Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2015 » Алтынньы » 10 » О людях Якутии через столетия
О людях Якутии через столетия
10:23

О людях Якутии через столетия

Природа большинства людей такова, что им всегда интересно узнать, что думают о них другие. Мы всегда с интересом читаем отзывы гостей о Якутии, можем даже негодовать по поводу каких-либо вымыслов, неточностей в описании чего-либо или, наоборот, радоваться тому, что их наблюдения, как говорится, не в бровь, а в глаз.

Особенно увлекательно изучать старые отчеты (ХVII-ХIX вв.), когда для большинства европейцев Якутия была самой настоящей  тайной.
Конечно, многие из этих наблюдений субъективны, местами ошибочны (или были правдивы именно в то время).

А есть и такие, которые до сих крайне актуальны и позволяют провести определенные параллели с сегодняшним днем.  
 
Мы подготовили для вас отрывки из наблюдений Эверта Избранта Идеса, Гаврила Сарычева, Николая Щукина, Александра Миддендорфа, Ивана Гончарова, Герхарда Майделя, Ричарда Маака, Владимира Короленко, Вацлава Серошевского  касаемо нравов и образа жизни якутов, а также некоторых других народов, населяющих наш необъятный край.
 
 
***
 
 
Иллюстрации из книги Идеса
 
"Записки о русском посольстве в Китай (1692-1695)"
 
 
"...Вокруг города Якутска и реки Амги живет народ, называемый якутами, который одевается в особого вида платье. Их верхняя одежда состоит из сшитых вместе разноцветных лоскутков меха, края же, на ладонь шириной, повсюду оторочены белым оленьим мехом; скроена одежда почти так же, как у немцев, и открыта сзади и с боков..."
 
Якутск (иллюстрация из книги Николааса Витсена
"Северная и Восточная Тартария", 1692-1705)
 
 
"...Волосы они носят длинными, рубашек не знают; верят, что наверху, на небе, есть кто-то великий, давший им жизнь и дарующий им пищу, жен и детей. Весной у них бывает праздник, во время которого они приносят своему богу в виде жертвы кумыс, или перегнанный из молока арак..." 
 
Иллюстрации из издания "Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Часть 2" (1799 г.).
 
 
 
"...Язык их наполовину совпадает с языком магометанских татар, живущих вокруг Тобольска и происходящих из Булгарии. Они держат столько жен, сколько могут прокормить. Когда кто-либо из них умирает, то ближайшего родственника погребают вместе с ним в земле; делается это по тому же принципу, как и во многих местах в Индии, где жены, чтобы получить новое наслаждение на том свете, живыми идут на костер, на котором сжигают трупы их мужей..."
 
Якутская колдунья (иллюстрация из издания "Народы России. Этнографические очерки", 1880)
 
 
"...Главные животные у них - олени, служащие для перевозки их добра; на них также ездят и очень быстро верхом. Якуты - умный и сообразительный народ и, как кажется, правдивый..."
 
Якутская нарта (иллюстрация из издания "Народы России. Этнографические очерки", 1880)
 
 
"...Когда в Якутске воевода правит не очень строго, то якуты причиняют друг другу всевозможный вред набегами, грабежами и другими насилиями. Если же там сильный и строгий начальник, они держат себя покорно, тихо, и не слышно ни о каких безобразиях с их стороны. Они хвалят его разумность и желают, чтобы он подольше оставался в должности. 
 
Они утверждают, что их предки происходят из Монгольской и Калмыцкой земель, что их вытеснили оттуда русские и поэтому им приходится жить в зимовьях этой области. Они тяжело мучаются цингой, которую быстро излечивают тем, что едят сырую рыбу и пьют деготь..."
 
Якутская деревня (иллюстрация из издания "Народы России. Этнографические очерки", 1880)
 
 
"...Тунгусы (эвенки - прим. ред.) очень воинственный народ и могут выставить в районе границы четыре тысячи человек, вооруженных луками и стрелами, и поэтому бродячие монголы не смеют здесь показываться. Разве только ночью потихоньку угонят несколько голов скота или коней.... ...Их жены и дочери ездят верхом и умеют обращаться с луком и стрелами не хуже мужчин. Вместо хлеба тунгусы употребляют толченую и сушеную муку из луковиц желтых лилий, из которой они варят кашу. Другого хлеба они не знают. Эти луковицы они едят и в сухом виде, к земледелию же они совершенно непривычны..."
 
"...Народы, которые живут у моря, носят одежды из тюленьих шкур и живут в норах под землей. Те же, которые живут на земле, богаты, занимаются охотой на оленей, едят все мясо и рыбу сырыми. Они похожи на лисиц в том, что не знают верности и не держат слова..."
 
***
 
 
"...Из всех вообще якутов очень редко, кто говорит по-русски: потому что россияне, поселившиеся здесь, все без изъяснения знают их язык; и для того первые не имеют нужды учиться нашему, а последние через то  получают от них великую  выгоду  в торговле  и промене товаров..." 
 
