Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [861]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [207]
Суд-закон.МВД.Криминал [1176]
Право, закон [272]
Экономика и СЭР [792]
Власть Правительство Ил Тумэн [1078]
Мэрия, районы, муниципалитеты [368]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [180]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [492]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [128]
Коррупция [821]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [253]
Социалка, пенсия, жилье [260]
ЖКХ, строительство [129]
Образование и наука. Школа. Детсад [204]
Люди. Человек. Народ. Общество [175]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [646]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [227]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [341]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [127]
Промышленность [43]
Нефтегаз [259]
Нац. вопрос [275]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [172]
Выборы [630]
Айыы үөрэҕэ [39]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [17]
Ыһыах, олоҥхо [88]
Култуура, итэҕэл, искусство [344]
История, философия [192]
Тюрки [76]
Саха [130]
литература [33]
здоровье [414]
Юмор, сатира, критика [11]
Реклама [6]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2012 » Атырдьах ыйа » 28 » БЛИСТАТЕЛЬНАЯ КАЗАНЬ
БЛИСТАТЕЛЬНАЯ КАЗАНЬ
20:16
                                                                                 Газ. «Звезда Поволжья» (г.Казань),  № 30 (615), 16-22 авг. 2012 г.    Мухаметдинов Р.Ф.
 
             ТЕРАКТЫ И БОРЬБА ИДЕЙ
 
      Как известно, 19 июля этого года в Казани было совершено два теракта: убит второй человек в муфтияте РТ, его главный идеолог Валиулла Якупов (Да введет его Аллах в рай) и взрывом ранен муфтий Ильдус Фаизов.
      Вскоре после этого прошло экстренное заседание Госсовета республики. Депутаты и руководители исполнительной власти пытались найти ответы на два вопроса: Кто это совершил и что надо предпринять, чтобы такое не повторилось в будущем. Ответы в основном свелись к следующему: Убийство совершили, вероятнее всего, ваххабиты-экстремисты. Необходимо ужесточить контроль за мусульманами, не признавать иностранные дипломы мулл, улучшить систему мусульманского образования.
      Но, к сожалению, никто не сделал широкого и глубокого анализа тех изменений, которые происходят в обществе, никто не нащупал то звено в цепи, за которое нужно тянуть.
      А конкретней, никто не смог дать внятного ответа, почему молодежь тянется к ваххабическому исламу? Эту тенденцию одним лишь их зарубежным образованием в Саудовской Аравии не объяснишь.
      Из всех материалов СМИ на эту тему это звено я увидел лишь в статье Р. Сулейманова под названием «Ваххабизм» (Кстати, ему нельзя отказать в определенной сообразительности и оперативности, ведь Имперская разведка за большие деньги дураков не нанимает). Эта одиозная фигура, ставшая символом татарского коллабарационизма, главной причиной появления ваххабитов называет то, что молодежь испытывает драйв от идеи построения всемирного Халифата. Вот это уже ближе к сути. Но он не объяснил, на кой ляд этот драйв нужен молодому человеку? Ведь драйвом сыт не будешь.
      Обратимся к рассуждениям писателя М.Веллера, которые помогут нам понять проблему. По его представлениям, жизнь – это сумма ощущений. Счастье – это категория ощущения. Конкретней, счастье – это переживание положительных и отрицательных ощущений, поэтому человек стремится наощущать как можно больше всего в течение жизни, реализовать все свои возможности.
      Самые сильные ощущения человек переживает, когда он обладает надличностными ценностями. Надличностная ценность для человека обычно бывает дороже ему даже его собственной жизни. Обладание надличностной ценностью удовлетворяет потребности человека в максимальных ощущениях и максимальных действиях.                                                            
      То есть, для молодого человека какие-то утилитарные цели бытового характера (как, например, хорошо покушать и скопить немного денег) не могут быть надличностными ценностями. Им нужна некая великая идея. Это может быть всепоглощающая вера в Бога, участие в создании своего государства, стремление к расцвету своей нации или что-то в этом роде. Молодые ваххабиты служат великой для них идее, идее создания Всемирного халифата.
      Государство (или нация) – это система, которая стремится к максимуму того, что оно может сделать. Древние египетские царства существовали не для того, чтобы египтяне ели больше пшеницы и пили в тени больше пива, а для того, чтобы ставить пирамиды. Суть системы не в том, чтобы человек был жирным и благополучным. Суть системы в том, чтобы люди больше чувствовали и делали в ней, чем каждый человек мог бы сделать в отдельности. В такой системе человек полнее самореализуется и активнее структурирует окружающий мир.
