Main » 2013»Ыам ыйа»28 » по реализации новых механизмов участия гражданского общества в государственном управлении
по реализации новых механизмов участия гражданского общества в государственном управлении
23:09
Обсуждение законопроекта «Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)»
27 мая т.г., на канале НВК - Саха состоялось публичное обсуждение проекта закона РС(Я) "Об общественном контроле". Оппонентами обсуждения закона в программе "Открытая партия" выступили: Михаил Заморщиков, руководитель Департамента по государственно-правовым вопросам Правительства РС (Я) и Александр Сидоров, зам. председателя якутского регионального общественного движения «За реформы в ЖКХ". Позиция Александра Сидорова в обсуждении законопроекта " Об общественном контроле в Республике Саха "Якутия)": Я приветствую очень хорошую и своевременную инициативу Президента Якутии Е.А.Борисова по реализации новых механизмов участия гражданского общества в государственном управлении. Идея общественного контроля возвращает нас к тому, от чего мы "торжественно" ушли, когда во времена СССР существовали органы народного контроля и от которых в свое время отказались. В результате мы пришли к тому, что исполнительная власть утратила всякий контроль за своей деятельностью со стороны общества. Одна из причин коррупции во власти заключается в отсутствии действенных механизмов влияния на нее активной части общества.
При создании механизмов общественного контроля обязательно нужно, четко прописать процедурные моменты, чтобы общественность могла не только в режиме реального времени контролировать деятельность органов власти, но и выносить своеобразный "вотум недоверия" конкретным чиновникам с очевидными и весьма неприятными для них последствиями. В целом общественный контроль - это вид деятельности негосударственных субъектов, направленный на выявление нарушений правовых норм органами публичной администрации и их должностными лицами.
Хочу заметить в Указе Президента Российской Федерации Путина В.В. от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", так называемых «майских указов», нашли отражение меры по обеспечению реализации новых механизмов участия институтов гражданского общества в управлении делами государства, и во главу угла поставлены вопросы совершенствования механизмов общественного контроля и общественной экспертизы.
Наше Движение «За реформы в ЖКХ» приняло активное участие 21 мая т.г. в состоявшемся расширенном заседании Общественной палаты РС (Я) под председательством Василия Иванова, на котором обсуждался проект Закона РС (Я) «Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)». Где прошли жаркие дискуссии по проекту закона, но вывод один – защита общественных интересов является едва ли не центральной темой
законопроекта. Вот почему такое значение имеет формирование понятия системы общественного контроля – где координирующую роль может и должна выполнять Общественная палата РС(Я).
Тем не менее общественный контроль до сих пор не получил должного правового оформления. Его нормативное правовое регулирование в настоящее время крайне размыто и поверхностно. Зачастую законодатель ограничивается исключительно констатацией общественного контроля, но не разъясняет его сущность. Отсутствие единого закона об общественном контроле не позволяет говорить о контроле как об эффективном способе выявления нарушений законодательства публичными объектами.
Относительно новой формой общественного контроля являются общественные советы, учреждаемые при органах муниципальной власти. Нужно отметить, что компетенция советов также укладывается в сферу регулирования законов об обращениях и порядке информирования о деятельности органов государственной власти.
Существует восемь основополагающих принципов общественного контроля:
Первый принцип - самостоятельность субъектов контроля общественных объединений, участвующих в формировании институтов общественного контроля.
Второй принцип – отказ от новых надстроек и общественных вертикалей самостоятельность институтов общественного контроля – должен выражаться, с одной стороны, в отсутствии отношений соподчиненности между субъектами общественного контроля, избежать формирования еще одной, общественной «вертикали».
Третий принцип - всеохватность общественного контроля. Согласно этому принципу общественный контроль должен распространяться не только на органы государственной власти, но и на органы местного самоуправления, государственные корпорации и учреждения (школы, вузы, больницы, поликлиники, детские сады, приюты и т. п.), правоохранительные, надзорные и судебные органы, учреждения исполнения наказания, Вооруженные Силы и спецслужбы, на негосударственные учреждения, использующие бюджетные ассигнования или налоговые льготы, либо оказывающие общественные услуги или иным образом влияющие на интересы и благополучие населения.
Четвертый принцип - всеобщность общественного контроля. Возможность участия в общественном контроле должна быть гарантирована для всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, социального происхождения и других факторов. Общественный контроль должен быть доступен в равной степени для всех граждан, желающих защищать общественные интересы.
Пятый принцип - гласность общественного контроля, его абсолютная информационная открытость. Все действия и события, связанные с
осуществлением общественного контроля, были доступны любому пользователю Интернета. Необходимо создать правовую базу для организации и функционирования специального электронного ресурсного центра общественного контроля.
Шестой принцип - обязательность общественного контроля. Для объектов контроля. Ни государственные органы, ни муниципальные, ни, в некоторых сферах и в некоторых случаях, частные компании, не могут уклоняться от общественного контроля.
Седьмой принцип - многообразие форм общественного контроля. Этот принцип должен обеспечиваться возможностью для граждан самим определять форму, структуру и наименование органов общественного контроля. Кроме того, общественный контроль в различных субъектах Федерации может осуществляться с учетом местных национальных, культурных и религиозных обычаев и традиций.
Восьмой принцип - признание субъектов общественного контроля представителями неопределенного круга лиц в суде при выступлении в суде в защиту общественных интересов.
Говоря о принципах общественного контроля хочу проинформировать что, Якутским региональным общественным движением «За реформы в ЖКХ» проведены публичные обсуждения законопроекта в 12 улусных отделениях Движения. По итогам обсуждений принято коллегиальное решение:
Проект закона отстаивает общественные интересы граждан как, законные интересы, связанные с обеспечением их безопасности и благополучия, стабильного и устойчивого развития Республики Саха (Якутия).
Вместе с тем в законопроект требует уточнения:
- по второму принципу - отказ от новых надстроек и общественных вертикалей, так как уже законодательно существует институт общественного контроля – Общественная палата и нагромождение ее законодательно новыми дополнительными общественными комиссиями нет необходимости.
- по третьему принципу - всеохватность общественного контроля, необходимо добавить к объектам общественного контроля коммерческие и некоммерческие организации. Так как в сфере ЖКХ при реализации законов и постановлений Правительства РФ, - о капитальном ремонте МКД (№ 271-ФЗ), инвентаризация ОИ (ПП №1468), об оплате ОДН (ПП №354), о стандартах управления МКД (ПП №416), управляющие компании, ТСЖ, фонды выведены из под контроля общественности. А вместе с тем их деятельность связана с предоставлением услуг и выполнения работ в области общественных интересов и благополучия населения.
- по восьмому принципу - признание субъектов общественного контроля представителями неопределенного круга лиц в суде, при выступлении в суде
в защиту общественных интересов. В проекте не учтены права на обращение в суд по итогам проверки субъектами контроля, а это закреплено Конституцией РФ и является общим для любых организаций, чьи права нарушены. Кроме того и прокуратура также обязана принимать обращения всех субъектов и рассматривать их в нормативном порядке.