Что такое облигации федерального займа (ОФЗ)?
ОФЗ – это государственные именные купонные ценные бумаги, выпускаемые Минфином, с обязательным централизованным хранением.
ОФЗ различаются по сроку обращения – от 1 года и до 30 лет, по типу погашения основного долга и купонных выплат. Существуют облигации с фиксированной и плавающей суммой купонных выплат, которая определяется конъюнктурой рынка непосредственно перед выплатой, есть облигации с амортизацией долга, то есть с периодическим погашением основной суммы долга облигации, а летом этого года впервые Минфином РФ были размещены облигации с инфляционной компенсацией, когда при фиксированном купонном проценте номинал (основной долг) облигации индексируется в соответствии с индексом потребительских цен.
В чем новизна предложений Минфина?
На сегодняшний день приобретать ОФЗ могут физические и юридические лица – как российские, так и нерезиденты. Граждане могут приобрести ОФЗ, открыв предварительно брокерский счет в банке, участвующем в торгах на ММВБ, либо воспользовавшись услугами управляющей компании (УК). По мнению чиновников Минфина, такой порядок доступа к рынку облигаций является сложным для массового инвестора и затрудняет работу с ОФЗ. Поэтому возникла идея создать механизм, при котором приобрести гособлигации будет не сложнее, чем открыть депозит в банке. «
Ведомости» приводят слова представителя Минфина, поясняющего, что авторы идеи вдохновились опытом СССР, когда любая бабушка безо всяких сложностей могла купить облигации на почте. Насколько годится опыт СССР, сказать трудно: даже в советские времена, известные дефицитом и очередями, бабушки почтовые отделения не осаждали. Что уж говорить о временах сегодняшних, изобилующих инфляциями, обвалами курса национальной валюты и прочими дефолтами, которые отнюдь не прибавляют доверия к государству со стороны этих самых бабушек.
Кроме того, по замыслу авторов законопроекта, бумага не будет торговаться на рынке, должен быть запущен особый нерыночный механизм размещения и обращения этих ОФЗ. Это позволит максимально приблизить облигации по своему содержанию к банковскому депозиту с фиксированной ставкой.
В чем отличия ОФЗ от банковского депозита?
По заявлению разработчиков, на сегодняшний день механизмы размещения облигаций находятся в стадии обсуждений. Поэтому ответить на вопрос, а что же будет при попытке досрочного погашения бумаги, пока нельзя. Можно предположить, что если бумага будет продаваться строго по номиналу, с фиксированным купонным доходом и будет предусмотрена возможность досрочного погашения бумаги с полным возвратом номинала и потерей дохода по текущему купону, – то фактически ничем.
Что выбрать – депозит или облигацию?
По доходности эти инструменты достаточно близки. Так, на сегодняшний день доходность ОФЗ колеблется в пределах 11,05 – 11,4% годовых, тогда как банковский депозит на середину сентября давал в среднем по десятку ведущих банков 10,51% годовых. У ОФЗ доходность как будто бы выше, но банковский депозит облагается налогом только с превышения ставки рефинансирования (8,5%), а с дохода по купону ОФЗ придется отдать 15%. Кроме того, средний срок размещения банковского депозита 1 год, а ОФЗ 5–7 лет. Это не играет роли, если будет создан щадящий механизм досрочного погашения облигаций, но об этом пока ничего не известно. Сегодняшние рыночные механизмы продажи облигаций к «народному» ОФЗ будут неприменимы. Предполагается, что гособлигации обладают более высокой степенью надежности, нежели банковские депозиты. Но ведь существует Агентство страхования вкладов (АСВ), и страховые суммы увеличены на сегодня до 1,5 млн рублей. Вряд ли Минфин предполагает, что «народный» инвестор массово станет скупать ОФЗ на суммы свыше полутора млн рублей – только в этом случае государственные гарантии становятся предпочтительнее банковских. В случае же масштабного банковского кризиса, когда денег АСВ не хватит на погашение банковских обязательств (а на сегодняшний день страховой фонд АСВ покрывает лишь доли процента всего объема банковских депозитов), рассчитывать на то, что Минфин в этой ситуации сможет выполнить свои обязательства по ОФЗ вряд ли приходится.
Зачем затея с «бабушкиным» ОФЗ Минфину?
По
объяснению чиновника Минфина, идея с «народными» ОФЗ направлена исключительно на развитие финансового рынка, а никак не на решение бюджетных проблем. С помощью каких ресурсов, каким образом, а главное – для чего понадобилось вдруг развивать финансовый рынок в стране с падающим промышленным производством и приобщать к «финансовой культуре» бабушек, чиновник не пояснил. Остается предположить, что чиновник все же лукавил: Минфину нужны деньги. В результате падения цен на нефть Минфин не досчитался 2,1 трлн руб. Примерно половина этой суммы была компенсирована за счет девальвации, вторую половину составили
средства Резервного фонда, и теперь в проекте бюджета заложены заимствования на внутреннем рынке в размере 3,3 трлн рублей до 2018 года включительно, примерно в равных долях (около 1 трлн рублей в год).
