Main » 2012»Кулун тутар»23 » Как услышать глас народа.Дмитрий Медведев огорчен правовой отсталостью россиян.
Как услышать глас народа.Дмитрий Медведев огорчен правовой отсталостью россиян.
13:36
Независимая газета 23.03.2012Александра Самарина, Алексей Горбачев
Несознательная коррупция Ни у граждан, ни у президента нет иллюзий в отношении успехов борьбы с мздоимством
Дмитрий Медведев огорчен правовой отсталостью россиян. Вчера президенту Дмитрию Медведеву представили доклад по коррупции, подготовленный рабочей группой по формированию «открытого правительства». По мнению авторов доклада, «откаты» в России при ведении бизнеса и оказании госуслуг составляют от одного до двух процентов ВВП. Для сравнения: примерно таков размер дефицита Пенсионного фонда РФ. Медведев считает, что взяткодатели виновны наравне с вымогателями. Эксперты считают ситуацию тупиковой – в отсутствие иных способов решения проблем и независимого суда. Из доклада: в 2011 году чистый отток капитала из России составил 4,5% ВВП. Процесс продолжился и в 2012 году – несмотря на благоприятную для страны внешнеэкономическую конъюнктуру. По данным фонда «Общественное мнение», 81% респондентов считают уровень коррупции в стране высоким. В 2010 году так думали 75% опрошенных. Наиболее коррумпированными сферами респонденты из числа обратившихся за госуслугой назвали ГИБДД (52%), дошкольное образование (51%) и высшее образование (46%).
Без иллюзий
Борьба с коррупцией, напомним, стала главным лозунгом предвыборной кампании Медведева в 2008 году. Вчера глава государства сообщил: «Очевидно, что это проблема, которая не может быть побеждена только законами в течение какого-то установленного срока». Именно в годы его президентства, напомнил Медведев, проблема коррупции была поднята «на самый высокий уровень». При нем же было принято решение о блоке специальных законопроектов на этот счет. Однако, посетовал задним числом глава государства, «ни у кого иллюзий не было – ни у меня, ни у общественности, ни у наших граждан, что за несколько лет эту проблему радикально минимизировать не удастся». Выступление Медведева было похоже на президентский отчет о проделанной работе. Вывод следовал неутешительный: «...иллюзий не было». При этом президент считает, что власть честно старалась решить проблему, создав «определенную нормативную базу»: «Она не идеальная, потому что нормативная база не может быть идеальной, она должна всегда приспосабливаться под текущее состояние общественных отношений в стране, под набор бытовых привычек, под существующие общественные институты...»
Главное препятствие, судя по всему, Дмитрий Медведев видит в низкой сознательности граждан. Он даже посетовал: сознание людей «меняется очень медленно». Дальше Медведев рассуждал уже как юрист: «Понятно, что коррупция и в широком смысле, и в бытовом смысле – это всегда процесс, в котором участвует не одно лицо. И я напомню, что преступление совершает не только тот, кто берет взятку, но и тот, кто дает взятку. Почему-то это в головах большого количества людей не укладывается. Бытовое сознание вообще основано на том, что единственным преступником является взяткополучатель». Медведев считает это большой ошибкой граждан, и не только с правовой точки зрения, но и с нравственной.
Испытанный довод о виновности взяткодателя не вполне устраивает экспертов «НГ». «Почему граждане виноваты в даче взятки наравне с теми, кто с них ее требует? – недоумевает судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. – Если человек поставлен в такие условия, что у него или родственника посадят, или собственность отберут – что он должен делать?» Борьба с коррупцией в госаппарате – это задача государства, уверена собеседница «НГ».
Эту точку зрения разделяет и заместитель директора Левада-Центра Алексей Гражданкин: «Виновны не граждане, а те, кто устанавливает систему отношений в стране. То есть власть. Она задает правила игры на этом рынке. Их просто невозможно обойти при решении тех или иных проблем». Коррупция, убежден эксперт, является единственным способом обойти жесткую систему всеобщего жесткого государственного контроля: «Огромное количество бюрократических препон делает невозможным решение задач иным способом...»