Вид якутского селения на урочище Оймякон. Якуты в простом и нарядном платье; Грав. К.Ческий (из атласа карт и рисунков Сарычева, 1802 год)
 
 
...Можно сказать, что гостеприимство у якутов есть первая добродетель: не успеешь приехать к селению, как они уже встречают, помогают сойти с лошади и ведут в юрту, раскладывают большой огонь, снимают с приезжего платье и обувь, очищают от снега, и сушат. Постелю приготовляют в самом покойном месте, и стараются  услужить, сколько возможно. Сверх того потчуют всем, что только у них есть  лучшего; иные дарят еще соболем, либо лисицей... " 
 
Вид Верхне-Колымского острога с реки Ясачная. Гравировал Иван Ческий (из атласа карт и рисунков Сарычева, 1802 год)
 
 
"...Якуты, как думать надобно, происходят от древнего поколения татар, кои не были еще магометанами. Доказательством сему служить подобие лица, образ жизни, а более всего язык их, которой так сходен с татарским, что бывший в экспедиции с нами татарин большую часть разговоров их мог разуметь без нужды..." 
 
Якутский шаман призывает духов для излечения больного; Гравировал англичанин Сандерс (из атласа карт и рисунков Сарычева, 1802 год)
 
 
"Каждый якут, когда едет в дорогу, привешивает к поясу большой нож на длинной палке, огниво, кремень и трут, приготовленный из травы полыни... Табак курят, примешивая к нему половину самых мелких деревянных стружек,  и всегда дым глотают: часто случается им закуриваться до того, что падают без памяти. Уверяют, что проглоченный дым табачный полезен бывает во время колики при засорении желудка ..."
 
Якутка (иллюстрация из издания "Народы России. Этнографические очерки", 1880)
 
 
"...Богатство тунгусов ценится по числу оленей: у кого их больше, тот  богаче и почтеннее.  Многие имеют до двух тысяч, и пасут их обыкновенно табунами на местах, обильных мохом. Сколько бы впрочем у тунгуса ни было оленей, однако для себя не убьет он ни одного, разве которой падет, повредится, или охромеет; иначе скоре согласится дни терпеть голод  и питаться древесною корою, либо старыми костьми, которые обыкновенно бережет на нужной случай и возит с собою. Убитого оленя съедают  дочиста, то есть, не только мясо, внутреннюю и кровь; но и всю в кишках находящуюся нечистоту, из которой варят род каши, смешивая с кровью и жиром. Сырого мяса не употребляют, разве  сушеное; напротив, мозг из костей едят сырой: я и сам его отведал нашел очень непротивным..."
 
Оленные тунгусы. 1-й мужчина 2-ая женщина (из атласа карт и рисунков Сарычева, 1802 год)
 
 
"...Недостаток в съестном у якутов произошел от неумеренности их в пище. Пока было у них что есть, они беспрестанно пировали, не упуская ни малейшего к тому случая. Лишь только останавливались мы где для отдыху или на ночлег, как тотчас у всех у них котлы были уже на огне, с которого не сходили до тех пор, пока опять надлежало выступить в  дорогу. Между тем занимались они беспрестанно только едою, переходя друг к другу опоражнивать котлы, и в этом приятном для них упражнении проводили ночи, не думая ни мало о сне, но как натура требовала ей должного, то днем ходили почти сонные, и одним  дреманием награждали недостаток в отдыхе.
 
Чрезвычайное обжорство якутов казалось бы долженствовало произвести худыя для них следствия, однако того никогда не случается.  В иную пору съедают они вдруг невероятное множество такой  пищи, от которой бы  другой человек  должен  умереть; но для них  это ничего; желудок их  в этом случае варит все также исправно..."
 
Далее Сарычев описывает один случай, когда у одного из его проводников-якутов раньше времени закончились запасы пищи. 
 
"...Я сперва не верил, чтобы  один человек мог все то съесть в  такое короткое время; но прочие якуты привели меня в удивление, уверяя, что этот человек при случае, дома в одни сутки, съедал заднюю ногу большого быка, иди полпуда жиру, а иногда выпивал столько же растопленного коровьего масла.  Вид сего человека не подтверждал нимало того, что о нем сказывали: он был росту небольшого и собою сухощав;  почему вздумалось мне   сделать над ним опыт. 
 
Я приказал нарочно сварить из ржаной муки густую саламату, и положить в нее коровьего масла три фунта;  потом все то вывесили; нашлось двадцать восемь фунтов. Обжора хотя на ту  пору уже и позавтракал, однако принялся кушать с великою жадностью, и к крайнему моему удивлению съел все, не вставая с места... ...Однако после  того не чувствовал он никакого вреда; и на  другой день в состоянии был опять приняться за такой же обед..." 
 
Якуты разделывают корову для праздничного угощения, 1902 (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
***
 
 
(Щукин)
 
"Тунгусы, как и все инородцы, спят даже зимою, раздевшись донага. Прикрыв себя лоскутьями  звериных кож, тунгус поворачивает голую спину к огню и засыпает. К утру огонь гаснет, а на спине тунгуса образуется слой инея, но это ничего не значит!"
 
