Main » 2015»Муус устар»22 » Алексей Петров: «Коррупция начинается с непрозрачных тарифов»
Алексей Петров: «Коррупция начинается с непрозрачных тарифов»
19:42
Алексей Петров: «Коррупция начинается с непрозрачных тарифов»
Коррупция в ЖКХ - это основной социально-экономический показатель в обществе и определитель дееспособности власти, а коррупционный риск во взаимоотношениях граждан с ЖКХ по оценкам наших экспертов составляет 32%, то есть ему подвергается более трети жителей Якутии.
Одной из основополагающих и коррупционных факторов в ЖКХ является формирование тарифов коммунальных услуг. Много копий сломано по оптимизации и экономически обоснованной цене услуг ЖКХ. Но как говорится воз и ныне там. Тарифы ежегодно растут что, граждан естественно не очень радует. Ведь формирование тарифов ЖКХ - дело серьезное и ответственное, ведь в реальности никто не хочет переплачивать и быть обманутым. Очень многих наших сограждан интересует вопрос о тарифной политике в сфере ЖКХ, к нам постоянно на почту и сайт Движения приходит масса жалоб и вопросов по формированию управляющими компаниями тарифов жилищно-коммунальных услуг.
В связи с этим в Якутии уже с апреля 2013 года создана рабочая группа Общественной палаты РС(Я) - «ЖКХ- Контроль», задачей которой является координация работы всех НКО, осуществляющих свою деятельность в сфере ЖКХ, разработаны планы работ по мониторингу тарифов, организована «горячая линия», идут консультации специалистов, проводятся общественные слушания по проблемам ЖКХ.
При регулировании тарифов определяются экономически обоснованные показатели, на основе которых с учетом дотаций из бюджета рассчитывают льготные тарифы для населения. Суровые климатические условия, сложная транспортная схема, удаленность и малочисленность населенных пунктов. Все эти факторы являются определяющими при формировании тарифов, поэтому в Якутии на сегодняшний день тарифы в 2-2,5 раза выше, чем средние показатели по России.
Хочу обратиться к действующему законодательству (закон 261-ФЗ «Об энергосбережении»), установка приборов учета энергосбережения может эффективно влиять на тарифы ЖКХ. Причем, с целью стимулирования установки приборов учета коммунальных ресурсов на территории республики уже с 1 апреля 2015 года применяются повышающие коэффициенты платы за коммунальные услуги и предусмотрены санкции, если нет общедомовых приборов учёта или индивидуальных приборов учета (ИПУ). Это означает, что для тех, кто не поставил счётчики, становятся суровой реальностью повышенные тарифы за отопление, горячую и холодную воду, электричество. Повышающие коэффициенты вводятся поэтапно: сначала при отсутствии счетчика придется платить на 10% больше обычного тарифа, а с 1 января 2017 года - на 60% больше.
Здесь можно много говорить и рассуждать но, по моему мнению - коррупция начинается с непрозрачных тарифов.
Наши юристы, работая в соответствии с аккредитацией Министерства юстиции Российской Федерации независимого эксперта антикоррупционной деятельности (реестровый № 294, Распоряжение Минюста России № 425-р от 12.03.2014 г., свидетельство № 1889) обратили внимание на правоприменение данного постановления о повышающих коэффициентах платы ЖКУ. Так, если общедомовой прибор учета тепла не установлен, то поставщик предъявляет управляющей компании повышающий
коэффициент. Соответственно оплачивать эти счета будет население. В связи с этим возникает вопрос, а кто должен установить прибор? Поставщик получает деньги, значит по идее он и должен поставить прибор учета тепловой энергии, а это не оговаривается. И еще, кто должен устанавливать ИПУ в квартирах, находящихся в многоквартирных домах (МКД)? Если здраво рассуждать, то – управляющая компания, так как она получает деньги за повышающий коэффициент. Однако в Федеральном законодательстве, написано: «Разница от начисления повышающих коэффициентов направляется на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». И здесь появляется коллизия - поставщик тоже может предъявить свои права на эту разницу и не направить деньги на установку прибора учета в доме, тем более он не заинтересован в появлении этого прибора, потому что падает его выручка. Как мы видим, здесь очень много противоречий. Поэтому перед общественной палатой Республики Саха (Якутия) стоит задача разработки поправок в республиканское постановление по данным вопросам.
Закрытость формирования тарифов естественных монополий энергетики складывается не только из затрат связанной с выработкой энергии, но и от величины накладных расходов. Могу привести один пример, так в наш адрес поступило письмо от 28.02.2015 г. «О злоупотреблениях в сфере закупок» о неэффективном использованию средств ОАО АК «Якутэнерго» в вопросах закупки оборудования по цене на 6,7 млн. рублей дороже предложенных Барнаульским заводом энергетического оборудования. И только по одному этому факту завышенной закупки, тариф электроэнергии для населения Якутии может вырасти на 20 рублей в 2015 году.
В заключение отмечу что, в соответствии с Майскими указами и Федеральным законом «О лицензировании», Распоряжением Главы РС(Я) Е.А.Борисовым от 05 марта 2015 года №171-РГ сформирована лицензионная комиссия Республики Саха (Якутия) по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в состав которой вошли представители общественных некоммерческих организаций, в том числе и от ЯРОД «За реформы в ЖКХ». На сегодняшний день лицензионной комиссией из почти 200 заявленных управляющих компаний процедуру лицензирования прошли не более половины УК МКД республики.