Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [890]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [250]
Суд-закон.МВД.Криминал [1238]
Право, закон [316]
Экономика и СЭР [824]
Власть Правительство Ил Тумэн [1177]
Мэрия, районы, муниципалитеты [392]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [207]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [540]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [144]
Коррупция [849]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [284]
Социалка, пенсия, жилье [274]
ЖКХ, строительство [131]
Образование и наука. Школа. Детсад [211]
Люди. Человек. Народ. Общество [206]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [658]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [365]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [149]
Промышленность [43]
Нефтегаз [276]
Нац. вопрос [283]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [182]
Выборы [652]
Айыы үөрэҕэ [77]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [101]
Култуура, итэҕэл, искусство [358]
История, философия [223]
Тюрки [76]
Саха [144]
литература [38]
здоровье [460]
Юмор, сатира, критика [13]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2012 » Муус устар » 16 » Почему, несмотря на то, что голодала вся Россия, массовая смерть затронула только татар и башкир?
Почему, несмотря на то, что голодала вся Россия, массовая смерть затронула только татар и башкир?
10:29
суббота, 14 апреля 2012 г.
250-летие Восстания Батырши - великого сына двух народов – башкирского и татарского.
Конференция, посвященная наследию Батырши
http://tatar-centr.blogspot.com/2012/04/blog-post_14.html    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=2092804&f=25
9 апреля 2012 года в городе Набережные Челны в штабе Татарского Общественного Центра (ТОЦ) состоялась научно-практическая конференция на тему «250-летие со дня смерти Батырши». Различные источники называют различные варианты его имени – Абдулла Алиев, Губайдулла Мягзалдин, Батырша Алиев. В конференции приняли участие ученые-историки, политики, общественные деятели, преподаватели, студенты. Целью конференции было развитие концепции общественной безопасности классификации тюркских народов и государственно-территориальных образований на базе традиционного демократического мировоззрения и современной науки, возрождение истоков традиционной татарской культуры, утраченных духовных идеалов нашего народа, раскрытие её исторической роли в прошлом и её место в современном обществе, гражданское, патриотическое и правовое воспитание татаро-башкирской молодежи.

Конференцию открыл и вел председатель НЧО ТОЦ Рафис Кашапов, первым выступил Гамиль Камалетдинов, он совершил поминание погибших Поволжья и Урала, в национально-освободительном движении, напоминая, что наши отцы и деды, порой принося в жертву самое дорогое – себя, родных, близких и жизни, сделали все что могли, для возрождения Ислама и независимого государства татар. Теперь настал наш черед! Сможем ли мы повторить их доблестный путь? Готовы ли мы пожертвовать самих себя для защиты Родины, защиты своей нации и религии и продолжить священную борьбу наших дедов и отцов? Гамиль Камалетдинов закончил выступление молитвой в память о наших предках и с пожеланиями рассвета наших народов.

Председатель Милли-Меджлиса татарского народа, лидер партии «Иттифак» Фаузия Байрамова выступила с докладом, она подробно рассказала о великом татарском сыне двух народов – башкирского и татарского – муллы Батырши (Абдулла Алиев).

«Причина восстания Батырши: События, произошедшие в российской империи два с половиной столетия назад, оказались как нельзя более актуальны, и в современной России. Тогда урезанные в своих правах (социальные, религиозные, национальные) Петром Первым, власти и церковники попытались решить свои проблемы за счет христианизации мусульман и язычников. Результат не заставил себя ждать – непрекращающаяся череда восстаний и кампаний гражданского неповиновения коренного населения особенно среди татар, башкир Урала и Поволжья.

К сожалению, в сегодняшней России может произойти то же самое, что было в середине 18 века. Для того мы и учим историю своих предков. Мулла Батырша больше года, до начала августа 1756, предпринимал попытки организованного выступления, но так и не смог достичь главной цели. Из-за предательства соплеменников он оказался в плену, был передан русским карателям, и героически погиб 24 июля 1762 года в Шлиссельбургской крепости в неравной борьбе с тюремщиками, ранее жена и дети Батырши были взяты в плен, насильственно крещены палачами.

