Main » 2015»Муус устар»15 » Небо в алмазах улыбнется не всем Сергей Чемезов и Юрий Трутнев сошлись в схватке за контроль над группой "Алроса"
Небо в алмазах улыбнется не всем Сергей Чемезов и Юрий Трутнев сошлись в схватке за контроль над группой "Алроса"
17:46
Небо в алмазах улыбнется не всем Сергей Чемезов и Юрий Трутнев сошлись в схватке за контроль над лидером мировой алмазодобывающей отрасли — группой АЛРОСА.
Сергей Чемезов и Юрий Трутнев сошлись в схватке за контроль над лидером мировой алмазодобывающей отрасли — группой АЛРОСА. Окончательное решение о назначении нового руководителя контролируемой государством компании зависит от Владимира Путина, но он пока не торопится поддержать ни одну из противоборствующих сторон.
В сентябре 2014 года по состоянию здоровья пост президента группы АЛРОСА покинул Федор Андреев, возглавлявший компанию на протяжении пяти лет — с июля 2009 года, а несколькими месяцами позже, в январе 2015 года, информационные агентства сообщили о его смерти в результате болезни. После ухода Андреева исполняющим обязанности президента АЛРОСА был назначен первый вице-президент компании Илья Рящин, который и пребывает в этом качестве до сих пор. Поскольку крупнейшими акционерами алмазодобывающей компании являются Российская Федерация, которой принадлежит 43.9% акций, и Республика Якутия — 25% плюс одна акция, новый руководитель АЛРОСА должен утверждаться на уровне президента страны. Однако Кремль не спешит с принятием решения, хотя список кандидатов на вакантную должность за эти месяцы неоднократно обновлялся и пополнялся новыми лицами. На конец марта основным фаворитом считался замглавы Гохрана Андрей Жарков, кандидатура которого была предложена министром финансов Антоном Силуановым (Минфин является куратором алмазодобывающей отрасли) и согласована с вице-премьером Юрием Трутневым. Однако никаких указаний на возможные сроки принятия окончательного решения до сих пор нет, что связывают с наличием сразу нескольких влиятельных интересантов, ни одному из которых пока не удалось добиться решающего преимущества в продвижении своего кандидата. Интрига затягивается
Фактически борьба за АЛРОСА началась еще до ухода Федора Андреева. В конце апреля 2014 года экс-глава Минприроды Юрий Трутнев — на тот момент помощник президента РФ, неожиданно выступил против продления контракта Андреева, который к тому времени уже одобрило правительство и администрация президента. А уже в июне по представлению Владимира Путина Трутнев был утвержден в должности вице-премьера, представляющего интересы правительства в госкомпании АЛРОСА, а также назначен полпредом президента на Дальнем Востоке. Одним из первых шагов нового вице-премьера, по информации газеты «Коммерсант», стало письмо на имя президента РФ, в котором Трутнев поставил под сомнение эффективность топ-менеджмента АЛРОСА и предложил провести проверку ряда крупных сделок, включая проведенное в 2013 году IPO. На основании этого письма с санкции Владимира Путина в сентябре прошлого года Минфин, Росимущество и Счетная палата начали комплексную проверку деятельности компании АЛРОСА за период 2008-2014 гг.
Уже тогда стало очевидно, что фактической целью проверки являлся аудит управленческих решений команды Федора Андреева и поиск оснований для замены его на более управляемую и лояльную Трутневу кандидатуру. Андреев считался ставленником опального экс-министра финансов Алексея Кудрина и был достаточно независимой фигурой, имея свою точку зрения на развитие компании, что не устраивало нового куратора отрасли. Однако болезнь и отставка Федора Андреева, похоже, спутали планы, и борьба за пост президента АЛРОСА развернулась еще до завершения проверочных мероприятий.