      Итак, чтобы человек ощущал драйв или счастье, ему нужна великая идея или внятная идеология, опирающаяся на такую идею.
      Вот, о подобных вещах, я думал, будет разговор на сессии Госсовета РТ. Какими идеями нужно руководствоваться? Какое общество мы должны строить?
      Ну, хорошо, создадим под контролем МВД и ФСБ свой мощный исламский университет, отделимся от зарубежных мусульман железным занавесом.
      Сразу скажу – драйва не будет. А без драйва – никуда. Жизнь без драйва скучна и никчемна. Молодые не хотят такой жизни. Итак, все упирается в идею и идеологию.
      Ни одно государство и ни один народ не могут жить без идеи. У СССР была великая идея – победа коммунизма во всем мире при помощи социалистической идеологии и танков, которые ее приносили в разные страны.
       В Конституции же постсоветской России сказано, что ни одна идеология не может быть единственной для всего государства. Но в реальной жизни в 90-е годы ХХ века процветала идея культа денег, была санкционирована безответственная свобода (аналог русской воли-волюшки), которая привела к трем вещам: 1. В культуре свободу трактовали как демонстрацию на ТВ голой задницы, половых актов и всякой похабщины, легитимизацию мата в литературе и т. д., 2. Разрушение экономики, 3. В социальной сфере процветала коррупция чиновников и беспредел ОПГ. Никакой великой идеей здесь и не пахло. Было, правда, два плюса: открылись границы и свобода СМИ.
      После 2000 года и до сих пор в стране превалирует идея «вставания» России с колен и превращения ее снова в империю, но, якобы, «либеральную». Но почему-то свое вставание с колен Россия начала с того, что стала ставить на колени свои национальные республики. В чем это заключалось, все грамотные люди знают. Для сплочения русского народа вокруг Кремля были придуманы два врага: 1. Внешний – США, и внутренний – суверенные национальные республики. Идет крен к ликвидации этих республик и к тому, что в России будет лишь одна нация – российская, а потом ее переименуют в русскую. Апологет подобной идеи, Никита Михалков, даже придумал простую как огурец формулу «Русский тот, кто любит Россию». По этой логике, если я не считаю себя русским, а считаю – татарином, значит я, автоматически, не люблю Россию. Отсюда недалеко и сказать, что я – враг России.
      Таким образом, разжигание шовинистами вражды между народами России никак не может быть великой идеей.
      Что же касается татарского народа и Татарстана в 90-е годы, то у нас была великая идея национальной свободы (люди плакали от счастья после принятия Декларации о суверенитете РТ), развития своей нации и государственности.
      Простые люди в начале 90-х годов делали историю собственными руками, был всеобщий подъем и драйв. Главным трендом был светский национализм.
      Затем в силу известных всем внутренних (появление татарской компрадорской буржуазии) и внешних причин (Путинская заморозка), национальное движение пошло на спад, поступательное движение татарской культуры, языка было остановлено и даже пошло вспять. С ликвидацией реального суверенитета идеология национального возрождения почти угасла.
      Но желание народов быть, не исчезать с исторической арены, их вечное стремление к свободе напоминает воду. Ее могут забетонировать со всех сторон, но постепенно через щели в бетоне и через подземные течения она, все-таки находит наружу. Понижают температуру – она превращается в лед, повышают – превращается в пар, но никуда не исчезает.
      Так и в России. Запретили суверенитеты, национальные партии и организации, но разрешили ислам. Народ стал сохранять свою самость через религию, структурироваться через мечети, махалля и общины. Это стало бурным потоком возвращения людей к религии предков.
      В последние годы ислам в Татарстане стал постепенно превращаться в великую идею, в спасителя нации от культурной и языковой ассимиляции. Курбан-байрам и Ураза-байрам были признаны официальными праздниками, постоянно строятся мечети, имамам государство платит зарплату, возрожден Булгар и построена Белая мечеть. За последние несколько лет было проведено три Всероссийских Форума «Ислам и татарский мир», на которые съезжались около 900 мулл со всей России.
      Власти стали прислушиваться к мнению мусульман. Например, по просьбе мусульман не стали устанавливать в Булгаре скульптуру Акбарса. Также по требованию мусульман имам мечети Кул-Шариф Рамиль Юнусов был оставлен в этой мечети на своей должности.
      Республика ежегодно проводит Фестиваль мусульманского кино.
      Президент Р. Минниханов впервые участвовал вместе со всеми мусульманами в празднике разговения на Курбан-байраме. Свое выступление на Форуме «Татарский мир и ислам» он начал словами из Корана, сказанными на арабском языке.
