Main » 2013»Балаҕан ыйа»5 » В условиях бездействия властей необходимо рассмотрение проблем Якутии на международном уровне
В условиях бездействия властей необходимо рассмотрение проблем Якутии на международном уровне
08:25
Максим Местников: В условиях бездействия властей необходимо рассмотрение проблем Якутии на международном уровне
Местников Максим Иванович является известным общественно-политическим деятелем, внесшим значительный вклад в правозащитное движение республики. Он занимает следующие должности в организациях, деятельность которых направлена на соблюдение прав человека и содействие социально-экономического развития республики: - Руководитель Якутского отделения Трудовой партии России; - Председатель Совета муниципальных образований РС(Я); - Руководитель Якутского отделения СОЦПРОФ России.
Местников долгое время был лидером профсоюзного движения университета и эффективно занимался решением актуальных проблем молодежи. Также он был депутатом парламента, что позволило ему принять деятельное участие в реализации прав жителей республики. Гражданская позиция Местникова отличается принципиальностью и направлена на защиту интересов населения. Он руководствуется не политической конъюнктурой, а необходимостью решения насущных проблем.
Стабильное теплоснабжение - основа безопасности якутян !
В условиях потери республикой влияния на главную газодобывающую компанию возникла угроза стабильного газоснабжения. В связи с этим Максим Местников, как Руководитель Якутского отделения Трудовой партии России, организовал митинг "Мы против коррупции" в защиту доступа якутян к газу. Местников считает, что стабильное теплоснабжение является основой безопасности якутян. Необходимо обеспечить бесперебойную подачу газа по приемлемым ценам. Постановка данной проблемы является жизненно важной для якутян, но высшие должностные лица республики, при активном пособничестве которых произошел рейдерского захвата нефтегазовой отрасли республики, не заинтересованы в защите интересов республики. Он констатирует, что многие проблемные ситуация связаны с нарушением норм международного права, поэтому необходимо их продвижение на международный уровень. По поручению Максима Местникова 9 июля 2013 года в городе Женева (Швейцария) Руководитель Общественного Движения «Якутия – Наше Мнение» - специального консультанта ООН Степан Петров сделал доклад на английском языке под данной теме на сессии Экспертного механизма по правам коренных народов в Женевской Штаб-квартире ООН. Местников представил свою позицию о перспективах постановки актуальных проблем республики на международном уровне.
-Как Вы оцениваете постановку данного вопроса руководителем ОД «Якутия – Наше Мнение» в ООН ? - Это является позитивным шагом в деле защиты прав якутян. Он является членом Совета муниципальный образований РС(Я) и ему было дано поручение на продвижение наших инициатив на всех уровнях. На данный момент можно сказать, что Степан Петров занимается не самопиаром, постановкой узких вопросов и продвижением личных инициатив. Он транслирует актуальные проблемы Якутии на международный уровень. Отрадно, что, являясь руководителем организации – специального консультанта ООН, у него появилась возможность представить данный вопрос на уровне ООН. Следующим шагом должно быть непосредственное рассмотрение данного вопроса органами ООН и принятие соответствующих процессуальных решений. -Зачем нужна постановка вопросов на международный уровень, когда в нашей стране существует довольно мощная государственная система ?
-Зачастую, эта государственная система работает не в интересах народа, а в интересах чиновников и олигархов. Она обеспечивает благополучие меньшинства за счет нарушения прав большинства. Это ярко проявляется в законодательной сфере.
К сожалению, у нас много неэффективных законов, когда права местного населения и регионов существуют лишь в декларативной форме, а реальных механизмов реализации не существует. Эффективно решать системные проблемы регионов в России крайне затруднительно. Всего несколько процентов законодательных инициатив регионов проходит на федеральный уровень. Как известно, основной тренд политической и экономической жизни в стране задают олигархические группировки, имеющие мощное лобби во всех властных структурах Интересы крупных корпораций защищаются на всех уровнях, а местное население и коренные народы просто не в состоянии противостоять произволу и беззаконию.
