Main » 2015»Бэс ыйа»2 » республиканском государственном предприятии . И вся эта якутско-китайская катавасия во многом устроена руками наших якутских чиновников и би
республиканском государственном предприятии . И вся эта якутско-китайская катавасия во многом устроена руками наших якутских чиновников и би
Есть частная якутская компания с таинственным владельцем, которая хочет построить в Якутии НПЗ. Есть государственная газотранспортная компания с месторождениями газа и всей необходимой газотранспортной и сбытовой инфраструктурой, которую возглавляет человек, на мой взгляд, лично не заинтересованный в производстве топлива по технологии GTL на вверенном ему госпредприятии. Но лично очень заинтересованным построить частный якутско-китайский нефтеперерабатывающий завод.Прямую ответственность за весь этот бардак в республике и сомнительные назначения несет в первую очередь лично глава Якутии Егор Борисов.
О новом китайском партнере ОАО «Туймаада-нефть» – строительном холдинге ООО «Компания Хуа Цинь Ань Цзю» – практически ничего не известно. Но, по всей видимости, компания будет действовать по той же типовой схеме, что и «Мэнь Лань Син Хэ».
Другие китайцы
Сценарий по которому создаются подобные совместные предприятия давно известен и хорошо описан .
Типовой сценарий развития событий выглядит примерно так. Некий региональный инвестор формирует определенный капитал в неком далеком от нефтепереработки бизнесе. (В случае с «Мэнь Лань Син Хэ» это были энергетика и текстиль, а у «Компания Хуа Цинь Ань Цзю» – строительство – прим. Авт.) Ему приходит в голову мысль о создании своего регионального НПЗ. Поверхностно изучив технологический аспект, он идет со своей идеей к региональному руководству. Как правило, идея находит всемерную поддержку со стороны администрации региона. Вопрос о том, что для производства топлив, соответствующих техрегламенту, нужно создать довольно сложный и дорогой комплекс, на этом этапе, понятно, не ставится. Выделяется участок земли, удобный с точки зрения близости к нефтепроводу, железной дороге и подстанции. Заказывается декларация о намерениях и проектирование какой-нибудь малоизвестной организации. А дальше начинаются проблемы с поставкой сырья на НПЗ. Так что на этом этапе, как правило, идея с независимым НПЗ переходит в стадию неопределенности. Многие на этом инициативу сворачивают, некоторые продолжают изыскивать сырье, осаждая нефтяников, немногие задумываются о создании собственной маленькой нефтедобычи.
Но есть и другие варианты. Какой из них выберет руководство «Туймаады-нефть» вместе с китайскими партнерами – мы скоро увидим. Пока же, по моей информации, высокие стороны договорились в Пекине не о строительстве НПЗ в Алдане, как пытались нас уверить госСМИ, а продолжать договариваться и сохранять конфиденциальность переговоров. Каких либо официальных комментариев по поводу содержания подписанных в Китае документов от якутских участников получить не удалось.
А обсудить им есть что.
Как было сказано выше, у ОАО «Туймаада-нефть» своей добычи уже нет – перспективные участки с необходимой добычей он передал другим китайцам в ЗАО ТНГ. А в этом ЗАО у якутских нефтяников сейчас только миноритарный пакет в 25 % и соответствующее влияние на дела компании. Согласятся ли одни китайцы из «Мэнь Лань Син Хэ» отдать свою добытую нефть другим китайцам из «Хуа Цинь Ань Цзю» – большой вопрос.
Кроме того, даже если они согласятся, то остается нерешенным вопрос с прокачкой по ВСТО, который нужно решать с «Транснефтью». Отношение нефтетранспортной компании к подобным проектам хорошо известно. Поэтому получить прокачку нефти из Олекминска будет весьма проблематично.
С другой стороны, если выкупать свободные объемы у «Роснефти», «Лукойла» или «Сургутнефтегаза», то платить за них придется по рыночным ценам. Никто из них благотворительностью заниматься не станет, и если им выгоднее будет продать на экспорт, то нефть пойдет именно туда. Никаких иллюзий на этот счет ни у кого быть не должно. Бизнес и ничего личного.
Так же нет никаких иллюзий и по поводу помощи якутской власти. Я лично сильно сомневаюсь, что лоббистских возможностей у Егора Борисова хватит на проталкивание только одного проекта, а не то, что обоих сразу. Надо четко понимать, что никакому региональному чиновнику «Транснефть» не отдаст квоты на прокачку в 8 млн тонн нефти. А именно столько нужно для Амурского и Алданского НПЗ вместе взятых. Значит, главе Якутии придется выбирать, кому он сможет попытаться помочь.
