Main » 2013»Кулун тутар»31 » Пора нам всем вместе заняться этим вопросом Общество и государство должны быть вместе
Пора нам всем вместе заняться этим вопросом Общество и государство должны быть вместе
08:44
Валентина Лемешева: Пришла пора каждому сделать себе экономический ликбез
31.03.2013 В понедельник, 25 марта, выступая на конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России, председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что, по его мнению, было бы целесообразно заморозить тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения в стране на три года. По словам Сергея Степашина, выборочная проверка ведомства показала, что в январе-феврале текущего года в 49 субъектах РФ выросла плата населения за коммунальные услуги, в том числе в 21 регионе увеличились тарифы. В числе причин резкого повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг Степашин назвал непрозрачность формирования затрат на общедомовые нужды, отсутствие законодательно установленных норм по ограничению роста тарифов на ЖКХ, а также «крайне неудачную реформу энергосистем России», пишет в статье на сайте ЯСИА глава РЭК Валентина Лемешева. Об особенностях коммунальных тарифов Безусловно, ворос возможного «замораживания» тарифов на жилищно-коммунальные услуги очень серьезный, очень ответственный, даже немножко опасный. Потому что, заморозив сегодня тарифы, мы рискуем лишить нормальной производственной и финансово-хозяйственной деятельности наши предприятия теплоснабжения и электроснабжения.
Я уже не раз говорила, что у нас в тарифах на энергоресурсы очень большую долю составляет топливо. Вообще, если говорить о проблеме замораживания тарифов, то начинать надо с первичных – топливных ресурсов.
В стране сегодня свободное рыночное ценообразование на нефть, совершенно свободный рынок угля и горюче-смазочных материалов. ГСМ мы получаем из-за пределов республики, цены на нефть и на уголь государство также не регулирует.
Таким образом, не регулируя первичные ресурсы, а останавливая, замораживая вторичные энергоресурсы, мы тем самым ставим под угрозу нормальную деятельность наших предприятий.
К примеру, берем условный тариф в 100 рублей. Топливная составляющая в нем примерно 60%. Иначе говоря, 60 рублей из 100 рублей тарифа – это топливо. Теперь, допустим, замораживаем тариф на уровне 100 рублей. А тем временем цена на топливо с 60 рублей вырастает до 80. В результате на все остальное остается вместо 40 рублей всего лишь 20.
Что находится в этих 20 рублях?.. Ремонт теплотрасс и оборудования, зарплата работников, инвестиционные средства… То есть, в этих 20 рублях вся нормальная деятельность предприятий.
Соответственно, если мы на ремонты будем деньги уменьшать, если мы зарплату людям будем уменьшать, ведь речь идет именно об этом – то о последствиях, видимо, говорить не приходится. Тем более, в нашей республике.
Поэтому мы не можем просто так, не взвесив тщательно все «за» и «против», принимать решения о замораживании тарифов. Но, думаю, дискуссия началась, мы в этой дискуссии тоже будем участвовать. Я считаю, что подходить к решению вопроса о замораживании тарифов нужно очень серьезно, на государственном уровне. Надо все просчитать, вопрос слишком серьезный.
О резком росте платежей за коммунальные услуги в некоторых регионах страны
Что касается резкого роста платежей за коммунальные услуги в разных регионах страны, то действительно прошел такой негативный всплеск со стороны населения из-за того, что с 1 января в некоторых субъектах Российской Федерации резко возросли не тарифы, а суммы платежей.
Одна из основных причин в том, что регионам было предложено ввести систему платежей за тепло по приборам учета. Что в результате получилось?.. Люди все предыдущие годы, включая 2012 год, каждый месяц платили одну двенадцатую часть от общего объема потребления тепла за год.
А с января 2013 года резко перешли на систему платежей по приборам учета. Но январь – самый холодный месяц и, соответственно, у людей сразу выросли платежи за тепло.
Но на самом деле – это нормальная практика, когда люди начинают платить по приборам учета. Только не надо было вываливать этот переход на людей неожиданно, не предупредив, не просчитав все последствия.
А мы, как только получили документы – сразу стали считать и смотреть, что же получится у нас в республике?.. И мы не стали торопиться, а начали с правительством РФ работать над тем, чтобы нам дали это дело на откуп, позволили самим решить – когда вводить систему платежей по приборам учета. Чтобы нам дали время и возможность поработать с населением.
И правительство пошло нам навстречу, и в конце концов выпустило документ, который разрешал субъектам решать вопросы перехода на платежи по приборам учета самостоятельно. Но некоторые субъекты поторопились, сразу ввели эти платежи, и в итоге получился такой резонанс.
