Проблема №1: как обеспечить приоритет роста российской экономики?
В 2013 году российская экономика столкнулась с проблемой падающего роста, до сих пор остающейся актуальной. В чем причина: в отсутствии дешевых кредитов и монетарной политике Центробанка? В нерешительности экономического блока правительства? Что нужно, чтобы перезапустить «мотор» экономики?
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным»
Сенека
Чтобы экономика росла, нужна экспансия – внешняя или внутренняя. Какова она в России, если наши рынки отданы Западу и Китаю, мы не осваиваем свою территорию, а путь на внешние рынки закрыт из-за высоких издержек, технологического отставания и замедления мировой экономики. Что мы не можем производить? Как сказал президент, абсолютно все можем, просто существующая система превращает нас в поставщиков сырья. Надо следовать примеру Китая, сочетающего и внешнюю экспансию и колоссальное инфраструктурное развитие, что позволило ему обогнать не только нас, но по реальной экономике даже США.
Поэтому первый и важнейший резерв роста – импортозамещение в тех нишах, где это возможно и критически важных технологий (микроэлектроника, оборонка, космос). Если мы хотим стать самостоятельной экономикой, этот путь неизбежен. Его прошли Англия, затем США, хотя английские экономисты считали, что Америка должна специализироваться на сельском хозяйстве.
Россия имеет уникальный шанс использовать санкции Запада во благо и помочь своим производителям, давая им преференции, как делали все промышленные гиганты. Но если мы пересядем с одной импортной иглы на другую, например китайскую, все пойдет прахом. Ведь и сейчас многие «российские» товары реально производятся в Китае. России нужна реиндустриализация, она активно идет и в США, которые поняли ошибочность переноса производства в Китай.
Здесь нужны мощные и осмысленные усилия государства по развитию конкурентоспособных отраслей экономики и сельского хозяйства. Все просто – создайте условия для выгодного инвестирования в России и повышения ее конкурентности любой ценой. Это путь Китая, а ныне и США. Все прочее: либеральные догматы, собственнические интересы элит, препятствующие развитию, должны быть смело отброшены. Принцип приоритетности роста в нашей экономики не соблюдается. Поэтому его нет. Дорогу осилит идущий.
Необходимо снижать все возможные издержки. Нельзя инвестировать без денег – сделайте денежный капитал доступным по низким ставкам. Уберите все, что сосет кровь из экономики: рекет, криминал, рейдерство, коррупцию, заморозьте тарифы монополий. Нужно гарантировать нашим предпринимателям, их капиталам и собственности всестороннюю защиту, в ответ получим рост поступлений в бюджет. Сделайте НДС адекватным – и экономика выйдет из тени. Нельзя инвестировать в пустоту: развивайте инфраструктуру – и капитал потянется вслед за нормальными дорогами. Развивайте науку – и она воздаст сторицей новыми изобретениями, которых в истории России было сколь угодно. Дайте людям экономическую свободу, как того требует настоящий либерализм, и русский народ явит миру свое экономическое чудо.
А у нас в полной мере делается абсолютно все наоборот. Экономика страны подобна змее, пожирающей свой хвост. Все хотят урвать хоть что-то. Государство должно стать тем нравственно-рациональным центром, который позаботится об общем благе. И президент Владимир Путин делает все, чтобы мы пошли по этому пути. Но пока чиновники и работники силовых органов будут рассматривать экономику как средство кормления, никакого бизнеса в стране не будет. Важно определиться, что у нас первично: интересы чиновника или экономика. Надо раз и навсегда освободиться от вековых традиций «раздаточной экономики» и монгольского ига.
Наши естественные монополии увеличивают тарифы, при этом остальная экономика отдает последнее. Какой смысл в этих прибылях? Им нужны ресурсы на инвестиции – нужна золотая середина. Но не лучше ли, как в Китае, сделать тарифы минимальными, чтобы монополии субсидировали и обслуживали экономику, а не наоборот? Ведь основные центры занятости не в них, а в промышленности. Важно определиться, что является приоритетом – монополии или сама экономика.
