Main » 2013»Ыам ыйа»13 » ХХI век: будущее народа саха и развитие сельских территорий
ХХI век: будущее народа саха и развитие сельских территорий
11:51
Сновидение шамана: земельная реформа – начало конца народа саха? Есть только один путь!Часть 4.
13 мая, 11:12ИА SakhaLife ХХI век: будущее народа саха и развитие сельских территорий Специально для рубрики «Футуролог» ИА SakhaLife Кандидат исторических наук, председатель Совета ЯРО Российского Переселенческого Движения «Человек. Земля. Россия» Афанасий НИКОЛАЕВ. В современном мире наметилась тенденция к развитию локальных сообществ, сельских поселений на основе современных технологий. Эта тенденция является ответом на проблемы развития современного мира. Руководитель международной сети экспертов - инноваторов "Всемирная Сеть деревень" Франц НАРАДА пишет: «Мы все находимся в … начале такого кризиса, что мы должны думать о новых решениях, искать новые способы действий…Есть много возможностей преодолевать этот кризис, основываясь на новых технологиях, и инвестируя в человеческие качества и передачу знаний… Нам нужно осознать особую роль и возможности локальных сообществ, сельских поселений…Местное производство может быть совмещено с новыми технологиями. Это рождает "экономику знаний", …колоссальные возможности … за счет обмена информацией, который сейчас почти ничего не стоит… Если мы это сможем совместить с потенциалом сельских сообществ, то возникнет масса возможностей для формирования новой сельской экономики».
Ф.Нарада отмечает, что многое может быть сделано локально, на местах, путём реализации проектов развития тех или иных сообществ, создания пилотных площадок, кластеров нового опыта. Сегодня уже есть небольшие, эффективные машины и оборудование для локальных сообществ. Поэтому, с одной стороны, и производство может быть децентрализовано, рассредоточено, и, с другой стороны, можно добиться качества городской жизни в деревне.
Развитие множества малых территорий может иметь очень большой вес. Они лучше используют ресурсы в своей среде и могут быть разбросаны по всей стране, и при этом быть связанными в рамках одной сети развития, например, кооперативного общества. И потому одна технология или одно изобретение могут быть внедрены в разных местах, увеличивая возможности через обмен знаниями.
Ф.Нарада отмечает и возможную роль России в этом общемировом процессе локального развития территорий: «Для России с ее гигантскими территориями локальные территории должны иметь особое значение… Без опоры на локальные, местные возможности и серьезном внимании к этим проблемам, будет сложно говорить о продвижении вперед… Страна … с такими пространствами и ресурсами для развития, с такими технологическими стандартами, безусловно, может совершить один из мировых прорывов…».
В России уже успешно реализуются интересные проекты по локальному развитию сельских территорий. Например, в Архангельской области.
Руководитель этого проекта, директор школы инновационного развития территорий Г.В. ТЮРИН пишет: «Работать с развитием деревень я начал в конце 1990-х в Архангельской области. Я основал небольшую организацию — Институт общественных и гуманитарных инициатив (ИОГИ) - сплотил команду энтузиастов… Мы получили поддержку вице-губернатора Т.Д. РУМЯНЦЕВОЙ... Собрав опыт развития глубинки в разных странах…я разрабатывал собственные технологии... А потом было несколько лет напряженной работы в деревнях... Нам удалось запустить десятки проектов развития… Это приводит к мощному увеличению активов территории, к реальной ее капитализации — к тому, что бедность и бесперспективность уступают новым возможностям, новой локальной экономике. И больших денег для этого не требуется. Скорее, нужны воля, желание и определенные технологии социального консалтинга. Вместе с коллегами мы смогли показать, что реальные изменения могут быть запущены где угодно...Так, в Архангельской области, такой механизм был запущен более чем в пятидесяти деревнях…с серьезным экономическим эффектом: при получении на «деревенские» проекты суммы в один миллион семьсот пятьдесят тысяч рублей …удалось создать результат, превышающий сумму в двадцать миллионов рублей ...».
Реализация этих проектов развития, как отмечает Тюрин, строились из нескольких элементах:
1. Люди на местах объединялись, чтобы развивать свою местность. Это были небольшие группы, которые становились структурой развития своей деревни, своего села — по сути, выступали в партнерстве между собой и в партнерстве с властью.