В середине декабря появился первый список претендентов на пост главы компании, который неожиданно возглавил первый заместитель гендиректора «Ростеха», экс-губернатор Самарской области Владимир Артяков, являющийся креатурой и ближайшим сподвижником Сергея Чемезова. Еще одним кандидатом, предположительно наиболее близким Юрию Трутневу, стал исполнительный директор ЕБРР от России, бывший президент «Норникеля» и «Уралкалия» Денис Морозов, шансы которого оценивались ниже чем у Артякова. Замкнул список бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Вязалов, имеющий репутацию грамотного экономиста, но, как близкий сподвижник, Анатолия Кудрина наименьшие шансы на успех. Выдвинув кандидатуру Артякова, Чемезов продемонстрировал всю серьезность своих намерений, что неизбежно спровоцировало острое аппаратное противостояние его с Юрием Трутневым, итог которого спустя три с лишним месяца до сих пор не очевиден. Выдвижение в конце марта кандидатуры Андрея Жаркова, которую можно расценивать как компромисс между Юрием Трутневым и Минфином (бывшей вотчиной Кудрина), пока лишь усилило интригу, примерно уравновесив шансы. Помимо этого список пополнился еще несколькими темными лошадками, среди которых глава правительства Якутии Галина Данчикова, мэр Якутска Айсен Николаев, бывший гендиректор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Геннадий Алексеев и директор департамента финансовой политики Минфина Сергей Барсуков, входящий в состав наблюдательного совета АЛРОСА. Золото и брильянты
Остроты конфликту вокруг будущего алмазодобывающего гиганта придает то, что в отличие от нефтегазовых компаний, которые серьезно пострадали от падения мировых цен на энергоносители, АЛРОСА продолжает генерировать значительный объем валютных доходов. Благодаря экспортной выручке при преимущественно рублевых затратах компания только выиграла от девальвации и чувствует себя достаточно комфортно, имея все предпосылки для дальнейшего роста.
Выручка в 2014 году увеличилась на 23% к прошлому году и составила 204,7 млрд рублей. Показатель EBITDA увеличился на 36% до 93,9 млрд рублей, маржа EBITDA увеличилась до 45%. Правда, по итогам года компания показала чи стый убыток по МСФО в размере 12.55 млрд. рублей, однако это произошло из-за необходимости переоценки части кредитного портфеля, номинированного в долларах США, вследствие девальвации рубля. Несмотря на это АЛРОСА предложила Росимуществу выплатить дивиденды за 2014 год в том же размере, что и в 2013 году, в счет будущих доходов текущего года, по итогам которого компания рассчитывает получить чистую прибыль 113 млрд руб.
По мнению экспертов, нынешнее положение АЛРОСА — это в первую очередь результат руководства Федора Андреева, которому за пять лет работы удалось добиться увеличения добычи алмазов на 12%, выручка — более чем в два раза. За тот же период прибыль компании выросла в 9 раз, налоговые отчисления — почти вдвое, а выплаты дивидендов — более чем в 40 раз. Показатель "общий долг/EBITDA" снизился более чем в 2,5 раза, что свидетельствует о повышении финансовой устойчивости. По иронии судьбы, инициированная Юрием Трутневым проверка Счетной палаты, первые результаты которой стали известны в конце февраля, фактически подтвердила это мнение, не выявив никаких серьезных нарушений. Основные претензии аудиторов касаются решений, принятых еще предшественниками Андреева в 2008-2009 годах.
В условиях тотального падения доходов нефтегазового сектора, сокращения бюджета и оскудения питающих элиты финансовых потоков, привлекательность такого актива трудно переоценить. Ведь в нестабильной экономической ситуации алмазы не только не теряют, но и имеют все шансы вырасти в цене. Помимо этого вице-премьер Трутнев, видимо, в рамках заботы о собственном будущем, предложил передать компании права на разработку золотых месторождений в Якутии, отметив, что кроме АЛРОСА никакая другая компания в обозримой перспективе разработать их неспособна. Что, кстати, недалеко от действительности.
