ИА SakhaNews. Через месяц Россия официально вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). До конца июля требуется ратифицировать документ, а затем уведомить секретариат организации о ратификации протокола. Таков зафиксированный в резолюции итог парламентских слушаний на тему «Ратификация Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации», которые провел в Госдуме Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Переговоры о вступлении в ВТО, длительные и изнурительные, длятся уже более 17 лет. В российском обществе решение о вступлении страны в ВТО в обществе расценивается неоднозначно, если не сказать негативно, что не могло не найти отражения в процессе слушаний. Большинство участников парламентских слушаний в Госдуме задавали правительству одни те же вопросы о поддержке отечественных производителей и в очередной раз повторяли опасения сделать открытой российскую экономику. Сначала парламентарии, а затем и эксперты обсудили, главным образом, последствия вступления России в ВТО.
Негативный сценарий для России?
Парламентские слушания начались со скандала. Пока директор департамента торговых переговоров Минэкономики Максим Медведков рассказывал о выгодах вступления в ВТО, в зал пыталась прорваться делегация из Ростовской области. Одетых в казачью военную форму с красными лампасами ростовчан в списках не оказалось и они вопрошали: «Это открытые слушания? Так почему не пускают?». Ответа на вопрос получить не успели - думская служба охраны среагировала оперативно и увела казаков.
«У нас много мифов о ВТО, практически, как в Древней Греции», - попытался пошутить Медведков в настороженной депутатской аудитории. Тезисы чиновника были направлены на развенчание основных мифов: ВТО не обязывает нас запрещать субсидии или другие используемые формы господдержки; не открывает российский рынок труда; не мешает продолжать социальную политику в тех формах, в которых мы считаем это нужным; не запрещает ввести ограничения на регулирование экономической деятельности в стране; не запрещает, наконец, не пускать те продукты и товары, которые мы считаем вредными для здоровья нашего населения, для потребителей.
Но участники слушаний предпочли словам факты и аргументы. По подсчетам Минэкономразвития, потери российского бизнеса от дискриминационных мер составляют $2 млрд в год. Расчеты Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН подтверждают, что от вступления в ВТО Россия будет терять 1% ВВП, или $7,2 млрд. в год, только российский Агропром будет терять $4 млрд. ежегодно.
Россия, вступая в ВТО, отдаст иностранцам вчетверо больший объём рынков, чем получит шанс отвоевать у них. В годовом выражении — $90 миллиардов против 23, т.е. на один предполагаемый доллар выигрыша РФ от вступления в ВТО придется вчетверо больше потерь нашей экономики.
Специалисты, таким образом, видят целый комплекс проблем, с которыми, вероятно, столкнется Россия после вступления в ВТО. В сжатом виде эти проблемы-последствия были обозначены и в открытом письме руководителей 81 российского предприятия президенту Владимиру Путину, премьеру Дмитрию Медведеву, депутатам и «гражданам России», опубликованном 31 мая в газете «Коммерсант». Авторы письма требуют отложить ратификацию, принять меры поддержки промышленности и пересмотреть условия вступления в ВТО.
Потеря суверенитета
Участники слушаний отмечали, что ВТО является реальной угрозой для России. В случае вступления страны в эту международную структуру «потеря суверенитета будет делом лишь времени». Такое мнение, в частности, высказал участник состоявшейся накануне слушаний международной конференции «Что ждет Россию в ВТО?», бывший парламентарий и экс-зампред Счетной палаты Юрий Болдырев. «Вступив в ВТО, Россия, в первую очередь, потеряет экономический суверенитет», http://www.golos-ameriki.ru/content/russia-wto/1145688.html - считает эксперт, уверенный, что Россия должна самостоятельно дозировать уровень своего обмена с внешним миром.
Эксперт Государственной Думы Владимир Бабкин более категоричен. Он считает, что вступление России в ВТО является «исполнением заказа транснациональных корпораций по ликвидации суверенитета России над своей политикой и недрами» По его словам, Россия в результате присоединения к ВТО будет «рассечена на анклавы, подвластные новым властителям планеты».
