Федеральная дорога «Лена»: «трасса смерти» или «дорога жизни»?
ИА SakhaNews. Федеральная автотрасса «Лена» стала печально знаменита на весь мир в 2006 году, получив незавидное звание «самой опасной трассы мира» - по версии западного авторесурса Autospies.com. «Лена» опередила и «дорогу смерти» в Боливии, пролегающую вдоль вершин Анд, и трассу по Тибету от Катманду до одного из базовых лагерей альпинистов, и многие другие. Гордиться тут особо нечем, но факт остается фактом. Что она представляет собой сегодня, на этой неделе выяснял корреспондент ИА SakhaNews. НЕ ВЕРЬТЕ АТЛАСАМ!
Продолжительность трассы от Невера до Якутска – 1 235 километров. До Нагорного она идет по Амурской области. В районе примерно 395-го километра от начальной точки трассы, в восьми километрах от дороги, стоит Нерюнгри. На 436-м километре находится Чульман, на 683-м – Алдан, на 762-м - Томмот. Дорога упирается в реку (которая тоже называется Леной) в Нижнем Бестяхе, на 1 212-м километре, превращаясь в федеральную трассу «Колыма».
В современном Атласе автомобильных дорог России федеральная трасса М56 «Лена» обозначена толстой оранжевой полосой – такой же, как, например, Москва - Санкт-Петербург, и характеризуется как «магистральная общегосударственного значения с твердым покрытием». Любой, кто ездил по этой трассе, знает, что это далеко не так.
На самом деле дорога идёт преимущественно по территории вечной мерзлоты. Асфальтовое покрытие есть только на небольших участках в районе Тынды, Нерюнгри и Алдана. На «Лене» немало участков, где покрытия нет вообще. В те дни, когда в Якутии тает снег (как правило, май и начало июня), либо идут проливные дожди ( в июне, июле и августе) трасса «Лена» становится практически непроходимой.
Движение по федеральной трассе Лена» почти каждый раз парализуется после долгих и интенсивных дождей. Полотно трассы превращается в вязкую жижу, начинается вспучивание. Машины буквально тонут в грязи. Свидетели и участники многокилометровых пробок могут многое рассказать о перевернутых КамАЗах и «Уралах», лежащих на обочинах, о рассыпавшихся по трассе грузах, о голоде, о самоубийствах водителей на дороге, ставших следствием испорченных и пропавших продуктов на миллионные суммы.
Говорят, что ситуация на автотрассе усугубилась с началом эксплуатации железнодорожной линии на участке Беркакит-Томмот. Движение грузовиков, доставляющих грузы для строительства железной дороги, привело к увеличению нагрузки на дорожное полотно. Трасса стала ветшать на глазах. Изначально не рассчитанная на проезд 40 и 60-ти тонных фур, дорога не выдержала и «расползлась» под колесами дальнобойных машин до нулевых отметок. Образовались, по сути, непроходимые пучины, превратившие отдельные участки в первозданное болото, каким оно здесь было до строительства дороги в 30-е годы прошлого века.
При этом дорога остается единственной транспортной артерией, связывающей Южную Якутию со столицей республики – никаких альтернатив трассе «Лена» здесь нет. С ЮГА НА СЕВЕР
Конечно, вся дорога от Невера до Якутска очень неоднородна, здесь есть совершенно разные участки. Основная часть дороги - грунтовка с шириной проезжей части около семи метров. Самый опасный участок с ямами – между Качикатцами и Нижним Бестяхом.
Летом 780 километров от Нерюнгри до Якутска легковые автомобили и микроавтобусы преодолевают в среднем за 23-26 часов.
Самый лучший участок дороги – от Нерюнгри до чульманского аэропорта. Это дорога хорошо знакома чиновникам разного уровня и другим гостям города, посещающим Нерюнгри через чульманский аэропорт.
Дальше автомобиль карабкается в гору, повторяя изгибы дорожного серпантина. Дорога похуже, чем была до Чульмана, но пока терпимо. Справедливости ради, стоит отметить, что здесь очень активно идут ремонтные работы, и это видно невооруженным глазом. Специалист одной из дорожно-строительных организаций рассказал автору эти строк, что новый проект предусматривает перевод трассы «Лена» из четвертой категории, в которой она сейчас находится, в третью. Это означает более жесткие требования к дороге: меньшие углы поворотов, выравнивание по горизонтальным уровням и так далее. Изменившиеся радиусы кривых позволят движение по трассе с более высокой скоростью, чем раньше. Для выравнивания земполотна производятся выемки и насыпи. Для расширения трассы строятся так называемые полки.