Ставки, таким образом, растут с каждым днем, и отступаться никто не намерен. В этих условиях шансы на то, что на место Андреева придет столь же компетентная и не зависящая от кремлевских кланов фигура, крайне малы. И не исключено, что именно этим обусловлена затянувшаяся пауза в принятии решения о назначении нового президента АЛРОСА. Из двух зол
Юрий Трутнев и Сергей Чемезов близкие по влиянию и аппаратному весу фигуры, оба имеют возможность напрямую обратиться к президенту, который в этих условиях, вполне вероятно, не хочет явным образом отдавать предпочтение одной из сторон. При этом между Трутневым и Чемезовым в прошлом достаточно разногласий, чтобы они могли договориться о компромиссной кандидатуре. Так, в свое время Чемезов поддержал близкого ему пермского губернатора Олега Чиркунова в конфликте с Трутневым по поводу «Уралкалия», и это далеко не единственный пример.
Впрочем, молчанию администрации президента может быть и еще одно, достаточно правдоподобное объяснение. АЛРОСА на сегодняшний день одна из самых эффективных госкомпаний, обеспечивающая государству стабильный доход, и имеет шансы остаться таковой, если конечно не превратится в очередную «кормушку» для кого-то из представителей высшей федеральной элиты. Ни Трутнев, ни Чемезов, исходя из их репутации и опыта, не относятся к числу людей, способных обеспечить дальнейшее развитие отрасли. Их таланты лежат в совершенно иной сфере и заключаются в умении обращать государственные активы и полномочия в источник обогащения для себя и своего окружения. Об этом свидетельствует и выбор лоббируемых ими кандидатов, продвигаемых не за профпригодность, а за личную преданность.
Андрей Жарков по крайне мере имеет непосредственное отношение к отрасли, но не имеет достаточного аппаратного веса и при кураторе Трутневе неизбежно обречен быть полностью зависимой фигурой. Сам же Трутнев же известен, прежде всего, как нескромный лоббист собственных компаний, владелец Maserati, обладатель третьего места по совокупному доходу среди членов правительства, и как один из самых больших должников среди богатых чиновников России.
Что касается Владимира Артякова, то он является не только заместителем Чемезова в «Ростехе», но и его соседом по даче (а вернее роскошному имению) в Акулинино Московской области, где также расположены владения многих других высокопоставленных чиновников и бизнесменов. В 2007 году настоящий скандал вызвала декларация о доходах Артякова, когда выяснилось, что как президент ОАО «АвтоВАЗ» в 2006 году он заработал 1,43 млрд. рублей, включая премиальные и разного рода бонусы. Притом, что средняя зарплата рабочих завода в тот период составляла 10-12 тыс. руб. Как губернатор Самарской области он также запомнился множеством скандалов, в числе которых были обвинения в нецелевом расходовании бюджетных средств на аренду чартерных рейсов и личный пиар, а также отпуск в Италии во время охвативших регион лесных пожаров. А в 2009 году СМИ обнаружили у губернатора яхту стоимостью $23-30 млн, названную им в честь супруги «Татьяна», и часы DeWitt Tourbillon Differentiel Academia Rose Gold стоимостью 225 тыс. швейцарских франков. С именем Артякова связывают и скандальную историю банкротства самарского ФК «Крылья советов»: на клуб через близкий к ГК «Ростехнологии» «Новикомбанк» были оформлены многомиллионные кредиты, а средства выведены в неизвестном направлении. Список достижений можно продолжить, но и все уже перечисленное едва ли позволяет охарактеризовать его как эффективного управленца.
Маловероятно, что администрацию президента в данном случае волнует имидж кандидатов. Однако там не могут не понимать, что передача контроля над АЛРОСОЙ одной из конкурирующих групп фактически означает и передачу всех, поступающих из этого источника доходов, которые в нынешних условиях отнюдь не лишние в бюджете. Кроме того в перспективе весьма вероятно еще и возникновении новых обязательств перед компанией: перед глазами пример «Роснефти», которая рассматривает Фонд национального благосостояния как собственный карман. Юрий Трутнев же, как известно, достаточно близок к Игорю Сечину, в том числе ментально.
В результате все сводится к выбору из двух равных зол. Если конечно затянувшаяся пауза не свидетельствует о наличие третьего варианта, который может стать неожиданностью для всех заинтересованных сторон, после того, как они, наконец, исчерпают свои лоббистские ресурсы.