      В Казани стараются наладить международный исламский банкинг. По данным СМИ Р. Минниханов во время визита в Дубай, чтобы привлечь арабских инвесторов в РТ, сказал, что Татарстан – это мусульманская республика. На торжественном открытии Белой мечети в Булгаре муфтий ЦДУМ Талгат Таджутдин предложил М. Шаймиеву стать муфтием, вышеупомянутого Духовного управления,  и подарил ему символический меч для защиты ислама от врагов.
      В последние годы Валиулла Якупов и муфтий Ильдус Фаиз, находясь под давлением властных структур разного уровня, вызвали недовольство многих мусульман. Валиулла, в свою очередь, обвинял некоторые административные структуры Татарстана в пособничестве ваххабитам.
      В итоге они оказались изолированными как от основной массы мусульман, так и от властей РТ. Но в последнее время у Валиуллы хазрата как главного идеолога муфтията, видимо, произошла некоторая эволюция во взглядах. Он призывал перестать навешивать ярлыки «традиционалиста» или «ваххабита» на мусульман, говорил, что все мы должны быть просто мусульманами. Он больше говорил об интересах именно татарской нации. Эту его эволюцию ярко демонстрирует его выступление на Форуме «Татарский мир и ислам». Он сказал буквально следующее: «Эти форумы нужны, чтобы определить место татарской нации в мире и в мусульманской умме… Я хочу сказать, наш мир подвержен цинизму, и личным интересам. В этих условиях, нам нужно поднять вопрос возрождения национального эгоизма, потому что все борются за свои интересы и даже идут ради этого на кровопролитие.  К сожалению, в этих условиях большинство нашего народа не спешит думать о нации. Он всегда остаётся интернационалистом, либо с точки зрения коммунизма, либо с исламской точки зрения, либо в качестве россиянина…
      Умы нашего народа, по моему мнению, отравлены ложным интернационализмом. Если мы поймём это, то мы быстрее сможем определить наше место в мире и в исламской общине…                                                                                                                          
      Говоря о России, по-моему, у нашего народа не хватает лоббизма, чтобы отстаивать свои интересы, в частности интересы татарского языка и культуры…  Мы же являемся жертвой слабости, интернационализма, психологии отдавать последнюю вещь другому. Если мы поймем, что в этом жестоком мире мы должны бороться за себя, то непременно это будет большим шагом. Если мы займём такую позицию, будем более наступательными и будем бороться, все будут стоя аплодировать нашему народу, языку, культуре и самобытности».
      Если бы в будущем Валиулла хазрат был избран муфтием, а к этому дело шло, то в Татарстане бы получилась сильнейшая идеология, вбирающая в себя светский национализм (патриотизм) и ислам.
      Думается, такой поворот событий мог очень не понравиться противникам сильного Татарстана и развивающейся татарской нации, и они пошли на крайний шаг.
      Скорее всего, Валиулла хазрат по роду своей работы был вынужден войти в некие круги, вход в которые стоит 1 рубль, а выход – собственная жизнь. Тем не менее, видимо, он порвал связи с этими кругами и стал выходить из-под их контроля.
      Это убийство – сигнал многим в Татарстане. Наглостью и дерзостью этих терактов, авторы хотели показать, что они уверенны в себе и что все держат под контролем.
      Эти теракты убивают сразу много зайцев: 1. Вызывают недоверие и подозрительность среди мусульман РТ, 2. Создают образ мусульман как террористов, 3. Отдаляют власть РТ от простых мусульман, 4. Вызывают у татар подозрения к мусульманам Северного Кавказа, 5. Создают предлог для изоляции мусульман РТ от зарубежных мусульман (Кстати, у нас были уже примеры изгнания турецких учителей из татарских гимназий, сейчас, видимо, возьмутся за изгнание арабских учителей из медресе, а затем нам пришлют самых надежных учителей из РПЦ (Русской православной церкви), 6. Дают повод для ужесточения контроля над мусульманами.
      Теракты осуществлены специально очень непрофессионально, чтобы создать видимость, что их совершили какие-то безграмотные ваххабиты, не разбирающиеся в оружии. Никакого контрольного выстрела  в голову и подрыв машины уж слишком какой-то неуклюжий для профессионалов. Сначала маленький взрыв-хлопок и лишь затем основной взрыв.
      Конечно, исполнителями могут вполне быть и люди из мусульманской среды, которых могли навести и использовать втемную, таких называют «куклами». А затем этих «кукол» обычно убирают, чтобы они не дошли до суда и не рассказали лишнего.