Нынешняя ситуация с проблемой роста не нова. Абсолютно такой же кризис Россия переживала перед 1998 годом, когда ее экономика за счет «финансовой стабилизации» полностью потеряла конкурентоспособность, на российские товары никто не смотрел, их качество было ниже, а цена сравнима. Затем пришла команда Евгения Примакова, рубль девальвировали в 4 раза, в экономику влили денег и рост пошел, собственно он продолжался все 2000-е до финансового кризиса.
Сейчас проводится та же «стабилизация» только под маркой «борьбы с инфляцией». С начала 2000-х годов рубль по отношению к доллару ослаб с 31 до 36 руб. за доллар (т.е. на 16%) , а наши внутренние цены с 1999 года выросли почти в 4 раза (иначе говоря, от девальвации ничего не осталось). В результате наше производство стало неконкурентоспособным. Национальный Банк Казахстана периодически проводит девальвацию национальной валюты, удерживая темпы роста экономики на уровне не менее 5 %.
Мы по этому пути не идем, опасаясь роста цен и поддаваясь давлению со стороны импортеров и западного лобби. Хотя при мягкой девальвации выиграют экспортеры и производство и экономика в целом. За счет долларовой иглы Россия попала в девальвационную ловушку – девальвация нужна, но опасна, компании привлекали дешевые деньги, но не думали о рисках, а сейчас Запад финансирование остановил. Для крупных сырьевых компаний это не помеха. Заемщикам, не имеющим валютной выручки можно оказать избирательную помощь.
Другой секрет роста 2000-х, помимо роста цен на нефть – сильнейший рост денежной массы в течение 1999-2007 годов в среднем на 40% в год (!), что привело почти к трехкратному уровню денежной обеспеченности экономики (уровня монетизации – отношения М2/ВВП – с 15 до 40%) при трехкратном падении инфляции с 36 до 12%. Не удивляйтесь – именно так деньги вкачивали, а инфляция падала – налицо парадокс (?!).
Но это подтверждает тезисы Дж.М. Кейнса, а также нашего дореволюционного экономиста С.Ф. Шарапова. При росте денежного предложения рост инфляции начнется тогда, когда объем эмиссии свыше порога, который может усвоить экономика, т.е. при избыточном уровне монетизации, если монетизация недостаточна, резерв для роста М2 есть. Спекуляции либеральных экономистов о том, что эмиссия источник инфляции – ложны вне конкретного исторического контекста: в случае неусвоения денег это факт, но при очевидном дефиците денег в экономике она минимальна, а польза огромна.
За время Правления Екатерины II эмиссия бумажных денег привела к росту денежной массы в ассигнациях почти в 60 раз с 2,6 млн руб. до 157,7 млн руб., при этом их рыночный курс в серебряной монете снизился лишь в 1,25 раза (!!!). Во время Крымской Войны за период 1853-1857 годов объем кредитных билетов в России вырос с 311 до 755 млн руб., т.е. на 140%, рост цен по стране был неравномерным, однако в Санкт-Петербурге за период 1852-1860 годов он составил около 33%, при том что в 1858-1859 годах из обращения было изъято 90,7 млн руб.
В Китае монетизация экономики более 170%, у нас – 47%. Экономике РФ катастрофически не хватает денег, объем денежной массы М2 должен быть в два раза больше, в регионах запустение, там нет ни банков, ни денег, ни экономики. Именно поэтому наши деньги избыточно дороги, производство не конкурентно, инвестиций нет. Какие могут быть проекты при кредитах под 17-20%?
Ставка рефинансирования ЦБ РФ 8,25% при экономическом росте не более 2%. Но процентная система требует, чтобы ставка по кредитам была меньше темпов роста (Ставка ЦБ < темпа роста экономики), иначе инвестиции будут убыточны, или априори невозможными – роста не будет. Это необходимое условие экономического роста – следствие из теории инвестирования и теории предельной эффективности капитала Дж.М. Кейнса.
Когда мы росли на 5-7% процентов в год, наши ставки еще как-то отбивались в отраслях с высокой рентабельностью. При росте 0-2% это практически невозможно. Для сравнения: США ставка ФРС – 0,25 %, рост ВВП – 2,5%; Китай – ставка – 6%, рост ВВП – 7,5%; Япония – ставка – 0%, рост ВВП – 1,3%; ЕС – ставка – 0,15%, ВВП – 0,7%. ЦБ РФ в марте поднял ставку с 5,5 до 7%, затем в конце июля до 8%. Зачем? Ответ прост – чтобы сбить атаку спекулянтов на рубль. Хотя ЦБ, видя опасность рецессии, которая наблюдается с 2012 года, казалось бы, должен не повышать ставку, а снижать ее.