В год и месяц гибели Батырши императрица Елизвета Петровна издает Указ (от 23 августа 1756) года, который разрешал в Казанской, Воронежской, Нижегородской, Астраханской и Сибирских губерниях строить мечети. Из края были удалены наиболее активные проводники политики насильственного крещения мусульман – епископ Казанский и Свияжский Лука Канашевич и митрополит Тобольский и Сибирский Сильвестр Гловацкий. Их перевели в епархии краев, где не было мусульманского населения. Таков был итог действий муллы Батырши».

Айдар Халим — татарский писатель, Член Союза Писателей СССР с 1976 года, экс-председатель Милли Меджлиса Татарского Народа в 1997—2001 годах, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, рассказал о политике того времени в Поволжье и в Урале, сравнил с сегодняшней путинской Россией. Обосновал свое выступление тем, что политика XVIII века продолжается и нынче.
Председатель Союза татарской молодежи "Азатлык" Наиль Набиуллин дал отчет о проведенных мероприятиях посвященной Батырше. СТМ «Азатлык» выпустили 12 тысяч календарей, посвященных памятным датам Батырши и из них 800 шт. раздали на конференции. Набиуллин предложил от лица СТМ «Азатлык» 15 мая ежегодно отмечать патриотический день – день начала восстания татар. И в этом году планируется провести акции на улице Баумана города Казани.

Также выступили поэт и журналист Фаниль Гилязов из города Казани, член президиума ВТОЦ Дамир Шайхразиев из Набережных Челнов, член президиума ВТОЦ Раиф Галиев из Нижнекамска, председатель ТОЦ Рафик Махмутов из Елабуги, экс-председатель Татарского общественного центра Зиннур Аглиуллин из Набережных Челнов.

Выступавшие на конференции говорили об усилении роли интеллигенции в общественных отношениях, отмечали важность сохранения «чистоты рядов татар на примере национального героя татар Батырши», передовой части общества, подчеркивали воспитательную функцию в развитии молодежи и создании основ гражданского общества, где передовые позиции должна занимать именно научная, творческая интеллигенция, движущая сила прогресса на пути демократизации общества. 24 июля - день смерти Абдуллы Алиева, нам нужно проводить широкомасштабные мероприятия приуроченных к 250-летию Батырши во всем мире, где проживают татары и башкиры.

Участники конференции открытом голосованием обратились к президенту Татарстана Рустаму Миннеханову и к мэру города Набережные Челны Василю Шайхразиеву с предложением переименовать улицы «Баумана» в Казани и проспект «Московский» в Набережных Челнах на имя Батырши.

Конференция шла на государственном татарском языке.

Секретарь конференции Сания Вахитова.

Поддерживаю инициативу ТОЦ г. Набережные Челны, и подписываюсь под письмом на имя президента РТ и Мэра г. Набережные Челны, Мохаммат Миначев, лидер НДП "Ватан", г. Москва 15.04.2012 г.

Почему, несмотря на то, что голодала вся Россия, массовая смерть затронула только татар и башкир?

http://www.turkist.tk/2012/03/blog-post_5940.html
В 1921 году случается страшная трагедия. В 35 губерниях России, где на тот момент проживало 90 миллионов человек, свирепствует голод. По официальной статистике, 40 миллионов страдают от недоедания. В России не остается человека, которого не затронул бы голод, но самые страшные испытания выпадают на долю жителей Волго-Уральского региона (Идель-Урал). Обо всем говорят цифры: если население России уменьшилось на 5 миллионов человек, а смертность выросла в 5 раз, то в Самарской и Челябинской областях, а также в Башкортостане и Татарстане вымерло 20,6% населения. В 1922 году полтора миллиона детей, оставшись сиротами, странствуют по дорогам в поисках пропитания.

Над татарскими деревнями словно сама смерть пронеслась. Народ вымирал буквально толпами. Невозможно назвать точную цифру умерших голодной смертью татар, т.к. учет в те годы никто не вел. Практически во всех татарских деревнях умерших хоронили в общие могилы – у людей попросту не было сил копать отдельные. Об этом сложно говорить и писать, но в татарских селах случалось и такое, что оставшиеся в живых поедали тела умерших. Голод 1921 года за исключением потерь, которые принесли мировые войны, стал величайшей катастрофой в истории Европы.