Из оценок аналитиков Института глобализации и социальных движений и центра «ВТО-Информ» следует, что к 2020 году потери российской экономики – прямые и упущенные возможности роста – составят 26 триллионов рублей. Эксперты также подсчитали, что к 2020 году более 4,4 миллиона россиян потеряют работу из-за вступления России в ВТО. В первую очередь, это касается тех, кто занят в производстве электронного оборудования, сахара, кожи и обуви, а также в текстильной отрасли. Именно эти секторы экономики придут в упадок и не смогут справиться с конкуренцией.
Анатолий Локоть, депутат Государственной думы от КПРФ опасается лоббирования. По его словам, ряд структур от вступления в ВТО, безусловно, выиграет. Прежде всего, это крупные поставщики сырья за рубеж — металла, нефти, газа. «Так что лоббирующий элемент здесь есть. Однако реальная часть экономики, перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, малый и средний бизнес, пострадает. Лезть в ВТО с ослабленной энергозависимой экономикой накануне кризиса — это просто завязывать удавку на своей шее», - уверен депутат.
Председателю колхоза стало страшно
Вступление в ВТО главным образом затронет сельскохозяйственную отрасль. Снижение импортных пошлин на ряд товаров приведет к тому, что их будет невыгодно производить в России. Специалисты приводят пример Филиппин, где рис является таким же важным продуктом, как хлеб в России – после вступления Филиппин в ВТО местное производство риса сократилось на 80%.
Выступивший на слушаниях от фракции КПРФ председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашин отметил: «Вступление России в ВТО грозит полностью обрушить агропромышленный комплекс страны. Россия практически полностью открывает свой внутренний рынок для иностранных сельхозпроизводителей».
По мнению аграриев, вступление в ВТО особенно ударит по рентабельности животноводства: из-за снижения пошлин на мясо предприятия, и так работающие с минимальной рентабельностью, станут убыточными, срок окупаемости инвестпроектов в свиноводстве увеличится с 8 до 12 лет, в мясном животноводстве — с 11 до 14-15 лет.
Аграрии уже жаловались в ФАС на несправедливость мирового рынка - никакой справедливой конкуренции на мировом сельхозрынке нет. «Ни одна российская компания в аграрном секторе не входит в число крупнейших в мире, — говорит глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. - В Европе работает несколько компаний, каждая из которых производит свинины больше, чем вся Россия». ФАС пообещала аграриям помочь тем, что «будет внимательно следить за картельными сговорами зарубежных производителей».
«Мне страшно вступать в ВТО как председателю колхоза, - сказал Василий Мельниченко из Свердловской области, - давайте повременим. Получается, что еще не началось, а уже не получилось. Давайте отложим ратификацию, мы еще не готовы». ГМО вслед за ВТО
Ведущий научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Ирина Ермакова считает, что после вступления России в ВТО существует большая вероятность того, что в страну будут ввозиться продукты, содержащие генетически модифицированные организмы. По мнению специалиста, в рамках ВТО у России не будет прав на запрет ввода продуктов с ГМО, а маркировка ГМО рассматривается торговой организацией как дискриминация производителей таких продуктов. ВТО также способствует снижению стандартов по безопасности питания. Эксперты ссылаются, в частности, на пример применения организацией штрафов против Европейского Союза, который ввел санкции на ввоз продукции с ГМО из США и Канады, а также на мясо, обработанное гормонами роста.
Заполнение прилавков российских магазинов продукцией с ГМО приведет к росту заболеваемости и смертности среди населения. По словам Ермаковой, ГМО окажет негативное воздействие на природную среду, будучи причиной деградации и неплодородности почвы. «Вступив в ВТО, Россия может стать страной сбыта опасной продукции», – резюмировала Ермакова.
Малый бизнес вызова еще не осознал
По данным экспертов, только 10% региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно изношенных мощностей, которые достигают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции.