ЦБ держит большие резервы для обеспечения ликвидности системы для спекулянтов и крупных валютных заемщиков, зажимает рост денежной массы, так как в наших условиях эмиссия или расходы бюджета окажутся на валютном рынке и переведутся за рубеж. Поэтому ЦБ борется с инфляцией методом денежного голода, хотя у нас инфляция носит немонетарный характер. Но у ЦБ РФ, в отличие от ФРС и ЕЦБ, нет задачи обеспечить экономический рост – его задача стабилизация курса и уровня цен (инфляции). Посмотрите на риторику ЕЦБ М. Драги, говорящего о поддержке экономики, и сравните это с нашим ЦБ. Финансовая система РФ принципиально не может обеспечить кредитование с низкими процентными ставками. В этом случае Дж.М. Кейнс рекомендовал брать «фабрику денег» под госконтроль.
В соответствии с денежным правилом М. Фридмена для обеспечения экономического роста денежная масса должна расти в соответствии в прогнозом инфляции и роста экономики (т.е. рост М2 = рост экономики + инфляция). Обеспечить рост М2 в условиях массированного оттока капитала и при профиците бюджета сложно. На 1.07.2014 г. M2 в РФ с начала года уменьшилась на -3.1%, оставаясь в отрицательной зоне почти весь год, что наблюдается обычно в предкризисный период. А инфляция не останавливается – политика ее таргетирования может привезти к стагфляции.
Почему либеральные экономисты забывают наследие своего «учителя»? Как минимум, с 2012 года ЦБ толкает экономику к нулевому росту, о чем говорят многие, а с 2014 года – к рецессии.
При этом годовой темп роста агрегата М2 в Китае – 13%, что позволяет достичь роста 7,5 % при инфляции 2,3% (13>7,5+2,3). Если цель рост 7% при инфляции 5%, темп роста М2 должен быть не менее 15%, а с учетом роста монетизации – около 20%, затем его можно уменьшить.
Что в приоритете – низкая инфляция или экономический рост? ЦБ должен таргетировать не инфляцию, а рост денежной массы и экономики, тогда инфляция будет падать автоматически. В 2000-е был рост, и была приемлемая падающая инфляция, никто не жаловался. Мы хотим получить экономическую пустыню, в которой инфляции точно не будет? Как показал Дж.М. Кейнс в своем «Трактате о денежной реформе», мягкая инфляция имеет стимулирующее воздействие. Исследование академика В.М. Полтеровича «Снижение инфляции не должно быть главной целью экономической политики Правительства РФ» показывает, что мягкая инфляция не является препятствием роста. Чтобы убрать инфляцию, нужен рост и насыщение рынка товарами, дефицит денег наоборот стимулирует рост цен. Приоритет: политика роста первична, управление инфляцией – вторично.
Что касается Банка Китая, то он использует фиксированный курс и жесткое валютное законодательство. Чтобы насытить экономику рублями для роста, нужно вводить меры по ограничению свободного движения валюты и ее конвертируемости, нелегального вывоза капитала, полного прекращения теневых операций. Это же позволит оптимизировать величину резервов. Свободное движение капитала – догмат, созданный для проникновения и подчинения экономик третьих стран. Тогда эмиссия не будет опасна. Финансовая система России, как в СССР, должна стать многоконтурной: рублевые инвестиции – внутренний контур, внешняя торговля – внешний контур.
Основная цель либеральной политики – любыми средствами отнять у России право на свой печатный станок. Прочитайте историю банковского дела США М. Ротбарда (кстати, либерала): страна достигла своей мощи во многом благодаря разумной эмиссии денег и их доступности для предпринимателей. Когда у России отняли право на печать денег при вводе золотого стандарта при Николае II, страна стала терять финансовый суверенитет. СССР вернул себе это право и печатал деньги не под покупку долларов, полученных от экспорта, а под наличные экономические ресурсы, что позволило обеспечить почти 100% занятость при стабильном росте.