В 1930-х годах голод случился и на Украине и в Белоруссии. Правительство Ющенко в свое время дало свою оценку этим событиям, назвав их "голодомором”, специально организованным геноцидом. А вот голод, разразившийся в Поволжье в 1921 году, до сих пор не получил должной оценки. Почему, несмотря на то, что голодала вся Россия, массовая смерть затронула только татар и башкир? Проводилась ли политика уничтожения татарских районов целенаправленно? Или это случайные цифры? О причинах поволжского голода журналист газеты "Ирек мәйданы” расспросила доктора исторических наук, академика Индуса Тагирова. "еТатар” предлагает перевод материала.

- В исторических книгах советского периода причинами голода 1921 года назывались наследие имперской, буржуазной России и страшная засуха. В последние годы на этот счет начали звучать и другие мнения. Что на самом деле стало причиной этой страшной трагедии?

- Нельзя относиться к этим событиям однобоко. Да, в 1920 году случается засуха. Становится ясно, что на следующий год не получится собрать урожай, способный прокормить всё население. Сохранились документы, в которых написано, что земля изношена, удобрения не использованы, почва истощена. Земля потеряла свое плодородие, т.к. до этого в течение нескольких лет народ просто-напросто не мог заниматься ею: сначала была Первая мировая война, затем разразилась гражданская. Много мужчин погибло на фронте. Сельское хозяйство пришло в упадок. А тут еще случается природная катастрофа – засуха. В январе 1921 года было тепло как в апреле. Голод начался еще зимой. На первый план вышел вопрос выживания. Итак, первая причина – качество земли вкупе с погодой.

Вторая причина. Во время гражданской войны проводилась продразверстка: у людей силой отбирали хлеб. Правительство вынесло приказ, по которому лишний хлеб должен был быть непременно собран, ведь нужно же как-то прокормить рабочих в городах и армию. Однако лишнего хлеба у людей не было. Наряд спускался в губернии, оттуда – в уезды, из уездов – в волости, а уже оттуда – в деревни. А в деревнях – коллективная ответственность: продразверстка назначалась не по количеству проживавших в селе людей, а по объему земли. Неважно, обработана она или нет – есть наряд: "столько-то пудов” и точка. Как хочешь, так и выкручивайся. Большевики поступали следующим образом: у богатых они хлеба брали побольше, у людей среднего достатка – поменьше, а у бедных вообще не брали. А в реальности в то время людей с высокими и средними доходами не было. Очень трудно было различить, кто как живет. Несмотря на это, были образованы комбеды, призванные собирать у народа хлеб. Им в помощь были созданы продотряды. Все они насильно отнимали хлеб у простых людей. А ведь народ и так уже был разграблен за годы гражданской войны. Еще одна причина голода – политика продразверстки.

В 1920 году образуется ТАССР. Образование республики по времени совпало с этой страшной трагедией. Председатель правительства Хаджи Губайдуллин пишет, что "республика была построена ценой голода. Республика в основе своей – это фикция, а голод – реальность”. После того, как была образована ТАССР, ей поручается разверстка, по которой республика должна была обеспечить 10 миллионов 350 пудов хлеба. Это огромная цифра. Даже Иван Горюнов, русский по национальности, проверявший эту цифру, признавал, что это задание невыполнимо. Однако затем объем был даже увеличен. В итоге ТАССР должна была подготовить 15 миллионов пудов хлеба. Достижение этой цели было возложено на специально образованный наркомпрод. В него вошли безжалостные люди, способные исполнять поставленные задачи несмотря ни на что. Вышло постановление, по которому всех, кто не сдает хлеб, можно было бы привлекать к ответственности. Начался грабеж и без того разграбленного, раздетого народа. Об этом предпочитают молчать, но перед тем, как была создана ТАССР, в Татарстане произошла революция: народ, не желая подчиняться продотрядам и политике советского правительства, нападал на коммунистов и убивал их.

- В Интернете много интересных фактов. Например, пишут, что в Самарской губернии голод протекал иначе. Мол, было и мясо, и другие продукты. Не хватало именно хлеба. Якобы он стоил в 5 раз дороже мяса. Якобы люди сами виноваты в дефиците хлеба: они делали всё возможное, чтобы до него не добрались ненавистные народу большевики – скармливали его скоту, прятали в амбарах, где он сгнивал. В результате чего зерна не осталось даже для сева. Насколько верны эти факты?