Поэтому пока система платежей за тепло в республике осталась на уровне одной двенадцатой годового потребления в месяц. Но на самом деле надо цивилизованно, правильно и грамотно двигаться к оплате по приборам учета. Чем Якутия отличается от других регионов
В нашей республике приняты беспрецедентные меры по защите населения от высоких платежей. Такой многоступенчатой системы защиты населения нет ни в одном другом регионе.
Что конкретно я имею в виду?.. Во-первых, у нас сегодня окупаемость по коммунальным услугам в среднем по республике составляет 34%. То есть 66% доли затрат коммунальных предприятий компенсирует бюджет. Это примерно 13-14 млрд. рублей.
Пользуются льготой все. Сегодня нет в Якутии человека, который бы платил больше, чем 34% от экономически обоснованного тарифа в среднем по республике. А на Севере люди платят только 10%. Это первая группа защиты. Ею пользуются все граждане.
Если говорить о Дальнем Востоке, то меньше нас люди платят только в Еврейской автономной области. Все остальные субъекты Дальнего Востока платят значительно больше.
Для сравнения: если у нас в республике семья из трех человек за благоустроенную квартиру площадью 63 кв. метра платит по сегодняшним тарифам примерно две с небольшим тысячи рублей в месяц на человека, то в Камчатском крае этот платеж составляет уже шесть тысяч рублей на одного человека. В Хабаровске примерно 3-3,5 тысячи рублей.
Во-вторых, все жители Якутии платят за коммунальные услуги не более 15% доходов своей семьи. Хотя в Российской Федерации этот стандарт составляет 22%. Разница возмещается из республиканского бюджета. Мы один из немногих регионов, установивших такую планку.
Кроме этого, у нас есть шкала до 15% платежа в зависимости от прожиточного минимума. То есть, если человек сегодня должен платить больше 1,5 прожиточных минимумов, то он платит по шкале от 0 до 15%.
Я уже не говорю о том, что существуют такие категории, как участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, педагогические работники и работники культуры в сельской местности… У нас в республике установлен большой перечень льготников.
Поэтому, я считаю, мы в этом плане проводим очень мощную политику. И наш президент Егор Борисов в своем послании говорил, что мы будем продолжать эту политику. Так что говорить о 100%-ной окупаемости услуг ЖКХ сейчас преждевременно.
Причины такой политики общеизвестны. У Якутии свои региональные особенности. Наша республика – единственный субъект Российской Федерации, который тратит на выработку тепла такие дорогие энергоресурсы, как нефть, дизельное топливо, газоконденсат…
Вот уголь – вроде бы дешевое топливо. Но когда мы его завозим в Арктику, то его стоимость вырастает в разы по сравнению с той ценой, которая была на шахте в момент добычи.
Поэтому мы и говорим – поскольку у нас тариф на тепло очень высокий из-за топливной составляющей, то мы сегодня именно население защищаем. Чтобы жители такой дорогой тариф не платили. О правовом регулировании
Мы работаем в едином правовом поле Российской Федерации и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для всех категорий потребителей, в том числе для населения, индексируются и растут в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России и, соответственно, нашей республики.
Все мы знаем, что недавно была установка президента Российской Федерации, подтвержденная правительством страны, о том, что тарифы на 2013 год должны вырасти не более чем на 6% в среднегодовом исчислении.
Мы уже довели до населения республики эту цифру. Кроме того, пришло разъяснение из Федеральной службы по тарифам о том, что среднегодовое исчисление в 6% означает, что с 1 июля 2013 года у нас тарифы на коммунальные услуги вырастут на 12%.
А там, где преобладают электроэнергия и газ, рост составит 15%, поскольку цены на электроэнергию и газ выросли на 15%.
Этим самым я хочу сказать, что никакой полной свободы действий с точки зрения увеличения или снижения тарифов, или их замораживания мы не имеем, поскольку работаем в едином правовом поле Российской Федерации.
Пора нам всем вместе заняться этим вопросом
Мне кажется, главная причина недовольства не столько в росте тарифов, сколько в неудовлетворительном качестве предоставляемых услуг. Платежи регулярно растут, а качество не меняется. Да, сегодня люди недовольны тем, как их обслуживают, недовольны работой управляющих компаний.
По тарифам я уже сказала, что в принципе мы выглядим очень даже неплохо. Особенно с точки зрения участия нашего бюджета. Но с точки зрения качества народ, конечно, совершенно справедливо недоволен.
Но дело в том, что надо усиливать правовую и юридическую ответственность каждого участника процесса предоставления услуг. В том числе надо усиливать ответственность самого собственника жилья.
