую летал на лебеди. Сумеречный мир Эрлика находящийся далеко на западе, за Ненасытной (Тоймайтын) рекой, текущей от основания Мирового Древа (Байтерек), был пристанищем умерших людей. Прослеживается явное наложение/пересечение образов Ульгеня, Эрлика и Умай. Можно говорить о различных гранях одного архетипа.

Причем в явной форме это читается уже в европейской мифологии. Например Снежная Королева несет элементы Умай, вплоть до головного убора и пристрастия к детям (правда обратного) и элементы Ульгеня - владычество холодом зимы и смертоносность.

Известный Дед-Мороз/Санта-Клаус по норвежски звучит Юлениссен, по баскски Олентцеро, вполне созвучно оригинальному Ольген. Встречаются в европейской мифологии и упоминания о брате Ульгеня, его антиподе, в коем без труда узнается Ерлик. Снегурочка, внучка/дочка (порождение) Ульгеня, явно Умай.

maulenov.livejournal.com
Category: Култуура, итэҕэл, искусство | Views: 1930 | Added by: uhhan2
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Кулун тутар 2012  »
БнОпСэЧпБтСбБс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 5
Ыалдьыттар (гостей): 5
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024