      Теперь, что же нам делать? Во-первых, не вестись на эту провокацию, не паниковать. В принципе, мы – очень крупная и мощная республика (Кстати, на Олимпиаде в Лондоне спортсмены Татарстана и спортсмены-татары из других регионов в совокупности завоевали несколько золотых медалей, а всех медалей у них - 16 штук, В общем зачете они заняли 26 место, обогнав, такие страны как Канада и ей подобных).
      Конечно, подготовка и переподготовка имамов в РИУ на высочайшем уровне не подлежит сомнению. Но это – всего лишь решение тактической задачи. Нам же надо решить идеологическую и даже политическую задачу стратегического характера: Идее построения Всемирного Халифата нам нужно противопоставить великую идею расцвета татарской нации и Татарстана. Если мы и дальше будем держать народ в узде и позволять ассимиляции набирать обороты, то в нашем космополитическом болоте вырастут такие крокодилы, на фоне которых ваххабиты покажутся нам пай-мальчиками.
      А пока, что мэрия Казани не может или не хочет заставить все организации (государственные и частные) сделать вывески на двух языках. Получается, что власть не выполняет свой же закон, который она приняла в парламенте. Если мэр не справляется, поставьте другого человека. Давно пора поставить памятник защитникам Казани, на площади Свободы вместо Ленина – Гаяза Исхаки.
      Ученым АН Татарстана зарплату сделали в два раза меньше чем у ученых РАН. Это просто плевок в лицо ученым, которые в свое время подняли народ на завоевание суверенитета. Теперь российские ученые издеваются над нами, говоря: «Ну, что, получили суверенную зарплату?» Какую великую идею возрождения нации можно предложить молодежи при таком отношении к делу?
      При таком равнодушии и соглашательстве с Федеральным Центром, молодежь пойдет не только к ваххабитам, а к любым троглодитам.
      Хочется сказать нашей власти: «Если необходимо, поговорите с вменяемыми людьми из Федерального Центра, чтобы открыли клапаны для культурного и языкового развития нации. Иначе котел может взорваться».
      Из некоторых материалов газеты «ЗП» я узнал, что Центр напрямую влияет на расстановку сил в муфтияте РТ. В сфере ислама надо прекратить делать из руководства муфтията позорных марионеток местных светских властей и особенно Москвы. Вроде бы религия отделена от государства, а все выборы и назначения муфтиев согласуются с Москвой.                                                                                     
      А что творится с запретом мусульманской литературы. Это просто мракобесие какое-то. Сошлемся на мнение телеведущего Максима Шевченко. Выяснилось, что в марте этого года в Оренбурге суд скопом принял к запрету 65 наименований книг, включая такие книги, как «Сады праведных», которая является сборником хадисов XIII века, то есть, выдержка из Сунны Пророка, священная книга просто мусульман, не носящая никакого идеологического содержания,       
      Скандал чудовищный, потому что это решение не имеет обратного хода, решение суда нельзя опротестовать. потому что оно просто не опротестовывается. Теперь Минюст должен только признать, что эти труды запрещены. То есть, в России запретили хадисы Пророка, Сунну по суду. Особо скандальную пикантность приобретает то, что экспертом выступал некий господин Максимов, сайт которого «Православие и ислам» был запрещён прокуратурой за разжигание ненависти между православными и мусульманами в России. Но именно к нему, к человеку, сайт которого запрещают за разжигание ненависти, обращаются за экспертизой по исламским книгам. Мы живём в такой стране, в которой возможно всё.
      Почему на это не среагировала прокуратура Татарстана и не защитила интересы мусульман, почему многие муфтии сидели и помалкивали? А потом удивляемся, почему молодежь к ваххабитам идет.
      Весь этот колониальный «традиционный ислам» и муфтият своим соглашательством и откровенным сотрудничеством с МВД и ФСБ полностью потеряли свой авторитет в глазах молодежи. Где здесь великая идея, где драйв?
      А у ваххабизма есть очень сильная антиколониальная составляющая (Не преклоняться ни перед кем кроме Аллаха). Ведь он возник в свое время как идеология арабского национализма против господства Османской империи над арабами. Многие ваххабиты участвовали в освободительной войне в Афганистане против советской оккупации.
      Не надо арестовывать людей, не совершивших преступления, только за их взгляды. С идеями могут бороться только другие идеи, и победят всегда те, которые окажутся более убедительными. Для этого надо иметь мозги и быть идеологом. Можно арестовать и даже расстрелять человека, но мысль или идею убить нельзя.