В Нерюнгринском районе на трассе «Лена» дорожно-строительные работы идут на четырех участках (длина около 30 километров). Один из них будет сдаваться в эксплуатацию уже в 2012 году, еще три участка планируют закончить в 2014 году.
Но всё это - в нашем светлом будущем, а двигаться к Якутску надо сегодня. Дорога до Тита и после него – в среднем состоянии – не самая плохая и не самая хорошая на этой трассе.
За Алданом – неплохой асфальтированный участок - 79 километров Томмота. Однако, любопытно, что именно здесь происходит наибольшее количество аварий и автокатастроф на федеральной трассе «Лена». Специалисты госавтоинспекции объясняют это тем, что после плохой дороги водителям хочется расслабиться, они немного забываются, а дорога, как известно, не прощает даже секундного расслабления. ГЕРОИЗМ ПОНЕВОЛЕ
За Томмотом начинается самое страшное, причем, чем дальше, тем страшнее. Дорога становится модификацией бесконечно длинной стиральной доски. Даже если нет дождей, а сухо и солнечно, то любой автомобиль легко может увязнуть в песке. Пробитое колесо, сломанная полуось – банальный случай на этом участке трассы. Скорость продвижения вперед замедляется, ехать очень трудно, и кажется, что эта пытка никогда не кончится.
Только долгожданная остановка в маленьком селении Верхняя Амга может стать небольшим сеансом релаксации для водителя и утомленного путника. Тут очень красиво: старинные рубленые избы, неогороженные участки, красавица-река с крутыми берегами и чистейшей водой в которую можно даже залезть целиком, чтобы смыть дорожную пыль, умыться, вздохнуть и слегка приободриться.
От Томмота до Улу – 188 километров, и дорога здесь очень плохая (это расстояние преодолевается не быстрее, чем за восемь часов). Но дальше - ещё хуже. Самый страшный участок - между поселком Качикатцы и речкой Мундуруччу. Здесь водителям приходится проявлять чудеса мастерства и интуиции, а то и настоящий героизм. Пассажирам остается только, зажмурив глаза, положиться на мастерство водителей и молиться Богу, чтобы не провалиться вместе с автомобилем во влажный песок.
Когда здесь идет дождь, одни бульдозеры перетаскивают по болоту на тросах автомобили, другие пытаются как-нибудь засыпать проран. Именно как-нибудь. Потому что каждый третий автомобиль снова тонет, и в дело вмешиваются снова тягачи с тросами.
ЧЕРЕЗ РЕКУ
Когда автомобили добираются, наконец, до реки и начинают спуск к её берегам, это выглядит как чудесное спасение. Дальше – въезд на паром (иногда по бревнам, по рассыпчатому песку с пробуксовками и новым вытаскиванием тросами). Хмурые молодые люди, собирающие деньги с автомобилей и пассажиров, напряженное ожидание, когда паром тронется, холодный пронизывающий ветер с реки даже посреди лета. Переправа занимает 40-50 минут.
Паром работает только летом. Зимой (примерно с 15 декабря до 15 апреля) переправа осуществляется по льду реки. В дни ледохода и ледостава дороги нет, сообщение между берегами реки Лена возможно только по воздуху. Правда, в последние годы здесь стали передвигаться суда на воздушной подушке, но автомобили при этом надо бросать где-то в Нижнем Бестяхе или Качикатцах.
С питанием по дороге проблем сейчас нет. Предприниматели построили ряд придорожных заведений в населенных пунктах (Хатыми, Алдан, Томмот, Верхняя Амга, Улу, Качикатцы), и покушать здесь может любой проезжающий практически в любое время суток.
Заправок по трассе пока немного. Так что всегда надо брать с собой в запас.
ИТОГИ
В целом по сравнению с 2006 и 2007 годами, трасса стала немного лучше, хотя и не везде. Надежда пассажиров – на строительство железной дороги до Якутска. До Нижнего Бестяха кое-как довели, планируют сдать в эксплуатацию в январе 2013 года.
А вот строительство совмещённого железнодорожно-автомобильного моста через реку «Лена» многократно откладывалось и не начато до сих пор. Тут оптимизма у нас поменьше.
Олег СОЛОДУХИН
На снимках: такими картинками на трассе «Лена» сегодня никого не удивишь.