Main » 2013»От ыйа»19 » В отличие от других населенных пунктов Якутии, здесь нет какой-либо политической монополии.
В отличие от других населенных пунктов Якутии, здесь нет какой-либо политической монополии.
17:22
То, что проделала АЛРОСА с Урусовым, в Нерюнгри не пройдет
ИА SakhaNews. Идея создания независимых профсоюзов в Якутии имеет перспективы, полагают наблюдатели, изучающие ситуацию в Нерюнгри. Работники местной автобазы технологического автотранспорта ОАО ХК Якутуголь», недовольные «беззубостью» своего «штатного» профсоюза в отношениях с работодателем, не исключают создания независимого профсоюза, который мог бы более жестко отстаивать их накопившиеся требования. В Якутии несколько лет назад уже предпринималась попытка создания независимого рабочего профсоюза - в компании АЛРОСА. В 2008 году рабочий алмазного прииска в Удачном Валентин Урусов организовал акцию протеста. «Последней каплей были невыплаты за переработки. И объявили нам об этом как каким-то холопам. Уровень зарплаты был очень низкий. Условия труда - невероятно тяжелыми. Температура в карьерах доходит до минус семидесяти двух. У грузовиков лопались рамы от такого мороза. Тяжелая вода, содержащая всю таблицу Менделеева, загазованность… Год работы в карьере уже наносит непоправимый урон здоровью»,- рассказывал Урусов журналу «Русский репортер» в июне 2013 года.
Вскоре Урусова задержали по обвинению в хранении наркотиков. Понятыми при обыске выступили сотрудники службы безопасности АЛРОСА.
В июне 2009 года В.Урусов был приговорен к пяти годам заключения. Его освобождения добивались Международная организация труда ООН и Совет по правам человека при президенте России. Однако из колонии он вышел лишь в марте 2013 года и до декабря находится на исправительных работах, отчисляя часть зарплаты государству.
По словам Урусова, тогда «профсоюзную ячейку, грубо говоря, закатали в асфальт. Профсоюз разгромили полностью, зачистили под ноль. Руководство АЛРОСА уволило с работы всех, кто вместе со мной начинал профсоюзную деятельность. В Якутии они попали в черные списки. Только совсем недавно последний из них устроился на работу».
Тем не менее, и сегодня Урусов с оптимизмом смотрит на перспективы независимого профсоюзного движения: «Я не считаю, что все уж очень плохо. Просто у нас довольно медленно реальные, а не липовые профсоюзы становятся на ноги, но процесс запущен. Беда в том, что, для того чтобы выводить на уличные акции миллионы людей, как это делают профсоюзы в Европе, Азии, Латинской Америке, в обществе должно быть чувство… сплоченности, солидарности, общих интересов. У нас этого нет. Каждый живет в вакууме.
Сегодня в Нерюнгри происходит примерно то же самое, что пять лет назад было в Удачном. Однако условия заметно изменились. Нерюнгри в четыре раза больше Удачного и имеет гораздо меньшую степень признаков моногорода. «Якутуголь», имея запасы угля на Нерюнгринском разрезе всего примерно на 15 лет и в последнее время «переходящий на Эльгу», уже не является градообразующим предприятием. В городе быстро развиваются его конкуренты - «Колмар», «Эрчим-Тхан» и другие, которые в ближайшие годы готовы добывать сопоставимые с "Якутуглем" объемы "черного золота".
Кроме того, в Нерюнгри наблюдается достаточно пестрая политическая картина. В отличие от других населенных пунктов Якутии, здесь нет какой-либо политической монополии. Нет сомнений, что у независимых профсоюзов в случае «давления» моментально найдутся защитники в лице достаточно сильных в городе оппозиционных партий. И повторение антиправовой ситуации с «новым Урусовым» вызовет гораздо более мощное противодействие, чем это было пять лет назад в Удачном.