- В территорию Самарской губернии входила большая часть современного Татарстана: например, Бугульминский уезд. Это один из наиболее пострадавших от голода районов. По количеству погибших Бугульма стоит на третьем месте в республике. На первом месте – Тетюшский кантон, где умерло 63 тысячи человек. Это 35% от населения кантона. В 1921-22 годах погибло 23% населения Чистополя. Аналогичная ситуация в Спасском районе. Население Татарстана уменьшилось на 400 тысяч человек. Это официальная цифра. А точными данными не располагает никто. Неизвестно, сколько людей погибло в пути, пытаясь спастись от голода бегством в другие районы страны. По воспоминаниям людей становится ясно, что львиная доля тех, кто куда-то уехал, не вернулись – они умерли в дороге.

Сложно даже представить, чтобы татары сами уничтожали хлеб или скармливали его скоту, когда людям нечего было есть. Может, и были отдельные случаи, когда они шли на это, чтобы зерно не досталось большевикам, но нам такие факты не известны. В целях избежания продразверстки в некоторых районах сажали вику и питались ей. Испугавшись того, что не останется зерна на сев, власти организовали "цепные” пункты, где отмечали, кто и сколько сдает зерна. Во многих местах люди, не выдерживая, грабили эти пункты. Не то, чтобы хлеб скармливали скоту – самого скота не остается! Петухи, куры, собаки, кошки – всех съедают! Это были страшные годы.

- В России не осталось такого человека, которого не затронул бы голод. Однако смотрим на цифры и видим, что большинство погибших приходится на Башкортостан, Татарстан, Оренбургскую, Самарскую, Челябинскую области. Это всё территории, где проживает татаро-башкирское население. И в первую очередь, пострадали именно татарские деревни. Это случайно так получилось? Или же советская власть таким образом подчиняла себе Волго-Уральский регион?

- Действительно, голод, в первую очередь, свирепствовал в Поволжье. Именно татары составляют наибольшее количество погибших. Однако нельзя сказать, что это была целенаправленная политика. В то время Кавказа еще нет. Сибирь и Украина не входили в Советский Союз. А рабочих таких больших городов как Москва и Петербург и армию в 5 миллионов 300 тысяч солдат кормить нужно. Все тягости легли на плечи региона Идель-Урал. Конечно, были, наверное, те, кто желал уничтожения татар и башкир, но нельзя сказать, что это была политика России, потому что ей невыгодно уменьшение собственного населения.

В Башкортостане голод был ужасным. Башкиры, которые вели кочевой образ жизни и держали скот, оказались в катастрофическом положении. Засуха, травы нет, корма нет…

Вот что пишет Мөкәрәмә апа из деревни Нөркәй, что в Сармановском уезде: "Только я собралась вылить воду, в которой помыла посуду после скудной нашей трапезы, как подбежала одна девочка и начала умолять: "Апа, пожалуйста! Не выливайте! Дайте мне выпить!”. Папа, добавив туда лебедную муку, отдал воду девочке. Она выпила и благодаря этому осталась жива”. Таких случаев было множество.

- А что сделало правительство ТАССР для того, чтобы спасти население от голода? Неужели руководство всеми силами стремилось выполнить план? Кто-нибудь предпринял какие-либо действия, чтобы хоть как-то облегчить ситуацию? И ведь именно в эти годы татарские деревни начинают переселять обратно на берега Волги – чтобы спасти народ от голодной смерти. Кто этим занимался?

- В это время ТАССР руководил Саидгалеев. Большевик до мозга костей. Для него самое главное – победа революции во всем мире. Он свято верил в то, что для достижения такой цели можно пожертвовать всем. И он действовал, абсолютно не отдавая себе отчет в том, что татары находятся на грани физического вымирания. "По сравнению с революцией смерть татар не может быть большой потерей” – это его слова. Он стремился перевыполнить поставленный план. Керенский раскритиковал его в газете "Дни”, выходившей в США, сообщив, что за такие "старания” Саидгалеева в Москве наградили золотыми часами.

