Main » 2013»Кулун тутар»29 » Итоговое заседание состоялось по инициативе председателя жюри ЭХ, председателя Союза авторов-песенников республики Алексея ЕГОРОВА.
Итоговое заседание состоялось по инициативе председателя жюри ЭХ, председателя Союза авторов-песенников республики Алексея ЕГОРОВА.
29 марта, 11:13ИА SakhaLife Случилось это во вторник, на заседании жюри музыкального «Этигэн Хомус», по итогам нынешнего конкурса. Проект организует радио «Виктория Саха». Итоговое заседание состоялось по инициативе председателя жюри ЭХ, председателя Союза авторов-песенников республики Алексея ЕГОРОВА. На заседание были приглашены все номинанты нынешнего ЭХ, однако явилась только молодежь. Алексей Васильевич отметил, именитые звезды «итак знают». Восходящие звезды явились с поникшими головами: «Мэ5уллэ кэллибит». Так оно и случилось. На порку пришли АЙГЫЛААН, ЫРА Ча5аан, Анатолий ГОРОХОВ, Петр КУЛАКОВСКИЙ, Санита АЙ и другие. Генеральный директор радио «Виктория» и «Виктория Саха» Александр ГЛОТОВ отметил, что проблемы музыкального конкурса «Этигэн Хомус» характерны для всей якутской эстрады.
Георгий СЕРГУЧЕВ заявил, что звук на волнах радио «Виктория Саха» значительно тише, чем на других каналах, что является серьезным недостатком. Далее, мелодист отметил, что часть песен, которые крутятся на радио, крайне низкого качества. Он предложил воспитывать слушателей, регулярно включая классическую музыку.
Глотов на это ответил, что месяца полтора назад закуплено новое оборудование, и теперь звук на радио «Виктория Саха», наоборот, стал гораздо громче, чем на других каналах. В ближайшее время специалисты отрегулируют уровень звука. Что касается классической музыки, Александр Дмитриевич признался, что его борьба с ди-джеями радио закончилась их победой. «Когда я еду в машине, и звучит, например, Моцарт, я останавливаюсь, потому что это настоящее, – говорит Глотов. – В фонотеке наших радиостанций есть большая коллекция классической музыки, распечатаны сведения о композиторах. Но наши ди-джеи все равно не хотят включать классику и рассказывать о ней. Вот, музыкальный критик и радиожурналист Владимир ИНДИГИРСКИЙ уволен из НВК САХА. Есть планы пригласить его, предоставить эфир, но встает вопрос об оплате журналисту».
Музыкальная общественность предложила директору радио «Виктория» и «Виктория Саха» найти возможность, чтоб в эфире звучала классическая музыка, музыка для детей и песни прошлых лет. Глотов отметил, что его радио всегда старается идти навстречу пожеланиям слушателей и лидеров мнений в музыке. Далее Александр Дмитриевич пожелал успешной работы и покинул собрание, зная, что разговор, как всегда, пойдет на родном якутском.
Перед собравшимися жестко выступил Алексей Егоров, чувствовалось, говорил о наболевшем. Он зачитал слова песни, исполненной на «Этигэн Хомусе» - 2013. «Это уровень школьника! И такие тексты представлены на престижном музыкальном конкурсе. Не только у начинающих, но и у тех, кто позиционирует себя как звезды первой величины, очень слабые тексты. Считается круто, когда исполнитель представляет песню на собственные слова и музыку. Но каков результат? Тексты не только примитивные, но и неправильные! Даже очень сильные слова употребляются не у месту, искажается смысл. И это – номинанты «Этигэн Хомуса», то есть те, кто считаются лучше остальных! Что уж говорить об уровне других песен, которые появляются чуть ли не каждый день? Эти песни звучат на волнах радио, которое массово слушает молодежь. Получается, мы воспитываем молодежь на низкокачественных произведениях».
Мелодист и исполнительница Галина ШАХУРДИНА вспомнила, какой серьезный экзамен они проходили в советское время: «Пели перед членами Союза писателей. Там сидели Куннук УРАСТЫРОВ, Леонид ПОПОВ, Семен ДАНИЛОВ и другие маститые поэты. Они буквально препарировали тексты наших песен. Мы были совсем молодые, слова против не смели сказать. И если текст признавали не соответствующим художественному уровню, такая песня больше не звучала, какой бы прекрасной не была к ней музыка, как бы интересно ее не преподносил исполнитель. Это была не цензура, а контроль за качеством песен, которые шли в народ».
«Вы читаете на якутском? Каких поэтов?», - задавали вопросы аксакалы якутской эстрады молодежи. На что восходящие звезды вынуждены были признать, что они практически не знают якутскую поэзию. Штурмы стихов преследуют единственную цель – найти тексты к песням, тогда как настоящий исполнитель должен хорошо знать поэзию родного языка – ключ к душе народа. Особенно яростно обрушились члены жюри на паренька, который признался, что плохо владеет якутским языком: «Тогда что ты вообще делаешь на якутской эстраде? Зачем лезешь в эту сферу?».
«Возможно, произведения поэтов прошлых лет кажутся вам устаревшими. Но у нас сейчас много молодых поэтов, ваших ровесников, с которыми вы на одной волне. Яна БАЙГОЖАЕВА постоянно собирает поэтов, в том числе и молодых. Знакомьтесь, работайте с ними! Это лучше, чем самим лепить примитивные тексты», - продолжил Алексей Егоров.
