Main » 2012»Муус устар»25 » Для тех регионов, где срок полномочий губернатора истекает до 1 января 2013 года, выборы главы региона состоятся в октябре 2012 года.
Для тех регионов, где срок полномочий губернатора истекает до 1 января 2013 года, выборы главы региона состоятся в октябре 2012 года.
09:43
24 апреля 2012 года 19:18 | Алексей Полубота СП
Губернаторов отфильтруют от здравого смысла Кремлевский законопроект о прямых выборах глав регионов нравится лишь партии власти
Во вторник Госдума рассмотрела во втором чтении законопроект о прямых выборах губернаторов. Результатом первого чтения были 143 поправки. Чуть меньше половины из них прошли через «сито» профильного комитета нижней палаты. В итоге к вечеру основные положения законопроекта приняли такой вид. Кандидат в губернаторы должен заручиться поддержкой от 5% до 10% парламентариев не менее, чем 3/4 муниципальных образований региона. Причем, каждый депутат может отдать свой голос только за одного претендента на губернаторское кресло. Не вызвала особых возражений поправка, по которой кандидатами в губернаторы не могут становиться граждане прежде судимые за тяжкие и особо тяжкие преступления. Регионам предложено самим определять, могут ли баллотироваться в губернаторы только кандидаты от партий или ещё и самовыдвиженцы? В любом случае, и те, и другие должны быть не моложе 30 лет. При этом президенту предлагается предоставить право по своему усмотрению проводить консультации с партиями, которые предлагают кандидатов в губернаторы, или с самовыдвиженцами, которые идут на выборы.
Предполагается, что главы регионов будут, как и президент, ограничены двумя выборными сроками подряд. При необходимости выборы губернаторов пройдут в два тура.
Для проведения референдума по отзыву губернатора необходимо будет собрать не менее 25% подписей избирателей.
Для тех регионов, где срок полномочий губернатора истекает до 1 января 2013 года, выборы главы региона состоятся в октябре 2012 года. А если после этой даты - в единый день голосования в 2013 году.
По мнению члена Бюро Высшего совета партии «Единая Россия», главы республики Мордовия Николая Меркушкина, новые поправки, в частности, заставят партии, которые не уделяют внимания регионам, внимательнее относиться к выстраиванию своей структуры в провинции. «Муниципальный фильтр» Меркушкину тоже нравится: «Серьезный кандидат всегда сможет найти необходимую поддержку внутри депутатского корпуса. Партии станут внимательнее относиться к выстраиванию вертикалей. Сейчас же многие из них предпочитают светиться на телевидении, а до реальной жизни на местах, до районного, поселкового уровня не доходить. Новый закон потребует от всех партий создания полноценной структуры. Партии будут больше знать о настроениях на местах, считаться с настроениями людей, лучше знать проблемы местного самоуправления», - уверен он.
У оппозиции, как водится, настроения прямо противоположные. Первый заместитель председателя ЦК КПРФ, первый заместитель председателя Государственной Думы РФ Иван Мельников ещё до обсуждения в Госдуме высказался против предложенных поправок:«Хочу напомнить, что наша фракция поддержала данный законопроект в первом чтении. Однако мы были несогласны с двумя фильтрами: президентским, когда нужно согласовывать свою кандидатуру, и «судебным», когда при отзыве нужно судебное решение. Мы считали эти фильтры избыточными». Вместо смягчения, по мнению Мельникова, законопроектом теперь предусматривается «абсолютное ужесточение процедуры». Настолько жесткое, что «реализовать право избираться в губернаторы или отозвать губернатора становится на практике невозможным.
Президентский фильтр дополняется необходимостью собрать от 5 до 10% нотариально заверенных подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта РФ. Каждый такой депутат или глава может поддержать только одного кандидата. Если кандидат выдвинут в порядке самовыдвижения, то помимо прочего нужно будет еще и подписи собрать. Совершенно ясно, что таким образом создается база для администрирования в пользу власти, даже не доходя до президента» - поясняет депутат.
Процедура отзыва «неправильного» губернатора, по словам Мельникова, превращается «в непроходимый лабиринт». «Начать процедуру может и партия, и граждане, но они должны обратиться в суд, который должен признать, что губернатор что-либо нарушил. Затем требуется собрать 25% подписей всех избирателей региона. Эти подписи будут рассматриваться, и если нарушений нет, то вопрос выносится на голосование. Губернатор будет отозван, если за это проголосует более 50% всех избирателей региона. Таким образом, вместо одного «судебного» фильтра мы получаем четыре фильтра!» - возмущается Иван Мельников.
По его мнению в таком виде законопроект – «это закон власти о том, как вымотать партии и кандидатов и как окружить кольцами обороны своих фаворитов». Поэтому КПРФ отказалась его поддерживать.