     Но у ваххабизма есть и слабая сторона. Это направление ислама напоминает мне тоталитарную военизированную секту. Ваххабизм – антиинтеллектуален. Там антропоморфное представление о Боге, буквальное понимание Корана, непризнание мусульманской философии и суфизма, четырех мазхабов (мусульманских правовых школ). Ваххабиты (самоназвание «салафиты») только себя считают истинными мусульманами, все остальные для них – неверные, с которыми следует воевать. Они считают, что надо воевать до тех пор, пока весь мир не примет ваххабизм.
      По их взглядам, ни один богослов или имам не должен объяснять или комментировать мусульманину Коран. Каждый должен сам понимать священную книгу (напоминает протестантизм).
      Но с другой стороны, они читают 40 томов Ибн Таймии (богослов ХII века) о понимании ислама, тем самым, противоречат своим же догматам.
      Они утверждают, что Абд ал-Ваххаб вернул Саудовских арабов в ХVII веке к «чистому исламу» времен Пророка Мухаммеда.
      С философской и логической точки зрения в природе ничего чистого и неизменного не бывает. Даже люди и народы созданы разными, и это отражено в Коране. После арабов ислам стал распространяться среди других народов, и каждый народ понимал эту Книгу по-своему, исходя из своих условий. Так возникло множество направлений в исламе. Отвергать эту эволюцию развития исламской мысли, означает отвергать саму жизнь со всем ее разнообразием.
      Апеллируя к «чистому исламу», ваххабиты отвергают национальные и этнические обычаи, сильно переплетенные и прочно связанные с исламом. Так как изначально вожди ваххабитов использовали свое учение в качестве идеологии арабского национализма, то ваххабизм можно считать не «чистым исламом», а арабским.
      В последнее время очень часто оперируют таким термином как «традиционный ислам», который нужно противопоставлять ваххабизму, но мало кто знает о чем идет речь конкретно.
      Итак, традиционный ислам включает в себя следующие характеристики:
      1. Ашаритско-матуридитское направление в богословии.
      2. Признание всех четырех мазхабов.
      3. Признание суфизма.
      4. Приоритет Большого джихада над Малым джихадом (Большой джихад – борьба с собственными пороками, самоусовершенствование, а Малый джихад – ведение войны с неверными на пути ислама, и приоритет отдается оборонительным войнам).
      Татарский же традиционный ислам включает в себя еще и тесно переплетенные с религией чисто тюрко-татарские этнические обычаи и традиции:
      1.Уважительное отношение к предкам и их могилам (Проведение поминок на 3-й, 7-й, 40-й день после похорон).
      2. Трепетное отношение к природе.
      3. Высокий статус женщины (Жена хана Алмуша при приемах иностранных послов сидела рядом с ханом. Татары первыми среди мусульман стали допускать женщин в мечеть).
      4. Наравне с шариатом использование в судопроизводстве некоторых норм адата (доисламского обычного права).
      5. Приверженность к интеллектуальному исламу. Такие наши величайшие мусульманские ученые как Ш. Марджани, Мусса Бигиев и Зыя Камали трактовали ислам согласно месту, времени и условий, в которых жил татарский народ. Они были очень далеки от буквалистской трактовки Корана, от так называемого «чистого ислама».
      Хочется еще сказать о феномене подражательства чему-либо иностранному у молодежи. Если у русских всегда есть 2 вечных вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?», то у татар могут сказать: «Никто не виноват, на то воля Аллаха», а вместо «Что делать?» могут спросить «Кому подражать, за кем бежать?».
      Этой детской болезни чрезмерного подражательства всему русскому в молодости не избежали даже такие наши корифеи как Г. Тукай и Г. Исхаки. Им нравилось все русское, литература, университеты. Они даже одевались и вели себя как представители этой нации: носили шляпы, курили сигареты, длинные волосы, иногда употребляли и спиртное. Во многом это была бравада молодости, оригинальничанье и перенимание в основном внешней стороны чужой культуры. Повзрослев, они вернулись к своим корням и стали кондовыми татарскими писателями.
       Некоторые современные молодые татары, носящие короткие белые штанишки и длинную бороду, а также по-арабски укутанные молодые татарки мне напомнили те увлечения молодых  Тукая и Исхаки. Как говорится, ничто не ново под луной. У современных подражателей лишь одно преимущество перед подражателями начала ХХ века. Они подражают арабам – нашим единоверцам, которые не разрушали Казань в 1552 году.