За счет расширения дешевого внутреннего кредита необходимо создать возможность к перекредитованию компаний внутри России, замещению внешнего валютного долга на внутренний рублевый. Если же мы слезем с долларовой иглы и пересядем на китайскую, это будет роковой ошибкой. Коренной принцип категорически нельзя финансировать внутренние инвестиции за счет валютных займов. Это ошибка полностью подчинила царскую Россию западным странам, привела к банкротству СССР, затем поставило в зависимое положение Россию в 90-х. И наши корпорации и банки (вот она «мудрость рынка») опять наступили на эти грабли. Народ в дореволюционной России нищал, а мы вывозили все, что можно для уплаты по процентам «недоедим, но вывезем». Вот вам и новое «монгольское иго», новый вид дани.
Закрытие рынка внешних капиталов нужно заместить на формирование огромного рублевого рынка отечественного капитала, удешевлению кредита и роста степени монетизации экономики, что сразу простимулирует ее рост. Все расчеты за сырье необходимо перевести на рубли, что позволит организовать в России международный финансовый центр. Необходимо выйти из внутреннего хождения доллара и евро (кредиты и депозиты в валюте), кроме внешнеторговых операций. Кто в США или Европе держит свои сбережения в юанях?
Следует уменьшить независимость ЦБ, подчинив его правительству, сделать ответственным не только за стабильность, но за экономический рост и занятость, сняв ограничение на кредитование бюджета. ЦБ может покупать бессрочные облигации государства – консоли с нулевой ставкой процента, что позволит законно и практически бесплатно повысить денежное предложение до оптимального уровня. Другой путь, который уже активно используется – прямое кредитование банковской системы. При этом и наш Минфин, который постоянно взывает о росте резервных фондов, т.е. о стагнации экономики, должен быть в подчиненном положении у блока развития. Иначе все как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука».
Другим важнейшим тормозом нашего развития служит налоговая политика. Уровень налогообложения в России очень высок, экономика уходит в тень, а бюджет и страна несут огромные потери. Введение в 1992 году НДС в размере 28% привело нашу экономику к полному коллапсу. НДС необходимо снизить до 5-7% (Крым – отличный пример), что выведет экономику из тени и улучшит инвестиционный климат, безусловно, повысив доходы бюджета. НДС – налог, который гробит наше производство и создает гигантскую коррупцию, при котором значительная часть налогов собирается не государством, а транзитно-обнальными конторами, «крышуемыми» сверху. Здесь также нужно мыслить о приоритете роста – сначала развитие, рост экономики – затем пополнение бюджета. Снизьте налог на прибыль для промпроизводства, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, для стимуляции инвестиций ввести ускоренную норму амортизации. Пополнение бюджета возможно при помощи введения налога с продаж, прогрессивного налога на доходы физлиц, поднятием налогов на недвижимость и за счет ввода налога на финансовые трансакции (налог Тобина). Верните контроль за сырьевыми ресурсами государству, какой смысл оставлять основной источник валюты в частных руках, если никаких инвестиций нет?
Во внешней сфере необходимо сформировать активное лобби, которое будет заниматься размещением внешних заказов, организовать кредитование экспорта по льготным ставкам в специальных банках. Международная торговля должна идти на взаимной, пропорциональной основе, механизм односторонней экспансии по принципу ядро – периферия ведут систему к постоянным кризисам. Странам БРИКС нужно размещаться заказы друг у друга, исходя из взаимных возможностей производства, постоянного наращивания его объемов и избегания сильных дисбалансов, что можно обеспечить организацией постоянного консультационного совета.
Второй путь – активная внутренняя экспансия, что требует роста внутреннего производства и развития инфраструктуры. Частный сектор в пустоту не пойдет. По поводу окупаемости – не все поддается счету, дорогами все пользуются бесплатно, а без них нет ни бизнеса, ни торговли, ни развития. Деньги ничто – главное активы и развитие.
