Main » 2012»Бэс ыйа»15 » заселение Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока страны...Новая миграционная политика: от кнута к прянику?
заселение Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока страны...Новая миграционная политика: от кнута к прянику?
07:39
Власть и политика
Гастарбайтеры заселят Крайний Север и Дальний Восток
Новая миграционная политика: от кнута к прянику? ИА SakhaNews. Новая миграционная политика, концепция которой, наконец, утверждена, предполагает создание благоприятных условий для привлечения трудовых мигрантов. Владимир Путин, будучи сторонником жесткой миграционной линии, тем не менее, согласился с выводами экспертов о необходимости масштабного привлечения рабочей силы из-за рубежа. Концепцию миграционной политики можно считать в определенном смысле либеральной, заявил замдиректора Института демографии Высшей школы экономики Михаил Денисенко. «Миграционный канал в Россию в общих чертах определен. В концепции впервые говорится о том, что в России будет существовать постоянная миграция, как, например, в США и Канаде. И это либеральный шаг», — пояснил Денисенко.
Согласно стратегии , на совершенствование миграционной политики предполагается выделить 86 миллиардов рублей. Самыми крупными статьями расходов станут борьба с незаконной миграцией (совершенствование миграционного контроля и создание центров временного содержания подлежащих депортации мигрантов, оплачивать которые, кстати, придется российскому налогоплательщику) и программа адаптации мигрантов (создание центров поддержки мигрантов, курсов изучения языка, истории и культуры России и т.д.).
На эти цели, сообщает Regions.Ru , предполагается потратить 18,5 млрд рублей и 14 млрд рублей соответственно.
Поскольку «миграционные пряники» обозначены в концепции в общих чертах, правозащитники опасаются «перегибов на местах».
По данным ФМС, в России трудятся без официального разрешения на работу от трех до пяти миллионов мигрантов при квоте в 2011 году в 1,7 миллиона человек.
Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина опасается, что репрессивные меры будут применяться гораздо шире, чем поощрительные. К тому же авторы концепции не решились отменить квоты на привлечение трудовых мигрантов. В документе лишь отмечается, что «действующая система квотирования несовершенна» и не удовлетворяет потребности работодателей. А именно: квотирование дает возможность наказания одних работодателей или обогащения других, «выбивших» себе лишние квоты и перепродающих их, пояснила она.
С этим согласна и член правительственной комиссии по миграционной политике, член Общественного совета при ФМС Лидия Графова. По ее мнению, квоты нужно отменить, а бороться с вынужденными нарушителями миграционного законодательства следует не ужесточением наказаний, а путем легализации гастарбайтеров.
Впрочем, само по себе утверждение миграционной концепции, по словам Лидии Графовой, прогрессивный шаг. «Самое главные слова в тексте концепции — что России однозначно нужна трудовая миграция. Это не зло, а благо. При нашей экономической и демографической ситуации Россия без мигрантов не выживет».
Судя по концепции, борьба с нелегалами все-таки будет решительной - требования искоренить нелегальную миграцию обозначены в ней довольно четко. На недавней встрече с главой ФМС Константином Ромодановским Путин потребовал жестко бороться с нелегальными гастарбайтерами и теми, кто организует их «поставку» в Россию. Глава ФМС, в свою очередь, заверил, что «миграционный кнут» есть - в Уголовный кодекс будут внесены поправки, ужесточающие наказание за организацию незаконной миграции, за незаконное пересечение границы или нахождение на территории страны.
Президент в свою очередь поручил ФМС разобраться с «резиновыми» домами, в которых зарегистрированы сотни мигрантов, но дал понять, что ужесточение борьбы с нелегалами должно сопровождаться широким общественным обсуждением. «Не только в Общественной палате, не только с депутатами, а именно с общественными организациями, в том числе и с национальными диаспорами», — подчеркнул Путин.