А вот Шамиль Усманов, проверяя обращение народного комиссариата о разверстке, говорит, что "он подписал документ, выносящий смертный приговор моему народу”. Глава комиссариата по земельным делам Юнус Валиди называет людей, составивших этот документ "московскими холуями”. Юнус Валиди – очень интересная личность. Впервые после того, как татар прогнали с насиженных мест в самые неудобные районы страны, он приступает к делу переселения татарских деревень обратно на берега рек. После завоевания Казани Иваном Грозным татарам было запрещено селиться возле рек, и поэтому в годы неурожая у них не было возможности заниматься рыбной ловлей. А в эти годы вдоль рек появляются такие деревни как Кызыл Байрак, Чыңгыз, Яналиф. Их создание связано с личностью Юнуса Валиди. Массовых переселений не было, конечно, т.к. для этого нужны деньги. Попробуй переехать из одного дома в другой. А тут целые села! Однако за два года он умудрился переселить несколько татарских деревень, т.е. фактически он спас их от голодной смерти. И за это татарский народ ему благодарен. Это были сложные времена. Обком начал проверку его деятельности. Глава народного комиссариата Кашшаф Мухтаров выступил в его защиту. Но несмотря на это Юнуса Валиди освобождают от занимаемой должности, а через некоторое время он умирает. Смерть его окутана тайнами: до сих пор неясно, как это случилось. Одно мы знаем наверняка: Юнус Валиди был истинным патриотом своего народа.

- Как вели себя татарские общественные организации в годы голода? Например, помогало ли голодающим Центральное Духовное управление мусульман? О том, что православная церковь сдала свои ценные вещи государству, пишут везде.

- В мечетях и у мусульманских священников денег особо не было. Они страдали от голода так же как и все остальные. Но и духовенство, и национальная интеллигенция делали всё возможное, чтобы хоть как-то облегчить жизнь народа, особенно простых деревенских людей. Здесь нужно вспомнить деятельность Галимджана Баруди. Родившийся и выросший в Казани, он своими силами поступил учиться в Бухару, затем образовал в Казани медресе "Мухаммадия”. В своей педагогической деятельности он обращается к новым образовательным принципам, вместе с шакирдами участвует в революции, за что его ссылают в Вологду… Он был готов умереть во имя своего народа.

Как только стало понятно, что начался голод, Баруди наладил связь с мусульманскими странами. Например, с его помощью в Татарстан был привезен хлеб из Азербайджана. В Азербайджане до сих пор хранятся документы о помощи родственному народу. Этим занимался Баруди. Западные страны выступали против активизации татарских связей с мусульманскими государствами. Несмотря на это он продолжил работу по импорту хлеба. Баруди умер в Москве в Боткинской больнице. Возник вопрос его похорон. Правительство Кашшафа Мухтарова планировало организацию торжественного траура, но большевики запретили подобное прощание с Галимджаном Баруди.

Религиозные деятели постоянно находились среди народа. Религия вообще была сильным фактором, и в этом заслуга Баруди. Иммигрировавшие татары также не остались в стороне. Известно, что Юсуф Акчура доложил о катастрофе на Средней Волге Ататюрку, но Турции было не до татар: в это время в страну вторгаются греческие войска, и Турция оказывается неспособной помочь своим братьям по вере.

Гуманитарную помощь организовали американцы. Продукты от организации "АРА” перепадали и татарским деревням. Чайлз в своих воспоминаниях пишет, что "каждый четвертый дом в деревне стоит пустой, собаки не лают, петухи не кричат”. Были завезены хлеб и одежда, организованы столовые. Детей кормили каждый день. Благодаря организации "Ара” многие в Татарстане избежали голодной смерти. Она также помогла Германии, Украине, Белоруссии. Свой вклад в борьбу с голодом внес и "Красный крест”.

К сожалению, голод, свирепствовавший на территории проживания татарского и башкирского народов, не изучен. Есть какие-то отдельные статьи, выступления, но большого аналитического труда до сих пор не видно.

Римма Бикмухамметова
Перевод Роберта Болгарского

eTatar

Category: Тюрки | Views: 2441 | Added by: uhhan2
Total comments: 1
1 Фагим Валиев   [Материал]
Почему, несмотря на то, что голодала вся Россия, массовая смерть затронула только татар и башкир? Вопрос к месту...

Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Муус устар 2012  »
БнОпСэЧпБтСбБс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 15
Ыалдьыттар (гостей): 15
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2022