Многие сегодня бесплатно получили от государства имущество, которым является квартира и, соответственно, места общего пользования. Теперь нужно выстроить систему защиты этого своего жилья, которое является такой же собственностью, как машина или дача – где вы сами решаете вопрос – кому и сколько платить, кто вам будет ремонтировать вашу машину, и сколько вы за это заплатите. То же самое и здесь. Договаривайтесь.
Этот процесс идет очень медленно, но народ потихонечку пробуждается. Хочу сказать, что наши проверки и наше общение, к нам очень много поступает от населения писем – они говорят – там, где люди грамотно начинают этим вопросом заниматься, где есть хорошие общественники, там все постепенно налаживается.
Сейчас, кстати говоря, президентом Российской Федерации и руководством нашей республики поддержана идея общественного контроля за работой ЖКХ. Действительно, пришла пора спросить с тех, кто оказывает нам коммунальные услуги.
Поэтому система общественного контроля, безусловно, нужна. Она должна быть везде, где только мы видим какие-то жилищно-коммунальные услуги – везде такой контроль должен быть. Как за жилищными услугами, как и за теплом, за водой, буквально за всем.
Люди сами должны поучаствовать в том, чтобы качество услуг поднялось. Видите нерадивую работу какого-то участника процесса предоставления услуг – почему надо бежать в правительство жаловаться?.. Идите к тому, с кем вы договорились, и заставляйте его работать, как положено.
Если где-то труба голая лежит – потребуйте, чтобы ее утеплили, чтобы зимой вы получили нормальную температуру в квартире. Пришла пора нам всем вместе заняться этим вопросом. Еще раз о приборах учета
У населения есть масса вопросов по приборам учета тепла. К примеру, существует такая проблема как перетопы. Почему сегодня людям дают тепла больше, чем нужно, и они вынуждены в зимнее время открывать форточку и это тепло выгонять на улицу?.. Это совершенно ненормально. Но надо же разобраться – кто это делает?..
Там, где нет приборов учета, люди рассчитываются по нормативу. Я считаю, что приборы учета надо ставить, но при этом надо людей заранее подготовить. Человек должен знать, какую он пользу получит от прибора учета. Надо, чтобы человеку от этого стало лучше. Чтобы он получил экономию, чтобы он действительно получил качественную услугу.
А если прибор учета дает удорожание, а у нас такие случаи тоже есть, это совершенно ненормально. Поэтому иногда идет просто саботаж установки приборов учета в некоторых домах – такие факты тоже есть.
На самом деле по воде действительно есть непонятные людям проблемы. К примеру, в каком-то доме стоит общедомовой прибор учета по воде. Также стоят поквартирные приборы учета по воде. Но поквартирные приборы учета воды стоят не во всех квартирах. И там, где приборов учета нет, там платеж взимается по нормативу с одного человека, прописанного в квартире.
Но часто бывает по-другому: в квартире прописан один человек и платит за воду по нормативу с одного человека. А фактически там живет все пять человек. Есть у нас такие случаи. И пользуются водой, количество которой в пять раз больше того, за что они платят.
Что в таком случае получается с остальными жильцами?.. Общедомовой прибор учета показывает определенное количество воды, из него минусуются поквартирные показания, плюс нормативные показания там, где нет приборов учета, а разница распределяется между всеми жильцами.
Условно говоря, мы имеем 100 куб. м. на общедомовом приборе учета. При этом 70 куб. м. – это объем по показаниям приборов учета плюс объем по нормативам. А оставшиеся 30 куб. метров – это общедомовые нужды, которые делятся на всех жителей по квадратным метрам. И вот так возникает большой платеж.
Мы с таким положением вещей абсолютно не согласны. Я считаю, нужен лимит платежей за общедомовые нужды для того, чтобы управляющая компания занялась вот этой разницей – разобралась, откуда она возникает? В том числе и через пересчет количества проживающих в тех квартирах, где нет приборов учета. Мы сейчас предлагаем федеральному правительству принять решение о введении лимита на общедомовые нужды.
Не должен человек, не имеющий сегодня, что уж там скрывать, хорошие качественные услуги, платить за ту нерадивость, которая такими механизмами создана. Я считаю, здесь все надо сделать в сторону только человека.
Мы должны понудить УК или ТСЖ к тому, чтобы разобраться – что же происходит? Куда вода девается?.. А сегодняшний механизм пока что не заинтересовывает их. Но надо заставить УК заниматься всеми потерями, которые сегодня возникают где-то в подъезде или доме.