Чтобы завести мотор экономики при слабости спроса и на фоне замедления внешней экономики, нужны массированные вложения в инфраструктурные проекты (дороги, мосты, аэропорты, электроэнергетика и жилье) и развитие промышленности. (См. опыт США во время Великой Депрессии, опыт СССР, а теперь Китай, который запустил уже две программы развития инфраструктуры страны и приступает к третьей.) Здесь Россия отстает, тут имеются огромные возможности для роста, освоения территории, ее комфортности, стимуляции промышленности. В кризисную пору без мер государства экономика пойдет в штопор – это аксиома, проверенная временем и теоретически обоснованная Дж.М. Кейнсом.
Это создаст колоссальный мультипликативный спрос, изменит качество жизни, повысит инвестиционную привлекательность. Неизбежный путь – активные инвестиции в отстающие отрасли, например микроэлектронику, развитие транспорта, авиационной и космической промышленности, рост расходов на НИОКР и развитие науки. Те же самые США, Япония и Китай идут по этому пути, наращивая расходы на науку, это позволило создать фундамент развития, передав затем эстафету частному сектору.
Инвестирование в инфраструктуру и развитие не являются инфляционными, поскольку создадут в экономике дополнительное предложение, это же повысит степень монетизации экономики. Проблема – ликвидация банального воровства в госзаказе, которое является скрытым способом финансирования элит. Если приоритет рост, элитам надо учиться зарабатывать не на распиле бюджета, а на развитии экономики. Деньги должны работать, а не распределяться полукриминальными и полуворовскими методами. Яркий пример такого проекта развитие региона Сочи, строительство газопровода «Сила Сибири».
Что нам мешает кинуть огромные ресурсы на развитие страны? Оказывается, у нас нет денег, нам не позволяет бюджет. Еще один догмат псведолиберализма – сбалансированный бюджет, что в условиях неразвитой экономики гарантирует консервацию отсталости. Одно дело, когда государство достигло пределов своего развития, а если оно запущено? В период борьбы с депрессией, в т.ч. во время Второй мировой войны, бюджет «либеральных» США достиг колоссального дефицита (-54% в 1943 году); скачком примерно в пять раз выросли и сами госрасходы (до 50% от ВВП, у нас сейчас около 19%), но в результате страна стала мировым лидером, а ВВП вырос в два раза. США не считается со своим дефицитом, Америка никогда не плачет о том, что у нее нет денег. В начальный период реформ бюджет Китая был также стабильно дефицитным. Это и есть настоящее искусство финансов, не бухгалтерский счет, а умение создавать платежные средства и финансировать все необходимое в полной мере.
Но либеральные экономисты твердят – государственные расходы вред, они вытесняют частные инвестиции и т.д. Призыв к сокращению государственных расходов в нынешней ситуации, «боязнь» наращивать дефицит и увеличивать предложение денег, идущие из Минфина, есть путь к рецессии. Важен приоритет: что важнее научная абстракция дефицита или развитие?
Национальное благосостояние на деньги, выведенные из оборота, не создашь. Их просто съест инфляция. Если бы расходы, складываемые в кубышку стабфондов в России в успешные 2000-е годы были бы инвестированы хотя бы частично в развитие, наша экономика стала бы более диверсифицированной. Сложно представить себе корпорацию, которая вместо того чтобы инвестировать в бизнес, стала бы создавать запасы ликвидности. Напротив, они занимают и инвестируют. Логика следующая – деньги – новые активы – развитие – деньги.
К решению этих задач необходимо подключать крупный бизнес (см. опыт Южной Кореи, когда диктатор Пак Чжон Хи раздавал своим олигархам четкие задачи – ты будешь строить корабли, ты – заниматься электроникой, нужно утереть нос иностранцам, чтобы Корея стала великой страной). Наш крупный бизнес в силу своей ментальности инвестировать не будет, пока его не «поведешь за ручку».
Определенная часть наших чиновники и элит использую страну как дойную корову, богатея, но не принося пользы, в результате роста нет. Элиты должны инвестировать и платить налоги. Основная проблема способна ли власть дать элитам «новые ориентиры», или они выступят для нее в роли «камня на шее». Но из-за разлада с Западом другого пути просто не будет.
Рецепт прост – заработная плата чиновников должна быть высокой, а меры воздействия – жесткими. Китай, опираясь на свои тысячелетние традиции воспитания честного чиновничества, дает замечательные примеры. Тех, кто забылся, жестоко наказывают, кто хорошо работает – богатеет, а государство развивается. Необходимо восстановить систему планирования, ставя цели по развитию, а не ждать как погоды, будет рост или нет. Не следует забывать и опыт работы с элитами лучших времен СССР – звезд с неба никто не хватал, а страна активно развивалась.
