YAKUTIA.INFO. Вы знаете, чем отличается январское утро в Якутии от других регионов нашей страны? Правильно. Морозами. Есть еще особенность: у автовладельцев северной республики оно начинается с обязательной церемонии разогрева двигателя автомобиля.
Задумался об этом, и решил изменить прежнее положение вещей предприниматель-инноватор
Артем ЧЕМПОСОВ.
АРТЕМ ЧЕМПОСОВ: «ИДЕЯ ПРИШЛА, КОГДА СТАВИЛ АВТО В ГАРАЖ…»
- То, что двигатели не глушат - это ведь не только износ машины, но и увеличение расходов у конкретного человека, -
рассуждает Артем, - Добавьте к этому и вред для экологии в городских условиях. Вы только представьте: в зимнее время года автомобили практически не глушатся и так каждый день. Выхлопы от машин идут постоянно. Понятно, что от этого в холод к туману прибавляется смог, ухудшается видимость на дорогах и, самое главное, качество воздуха.
- Каким образом Вы предлагаете решить этот вопрос?
- Я над этим вопросом задумался еще 4 года назад, когда вынужден был в течение всей зимы снимать гараж для своего автомобиля. Тот, кто снимал или снимает, как и я, понимает, что суммы уходят не маленькие на оплату аренды. Представьте себе: доехать до гаража надо, который находится совсем не в центре города, потом оттуда как-то уехать надо. Хорошо, если друзья подбросят до дома, а так приходилось пользоваться услугами такси. Вот в один из этих дней мне и пришла идея в голову: а что если можно было бы как-то подогревать моторный отсек? Главное, чтоб этот отсек был в тепле и тогда автомобиль может стоять всю ночь, прямо у подъезда твоего дома. Здорово, же? Так вот я и стал думать. Скажу честно – идея не давала мне покоя. Разумеется, первым делом поделился своими задумками с друзьями… Вот тут и понеслось! Они в долгу не остались, у них появились свои идеи. Таки получилась у нас команда, которая думала одновременно над 4 идеями одновременно. Тут я должен отметить, что первым, кто нас заметил - это был Институт физико-технических проблем Севера СО РАН, которые принимали активное участие в проводимых нами испытаниях, помогали организовывать выставки и Иван Данилов, директор ГБУ «Эксплутационно-технической службы Управления административно-хозяйственного обеспечения деятельности Президента и Правительства РС (Я)», который в первое время предоставил нам территорию для испытаний воздушного отопления. Еще я благодарен по-человечески за поддержку инициативную группу из «ЯкутскЭнерго».
- Мало иметь идею и посвящать ей все свои мысли. Что было дальше?
- Свои мысли перенес на бумагу, оформил проект и уже через год я выступил с дипломной работой на научной конференции в родном университете, у которого уже было сформулировано солидное название: «Разработка мобильной системы обогрева автотранспорта газовым теплогенератором в г. Якутске». Уже через год я стал резидентом «Технопарка Якутия».
ФИШКИ ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВА
-
Каков принцип работы парковки с электроподогревом? Под асфальт укладывается нагревательный кабель?
- Нет, всё как на обычной парковке, разве что к каждому месту подведена розетка с со специальной металлической защитной коробкой, которая даже не гнется и автоматов, которые имеют свойство отключать подачу тока в случаях его увеличение мощности и короткого замыкания. Но! Есть нюанс: подключиться может не каждый.
-
Почему?
- Объясняю. Для этого нужно установить дополнительное оборудование, специальный подогреватель охлаждающей жидкости. Дело в том, что в двигателе установлены так называемые охлаждающие контуры. В них циркулирует специальная жидкость. Контуры предохраняют двигатель от перегрева. Зимой эту функцию можно использовать иначе. К тому же зима у нас длится до 8 месяцев, а с помощью нагревателя можно с использовать охлаждающий контур, наоборот, для подогрева двигателя. Желательно, чтобы система была без подвижных частей, которые уменьшают коэффициент надежности.
-
Но эта технология уже применяется, есть и жидкостные обогреватели.
- Скажу сразу, жидкостные обогреватели дорогое удовольствие. Кроме того, они тоже используют горючее, поэтому их нельзя использовать в невентилируемых гаражах, в салоне могут скопиться продукты горения. Также они используют заряд аккумулятора для работы насоса и вентиляторов. Если он оказался недостаточно заряжен, то утром вы не заведете машину.
С существующими системами электрического подогрева ситуация следующая: на рынке, как всегда, преобладает китайская продукция. Это так называемые помпы. Они перекачивают «охлаждающую жидкость» принудительно. А если неопытный человек сам устанавливал систему, то можно просто мотор загубить. Её установка кажется простой, но это не так.
-
В чём особенность вашей технологии?
- Мы опытным путем осуществили подбор оптимального оборудования. И, самое главное, разработали систему настройки обогрева для каждой марки автомобилей. Мы настраиваем термореле и блок управления для каждого автомобиля, таким образом, чтобы не нарушать естественную циркуляцию в охлаждающем контуре. Это позволяет обеспечить сохранность двигателя. Кроме того, совместно с одним из наших товарищей – Алексеем Прошутинским мы разработали оригинальную биллинговую систему подключения электроэнергии к розеткам, каждую из которых можно будет выбрать в любой точке города по своему нахождению. Самое интересное, что расплачиваться за пользование такой нашей автопарковкой можно будет с помощью мобильного телефона. В этом и заключается особенность нашей технологии.