Сейчас уже появляются и федеральные законы, и другие нормативные акты – я думаю, что потихонечку мы здесь порядок наведем. По крайней мере, мы эти вопросы везде и всюду ставим – и перед Минрегионом, и перед правительством страны. Общество и государство должны быть вместе
Говорят, что отрасль ЖКХ монополизирована. Хотя сегодня появляются эффективные поставщики. К примеру, многие из тех, кто проживает в домах с автономным газовым отоплением, платят только за газ и холодную воду.
Вообще говоря, надо экономить. Электроэнергию не жечь понапрасну, реже пользоваться энергоемкими приборами. Если мы хотим платить меньше, так давайте экономить. А то мы хотим, чтобы тариф был маленький, но при этом тратили бы мы много электроэнергии. Так не бывает – надо что-то выбирать. Или плати за то, что ты потребляешь, или экономь.
Я не скажу, что у нас тариф высокий. На самом деле у нас сегодня очень много людей, которые могли бы платить и по себестоимости. Но они платят как все, и им, как и всем, из бюджета возмещается часть затрат.
Скажем, в городе Якутске, чтобы сделать на тепло экономически обоснованный тариф, надо платеж увеличить на 3,5 тысячи рублей. То есть, в среднем вместо 6 тысяч обеспеченный человек будет платить 9,5.
Вы думаете, у нас мало людей, способных эту добавку понести?.. Но мы этого не делаем, потому что мы сначала хотим подготовить механизмы и посчитать, во что это выльется.
С другой стороны, нужно посмотреть, что же в ЖКХ нужно делать?.. Ответ простой. Надо строить новые, более эффективные котельные. Надо сети перекладывать, чтобы потери уменьшить. Надо дома утеплять, чтобы люди получали нормальное качество услуг.
Я вижу проблему ЖКХ не столько в уровне тарифов, сколько в низком качестве предоставляемых услуг. И в этом плане у нас тоже принято очень много решений. В правительстве республики на днях принято решение о создании жилищного контроля за муниципальным жильем. Очень важное и серьезное постановление – мы знаем, что на Севере в основном муниципальное жилье. Там приватизированного жилья немного.
И сейчас в северных улусах будет создана, если можно так выразиться, собственная жилищная инспекция, которая будет следить за работой управляющих компаний, других обслуживающих жилье структур, и, в том числе, за работой поставщиков коммунальных услуг. То есть, там будет квалифицированный грамотный контролер в виде муниципальной жилищной инспекции.
Также на днях вышел указ президента РС(Я) об улучшении жилищных условий на селе. Мы очень серьезно работаем с федеральным правительством по поводу выделения денег на капитальный ремонт жилого фонда.
Конечно, есть недоработки в системе получения адресных субсидий. Но тут есть недоработки и со стороны самого населения. Потому что, если, например, живет бабушка-пенсионерка, а с ней неработающий сын, который нигде не зарегистрирован, находится в трудоспособном возрасте, конечно, он не получит никакой субсидии.
А еще у людей есть имущество, которое никак не оформлено. Но кто должен его оформлять?.. Люди приходят ко мне с квиточками, показывают и говорят: «Валентина Ивановна, проверьте, пожалуйста, начисления. Правильно там или нет?».
Я проверяю тариф – он правильный. Другое дело, объемы потребления. Я говорю: «Ну что же, я возьму вас за ручку и поведу в управляющую компанию?..».
Мы очень много встречаемся с представителями общества, вот недавно была встреча с ветеранами. И я считаю, что действительно надо информированность населения поднимать на более высокий уровень.
Задача такая поставлена – усиливать общественный контроль. Мы очень много встречаемся с населением, рассказываем, что и как. Книжечки наши очень популярны. Мы на днях получили задание от президента и председателя правительства – надо еще одну такую книжечку выпустить.
Сейчас мы думаем вместе с жилищной инспекцией, вместе с Министерством ЖКХ и энергетики, с муниципальными образованиями о том, как расширить разъяснительную работу. То есть чаще встречаться с общественностью, рассказывать, потому что, когда мы общаемся с людьми, мы же видим – люди тоже понимают проблемы.
Правительство действительно делает очень многое в этом плане, но не все в наших силах. Поэтому надо, чтобы все подключились, все навалились на этот вопрос.
А к вопросу замораживания тарифов, я думаю, надо очень осторожно относиться. Иначе мы можем довести теплоснабжающие предприятия до очень тяжелого состояния. И лишить себя необходимых услуг.
Сегодня пришла пора каждому сделать себе какой-то экономический ликбез, узнать элементарные вещи. Иначе можно наломать дров