      Далее мне хотелось бы обратиться к соотечественникам со следующим предложением. Вне зависимости оттого, что будет делать или не делать правительство РТ для исправления сложившейся ситуации, чтобы поставить заслон ассимиляции и распространению среди татар средневековых форм ислама, предлагаю каждому начать Большой джихад по семи направлениям:
      1. Джихад за финансовые ресурсы (Татары должны богатеть),
      2. Джихад за браки по шариату (Согласно шариату, немусульманка, вышедшая замуж за мусульманина, должна принять ислам. Мусульманка же не имеет вообще права выходить замуж за иноверца)
      3. Джихад за увеличение рождаемости мусульман.
      4. Джихад за здоровый образ жизни (Запрет продажи и употребления спиртных напитков, занятия спортом, запрет мусульманам заниматься свиноводством).
     5. Джихад за сохранение и развития татарского языка.
     6. Джихад за сохранение природы.
     7. Джихад за объединение и структурирование татарского народа (Активное участие каждого в мероприятиях и работе политических, общественных, культурных и спортивных организаций татарского народа).
      Можно сказать, что это своего рода «Кодекс татарина».
      Многие из этих положений вполне по силам выполнить рядовому человеку. В них нет ничего мудреного и непонятного. Необходима лишь сила воли.
      Итак, нужна борьба великих идей, но не только. Необходимо и воплощать эти идеи в жизнь, иначе они останутся просто пустой болтовней.
       
                                                                                       Рафаэль Мухаметдинов


                                                                        Газ. «Звезда Поволжь» (г. Казань), № 20 (519)
                                                                                                                               03.06. 2010.
                                                  БЛИСТАТЕЛЬНАЯ КАЗАНЬ
        Пока еще этот эпитет нашему городу не свойственен, но я думаю о будущем, в котором Казань непременно будут называть блистательной. Но для этого нам следует приложить определенные усилия.
      Как известно, у каждого города есть свой символ или, говоря молодежным сленгом, фишка. Например, у Парижа - Эйфелева башня, у Рима – Колизей, у Петербурга – Петропавловская крепость и т. д.
      У Казани же нет своего международно признанного символа. Некоторые могут сказать, что таковым может быть Казанский Кремль или мечеть Кул Шариф. Эти объекты прекрасны, но – не уникальны. Кремль есть и в Москве и в Нижнем Новгороде, а мечеть есть в Грозном. Тем более, тамошняя мечеть более грандиозная чем Кул Шариф. Получается, у Казани нет фишки. Город без фишки, как блюдо без специфической приправы. Такое блюдо будет пресным и банальным. Что отличает Казань от других губернских городов? Она – третья столица России, ее спортивная столица, и в ней находится самый крупный аквапарк в Европе. Но в ней нет зримого и уникального архитектурного символа.
      Такой символ обязательно должен быть не только с точки зрения улучшения эстетики города, но и с чисто прагматической стороны. Речь идет об индустрии туризма. В мире существует тенденция уменьшения занятости в сфере производства товаров и ее увеличения в сфере услуг. Например, в США в производстве занято всего 15 % работающих, а оказанием услуг занято 85 %. Туризм в мире сейчас стоит на 3-4 местах по уровню доходов.
      Итак, переходим непосредственно к будущему символу Казани. Я – не архитектор, не дизайнер, а историк. Правда, в молодости я 6 лет проработал в системе «Интуриста» (гостиничный сервис) г Ленинграда, где мне приходилось задумываться о проблемах туристической индустрии. Я предлагаю лишь саму идею, а, как известно, самое дорогое в креативе – это как раз идея. Она заключается в следующем. На водной глади Казанки между Кремлем и Издательством (поближе к Кремлю) намыть из песка довольно большой остров, а может быть полуостров со стороны Издательства. Затем на этой территории построить оригинальное по архитектуре здание под названием «Тюркоцентрум» или «Центр тюркской культуры».
      С культурной точки зрения этот Центр будет, несомненно, уникальным, так как в мире пока не существует подобного здания-символа тюркского мира. В архитектуре есть исторические символы исламской культуры, это крупнейшие мечети Мекки и Каира. Есть символы христианской европейской культуры – Собор Святого Петра в Ватикане и Собор Парижской богоматери в Париже. Архитектурный символ римской культуры – Колизей, символ древнегреческой культуры - Афинский Акрополь.
      Само здание должно представлять собой ступенчатую пирамиду, где каждая ступень будет гранью определенного этажа здания. Известно, что в древности прообразами пирамид были насыпные курганы, которые были свойственны древнетюркской культуре, а прообразами курганов являлись вершины вулканов (сакральные знаки, указывавшие на связь вулканов со всемогущим Солнцем или Богом Солнца).