2. Эти люди сами существенно изменялись: брали на себя ответственность за свою судьбу. Уже через небольшое время они думали и взаимодействовали по-новому, получив определенные навыки и знания.
3. При поддержке меня и моих товарищей из ИОГИ, эти люди находили умные и оригинальные решения своим проблемам, превращали эти решения в проекты, находили и получали необходимые ресурсы, начинали реализацию проектов и в подавляющем большинстве случаев доводили их до эффективного результата — успешно завершали первые проекты и начинали новые.
Тюрин подчёркивает, что подобные изменения никогда не происходят сами собой. Чтобы они начинались, необходимое условие — чтобы с людьми работал тренер, наставник, обладающий определенными гуманитарными технологиями.
Архангельский опыт команды Тюрина, показал, что в России, можно системно работать с инновационным развитием сельских и малонаселенных территорий. Как отмечает Тюрин, сейчас открываются новые возможности для развития сельских территорий из-за того, что сегодня в России горожане становятся главным двигателем этих перемен.
Таким образом, опыт Тюрина и его коллег, наглядно свидетельствует о том, что сейчас возможности, созданные нашей цивилизацией, позволяют построить совершенно новую экономику, новую систему расселения — современную, микроурбанизированную среду.
Основная проблема развития сельских территорий у нас сейчас заключается не в отсутствии денег и технологий, а в том, что сегодня многие люди уже не способны жить и хозяйствовать на земле.
В рамках идей инновационных поселений, перспективных деревень нужно делать акцент на поддержке людей, желающих жить и работать на земле, а также на обучение молодежи способам жизни и хозяйствования на земле, превратив этот образ жизни в увлекательный, мейнстримовый проект.
Имидж села, деревни уже давно стал отталкивающим для молодых людей и никакими деньгами молодёжь туда в современную деревню не заманить. Само слово «деревня» уже воспринимается негативно. Поэтому, необходимо строить поселения нового типа и называть их новыми словами, например, «футурополисами».
Мода может сделать гораздо больше, чем государство и власть, а значит нужно формировать моду на успех жизни вне города и новые поселения вне города с новым привлекательным образом жизни.
Основу экономики этих новых поселений должно составить сочетание строительных технологий из экологически чистых материалов, возобновляемой энергетики, современных сельскохозяйственных технологий агрономии и животноводства, телекоммуникационных технологий и новых видах транспорта.
В своих письмах к якутской интеллигенции А.Е. КУЛАКОВСКИЙ предвосхитил эти тенденции развития современного мира. Ещё в начале ХХ века Кулаковский призывал саха мыслить глобально, учитывать общемировые тенденции развития, не замыкаться на своих проблемах. Он писал, что саха должны развивать культуру, образование, эффективно использовать свои земельные ресурсы, перейти к интенсивным методам ведения сельского хозяйства, применять новые технологии, развивать наряду с сельских хозяйством и другие отрасли экономики
В другом своём знаменитом произведении «Сновидение шамана», написанном в 1910 г., А.Е.Кулаковский одной из основных угроз для существования народа саха в будущем рассматривал угрозу потери земли в результате разных политических и экономических реформ.
Сейчас в начале уже ХХI века пророчества нашего выдающегося мыслителя и пророка начинают приобретать зримые черты из-за начала новой масштабной земельной, аграрной реформы в России.
Последние 20-25 лет реформ в России стали временем небывалых в мирные периоды истории демографических потерь. Только в период с 1992 по 2005 годы убыль населения нашей страны составила 11 млн. 200 тысяч человек.
В это сложное время народ саха ещё раз показал свою жизнестойкость и силу, добившись увеличения своей численности в период с 1989 г. по 2010 г. на 25 %, с 382 тыс. чел. до 478 тыс. чел.
Основные причины этого феномена жизнестойкости саха сохранение связи с землёй, системообразующее значение сельского хозяйства для саха, преобладание среди саха сельских жителей.
Сейчас в условиях мирового продовольственного кризиса, резкого роста цен на сельхозпродукцию, начала новой общероссийской земельной, аграрной реформы у нашей республики появляется исторический шанс для создания современной инновационной экономики, основанной на комплексном развитии сельских территорий.
В этой связи, объективно возрастает роль саха, единственного крупного коренного народа, традиционно занимающегося сельским хозяйством, не только в республике, но и на Дальнем Востоке. Других путей развития народа саха сейчас не существует.