Для олигархов не представляется затруднительным изъятие немногочисленных правовых норм, защищающих права местного населения. Ярким примером является правовое положение Госкорпорации по освоению Сибири и Дальнего Востока, которая по многим параметрам просто исключена из правового поля.
В России массово нарушаются нормы международного права. В тоже время в мире созданы мощные и эффективные инструменты влияния на ситуацию в государствах. Именно, поэтому необходимо продвигать наши вопросы на международный уровень.
Многие поставленные нами вопросы просто не рассматриваются республиканскими органами власти. После исчерпания возможностей разрешения проблем на национальном уровне необходимо привлечение внимания мирового сообщества. Поэтому в условиях бездействия властей необходимо рассмотрение проблем Якутии на международном уровне. -Что должно стать главным в международной деятельности ?
-Эффективность и результативность. Важным является их постановка в соответствие с международными стандартами, указанием нарушенных норм международного права и предложением путей выхода из данной ситуации. То есть необходима не только констатация проблем, но и разработка вариантов их решения, принятие мер и контроль за их исполнением. В принципе Движением правильно сформулированы подходы и последовательность действий для достижения конкретных результатов: постановка проблем – анализ ситуации - разработка вариантов решения проблем - принятие соответствующих мер – контроль за реализацией мер и их корректировка. -Почему до сих пор международные инструменты по разрешению проблем не задействованы в полной объеме ?
-Несмотря на представленность России на международной арене, многие темы не могут быть озвучены. Все дело - в приоритетах внешней политики. В данное время они направлены на решение политических проблем и замалчивание острых вопросов.
Основные внешнеполитические ресурсы направлены на поддержание Россией статуса «сверхдержавы» в ущерб решению реальных проблем конкретных людей и общностей. Таковы реалии жизни в России, когда интересы регионов, местного населения и коренных народов являются незначительными и второстепенными. Существует ряд организаций, занимающихся продвижением проблем регионов и коренных народов, на международный уровень. Но по объективным причинам они не в состоянии в полной мере осветить проблемы нашего региона.
Например, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является активным участником мероприятий на международном уровне. По линии этой организации осуществляется сбор и актуализация проблемных вопросов республики. Однако, в конечном итоге наши проблемы просто размываются в материалах ассоциации. В лучшем случае в докладах, распространяемых на международном уровне, о Якутии упоминается лишь несколько строк. Конечно, это не позволяет развернуть проблемы. При таком подходе не может быть и речи о разработке путей решений наших проблем. Таким образом, принятие решений и итоговых документов проходит без должного учета ситуации в республики. -Какова роль неправительственных организаций в международном процессе?
- В достижении баланса интересов между государством и обществом важным является деятельность неправительственных организаций. В условиях отсутствия конструктивного диалога между ними возникают противоречия. Суть их разрешения состоит не в занятии позиции той или иной стороны, а в рассмотрении ситуации в правовых рамках. К сожалению, часто власти склонны трактовать правозащитную деятельность как незаконные действия, находя формальные поводы для привлечения к ответственности. А вопрос соблюдения прав человека остается открытым. НПО вступают в конфликтные ситуации с официальными властями своих государств. В таком случае естественным путем защиты прав является обращение к инструментам международного права. В большинстве случаев, правда - на стороне институтов гражданского общества. Так как люди, находящиеся у власти, зачастую просто ее узурпируют и занимаются волюнтаризмом. Когда государства в лице отдельных лиц, вырабатывающих внешнюю политику, подменяют интересы народа своими личными амбициями, только активные действия способны изменить ситуацию к лучшему. Отдельные сотрудники Министерства иностранных дел РФ, постоянных представительств РФ в ООН, зарубежных посольств и консульств РФ оказывают давление на деятельность Степана Петрова и Общественное Движение «Якутия – Наше Мнение» с целью недопущения продвижения актуальных вопросов и инициатив, направленных на защиту законных прав граждан. Однако, представители ООН признали доводы российских дипломатов необоснованными и предвзятыми. Многие действия представителей Министерства иностранных дел РФ носят незаконный и провокационный характер. В случае необходимости необходимо применение адекватных мер по отношению к России ввиду нарушения норм международного права, регулирующих деятельность НПО.