Гастарбайтеры заселят Крайний Север и Дальний Восток
Реализация миграционной концепции предусматривает три этапа. На первом из них планируется обеспечить миграционный прирост на уровне до 200 тысяч человек в год — за счет привлечения в страну русскоязычных соотечественников из-за рубежа, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи. Следующие два этапа также предполагают увеличение миграционного прироста.
Отметим, второй и третий этапы реализации миграционной концепции имеют четкие географические привязки: заселение Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока страны, а также изменение вектора внутренней миграции с запада на восток.
Мигрантам, готовым ехать в северные районы, обещают сразу вид на жительство и подъемные. Предусмотрены и другие меры поощрения приезжих, которые, впрочем — как показал эксперимент с программой репатриации соотечественников — действуют не слишком эффективно.
Кроме того, предполагается, что до 2015 года будут разработаны и приняты различные поправки в законодательство, направленные, в частности, на упрощение предоставления российского гражданства мигрантам, давно живущим в России.
При полной реализации всех трех этапов реализации миграционной концепции, к 2025 году население России составит 143–146 млн. человек, то есть, как минимум, стабилизируется на нынешнем уровне или даже даст небольшой прирост.
Михаил Денисенко считает такие расчеты весьма оптимистичными, поскольку для выхода на эти цифры требуется обязательное совпадение трех условий: резкого снижения смертности, роста рождаемости и притока мигрантов на уровне 350-400 тысяч человек ежегодно. «При этом, такой приток должен обеспечиваться хорошими интеграционными программами для мигрантов», - подчеркивает эксперт.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Нижегородской области Валерий Шнякин отмечает, что российским регионам следует дать больше возможностей в распоряжении средствами, выделенными на реализацию миграционной политики. Эти средства помогут решить многие проблемы при условии, если они будут разумно и грамотно потрачены.
На взгляд Шнякина, реализация концепции позволит повысить качество трудовой миграции, причем, не только профессиональные характеристики мигрантов, но и общий уровень их образования и правосознания, состояние здоровья.
При этом очень важно, по мнению сенатора, обращать внимание на проблемы таких территорий, как Дальний Восток и северные регионы, где существует особенная потребность в рабочей силе.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в СФ от Курганской областной думы Сергей Лисовский считает, что если государство будет допускать упадок российский провинции, со временем она начнет заселяться выходцами из других государств. Он расценивает, как странное решение экс-министра Набиуллиной пустить на Дальний Восток китайцев – «человек, отвечающий за развитие экономики страны, не может выступать с подобными инициативами. Видимо, министр не понимает, что при такой политике уже лет через двадцать Дальний Восток будет очень сложно считать русской территорией».
«Законный интерес государств состоит в том, чтобы защитить своих граждан против несправедливой конкуренции со стороны иностранных работников», - говорится в докладе глобальной комиссии по международной миграции, представленном Генеральному секретарю ООН. Эксперты полагают, что соответствующие нормы на этот счет должны быть отражены в российском миграционном законодательстве, равно как и механизмы, обеспечивающие соответствующую правоприменительную практику. Критерий миграционной политики – в ее эффективности
Владимир Путин в своей предвыборной статье «Россия: национальный вопрос» подчеркнул, что «простое механическое ужесточение миграционной политики не даст результата. Во многих странах такое ужесточение приводит лишь к увеличению доли нелегальной миграции. Критерий миграционной политики заключается не в ее жесткости, а в ее эффективности».
В связи с этим, считают эксперты, должна быть предельно четко дифференцирована политика в отношении легальной миграции – как постоянной, так и временной. Что, в свою очередь, предполагает очевидные приоритеты и режимы благоприятствования в миграционной политике в пользу квалификации, компетентности, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости. Такая «положительная селекция» и конкуренция за качество миграции существуют во всем мире.
По мнению cоветника Аналитического управления Совета Федерации ФС РФ Александра Юсуповского, в России вместо серьезного и взвешенного обсуждения общественностью миграционных проблем раздаются лишь громкие призывы к воспитанию толерантности, к борьбе с «мигрантофобией».