Развитие республики за счёт промышленности при существующей системе налогообложения невозможно. Большая часть налогов уходит в федеральный бюджет. Крупные добывающие компании платят налоги в основном за пределами республики. Так, например, налоговые поступления в бюджет республики в 2013 г. от ОАО «Сургутнефтегаз» (5,1 миллиарда рублей) запланированы почти в 6 раз меньше, чем налоговые поступления от АК «АЛРОСА» (29,56 миллиарда рублей).
В бюджете Республики Саха (Якутия) на 2013 год, при общем объёме валового регионального продукта в 500 миллиардов рублей, налоговые доходы запланированы в объеме лишь 63,18 миллиарда рублей. То есть в бюджет республики попадает лишь примерно 1/8 валового регионального продукта.
Примечательна и структура налоговых поступлений. Налог на доходы физических лиц (15,14 миллиарда рублей) почти в 2 раза превышает налог на добычу полезных ископаемых (8,46 миллиарда рублей). И это в сырьевой республике, где только алмазов добывается ежегодно примерно на 140 млрд. рублей. Стоимость нефти, угля, газа добываемого в Якутии во много раз больше.
Рабочую силу крупные сырьевые компании предпочитают набирать в других регионах России и странах СНГ для работы вахтовым методом. Поэтому рассчитывать на новые доходные рабочие места для якутян, в том числе саха, в новых промышленных предприятиях нельзя.
Развитие республики за счёт среднего и малого бизнеса в наших условиях, учитывая дороговизну энергоресурсов, удалённость от центра, неразвитость транспортной инфраструктуры, огромную территорию, малочисленность населения также невозможно. Свой крупный бизнес за годы реформ в нашей республике создать не удалось.
Серьёзно ударит по благосостоянию якутян предстоящий рост тарифов ЖКХ. Как отмечают эксперты, треть населения страны может оказаться за чертой бедности из-за роста тарифов ЖКХ.
Одним из основных препятствий для развития республики остаётся проблема северного завоза, энергообеспечения. Как отметил заслуженный работник народного хозяйства республики Ф.Х. ГРОБМАН, одно из ключевых, базовых для экономики предприятий ОАО "Якутскэнерго" переживает системный кризис.
В этой компании сейчас не разрабатывается проектно-сметная документация ни по одному объекту энергетики. Между тем, известно, что от начала проектирования до ввода объекта в эксплуатацию проходит не менее 10 лет. Таким образом, введение нового объекта энергетики в нашей республике даже в лучшем случае возможно не раньше 2023 года.
Ремонтная программа компании "Якутскэнерго" выполняется все хуже и хуже. Если в 2009 году на ремонт турбин было выделено 278 млн. 123 тыс. рублей, то в 2012 год лишь 183 млн. 428 тыс. рублей. Причём ежегодно сокращается объём средств выделяемых на капитальный ремонт турбин: 2009 г.- 246 млн. 086 тыс. рублей на 150 турбин, 2012 г. – 160 млн. 268 тыс. рублей на 70 турбин. И это при росте цен на материалы и оборудование, а также при росте износа основного и вспомогательного оборудования.
Экономический ущерб от технологических нарушений компании "Якутскэнерго" увеличился с 2009 года до 2011 года почти в 3 раза, с 54 млн. 813 тыс. рублей до 142 млн. 190 тыс. рублей. В ходе недавней проверки Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору технического состояния объектов ОАО АК «Якутскэнерго» было обнаружено 2139 нарушений.
Для развития республики в этих условиях необходимо разработать свою инновационную модель развития и избавиться от сырьевой направленности экономики.
В основе этой модели должна быть политика комплексного развития сельских территорий. Ключевую роль в комплексном развитии сельских территорий республики сохраняет сельское хозяйство.
Удельный вес сельских жителей в общей численности населения республики на начало 2010 года составил 35,8 %. В сельском хозяйстве занято 27,4 тыс. человек, или 5,6 % от численности занятых в экономике.
Реформы 90-х годов значительно изменили аграрный сектор в республике. На селе появились новые хозяйствующие субъекты, сформировались новые земельные и имущественные отношения.