Уже при формировании и в процессе развития нынешней государственной машины, указывает собеседник «НГ», были заложены «кармашки» и «ходы», провоцирующие коррупцию. Символ таких провокаций – гаишник, устанавливающий на трассе предупреждающие знаки в тех местах, где они удобнее всего для сбора «дани». Людям, находящимся на вершине властной пирамиды, легко обсуждать поведение двух сторон в процессе коррупции, говорит Гражданкин: «Лучше бы они на себя оборотились».
Ситуация с коррупцией в России за годы президентства Дмитрия Медведева практически не изменилась, констатировал в беседе с «НГ» член комитета по инвестициям РСПП Антон Данилов-Данильян. Он уверен – надо так устраивать процедуры принятия решений чиновниками, чтобы у тех не оставалось возможностей для коррупционных составляющих. Впрочем, собеседник «НГ» с одобрением относится к медведевским инициативам. Однако, сетует Данилов-Данильян, «сам бизнес довольно пассивен – его надо серьезно довести, чтобы он стал жаловаться». Сейчас российский бизнес предпочитает решать проблемы как раз коррупционным способом, признает собеседник «НГ».
Как услышать глас народа
Ровно год назад Медведев ввел систему мобильных приемных президента. Представители администрации главы государства и чиновники стали разъезжать по городам и весям, принимая претензии от граждан. Корреспондент «НГ» обзвонил несколько регионов, чтобы узнать, насколько результативным оказалось исполнение президентской инициативы.
В крупных городах страны действительно были открыты такие приемные. К примеру, в Екатеринбурге она приступила к работе под руководством помощника президента Аркадия Дворковича 28 ноября 2011 года. «В ходе личного приема принято пять жителей города», – сообщали местные СМИ. «Сейчас она ездит по различным городам области», – рассказали «НГ» в обычной приемной президента. Местный предприниматель и политик Леонид Волков заявил «НГ», что он о деятельности мобильных приемных вообще ничего не слышал, посетовав, что не видит реальных институтов, куда бизнес может обратиться с жалобами.
Другой пример – Калининградская область. Согласно официальному сайту президента, там в мобильную приемную также активно обращаются местные жители. Калининградский предприниматель, учредитель газеты «Дворникъ» Арсений Махлов заявил в беседе с «НГ», что в вопросе помощи бизнесу ее деятельность совершенно не видна: «На протяжении последних месяцев у нас идет целая серия скандалов, связанных с деятельностью малого и среднего бизнеса, который требует защиты, в основном от государства. Никакой реакции».
Заместитель директора российского отделения Transparency International Иван Ниненко заявил «НГ», что также не сталкивался с антикоррупционной деятельностью президентских приемных в регионах: «У нас там есть свои приемные, и в них идет целый поток жалоб. За время президентства Медведева их меньше точно не стало». На вчерашней встрече рабочей группы «открытого правительства» представителей Transparency не было, говорит Ниненко: «Мы представляли им свои антикоррупционные инициативы, но не знаем, учтены они или нет». Он привел в пример пункт об обязательном декларировании расходов чиновниками: «Сейчас они обязаны это делать только по запросу правоохранительных органов».
* * *
Общаясь с представителями рабочей группы, Дмитрий Медведев похвалил идею «РосПила»: «Я в принципе не возражаю... Не скрою, другие мои коллеги взвоют...» Он благосклонно отнесся и к предложению наказывать должностных лиц за непредоставление информации о госзакупках. Президент не исключил в будущем возможности выборности судей по определенным категориям дел: «В принципе, если мы почувствуем себя готовыми к этому, можно что-то подобное попробовать...» И добавил: «Но мое мнение – не сейчас!» При этом Дмитрий Медведев брезгливо отнесся к идее стимулировать людей за информацию о взятках: «Почти библейская тема – можно ли «стучать» за деньги, хорошо это или плохо и как нужно «стучать» – громко или потише. Знаете, у меня нет ответа на этот вопрос».