-Каковы Ваши планы по организации взаимодействия с Движением ?
-Взаимодействие с Общественным Движением «Якутия – Наше Мнение» осуществляется на основе соглашений и в рамках поручений на продвижение инициатив на международном уровне. Будет осуществлена постановка широкого спектра проблемных вопросов, выдвинутых Советом муниципальных образований РС(Я), Якутским отделением СОЦПРОФ России и Якутским отделением Трудовой партии России.
По линии Совета муниципальных образований РС(Я) продвижению на международный уровень подлежат вопросы реализации экономического суверенитета и финансовой самодостаточности территорий, обеспечения доступа местного населения к социальным благам, соблюдения прав местного населения в сфере природопользования. Ряд международных договоров содержат положения и нормы по обеспечению экономической самостоятельности территорий. Необходимо их практическое применение к нашей ситуации и реализация существующих универсальных для различных государств подходов по управлению социально-экономическим развитием территорий.
В тоже время необходима их корректировка и разработка дополнительных методов с учетом региональной специфики и уровня экономического развития. В рамках инициатив Якутского отделения СОЦПРОФ России продвижению на международный уровень подлежат вопросы повышения благосостояния, улучшения условий и охраны труда, быта и отдыха членов организаций СОЦПРОФ, представления их интересов и защиты их прав.
Особое внимание необходимо уделить разработке мер международного уровня, направленных на решение проблемы повышения заработной платы, улучшения условий охраны труда с использованием таких методов профсоюзной работы, как коллективный договор, тарифное соглашение, ответственные забастовки, другие виды коллективных акций. Сфера защиты трудовых прав разнообразна: от защиты трудовых прав конкретных работников до реализации законодательных инициатив. Для продвижения этих вопросов необходимо установление контактов с Международной организацией труда.
В целях международной интеграции необходимо оказание содействия СОЦПРОФ в РС(Я) в установлении, поддержке и укреплении связей и контактов с зарубежными профессиональными союзами, участии в работе органов международных профсоюзных объединений и вступлении в эти объединения. Якутское отделение Трудовой партии России активно участвует в политической жизни республики. Фиксируются многочисленные нарушения избирательного права. Они будут систематизированы и проанализированы в соответствии с международным правом. Сообщения и доклады о нарушениях избирательного права будут представлены Верховному комиссару по правам человека ООН для принятия соответствующих мер реагирования.
-Есть ли у Вас конкретные предложения по организации механизма взаимодействия ?
-Да. Международная деятельность является разнообразной и требует объединения усилий организаций разных сфер деятельности. Важно понимать, что каждому субъекту в отдельности крайне затруднительно эффективно работать на международном уровне. Для эффективного решения вопросов территорий необходима правильная организация взаимодействия различных субъектов. В данном случае может быть предложена следующая схема взаимодействия.
ОД «Якутия – Наше Мнение» – субъект, осуществляющий постановку и трансляцию наших проблем на международный уровень посредством правовой оценки с точки зрения норм международного права и перевода материалов (заключений, сообщений, докладов) на английский язык и другие рабочие языки ООН.
Центральные аппараты Совета муниципальных образований РС(Я), Якутского отделения СОЦПРОФ России, Якутского отделения Трудовой партии России - субъекты, осуществляющие постановку проблем на федеральном и региональном уровне посредством правовой оценки с точки зрения российского законодательства. Муниципальные образования, входящие в состав Совета муниципальных образований РС(Я), первичные организации СОЦПРОФ России и Трудовой Партии России - субъекты, аккумулирующие проблемные вопросы на первичном уровне и работающие непосредственно с населением.
Таким образом, Движение будет проводником наших вопросов на международном уровне. Центральные аппараты Совета муниципальных образований РС(Я), Якутского отделения СОЦПРОФ России, Якутского отделения Трудовой партии России должны сформулировать основные противоречия на национальном уровне и обосновать необходимость рассмотрения на международном уровне. Муниципальные образования, первичные организации СОЦПРОФ России и Трудовой Партии России должны осуществить систематизацию конкретных вопросов и их первичную интерпретацию.