На рублевых депозитах граждан скопилось около 15 трлн рублей, что, по оценкам Росстата, составляет примерно две трети всех сбережений граждан. Вот они-то (сбережения) и представляют интерес для Минфина.
Каковы перспективы Минфина на рынке заимствований?
В первом квартале текущего года Минфин хотел разместить облигаций на 150 млрд рублей, удалось же – только на 103,5 млрд рублей. Во втором квартале спрос на бумаги поддержали НПФ, получившие деньги, собранные в 2012–2013 гг. На последнем аукционе Минфин сумел разместить бумаг с плавающим купоном на 15 млрд рублей. И теперь в планах заимствований до конца года еще 255 млрд рублей. На это у Минфина осталось 13 аукционов. Успешным можно назвать размещение в июле этого года облигаций с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН), или же с защитой от инфляции. Стоимость номинала таких облигаций меняется в зависимости от изменения индекса потребительских цен. На нынешний июль он составил 15,6%, по сравнению с июлем прошлого года. Бумаги торговались по цене 91% от номинала, реальная доходность купона составила 3,84% годовых, плюс к этому еще премия за новый выпуск. В итоге, спрос на эти бумаги превысил реальное размещение в 2,6 раза. На сегодняшний день бумаги торгуются по цене близкой к 94% от номинала. Проявляет интерес Минфин и к валютным сбережениям граждан. На сегодняшний день ставка по ним в крупных банках
не превышает 2%. По прогнозам, Минфин планирует привлекать валютные средства под 2–2,5% годовых. Кстати, размещение средств суверенных фондов в облигациях западных стран приносит меньше дохода.
Интересны ли предложения Минфина гражданам России?
По
оценкам экспертов, инфляционные ожидания в этом году колеблются от 10,8% (аналитики Уралсиба) и до 16,7% (IHS Economics). Как видим, облигации Минфина средством защиты от инфляции не являются. Кстати, падение курса рубля в августе этого года составило около 12% по отношению к доллару, и это гораздо более существенный фактор при выборе инструмента для инвестиций.
При этом нынешним летом россияне купили валюты примерно на четверть меньше, чем летом прошлого года. Более того, при падении заработной платы граждан за 7 месяцев этого года почти на 9%, реальные расходы за июль выросли на 1,4% по отношению к июлю 2014 г. По мнению экспертов, это означает только одно: люди продают валюту, направляя потом рубли на покупку потребительских товаров – импортную технику и одежду. До облигаций ли?
Кстати, опасения по поводу того, что предложения ОФЗ могут увести часть депозитов из банков и тем самым обрушить систему кредитования реального сектора, по мнению экспертов, безосновательны. Во-первых, потому что инвестированием в какие-то серьезные проекты занимаются системообразующие банки, а им-то, как показывает практика, потеря ликвидности не грозит: государство блюдет их интересы в первую очередь. Во-вторых, при текущей ключевой ставке кредитование реального сектора носит, скорее, символический характер. Ну и в-третьих, потому что на депозитах граждан лежат в основном короткие деньги, а для инвестирования в ОФЗ требуются длинные – как уже отмечалось выше, 5–7 лет.
Гарантии Минфина – 100%?
Проверить это сложно, сами чиновники говорят обтекаемо: «почти 100%». Какой смысл в облигациях, которые не спасают от инфляции и при этом имеют гарантии «почти»? Пока же Минфин меняет облигации с амортизацией долга на облигации с постоянным купонным доходом, рапортуя о снижении внутреннего госдолга, и мотивирует свои действия тем, что «
повышает ликвидность и развивает внутренний рынок капитала». Дело тут, на наш взгляд, вовсе не в ликвидности, а в том, что обслуживать бумаги с амортизацией основного долга Минфину сейчас нечем, и он пытается перенести эти обязательства в будущее.
Если перевести на понятный язык, Минфин избавляется от бумаг, по которым он должен погасить основной долг уже сегодня, хотя бы частями. В ближайшее время он согласен выплачивать лишь проценты (пусть даже побольше). Взамен Минфин выпускает бумаги, по которым основной долг придется погашать «когда-нибудь потом». К тому времени, как говорится, «или ишак…, или падишах...». Во что в итоге выльются проценты, Минфину тоже не важно. Главное – потом!
Банки же, получающие господдержку в виде ОФЗ на 1 трлн рублей, с удовольствием заключают сделки РЕПО с ОФЗ, а получив кредит у ЦБ, снова покупают облигации, и пользуясь разницей в ставке ЦБ и доходностью ОФЗ, делают
деньги из воздуха. Классическая пирамида, и нечто похожее в нашей истории уже было – в 1990-х. Стоит ли повторять этот опыт и играть с государством в азартные игры, каждый решает сам для себя.