Надо максимизировать роль государства в макросфере и минимизировать его на микроуровне, избавив бизнес от ненужных разрешений и проверок. Тогда инвестиционный климат улучшится. Деятельность чиновников должна быть подчинена жестким планам по развитию вверенных им направлений, кто помогает бизнесу, пусть получает миллионные бонусы, кто мешает или провалил работу, путь ищет работу во внегосударственной сфере. Нужно перестать делать из чиновников только некую опору власти, замкнутую касту с главным свойством преданности. Это должны быть профессиональные и честные менеджеры, коих у нас хватает. Иначе «свои» будут балластом. Ныне большинство из них занимается «перебиранием бумаг». Тогда не нужны будут «организации выборов». Работайте на благо страны и людей, а не на свой карман и вас выберут всегда. Все расходы чиновников должны жестко контролироваться на предмет соответствия их расходам.
Как указывает академик С. Глазьев, нам необходимо избавляться от догм, навязанных псевдоэкономической теорией, навязанной для торможения роста. Необходимо создать теоритический инструмент для реформ Путина, теорию реальной экономики, теорию развития. Пора пробовать новую политику – ложный западный либерализм завел нас в тупик. Вы же покупаете новые автомобили? Пора перестать ездить на старом разваливающемся драндулете. Фактически псевдолиберальная «пятая колонна» препятствует развитию страны, крепко цепляясь на ложные догматы.
Нужно отметить, что все больше наших правительственных чиновников «прозревает». Министр экономического развития Алексей Улюкаев проявил высочайший уровень профессионализма, выйдя за рамки «официальной науки», в двух своих работах обосновав неприемлемость модели «государства-рантье», считая возможным инвестировать деньги Фонда национального благосостояния и использовать госрасходы как стимул роста.
Чтобы стимулировать активный рост, следует:
1. Путем роста затрат на инвестиционные проекты на развитие инфраструктуры довести в течение 5 лет уровень монетизации экономики (отношение М2/ВВП с 47) до 80-100%;
2. Перейти от режима таргетирования инфляции к режиму таргетирования денежной массы, занятости и экономического роста (не менее 5-7%), ввести вместо бюджетного – монетарное правило: рост денежной массы сумма прогнозируемого роста экономики и роста цен не менее 15-20% в год;
3. Ввести контроль над операциями вывоза капитала, ужесточить валютное законодательство и ограничить конвертируемость рубля, ввести фиксированный курс, прикрыть все конторы, осуществляющие теневые операции, вывезти валюту из внутреннего оборота (кредиты и депозиты), кроме внешнеторговых операций;
4. Ограничить величину совокупного внешнего долга в иностранной валюте на уровне не более 30% от золотовалютных резервов;
5. Провести управляемую девальвацию рубля не менее чем на 20%;
6. Восстановить плановую систему, ввести жесткое государственное планирование развития основных отраслей и регионов, персональную ответственность соответствующих министров, губернаторов и чиновников за их исполнение;
7. Принять целевые меры по развитию национальной промышленности, импортозамещению, покупки необходимых технологий и оборудования на внешних рынках, разработки своих аналогов;
8. Ввести независимую проверку целевого расходования бюджетных средств, жесткую уголовную ответственность за их нецелевое использование, объявить войну рейдерству, коррупции, рекету, минимизировать «опеку» бизнеса со стороны государства;
9. Провести масштабную земельную реформу подобно реформам Столыпина, осуществить меры по заселению и развитию «запущенных территорий», в том числе восточных (Сибирь, Дальний Восток) путем бесплатного выделения земельных участков и выделения субсидий на их освоение; 10. Развивать сельское хозяйство путем организации льготного финансирования, грамотного субсидирования и создания закупочной сети на базе частно-государственного партнерства;
11. Провести налоговую реформу, снижающую налоговое бремя для производства и инвестиций, снизить НДС до уровня 5-7%, ввести налоги на роскошь, недвижимость, прогрессивный налог на ДФЛ, налог Тобина.
12.09.2014, Александр Одинцов
|