Об этой проблеме можно и должно говорить, считает эксперт. Но печально, когда это право «монополизируется неолиберальными идеологами, а носителям альтернативных взглядов клеятся идеологические ярлыки. Серьезный и конструктивный разговор о достижении баланса интересов мигрантов и коренного русского (осетинского, татарского, башкирского и т.д.) населения не должен подменяться пугалками «мигрантофобии». В то же время взвешенная и активная миграционная политика (при соблюдении определенных условий) способна превратиться в дополнительный фактор и импульс развития страны.
REGIONS.RU "Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат российского парламента с вопросами: Не кажется ли вам, что расходы на борьбу с нелегальной миграцией могли бы быть гораздо более скромными, а сама борьба – более эффективной? Стоит ли тратить столь внушительные средства (14 млрд) на адаптацию в России неквалифицированных гастарбайтеров? Не следует ли переориентировать всю миграционную политику на программу переселения соотечественников, а также решение демографической проблемы вымирающей российской провинции?
Ответы парламентариев свидетельствуют, что главный акцент необходимо сделать на совершенствовании механизмов реализации миграционной политики, на программе помощи соотечественникам, а также начать бороться с нелегальной миграцией не на словах, а на деле.
По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, заместителя руководителя фракции "Справедливая Россия" Геннадия Гудкова, главный вопрос заключается не в суммах средств, выделяемых на реализацию миграционной политики, а в эффективности их использования. В России, по его словам, по-прежнему остается огромное количество коррупционных механизмов, опасность того, что вокруг новых денежных потоков будут появляться разного рода мошенники и нечистые на руку чиновники.
Гудков считает, что часть средств должна направляться на строительство новых тюрем для гастарбайтеров-нелегалов. На сегодня на всю страну лишь 19 учреждений, которые могут выступать в таком качестве. Большой проблемой представляется также отсутствие порядка в распределении функций и ответственности между ФМС и МВД в области работы с мигрантами - зачастую бывает непонятно, кто за что отвечает, нет четкого разграничения обязанностей.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, член фракции КПРФ Олег Куликов считает необходимым создание и совершенствование механизмов регистрации рабочей силы, введение территориальных квот, перенаправление миграционных потоков в те российские регионы, которые действительно испытывает острый дефицит в рабочей силе.
Наряду с вопросами адаптации трудовых мигрантов и борьбы с нелегальной миграцией, по мнению Куликова, необходимо решать проблему десятков тысяч российских соотечественников из ближнего зарубежья, желающих вернуться на родину, к своим историческим и культурным корням.
В большинстве своем это хорошо образованные и высококвалифицированные специалисты – врачи, учителя, инженеры, квалифицированные рабочие, которые могли бы принести большую пользу России. Однако, государство почему-то до сих пор не заинтересовано оказывать им необходимую поддержку – помогать с жильем, трудоустройством и т.д. В итоге эти люди, приезжая в Россию, часто оказываются в положении бесправных гастарбайтеров, дешевой рабсилы для наших недобросовестных работодателей.
Точно так же государство самоустраняется и от решения проблемы вымирающей российской провинции. Когда закрываются градообразущие предприятия, за счет которых живут целые малые города и поселки, в стране появляются скрытые внутренние миграционные массы. Огромное количество людей оказывается без работы, без будущего.
По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, члена фракции ЛДПР Максима Рохмистрова, экономический ущерб от нелегальной миграции в десятки раз превышает ту сумму, которую предполагается выделять на борьбу с этим явлением. Наведение порядка в данной области – важнейшая государственная задача. Средства, вложенные в борьбу с незаконной миграцией, должны многократно вернуться в российский бюджет в виде налогов.
Деятельность центров по работе с мигрантами, считает Рохмистров, должна быть направлена на максимальную интеграцию мигрантов в российскую жизнь и недопущение формирования из их среды каких-либо этнических анклавов.
Обзор Интернет-СМИ подготовила Раиса Литвинова.
Ссылки по теме: • Россия признает, что без мигрантов ей не обойтись (14-06-2012 08:39)