Таким образом, данной триединой структурой Мы замыкаем всю иерархию принятия управленческих решений и организуем процесс решения проблем: муниципальный уровень – региональный уровень - федеральный уровень – международный уровень. Каждому субъекту будет отведен свой уровень компетенции и сферы деятельности: -международный уровень - ОД «Якутия – Наше Мнение»; -региональный и федеральный уровень - Центральные аппараты Совета муниципальных образований РС(Я), Якутского отделения СОЦПРОФ России, Якутского отделения Трудовой партии России; -муниципальный уровень - Муниципальные образования, входящие в состав Совета муниципальных образований РС(Я), первичные организации СОЦПРОФ России и Трудовой Партии России. Может показаться, что данная схема довольно сложная. Но с учетом жесткого регламента деятельности ООН она вполне оправданна и необходима для соответствия их требованиям. В частности, одним из главных требований ООН является подтверждение легитимности представления интересов тех или иных групп и общностей, то есть человек или организация должны доказать наличие полномочий на представление интересов.
В данном случае наши предложения будут не от абстрактных жителей территорий и трудящихся, а от конкретных граждан. В случае необходимости мы готовы представить подписи участников наших организаций и жителей республики в поддержку той или иной инициативы.
Таким образом, будет обеспечена постановка проблем реальных людей, что позволит избежать стандартных упреков в адрес ООН об оторванности от реальной жизни и абстрактности принимаемых решений. В целом это принесет обоюдный положительный эффект. С одной стороны, люди смогут увидеть реальные результаты работы ООН по решению их проблем. С другой стороны, ООН сможет продвинуться в деле содействия решению реальных проблем.
-Чем будет отличаться ваша деятельность от деятельности многочисленных организаций, работающих на международном уровне ?
-При успешной организации процесса мы имеем все шансы выйти на передовые позиции по защите прав человека. Как было упомянуто ранее, существует ряд общероссийских организаций, занимающихся продвижением проблем регионов и коренных народов, на международный уровень. Они имеют сетевую структуру, представлены в большинстве регионов и аккумулируют значительный объем информации.
В некоторых случаях, именно их громоздкость не позволяет им эффективно работать. Отмечу основные проблемы. Во-первых, согласно регламента ООН письменные доклады НПО обычно ограничиваются несколькими листами, а устные выступления – 3-5 минутами. Естественно, такие ограниченные временные ресурсы не позволяют осветить проблемы регионов такой большой страны как Россия.
Во-вторых, крупные организации имеют проблемы с эффективным использованием существующих механизмов рассмотрения жалоб. Они не предусматривают ограничения по количеству сообщений от одной организации и вполне позволяют рассматривать жалобы от различных субъектов по широкому спектру нарушений прав. Однако, общероссийские сетевые структуры не обладают достаточными человеческими и материальными ресурсами для отработки всех проблемных вопросов. Как правило, постановкой вопросов перед международными организациями занимаются центральные аппараты управления, находящиеся в Москве и имеющие ограниченную штатную численность сотрудников, а также с учетом их статуса общественных организаций крайне нестабильное финансирование.
В условиях ограниченности материальных ресурсов небольшому количеству сотрудников просто физически невозможно эффективно рассмотреть и продвинуть проблемные вопросы многочисленных территорий страны. Считаю, что наша мобильность и оперативность могут стать основой эффективной работы на международном уровне. Мы делаем ставку на конкретику и точечность работы. В конечном итоге эффективность зависит не от размера организации и масштаба инициатив, а от степени достижения конкретных результатов.
Каковы будут Ваши пожелания по организации совместной деятельности ?
-Считаю, что профессиональный уровень, компетенция и потенциал руководителя движения позволят эффективно решать имеющиеся вопросы. Посредством ОД «Якутия – Наше Мнение» Мы получаем возможность прямой постановки вопросов на международный уровень. Надеюсь на продолжение конструктивной деятельности Степана Петрова по продвижению совместных инициатив в центральной Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, других органах ООН и международных организациях. Подробнее на http://yakutian.org
Информация Общественного Движения "Якутия - Наше Мнение"