СКОЛЬКО В ЦИФРАХ?
НОУ-ХАУ ОТ ЯКУТЯН: ШУБА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ!
-
А зимние чехлы для машин? Чем они привлекут своих покупателей?
- Во-первых, такой продукции на нашем республиканском рынке нет. Каждый водитель утепляет свою машину, кто во что горазд. Есть те, кто сами шьют чехлы для своих машин, но таких не много. Мы их делаем из современных теплоотражающих материалов. Они многослойные, при этом слои скреплены по специальной бесшовной технологии. Всё это позволяет сберегать тепло в машине на протяжении 8 часов. При температуре до – 55С. При этом чехол легкий и в собранном виде занимает мало места. Если его использовать в качестве дополнения на парковке с обогревом, то будет экономия электричества.
Если таких парковок будет много, то от этого люди и организации получат увеличение срока эксплуатации двигателя, экономию топлива, денег. Сберегут здоровье, поскольку автомобилисты предпочитают одеваться легко, а в холодной машине простыть дело нехитрое. И самое главное сэкономят время на подогреве двигателя.
-
Тогда для чего разработана парковка с воздушным обогревом?
- Она может использоваться в городе или в полевых условиях, где нет возможности подключиться к электрическим сетям. А работает она благодаря мобильному самоходному теплогенератору или газовым сетям.
-
Выходит, они являются единым комплексом, что и как работает?
- Чехол здесь также применятся, он в этом случае необходим. Технология заключается в следующем: машины накрываются чехлами, к ним подводятся воздуховоды. По ним начинает периодически циркулировать горячий воздух. Его подаёт мобильный самоходный теплогенератор или комплекс «Теплый двор».
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Одна установка на жидком топливе или природном газе вырабатывает тепло. Горячий воздух в трубы нагнетают напорные вентиляторы. Они в свою очередь работают от газового генератора. Воздух подаётся обсушенный, поэтому под чехлами не образуется конденсат. Что обеспечивает наилучшую сохранность техники.
Но, у этой системы возможно более широкое применение. К примеру, наш мобильный самоходный теплогенератор может применяться для обслуживания бульдозеров, экскаваторов и прочей техники на промышленных участках предприятий добывающих уголь, нефть, золото, алмазы и прочие полезные ископаемые.
Представьте, на промышленном участке, в тундре, сломался бульдозер. На починку нужно время. Техника стынет, водитель бульдозера тоже. На холоде долго не поработаешь с гаечным ключом. Выходит технику надо буксировать до мастерской. Это требует времени и отвлечения техники на буксировку бульдозера. В общем, трудоёмкий процесс. А наша самоходная установка может приехать вместе с ремонтной бригадой. Бульдозер можно будет накрыть куполом и начать подавать под него горячий воздух – всё теперь можно делать ремонт в полевых условиях. И не нужно волочить бульдозер до мастерской.
-
А ещё для чего можно использовать вашу установку?
- Для обогрева строительных конструкций и площадок в зимних условиях. А также для обогрева помещений в аварийных ситуациях.
Строительный сезон у нас короткий, некоторые виды работ нельзя проводить при отрицательной температуре. Наш мобильный теплогенератор позволит создать необходимый температурный режим при монтаже конструкции или проведении иных строительных работ в зимнее время.
А если вдруг посреди зимы, в жилом доме или административном здании из-за аварии произойдет отключение отопления, то наша передвижная установка сможет обогреть дом на необходимый период ремонтных работ.
-
Но ведь есть переносные теплопушки, калориферы.
- Они, как электрические, так и жидкостные, уступают по мощности нашей установке. К тому же электрические будут перегружать сеть, это если электричество не отключено. А жидкостные - теплопушки и калориферы во время работы выделяют продукты горения. В помещении начинает накапливаться угарный газ. Долго работать в таких условиях и тем более жить нельзя. А наша установка, выхлоп от сгорания в обогреве не задействует. Подаётся только горячий обсушенный воздух.
-
Применяют ли похожие технологии в России или за рубежом?
- Нет, разве, что на Аляске используются схожие парковки с электроподогревом. Мы создавали свои разработки с учетом особенностей нашей республики, но полагаем, что и в других северных региона России и возможно за рубежом они тоже будут востребованы.
Тимофей ЕФРЕМОВ
Справка
ООО «Сахатепломеханика» было учреждено в 2013 году.
Директор Артем Чемпосов имеет высшее образование, по специальности «Инженер – проектировщик ТГВ».
Основной успех предприятие приходится на текущий 2014 год. Судите сами:
летом 2014 году предприятие получил статус «Резидент ГАУ «Технопарк Якутии», а в начале текущей осени предприятие отметили на уровне городской администрации, которая присвоила статус «Инновационно- активное предприятие».
У ООО «Сахатепломеханика» в настоящее время четыре проекта, в том числе:
1.Зимняя парковка с электроподогревом
2.Зимняя парковка с воздушным отоплением
3.Зимний утепленный автомобильный чехол
4.Мобильный самоходный теплогенератор