По словам генерального директора Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, члена правления ТПП РФ Виктора Ермакова, «с вступлением в ВТО, мы по полной программе получаем все те вызовы, которые могут сделать нас более успешными или создать нам кучу проблем в части потери рынков, разорения малых и средних предприятий, прихода на их место более высоко конкурентных зарубежных партнеров. Процентов 80 из них еще не осознали, не поняли эти вызовы и не совсем готовы к тому, чтобы вступить в конкуренцию в августе».
Не обошлось и без упреков в адрес чиновников. «Я держу в руках протокол от 15 мая 2000 года. В нем написано, какие законы нужно принять для вступления в ВТО. План выполнен на 5%. Почему при обсуждении вступления в ВТО не было обсуждения с бизнесом?», - негодовал депутат от КПРФ Николай Коломейцев.
Медведков ответил, что у бизнеса была возможность обсуждать с министерством возможные защитные меры. «Все, кто хотел, пришли. Кто не хотел, мы не можем за них отвечать», — пояснил чиновник.
Впрочем, как выяснилось из дальнейших выступлений, не все обратившиеся в министерство остались довольны. «Встречались часто, но наши пожелания не учитывались», — пожаловался представитель компании «Рослегпром».
Конкретным результатом слушаний можно назвать одобрение списка защитных мер, которые еще с декабря предприниматели предлагали Минэкономразвития. На этой неделе перечень будет внесен в правительство. Например, спрос на отечественную свинину и молоко предлагается поддерживать за счет госзакупок. От компании «Русал» поступило предложение ввести утилизационный сбор на импортные кабели — по образцу автомобильного. Кроме специфических отраслевых мер, в перечне есть и системные решения вроде разработки порядка участия России в механизме по разрешению споров ВТО, и введение в надзорных службах отдельных подразделений, которые будут заниматься мониторингом зарубежных систем надзора.
Законодатели опаздывают
Основные проблемы, возникающие перед Россией в связи с вступлением в ВТО, обусловлены факторами правового и экономического характера. Прежде всего, необходимо отметить недостаточную законодательную базу в России, основывающуюся на общепринятых международных стандартах. Это связано с тем, что в одних секторах полноценный рынок еще не успел сформироваться, а в других – отсутствует конкурентная среда, благоприятствующая росту объема и повышению качества предоставляемых услуг.
По данным «Особой буквы», выяснилось, что Россия на законодательном и нормативном уровнях к этому совершенно не готова. Все эти годы, пока шли переговоры, никакой подготовки к вступлению не велось, а были лишь разговоры. Видимо, отмечает издание, до последней минуты никто и не верил в то, что Россия в действительности в торговую организацию вступит.
По мнению экспертов, страну ждет 40%-ное сокращение рабочих мест и резкий рост безработицы. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими.
По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тысяч закрытых предприятий, а также уничтожение 460 моногородов, которые зависят от одного завода или производства для предоставления рабочих мест и инфраструктуры.
Вступление в ВТО, считают специалисты, обусловит значительное увеличение оттока капитала и отсутствие дополнительных прямых инвестиций в Россию, поскольку только совершенно безрассудный бизнесмен будет вкладывать средства в создание производств в стране, в которой из-за неустранимых природных особенностей невозможно создавать конкурентоспособную продукцию.
Удивили экономисты, уверенно заявившие, что паникерам, да и все остальным рано себя хоронить. «Главный миф о ВТО заключался в том, что для некоторых секторов экономики наступит катастрофа. Этого не произойдет ни в одной отрасли. Даже в самой пострадавшей отрасли падение выпуска не превысит 10%», - настаивает ректор РЭШ Сергей Гуриев. Кто тормозит ратификацию?
Присутствовавший на слушаниях директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО, профессор факультета мировой экономики НИУ ВШЭ Алексей Портанский заявил, что процесс ратификации протокола тормозят лоббистские усилия промышленников и работа правительства над "комплексом мер по снижению рисков, которые присоединение к ВТО создает для отдельных отраслей экономики".