Я думаю, мы скоро увидим как китайцы поделят якутскую нефть и кому отдаст свое предпочтение Егор Борисов. Почему в Якутии нет завода GTL? Но у всей это истории есть и еще одна довольно интересная грань. Разумной альтернативной совместным якутско-китайским НПЗ могло бы стать строительство под Якутском нового газоперерабатывающего завода. Или коренная реконструкция ныне действующего завода принадлежащего государственной компании «Сахатранснефтегаз».
Технология производства топлива из газа (газ в жидкость, gas to liquids, GTL) сейчас в Азии очень популярна. И Якутия тут находится в привилегированном положении – есть необходимое сырье, свой собственный газопровод, есть и свои специалисты. В свое время эти проекты без особого успеха продвигали ЗАО «Восточно-Сибирская газохимическая компания» (ВСГХК) и «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК).
ЗАО ВСГХК, взамен на передачу правительству республики контрольного пакета акций, поначалу пользовалась поддержкой прежних властей Якутии и государственного «Сахатранснефтегаз». У газовиков из ЯТЭК дела дошли до предметных переговоров с датчанами из «Хальдор Топсе» – одного из ведущих производителей оборудования по технологии GTL.
Но вскоре после назначения Ивана Макарова на пост генерального директора ОАО «Сахатранснефтегаз» проект ВСГХК вдруг потерял благорасположение государственного предприятия и нового руководства Якутии. За ним заглох и проект ЯТЭК. Синтетического топлива из газа в республике не производят до сих пор. И, судя по всему, производить не будут.
Судите сами. Для того, чтобы тому же ЯТЭК, ВСГХК или любому другому игроку, построить под Якутском ГПЗ, нужно сырье и гарантированная прокачка по газопроводу. А газопровод принадлежит государственной якутской компании ОАО «Сахатранснефтегаз», директором которой является Иван Макаров.
В свою очередь, господин Макаров является собственником акций нефтяной компании и, соответственно, будущим совладельцем проектируемого нефтеперерабатывающего завода. На топливном рынке Якутии, относительно дешевое топливо из газа уже сейчас является прямым конкурентом традиционному бензину, изготовленному из нефти. Значит в будущем, чем меньше будет продано газового топлива, и больше бензина с принадлежащего Макарову НПЗ, тем больше прибыли получит лично он, как совладелец предприятия.
В таком случае вполне понятно, что как один из хозяев этого НПЗ Иван Макаров, категорически не заинтересован в строительстве нового или реконструкции государственного ГПЗ и продаже относительно дешевого синтетического топлива GTL. Но в этом строительстве и дешевом топливе очень заинтересованы жители республики, а для возглавляемого им государственного предприятия такое производство могло бы стать отличным бизнесом. Вот такой вот парадокс.
С моей точки зрения, на сегодняшний день у господина Ивана Макарова существует конфликт интересов. Его личные интересы явно входят в противоречие с государственными. Наверное, именно поэтому вместо того, чтобы развивать вверенное ему предприятие, он мотается по миру, занимаясь, по всей видимости, в рабочее время делами своего частного бизнеса. Наверное, именно поэтому на Якутском ГПЗ, принадлежащем государственному предприятию «Сахатранефтегаз», даже не помышляют о производстве GTL, а ЗАО ВСГХК потеряло поддержку якутских властей и свернуло свой проект. Наверное, именно поэтому тарифы на прокачку газа по якутскому газопроводу «Сахатранснефтегаза» одни из самых высоких в России и СНГ, чем справедливо возмущаются якутские жители.
Как в свое время выяснила якутская пресса:
Транспортировка российского газа для соседей-белорусов обходится гораздо дешевле, чем для россиян: всего 2 доллара 1 тыс. куб. на 100 километров. Итого это 60 рублей против наших якутских 1195 рублей… Живя в нефтегазовой республике, по ДОРОГОВИЗНЕ газа мы стоим на ТРЕТЬЕМ МЕСТЕ после Калининградской и Оренбургской областей: 1 место – Калининградская область: 7890 рублей за 1000 кубометров 2 место – Оренбургская область: 7300 рублей за 1000 кубометров 3 место Республика Саха (Якутия): 6608 рублей за 1000 кубометров При этом, что самое удивительное, цена на добытый газ остается неизменной в 1758 рублей, а цена продажи жителям республики – 6608 руб. Выходит, что доставка газа потребителю, то бишь нам с вами, стоит четырехкратной надбавки. Газ нам обходится настолько дорого из-за ценовой политики не его добытчика, а его транспортировщика. Как указано выше, транспортировкой голубого топлива у нас занимается компания «Сахатранснефтегаз», на 100 процентов принадлежащая правительству республики.