      Внешне это здание будет напоминать океанский круизный лайнер, где каждый этаж имеет свои прогулочные палубы. По периметру каждого этажа (ступени пирамиды) будет прогулочная дорожка, а также высажены деревья и цветники. По периметру каждой ступени под кронами деревьев расположатся уютные кафе и ресторанчики. Вечерами эти подсвеченные электрическими гирлиандами «Висячие сады Семирамиды» на ступенях пирамиды выглядели бы как волшебство из сказок Тысячи и одной ночи.
      На крыше самого верхнего этажа пирамиды расположится скульптура тотемного животного тюркских народов, волка. Волк будет вращающимся, с зелеными светящимися глазами. В темное время суток в начале каждого часа из его глаз будут исходить зеленые лазерные лучи, наподобие того, как в начале каждого часа выстреливает пушка в Петропавловской крепости Петербурга.
      На той стороне пирамиды, которая будет выходить на Ленинскую дамбу, будет широкая красивая лестница, ведущая через все ступени (этажи) пирамиды прямо к скульптуре волка. По бокам она будет украшена скульптурами исторических тюркских героев, героев тюркского эпоса и подсвеченными фонтанами.
      Функционально эта пирамида будет представлять из себя здание, внутри которого расположатся конференц-зал, концертный зал, музей тюркской цивилизации, рестораны татарской, турецкой и узбекской, китайской и итальянской кухни, татарские бани с татарским массажем (Понятия «татарская баня» и «татарский массаж» должны прочно войти в наш обиход как, например, «тайский массаж»). Основную площадь будут занимать гостиничные номера.
      Рядом с пирамидой будет расположена открытая сценическая площадка для проведения концертов во время сабантуя и Науруза. В этом Тюркоцентруме прежде всего будут проходить фестивали и научные конференции, посвященные культуре тюркских народов, но в широком контексте там могут проводиться и другие мероприятия.
      Возле пирамиды будет и свой пляж. Для связи пирамиды с городом позади нее (если смотреть со стороны Ленинской дамбы) должна проходить автодорога и мост через Казанку от Издательства в сторону нового здания Минсельхоза. Тюркоцентрум желательно расположить ближе к Кремлю, чтобы туристы из него могли через пешеходный отдельный мост перейти к пирамиде для ее осмотра и отдыха в ней.
      Возле пирамиды было бы неплохо построить небольшой пирс для судов типа «метеор» и «ракета» для доставки туристов в Булгарский заповедник. Для прохода этих судов по Казанке придется реконструировать мосты на Ленинской и Кировской дамбах. Необходим будет и причал для небольших частных яхт, катеров и лодок.
      Для придания большего национального колорита территории Кремля я предлагаю следующие три элемента.
      Во-первых, поставить памятник защитникам Казани. Его отсутствие всегда будет говорить о нас всему миру как о варварах, не помнящих родства. Это даже – не предмет разговоров и дискуссий. Только не надо на конкурсах скульптурных работ по этой теме фигуру татарского воина прятать в разные геометрические фигуры. Казань защищали не геометрические фигуры. Воистину, совковый страх и колониальное мышление все еще не выветрилось из некоторых татарских голов.
      Во-вторых, на территории Кремля необходимо сделать три Аллеи Памяти. Первая аллея – это Аллея Памяти всех наших булгарских ханов в виде ряда мраморных плит, на которых бы давались сведения о каждом хане на 3-х языках: татарском, русском и английском. Такая же Аллея должна быть для ханов Казанского ханства, а третья Аллея будет Аллеей Памяти президентов Татарстана.
      В-третьих, необходимо где-то возле президентского дворца организовать постоянное дежурство (за исключением дней, когда стоят морозы) и смену почетного караула президентской гвардии, одетой в форму времен Казанского ханства. Образцы костюмов и оружия могут создать уже сейчас по имеющимся в научной литературе образцам ученые-этнографы и современные модельеры. Это было бы познавательно для туристов и формировало бы и укрепляло национальную идентичность у нашей молодежи.
      Еще у меня есть предложения по Булгарскому Заповеднику. Кроме таких очевидных вещей как строительство хорошей пристани и просторной автостоянки, там необходима, на мой взгляд, не только реставрация развалин, но и воссоздание на параллельных площадях некоторых исторических объектов полностью и чтобы они являлись функционирующими. Речь идет о соборной мечети и булгарских банях. Конечно, должна быть гостиница и рестораны, кафе. На Волге построить современный пляж. Организовать обучение туристов верховой езде и приучать их к татарским блюдам из конины, которые лечат от многих болезней, омолаживают организм и увеличивают мужскую силу.
