Этот год может стать началом нового витка кризиса — на сей раз развивающихся экономик, не исключает экономист варшавского центра CASE Марек Домбровски. Замедляется рост экономик многих стран, и проблемы у всех схожие — плохой деловой климат и качество госуправления, популизм, недоразвитые финансовые рынки, большой госсектор и региональные конфликты.
В России риски дополнились внешними проблемами из-за санкций и их возможного расширения, тревожится министр финансов Антон Силуанов: кредитные линии сокращаются, инвестиции падают, усилился отток капитала, рейтинговые агентства ухудшили оценки. А ведь могут еще и цены на нефть снизиться — время затянуть пояса, призвал он: «Сейчас непростые времена, и этот период может быть длительным — год, два, три».
Силуанов заочно пополемизировал с министром экономики Алексеем Улюкаевым, предлагающим расширить дефицит бюджета на 1% ВВП. 1% ВВП — это 650-700 млрд руб. займов с внутреннего рынка, где ставки и так настолько высоки, что Минфин отменяет аукционы. Внешние займы тоже подорожали на 1 п. п. Остается разве что включить печатный станок. Но брать взаймы у ЦБ — это инфляция, рост импорта, падение рубля и снижение золотовалютных резервов, объяснил Силуанов. А главное, сам стимул не может быть кратковременным, как в кризис 2009 г., когда экономика упала и быстро поднялась, сравнил министр: «Сейчас мы вползли в длительный период сокращения темпов роста, плюс нервозность [из-за Украины] внесла свой вклад — можно увеличивать госспрос, но его придется поддерживать постоянно, чтобы опять не свалиться в яму». Тогда ненефтегазовый дефицит, и так не опускающийся ниже 10% ВВП, еще вырастет, что в случае снижения цен на нефть грозит «всеми отягчающими». Это все равно что «напиться в последний раз, а там будь что будет», отрезвил министр сторонников расширения госстимула и напомнил, что так уже было в СССР и плохо кончилось.
Кризис должен способствовать ускорению реформ по улучшению бизнес-климата, уверен Силуанов. Нужно также выполнять уже принятые решения по вложению средств ФНБ в инфраструктуру, «пожестче подкрутить» пенсионную реформу, перечислил он: «Когда инвесторы увидят, что мы не идем на разбазаривание ресурсов, а проводим жесткую политику, тогда они будут вкладываться в Россию».
Сам Силуанов уже клялся, что 240 млрд руб. пенсионных накоплений будут зарезервированы в бюджете 2014 г., пока реорганизация НПФ не закончится, съязвил глава РСПП Александр Шохин: «Во-первых, не похоже, что она закончится в этом году, и, стало быть, накопления еще за один год уйдут в резерв. Во-вторых, мы видим, на что они могли быть потрачены». Ранее Силуанов заявлял, что на поддержку Крыма в 2014 г. может быть направлено до 240 млрд руб. Крым, конечно, поддержать надо, не возражает Шохин, но можно ведь и взять оттуда кое-что полезное, например пенсионный возраст для женщин — 60 лет. Силуанов не сомневается, что от повышения пенсионного возраста не уйти — без этого пенсионная система не станет самодостаточной: «Как был 1 трлн руб. дотаций только на сбалансированность [ПФР] — так и остался».
О каких планах развития вообще можно говорить, если все упирается в один вопрос: сколько будет длиться вторая холодная война, спросил у президиума конференции один из ее участников. Ощущение холодной войны есть, но ее самой пока еще нет и важно не доводить текущую напряженность до этого состояния, ответил Шохин. Для этого, в частности, надо поступать справедливо: например, происходящая в Крыму национализация активов возможна, но в отличие от конфискации она предполагает компенсацию — ее необходимо выплатить даже тем, кто новым крымским властям не нравится.
Важно, чтобы геополитические риски не вызвали у правительства желания перейти к изоляционизму, предостерег Шохин. Наоборот, нужен рывок в институциональных реформах, давно стоящих в повестке дня, чтобы повысить привлекательность России, указал он: «Иначе, с учетом попыток Европы и США заместить российские энергоносители, мы даже не сумеем сырьевым придатком Европы остаться — окажемся сырьевым придатком одного Китая». Нужно не списывать все на внешние обстоятельства, а решать внутренние проблемы, призвал он: предпринимателям все еще не кажется, что бизнес — равноправный партнер государства. По данным опросов РСПП, большинство (46%) считает, что власть относится к бизнесу как к «кошельку», и отмечает дальнейшее ухудшение делового климата (см. график).
У России сейчас выбор из двух путей, заключил научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин: считать, что в России нет традиций предпринимательской активности, и максимизировать возможности государства или же переходить от иерархичных структур к рыночным. Перспективен только второй путь, уверен он: «Нужна либерализация экономики, совершенствование правовой системы и правового государства: рыночная экономика без уважения населения к праву существовать не может».