По словам Портанского, "вопрос это деликатный - лоббисты во главе с главным противником ВТО Константином Бабкиным (владелец Ростсельмаша) понимают, что не добьются пересмотра условий вхождения РФ в организацию, но используют ситуацию, чтобы получить от государства максимум субсидий и компенсаций за риски, которые оно несет".
В самом правительстве, судя по отчетам, совещания о рисках ВТО идут каждую неделю, для него это «горячая тема». Однако парламентариев это не устраивает. В результате на слушаниях новое правительство и Госдума публично обменялись упреками.
Спикер нижней палаты Сергей Нарышкин обвинил Белый дом в нерасторопности, заявив, что до конца весенней сессии осталось чуть больше месяца, а протокол о вступлении России в ВТО так и не внесен на ратификацию. "Это не дело, когда в правительстве пять с половиной месяцев идет работа и правительство ставит Госдуму в такое положение", - заявил Нарышкин, предложив Белому дому "обратить на это внимание".
В свою очередь, Белый дом ответил на обвинения Госдумы в нерасторопности: до ратификации присоединения к ВТО остались считанные дни, а компенсационные меры с ратификацией присоединения никак не связаны, пообещав не допустить лоббистов до госсредств и не давать отраслям поддержки, противоречащей принципам ВТО. Прозвучала и гарантия, что Правительство рассмотрит протокол о присоединении к ВТО 7 июня.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий работу по компенсационным мерам и мероприятиям в Белом доме, в свою очередь, обещал изучать предложения и "компенсировать риски только тем, кого ВТО действительно затронет". В перечень задач Шувалова входит применение антидемпинговых, компенсационных и защитных мер, переформатирование запрещенных ВТО субсидий в разрешенные, использование при необходимости пониженного единого таможенного тарифа для импортеров комплектующих, меры по поддержке экспортеров.
Итак, слушания показали, что мнения о целесообразности присоединения России в действующих условиях кардинально противоположны - есть убедительные преимущества, но есть и серьезные опасения. Более того, в вопросах и выступлениях ряда участников слушаний звучали призывы к депутатам Государственной Думы не спешить с ратификацией Протокола о присоединении, принять предварительно соответствующие законы, чтобы обезопасить экономику страны от нежелательных последствий. Иными словами, гораздо большее беспокойство бизнеса, науки и общества вызывают не сроки ратификации, а степень готовности российской экономики к членству в ВТО.
Экономические и политические эксперты обратили внимание на то обстоятельство, что до ратификации протокола о вступлении России в ВТО осталось совсем мало времени. Кабмин надеется, что Дума ратифицирует документ до 23 июля - именно в этот момент истечет 220-дневный срок, прошедший со дня достижений принципиальный договоренностей правительством России.
Отмечен тот факт, что публичного обсуждения судьбоносного документа не было. Всенародный референдум о вступлении России в ВТО, к которому призывала московская подгруппа референдума, вряд ли уже состоится. Кроме того, протокол не имеет официального перевода на русский язык. В настоящий момент три фракции парламента «против», и только «Единая Россия» проталкивает страну в ВТО.
Известный западный экономист Фридрих Лист установил следующий закон: «Повсеместное и тотальное установление принципа свободной торговли, максимальное снижение пошлин и способствование предельной рыночной либерализации на практике усиливает то общество, которое давно и успешно идет по рыночному пути, но при этом ослабляет, экономически и политически подрывает то общество, которое имело иную хозяйственную историю и вступает в рыночные отношения с другими более развитыми странами тогда, когда внутренний рынок находится еще в зачаточном состоянии».
Россия в этот закон, по мнению аналитиков, не вписывается. Впрочем, как заметил один из экспертов, нашей стране не привыкать идти своим путем. Но сейчас все зависит от того, насколько эффективно она сможет воспользоваться данным ей в руки новым инструментом, каким является ВТО. Если сможет, то получит существенный мощный импульс для своего развития и займет подобающие позиции на мировых рынках.