      Учитывая, что теплое время года у нас не так продолжительно, и Тюркоцентрум и Булгарский заповедник зимой можно было бы предоставлять для тех туристов и казанцев, которые захотят заниматься зимними видами спорта и подледной рыбалкой.
      Все эти вышеперечисленные меры, я думаю, в будущем резко усилят нашу индустрию туризма.   
      Кроме обычного туризма, сейчас все более и более входит в моду этнический туризм. Что это такое?  
      Например, в мире насчитывается около 14 млн. евреев. Из них в Израиле живет 5 миллионов, остальные 9 миллионов, разбросанные по всему миру, приезжают в Израиль в качестве туристов и оставляют там свои деньги за услуги. Другой пример: родственные эстонцам по языку и культуре  5 миллионов финских туристов в течение года посещают Таллин и оставляют там 1 млрд. долларов. Это – очень большая сумма, если учесть, что население Эстонии всего 1 миллион человек.
      Всего татар в мире около 7 миллионов человек. В Татарстане из них живет где-то около 2 миллионов. Значит, потенциально мы имеем несколько миллионов клиентов в сфере этнического туризма.
      За счет этнического туризма есть также возможность увеличить и финансово усилить средний класс в Казани. Дело в том, что население Казани убывает, а общая городская квартирная площадь увеличивается. Есть семьи, владеющие двумя и более квартирами. В одной живут, а другие содержат как капитал, вложенный в недвижимость. Лишнюю жилплощадь с мая по сентябрь можно сдавать в аренду приезжающим посмотреть свою историческую родину татарским семьям из диаспоры. Первоначальных капиталовложений почти никаких не потребуется, бизнес можно начинать практически любому, владеющему излишками жилья. Этим людям нужно лишь упростить процедуру оформления своего бизнеса и первые 5 лет не брать с них налогов вообще.
      Конечно, чтобы этнический туризм развивался, нужно сделать из Казани по-настоящему «татарский Иерусалим, землю обетованную», чтобы было что посмотреть, отдохнуть и приобрести новых друзей в ухоженной татарской столице. С информацией о потенциальных клиентах на первых порах, возможно, поможет за небольшой процент Конгресс татар, так как он поддерживает связи со всеми лидерами татар диаспоры.     
      Чтобы наша индустрия туризма заработала, необходимо, чтобы Казань не была безликим городом, который могли бы спутать с Самарой или Саратовом. Это должен быть город со своим ярким неповторимым национальным лицом как в архитектуре, так и в поведении горожан и в их языке. Все безликое никому не интересно.
      Во всех туристических городах в теплое время года проводится бесчисленные фестивали и праздничные шествия горожан, посвященные какому-либо историческому событию. У нас пока из таких 2 события: Это – сабантуй и День суверенитета 30 августа. Это маловато для туристического города. Я предлагаю летом проводить 2 фестиваля: татарской эстрадной песни и фольклорного искусства. Также можно проводить ежегодный карнавал и торжественное шествие горожан по улице Баумана в честь принятия в 922 году булгарами ислама. В начале по Баумана пройдет костюмированное арабское посольство Ибн Фадлана в сторону Ярмарочной площади , где его будет принимать булгарский хан Алмыш. Каждый район Казани будет представлен отдельным костюмированным  военным отрядом хана. Все жители города, участвующие в этих празднествах могут подобрать себе элементы одежды той эпохи. Это будет погружение население города в историю и одновременно отдых от трудовых будней. В тоже время подобные праздники будут привлекать туристов в город.
      Есть и другие идеи, но не все сразу. Думаю, что неравнодушные к нашей республике и городу читатели поделятся своими соображениями на затронутую тему. Но особенно я был бы рад, если бы этот материал попал в руки к людям, от которых зависит многое в данной сфере, а именно руководство РТ, Министерство спорта и туризма, Руководство города Казани и Фонда «Возрождение» по Булгарскому заповеднику.   

                                               СНС Института истории АН Татарстана Мухаметдинов Р. Ф.   



      
    
 
 
 



















Category: Тюрки | Views: 1259 | Added by: uhhan2
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Атырдьах ыйа 2012  »
БнОпСэЧпБтСбБс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 4
Ыалдьыттар (гостей): 4
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2020