24 марта 2015 года 19:48 | Алексей Верхоянцев
Великая наша держава?
Насколько адекватно россияне оценивают статус своей страны
Тема: Международное положение
68% россиян считают нашу страну великой державой. Таковы последние данные опроса «Левада-центра».
Для сравнения – в 1999 году только 31% опрошенных придерживался такого мнения. Да и если сравнить с более близкими временами, рост «великодержавников» довольно значительный. В 2011 году, например, лишь 51% россиян придерживался мнения, что Россия – страна великая.
Между тем, ещё совсем недавно активно муссировалась тема распада России, мы по-прежнему остаёмся страной, сильно зависящей от экспорта сырья. Перечень «слабых мест» России можно продолжать. Так насколько адекватно большинство россиян в оценках статуса своей страны?
- Я считаю, что люди адекватно оценивают роль России в современном мире, - говорит публицист, философ Виктор Аксючиц. Если бы мы не были великой страной, коллективный Запад не пытался бы так упорно ограничить наше влияние на мировой арене.
Россия, по мнению США и их союзников, не просто конкурирующая, но и опасная для них держава. Во-первых, только Россия способна уничтожить страны Запада, если они вздумают напасть на неё. Даже Китай пока не может тягаться в плане ядерных вооружений с США.
Кроме того, Россия обладает самой большой в мире территорией с огромными природными ресурсами. Причём не только теми, что востребованы сейчас, но и такими, значимость которых будет расти со временем. Например, у нас очень много возобновляемых ресурсов – лесных и водных. Мы имеем выходы в несколько океанов.
Нельзя не учитывать и тысячелетней культуры России, которая во многих отношениях просто не превзойдённая.
У России есть ещё одна черта, которая делает её великой. После самых тяжелых испытаний и катастроф мы способны быстро восстанавливать свой потенциал.
«СП»: - Часто говорят, что мы превратились в сырьевой придаток развитых государств, у нас низкий уровень жизни…
- Да, всё это имеет место. По этим показателям мы не можем причислить себя к великим державам. Но ведь ни одна страна в мире не может быть великой по всем показателям. Но хочу заметить, что многие наши проблемы происходят из тех потрясений, которые стране пришлось пережить за последнее столетие. Замечу, что Германии, которая лежала в руинах после Второй мировой войны, США помогли поднять экономику. России после развала СССР не только никто не помогал – на нас наоборот все набросились, пытаясь как можно сильнее ослабить Россию. Тем не менее, мы сегодня снова способны противостоять Западу.
К тому же промышленное отставание России сильно преувеличено либеральной общественностью. Наша промышленность, средний бизнес активно развиваются. Другое дело, что либеральное крыло финансово-экономического блока в правительстве России делает всё, чтобы затормозить этот процесс.
Другие эксперты «СП» были более сдержаны в своих оценках.
- Само понятие «великая держава» очень разноплановое, - говорит депутат Госдумы РФ, директор Центра исследований политической культуры России Сергей Васильцов. – Особенно для людей далёких от политики. В подобных оценках обычно очень много не от конкретных данных, отражающих состояние экономики, культуры, армии и т.д., а от эмоций, общественных настроений.
Если мы обратимся к статистике, к тому, что можно посчитать и взвесить, то увидим, что на роль великой державы современной России пока трудно претендовать. Слишком много потеряно в 90-е годы. За прошедшие с развала СССР 25 лет экономика наша по многим отраслям сильно просела.
Не в полной мере восстановлена наша армия, уровень социальных проблем также очень высок.
Посмотрите, фракция КПРФ в тех сложных условиях, в которых оказалось большинство населения страны, попыталась снова поставить вопрос о введении прогрессивного налога, чтобы богатые хоть немного помогали выживать бедным. Это предложение в который раз не прошло в Госдуме РФ. А ведь такого рода налоговая дифференциация существует и в США, и в Германии, и во Франции. Даже по этому показателю мы не можем, «распрямив плечи», сказать о себе, что мы великая держава, с которой другие страны должны брать пример.
«СП»: - Почему же большинство россиян считает иначе?
- Что касается общественных настроений, тут всё понятно. Воссоединение с Крымом – первый по-настоящему серьёзный шаг России на внешнеполитической арене, который прибавил стране авторитета. Россия не отступила в решительный момент под нажимом Запада, чего не было уже четверть века.
Но и тут есть одна довольно опасная вещь. В связи с возвращением Крыма в России возникла «революция ожиданий». Многие граждане всерьёз поверили, что в стране произойдут большие перемены к лучшему. Что мы бросим все силы на развитие промышленности, наведём порядок в социальной сфере и т.д. Если же получится всё с точностью до наоборот, то надежды обернуться разочарованием. А ситуация с Новороссией показывает, что Россия и во внешнеполитической сфере действует далеко не так решительно, как от неё ждали. Из-за своей двойственной позиции мы втянулись в долгосрочную, судя по всему, войну.
В целом мы сейчас находимся в пограничном состоянии, когда можно пойти по пути превращения России в великую державу, а можно – в обратном направлении.
- Я думаю, что россияне убеждены в величии России в основном благодаря центральным телеканалам, - говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. – Российское телевидение последний год постоянно подчёркивает линию противостояния – Россия-Запад, Россия-США.
Таким образом, показывается, что Россия в одиночку противостоит мировому гегемону, а, следовательно, она решительным образом влияет на мировую политику. На самом же деле, те проблемы, которые последний год решает Россия, носят, скорее, региональный характер. Вот когда была ситуация вокруг Крыма, и Россия, поступила так, как до этого могли позволить себе поступить только США, тогда мир действительно пристально следил за нашей страной. Она задавала новые правила игры на глобальном уровне. Но как только стало ясно, что конфликт в Донбассе не получит быстрого и однозначного разрешения, то мировое сообщество за исключением США и нескольких стран Западной Европы потеряло интерес к этой ситуации. Потому что подобных региональных конфликтов во всём мире немало.
Поэтому последние месяцы Россия действует, скорее, как региональная держава, оказывающая серьёзное влияние на Восточную и Центральную Европу.
«СП»: - Кроме противостояния Западу у нашей страны есть причины причислять себя к великой мировой державе?
- Если говорить о великой державе в значении сверхдержавы, каковой был СССР, то Россия сейчас не может претендовать на этот статус. Наш уровень сейчас по всем параметрам – держава региональная.
Характерно, что, согласно опросу «Левада-центра» число тех россиян, для кого на первом месте стоит уровень жизни в стране, почти сравнялось с числом тех, для кого важней статус страны на международной арене. Постепенно идёт переключение с «крымской эйфории» на решение своих повседневных внутренних проблем.
Фото: Владимир Астапкович/ РИА Новости
Читайте далее: http://svpressa.ru/society/article/116594/
|