Согласитесь, что в такой ситуации даже для ЯТЭК газ собственной добычи, прокаченный ОАО «Сахатранснефтегаз» становится буквально «золотым» и о любом рентабельном производстве топлива из газа по технологии GTL можно просто забыть. Что собственно и происходит у нас в Якутии.
А виновато в таком положении вещей, как видно из приведенной мной цитаты, государственное предприятие ОАО «Сахатранснефтегаз», возглавляемое Иваном Макаровым. Акционером «Туймаада-нефти» и совладельцем проектируемого нефтеперерабатывающего завода. Я думаю, с таким генеральным директором-акционером китайцы могут не беспокоиться о прибыльности своих инвестиций.
Тут надо отметить, что такое назначение на должность в государственные предприятия или на госслужбу человека с конфликтом интересов в Якутии не исключение. Например, мы уже писали как на должность главы Минфина Республики Саха (Якутия) был назначен совладелец строительного предприятия – крупнейшего получателя государственных гарантий республики. Который как глава финансового ведомства должен был выделять госгарантии собственной фирме. Только после выступления в прессе и получившегося скандала министр финансов Якутии Валерий Жондоров вышел из состава акционеров строительной компании.
На мой взгляд, вообще в республике сейчас стало очень модным решать свои частные интересы под флагом государственных. Наиболее скандальным и наглядным стало проведение Егором Борисовым антиалкогольной кампании, когда под видом заботы о населении был проведен банальный передел алкогольного рынка. В то время когда глава Якутии вещал о вреде алкоголя и прижимал ненужных торговцев, нужные люди открывали новые алкомаркеты, а подконтрольная властям республики ФАПК «Якутия» громадными темпами наращивало производство и продажу алкоголя в регионе. В итоге растет пьяная преступность и прибыли нужных торговцев и производителей. Прямую ответственность за весь этот бардак в республике и сомнительные назначения несет в первую очередь лично глава Якутии Егор Борисов. Я, например, не сомневаюсь, что Иван Макаров без благословления своего друга и покровителя и шагу ступить не может. А значит, на мой взгляд, все эти мутные шашни с китайцами и непонятные метания идут с полного одобрения Егора Афанасьевича.
Ситуация сегодня такова. Есть частная якутская компания с таинственным владельцем, которая хочет построить в Якутии НПЗ. Есть государственная газотранспортная компания с месторождениями газа и всей необходимой газотранспортной и сбытовой инфраструктурой, которую возглавляет человек, на мой взгляд, лично не заинтересованный в производстве топлива по технологии GTL на вверенном ему госпредприятии. Но лично очень заинтересованным построить частный якутско-китайский нефтеперерабатывающий завод.
Есть одни китайцы у которых присутствует нефть, но нет заинтересованности в строительстве нефтеперерабатывающего завода. Есть другие китайцы которые, вроде как, заинтересованы построить завод, но у них нет нефти. Есть глава региона заинтересованный в частных якутско-китайских проектах, но, как видно по результату (точнее его отсутствии), не сильно заинтересованный в проекте по производству топлива по технологии GTL на республиканском государственном предприятии .
И вся эта якутско-китайская катавасия во многом устроена руками наших якутских чиновников и бизнесменов.
В итоге, если китайцы между собой договорятся, а Егор Борисов им поможет, то Иван Макаров, Валерий Тян и Андрей Громилов (или те кто стоит за ним) вместе с теми же китайцами станут намного богаче.
Но нам то с этого что? Владимир Нифонтов
хххххх Заявитель указывает, что ОАО НК «Туймаада-нефть» — это компания с государственным участием. Это соответствует действительности?
— На самом деле, оно так было на момент создания этого юридического лица. Сейчас это юридическое лицо без государственного участия и этот факт был предметом рассмотрения в судебных органах, в том числе в Верховном суде РФ. 29 апреля 2015 года Верховный суд вынес свой вердикт по этому делу и подтвердил правомочность действий избирательной комиссии.