Комитет гражданских инициатив под председательством Алексея Кудрина высказался против перехода к единому дню голосования в середине сентября. «Принудительное введение не единого, а единственного дня голосования в середине сентября, так, чтобы избирательная кампания большей частью пришлась на отпускной сезон, а сами выборы – на один из последних погожих дней для большей части территории страны, – это не просто заведомое «подыгрывание» провластным политикам. Победителей в такой день голосования не будет, потому что победа эта будет достигнута путем намеренного ограничения интереса граждан к политике, к осознанному участию в ней» - читаем на сайте Кудрина.
В момент, когда шло бурное обсуждение законопроекта во втором чтении, мы связались с депутатом Госдумы, справедливороссом Геннадием Гудковым.
«СП»: - Что-то из предложенных вашей партией поправок вошло в обновлённый законопроект?
- Большая часть наших поправок попала в корзину. Вошла только одна существенная поправка о втором туре губернаторских выборов. Но введённый в документ муниципальный фильтр не даёт нам возможность поддерживать этот закон.
«СП»: - То есть во втором чтении фракция «Справедливой России» голосовала против?
- Мы просто отказались от голосования.
«СП»: - А к третьему чтению ваша позиция не изменится?
- Если не удастся достигнуть компромисса, если не уберут эти фильтры, не вернутся ещё раз ко второму чтению, мы закон поддерживать не будем.
«СП»: - Вариант возврата законопроекта во второе чтение возможен?
- В нашей Думе возможно всё. Но при наличии большинства у «Единой России» Госдума занимается просто законодательным оформительством. Решения принимаются в другом месте. Я, как оптимист, надеюсь на лучшее, что, наконец, что-то сработает, и вверху вдруг скажут: «Давайте уберём все фильтры». Тогда мы поддержим этот законопроект. Хотя и в этом случае надо разбираться: какие губернаторские сроки из тех двух, что сейчас предусмотрены законопроектом, пойдут в зачёт. Сможет ли губернатор, уже отсидевший два срока до принятия этого закона попытаться пойти на третий срок?
В любом случае при сохранении фильтров закон о губернаторских выборах будет принят только правящей партией. Может быть, ещё Жириновский поддержит, потому что его депутату посулили место губернатора Смоленской области. В таком случае можно будет говорить о торге между ЛДПР и властью.
- «Муниципальный фильтр» – это какое-то российское ноу-хау. Я довольно много изучал избирательное законодательство в других странах, но ничего подобного не видел, – говорит генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. - Толку от этой отечественной придумки не будет – это точно. А вот вреда много. Представьте картину: живёт в каком-нибудь провинциальном Н-ске муниципальный депутат. Начинается избирательная компания. К нему косяками начинают идти кандидаты в губернаторы. Каждый требует, намекает, предлагает деньги, угрожает. И что этому несчастному муниципалу, который к тому же за своё депутатство не получает зарплаты, что ему делать?
Можно с большой вероятностью предположить, что «фильтр» приведёт к повышению коррумпированности среди муниципальных депутатов. На кого-то будут давить административными методами, кого-то будут покупать. Вызывают вопросы и проценты, которые необходимо собрать кандидатам в губернаторы. Если говорить о Москве, то даже 5 процентов муниципальных депутатов – это больше 70 человек. Это серьёзно. Самовыдвиженцу, да и кандидату от оппозиционной партии привлечь такое число депутатов в свою поддержку будет непросто. И вообще непонятно причём тут муниципальные депутаты, если речь идёт о выборах главы исполнительной власти.
«СП»: - А президентский фильтр остаётся?
- Да. И это значит, что власть не доверяет своим гражданам. Пусть жители регионов решают, кто будет у них губернатором, не надо ничего придумывать. Мы жили по этой схеме в 90-е годы и всё было достаточно неплохо. Кое-кто говорит, что тогда выбирали бандитов. Я хорошо помню те годы, поскольку занимался тогда региональной политикой. За всё десятилетие губернаторов с сомнительной репутацией было выбрано только двое. Это экс-губернатор Приморья Ноздратенко и его сменщик Дарькина. А остальные избранники не имели отношения к криминалу.
«СП»: - А насколько эффективна, на ваш взгляд, система отзыва губернаторов?
- Это тоже чисто российское изобретение. Но не из тех, которыми стоит гордиться. Это какая-то морковка для избирателей: дескать, если вы ошиблись, то потом можете всё исправить. Но на самом деле, попробуй собери эти самые 25 процентов, когда у действующего губернатора будут все механизмы по подавлению недовольных.
Надо просто честно доводить до избирателей биографии кандидатов. А там уже они сами разберутся.
В целом я негативно отношусь к этому законопроекту. Идея была неплоха. Но в итоге мы получили нечто похожее на советскую карикатуру конца 80-х: сидят Ленин, Маркс и Энгельс. Перед ними обломки с надписью «Коммунизм». Маркс говорит, глядя на них: «А идея-то была неплохая!»