Жюри решило, что в следующем году тексты песен, представленных на «Этигэн Хомус», будут анализироваться отдельно. И если тексты будут слабые, песни к конкурсу допускаться не будут, какая бы звезда ее не исполняла, как бы хороши ни были музыка и аранжировка. Особое значение при этом будет иметь мнение члена жюри Натальи МИХАЛЕВОЙ – САЙА.
Не менее жестко Алексей Егоров высказался и по музыкальной части песен. «На нашей эстраде есть плагиат. Перепевают казахские, монгольские, бурятские песни, и выдавая их за свои. Думают, что никто не поймет, что это плагиат песен из культуры других народов. Это позор! Воровство чужой интеллектуальной и творческой деятельности. Это, вообще-то, уголовное дело!». SakhaLife на первый раз не будет приводить конкретные имена, но если позорная тенденция не прекратится, будет вынужден это сделать. Ведь плагиатом занимается конкретный исполнитель или исполнительница, но такая деятельность наносит удар по имиджу всей якутской эстрады.
Алексей Егоров пожелал восходящим звездам, многие из которых сами создают свои песни, бессонных ночей, после которых «холодок с темени спускается по спине, и ты удовлетворенно вздыхаешь, думая, да, действительно, я создал то, чего не было, да, за это не будет стыдно». «Но ведь каждый раз так бывает!», - заметил Петр ПЕТРОВ, в этом году удостоенный специального приза ЭХ за вклад в развитие якутской песни. «Ну, уж нет! Многие лепят песни, по принципу «Сойдет!», - с горечью отметил Алексей Васильевич.
«Действительно, вот у Ули СЕРГУЧЕВОЙ – Куннэй – масса песен, но вряд ли найдутся три хорошие, - отметил Георгий Сергучев. У Семена ЧЕНЯНОВА – одна действительно хорошая песня. У некоторых - вообще ни одной! За последние три года на «Этигэн Хомусе» я услышал лишь две качественные песни. Это «Ус хатын» БАЙБАЛА и «Маннайгы хаар» АНДРОСОВА, исполненная НИКОЙ. А все остальное… Я мог бы пачками лепить такие песенки, но этого не позволяет профессиональное достоинство. Почему же другим не стыдно за такой низкокачественный материал? Надо помнить, что на якутской эстраде должна царить якутская песня, с этникой. Остальные слушателям неинтересны. За пределами республики – тем более неинтересны. Ну, ладно, европеизированные песни, в принципе, имеют право на жизнь, но только в том случае, если они во всех отношениях созданы и исполняются идеально».
«Бывает, исполнитель заказывает фонограмму, и уже назавтра под нее выступает. Это неправильно. К фонограмме надо привыкнуть, работать с ней, подгонять под себя, как одежду», - заметил Петр Петров.
«У многих, так называемых, певцов, диапазон – всего одна октава. Или полторы. Тем важней качество материала», - вставил Сергучев.
«Не держитесь за свои песни, смотрите, кто лучше их способен преподнести. Я, например, не все свои песни исполняю. Некоторые гораздо лучше преподнесли Сардаана ОСИПОВА, Екатерина ЕГОРОВА, Анастасия ГОТОВЦЕВА», - делится опытом Галина Шахурдина.
«Песня со словами и мелодией, в сопровождении музыкальных инструментов появилась в Якутии не так давно – в 30-40 годах ХХ века. С тех пор якутская песня прошла большой путь, якутская эстрады бурно развивается. В последние годы молодежь манит «шик и блеск», и на эстраду лезут все, кому не лень. Хорошо, но вы советуйтесь! У нас много профессионалов и в поэзии, и в музыке, и в аранжировке. Это мы, когда начинали, не к кому было обратиться. Шишки набивали, сами думали, шли по снегу, - говорит Алексей Егоров. – Вам же теперь есть к кому обратиться». «Так мы не смели, - отвечала молодежь. – Теперь знаем, теперь будем спрашивать». Возможно, покинув собрание они и бурчали, но в присутствии аксакалов якутской эстрады дружно признали, что им есть над чем работать. В конце концов, собравшиеся решили, что встречаться надо регулярно, чтоб вести «разбор полетов».
Несомненно, якутская эстрада, так же, как и якутский кинематограф, переживает бурное развитие. И как подросток в своем возрасте иной раз выглядит несоразмерно, так и сфера якутского шоу-бизнеса переживает болезни роста. Связано это, в том числе и с тем, что эстрада стала сферой бизнеса. Звездный чес ни для кого не секрет. А значит, рядом развиваются сопутствующие виды бизнеса – аранжировки, сценические костюмы, студии для начинающих, которые массово открывают даже те, кто сам пытался, но так и не успел стать звездой. А в бизнесе важно не столько качество, сколько количество продукции, если она востребована.
Остается констатировать, что связь поколений, нарушенная было в этой сфере, постепенно восстанавливается. А значит, появляется профессиональный контроль за качеством. Главное, что у нас есть собственная эстрада, шоу-бизнес, свои любимые звезды, их аудитория, поэтому и можно вести речь о недостатках.