В республике сельскохозяйственным производством занимаются 374 сельскохозяйственных организаций и 275 родовых общин, свыше 4,3 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, более 87 тысяч личных подсобных хозяйств. Причём именно на подсобные личные хозяйства приходится основная часть производства мяса, молока, картофеля и овощей.
Агропромышленное производство играет важную роль в обеспечении населения республики продуктами питания и жизнеобеспечения сельского населения.
Основными рисками и угрозами ведению сельского хозяйства являются:
- макроэкономические факторы, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические ресурсы, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности развития сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- отставание социальной инфраструктуры сельских территорий от городов и промышленных центров, доходов занятых сельскохозяйственной деятельностью – от их уровня у работников других сфер экономики, падение привлекательности труда в сельском хозяйстве, и, как следствие, отток квалифицированных кадров, особенно молодежи, из сферы сельскохозяйственной деятельности, потеря чувства перспективы у значительной части сельского населения;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры агропродовольственного рынка и сложность доступа к ней сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- несовершенство земельных отношений в аграрной сфере, приведшее к обезземеливанию значительной части занятых в сельскохозяйственном производстве, чрезмерной концентрации земель сельскохозяйственного назначения у ограниченного числа собственников, что ослабляет стимулы к повышению плодородия почв, проведению мелиоративных мероприятий, создает предпосылки для выбытия земель из хозяйственного оборота;
- природные риски, связанные с тем, что сельскохозяйственное производство в республике осуществляется в зонах рискованного земледелия, в неблагоприятных условиях, при отсутствии или недостатке финансовых и других резервов, приводит к значительным потерям объемов производства, доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, ухудшению ценовой ситуации на продовольственном рынке, росту ввоза пищевых продуктов извне республики.
Сейчас появилась реальная возможность для развития сельского хозяйства республики за счёт резкого увеличения объёмов господдержки сельского хозяйства и на федеральном, и на региональном уровнях. Условия получения господдержки в рамках федеральной госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года: это комплексное планирование развития территорий с разбивкой по зонам и перспективным объектам; это практические меры по комплексному развитию производства, учёт интересов всех сельхозпроизводителей; это наличие региональных планов и проектно-сметной документации по развитию социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры сельских территорий; это оптимизация социальной инфраструктуры в селе; это меры по улучшению жилищных условий селян; это создание целевых фондов муниципального развития; это меры по созданию современной сельской инфраструктуры, которая предусматривает и социальное развитие, и расширение производства, и создание современных логистических систем.
О внимании федерального центра к развитию сельского хозяйства Дальнего Востока, Республики Саха (Якутия) свидетельствует и проведение в г. Якутске 10 августа 2012 года выездного совещания министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
По итогам совещания в протоколе отражены принципиальные решения по вопросам государственной поддержки малых форм хозяйствования и пилотных проектов по комплексной компактной застройке сельских поселений, развитию северного домашнего оленеводства и табунного коневодства в Дальневосточном федеральном округе.
На встрече с главами муниципальных образований республике в конце 2012 года Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. БОРИСОВ отметил: «В этом году будет дан старт мерам, которые должны будут коренным образом изменить сельский уклад жизни в республике».
В рамках Года села запланировано строительство благоустроенных, современных жилых домов, развитие инфраструктуры, строительство дорог, объектов коммунального хозяйства и сети объектов социальной сферы.
Для финансового обеспечения мероприятий Года села только в 2013 году из госбюджета республики будет направлено более 12 млрд. рублей.
Между тем развитию сельского хозяйства республики препятствует низкий уровень доходов селян и безработица.
По данным республиканской Федерации профсоюзов, средняя зарплата на селе – 12 859 рублей. Это в три раза меньше, чем в среднем по республике (37 447 тысяч рублей).
Удельный вес безработных среди мужского сельского населения превышает 50 %. Со стороны экономически активного населения имеется неудовлетворенный спрос на рабочие места – в том числе в производственной сфере.
Вместе с тем, их низкий образовательный и профессиональный уровень не отвечает требованиям работодателя. Безработный из сельской местности испытывает сильное конкурентное давление на рынке труда.
В сфере охраны труда на селе основными недостатками является отсутствие механизации трудовых процессов, плохое санитарно-бытовое обеспечение, вредные факторы производства, нерегулируемое рабочее время и время отдыха.
По линии Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) зарплата выплачивается только оленеводам. Остальные работники сельхозпредприятий и крестьянских хозяйств получают зарплату от своих предприятий. Государство лишь возмещает этим сельхозпредприятиям часть общих затрат.
В этих условиях представляется необходимым комплексное развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) на основе сельского хозяйства, автономной энергетики, развития туризма, местной строительной индустрии.
Для этого необходимо решить следующий комплекс задач:
- создать соответствующую ХХI веку инфраструктуру для населения (дороги, связь, благоустроенное жильё);
- создать современные крупные механизированные агропромышленные кластеры на основе объединения, кооперации существующих многочисленных маломощных фермерских хозяйств;
-создать условия для гармоничного культурного развития сельского населения.
Решение данных задач традиционным технологическим путем, на данном этапе невозможно. Это вытекает из ограниченности финансовых, технологических, технических и человеческих ресурсов.
Есть только один путь решения данной проблемы – это путь строительства инновационных автономных поселений, внедряющих трансферт новых технологий на селе.
Данный способ решения поставленных задач является и для республики, и для России новым технологическим способом хозяйствования. Он не требует строительства дорогостоящих централизованных элементов инфраструктуры, таких как ЛЭП, газопроводы, асфальтированные дороги, централизованные коммуникации ЖКХ и т.д.
Инновационные автономные поселения можно строить очаговым методом, вокруг центральной усадьбы и оснащать автономными системами электро-тепло-водо снабжения.
В результате реализации данного проекта могут быть созданы современные агропромышленные сельскохозяйственные кооперативы, отвечающие необходимым требованиям современных стандартов.
Выбор кооперативной формы организации обусловлен тем, что как показывает практика в современных условиях ассоциативное, кооперативное управление собственностью является более эффективным, чем частное или государственное.
Об этом свидетельствует, в частности, то, что в 2008 г. Нобелевской премии была удостоена работа автора исследовавшего тему эффективности разных видов собственности (частной, кооперативной и государственной).
Одним из важных направлений комплексного развития сельских территорий республики является туризм.
Схемой комплексного развития производительных сил республики до 2020 года предусматривается, что доля отрасли туризма превысит к 2020 году 10% ВРП республики и составит более 30 млрд. руб. и будет создано около 20 тыс. дополнительных рабочих мест. Планируется увеличить количество въездных туристов к 2030 году до 75 тыс. человек.
Потенциал для развития въездного туризма у нашей республики огромен. По экспертным оценкам доходы от въездного туризма нашей республики могут составлять около 50 млрд. рублей в год. К примеру, в Аляску (660 тыс. человек) ежегодно приезжает около 1,5 млн. туристов. Каждый из них «оставляет» на Аляске в среднем 750 долларов США.
Туристская индустрия, кроме того, обеспечивает еще и значительный мультипликативный эффект в других отраслях экономики. Например, развитие туризма будет способствовать и развитию сферы услуг, малого и среднего бизнеса. Поэтому реальное участие туристской индустрии в структуре ВРП существенно больше.
В организационном плане в сфере туризма оптимальной формой представляется создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Это создаёт условия для эффективного государственно-частного партнерства.
Развитию туризма в нашей республике объективно способствует общемировая конъюнктура. Северный, арктический вектор туристских интересов с каждым годом становится в мире все более привлекательным.
Кроме вышеизложенного у сельских территорий нашей республики есть большие возможности и для развития медицины будущего.
В начале 2012 г. стало известно, что в 2008 г. на территории Якутии была найдена неизвестная бактерия Bacillius F (F от слова «frost» – «холод»), «бацилла бессмертия». Она была обнаружена в ходе работы международной экспедиции биологов и генетиков в Мамонтовой горе у реки Алдан в Таттинском районе. По мнению микробиологов, найденной бактерии, которой 3 миллиона лет, присущ особый механизм сохранения жизнеспособности. Ученые ввели эти бактерии их подопытным старым мышам.
Опыты проводились в научных центрах Москвы, Тюмени, Новосибирска и Киева. У привитых животных не только повысилась физическая активность, но и существенно увеличилась продолжительность жизни (в среднем на 20 %). При этом привитые мыши практически до самой смерти сохраняли энергию и физическую активность. Причём эксперименты проводились не только на мышах, но и на насекомых – мушках-дрозофилах.
Для людей успешное применение этой вакцины выразилось бы в возможности вести активный образ жизни и в 100-летнем возрасте.