Возле чума, 1901 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"Нравы тунгусов кротки, ложь и обман между ними малоизвестны; но эта кроткость, эта тихость и флегматичность исчезают при двух стаканах вина. Пьяный тунгус неистовствует, всё ломает, всех бьет, рубит, колет, валяется на полу, и лишившись сил, засыпает. Полупьяный еще, оно готов отдать за вино всех своих оленей, все что имеет... "
 
На оленях, 1901 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"... родить на езде и потом опять ехать верхом - дело между тунгусками обыкновенное; но сколько бы ни была крепка их натура, все однако должны встречаться и смертные случаи в таких обстоятельствах...  "
 
 
Женщины в стойбище, с. Марково, Чукотский автономный округ, 1901 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"... В Якутске старушки нередко толкуют между собою по-якутски. Этот язык господствует между всеми классами, как у нас в столицах французский. Нет ни одного жителя, который бы не знал по-якутски. Да и неудивительно: в доме нянька якутка, кухарка - якутка, работник кучер - все якуты..."
 
"... женщины здешние стараются быть прелестными, и в сем намерении не щадят ни румян ни белил. Одеваются по моде, господствовавшей 10 лет назад. Между якутками встречаются довольно милые личики, с черными пламенными глазами; но странный наряд, по крайне мере, для глаз европейца, делает их незанимательными. Иногда таковая красавица разъезжает по городу верхом на быке; иногда на санях, летом бороздит улицы, без всякого сожаления к бедному животному, которое задыхается от усталости...". Девочка на быке (автор фото предположительно Иван Попов, альбом "Виды Якутской области", начало XX вв.)"
 
 
"Якуты народ  хитрый, пронырливый и коварный, злопамятны и мстительны. Ябедничества и жалобы столь обыкновенны между якутами, что составляют предмет общего разговора... ...Якуты, при врожденной их способности к воровству и мошенничеству, от общения с русскими чрезвычайно  усовершенствовались во всех тонкостях великой науки плутовать. В городе почти каждый день слышно об их шалостях; мало того, что очищаются по ночам амбары и уводится со двора скот, якуты действуют уже открыто, как лучшие мошенники...
 
...При дурных качествах якуты имеют много и хороших, например, они искусные плотники и печники: деревянные дома строят так чисто, и так плотно, что хоть бы лучшему мастеру так сделать. Из мамонтовой кости делают они гребни. В городе мебель делают исключительно якуты; при недостатке в инструментах, трудности побеждают терпением, и за все получают самую ничтожную плату... ...Они  остры и переимчивы. Скоро выучиваются читать и писать, и склонны к художествам..."
 
***
 
 
(Миддендорф)
 
"...Долганы живой подвижный, ловкий, услужливый народ, с большим достоинством. В единоборстве они отличались ловкостью, так что долганы одерживали верх над моими казаками. Между кочующими долганами больше всего встречались неподдельно якутские физиономии. При всем этом они физически слились с тунгусами не менее, чем в отношении нравов и образа жизни..."
 
Долгане (ил. из  книги А. Миддендорфа "Коренные жители Сибири")
 
 
"...Мне привелось видеть, как при самой сильной стуже, в шалаше, сквозившем как решето, брали из люльки голого ребенка, чтобы согреть его перед огнем... ...Лучистая теплота огня в шалаше действует так приятно, что и для взрослых кочевников нет лучше удовольствия, как сидеть перед огнем и подвергать действию его обнаженные туловище и ноги, прикрывая спину накинутым на плечи полушубком... 
 
...Нужно удивляться, как человеческий организм выносит такие сильные невзгоды. Нельзя также не удивляться, как, несмотря на глядение в огонь с ранней молодости, несмотря на часто невыносимый дым в чуме, от которого иной тунгусский мальчуган ревет во всю глотку, взрослые хрюкают, а женщины от слез не могут шить, как, несмотря на все это, глаза служат  отлично и до глубокой старости. Если старик-тунгус жалуется, что "он более ничего не видит", то это обыкновенно значит, что он всё еще в состоянии различать предметы несравненно лучше нашего брата..."
 
Тунгусы (ил. из  книги А. Миддендорфа "Коренные жители Сибири")
 
 
"...Шестидесяти и семидесятилетние старики-тунгусы нередко представлялись мне отцами грудных детей; иногда даже матерью оказывалась первая, уже очень съежившаяся жена..."
 
"...Потребуйте, чего хотите, якут все смастерит: чайник ли, или более сложный самовар, или винтовку с нарезным дулом и с замком.  Что бы он ни вырезал, во всем у него особый шик... "
 
"Государству, имеющему в виду развить доставшийся ему бесконечно обширный Сибирский край, должны быть особенно дороги свойства оседлого рода, задатки которого также имеются в этом даровитом народе. Эти-то свойства несомненно ставят якута, умеющего справлять тяжелую и продолжительную работу, гораздо выше еврея, с которыми у него, кроме торгового духа и способности к торговле, одинаковая степень ловкости в рукодельных работах, равно как наклонность и способность к самым разнообразным ремеслам..."
 
***
 
 
(Гончаров)
 
"Якуты ласковы и внимательны: они нас буквально на руках снимают с седел и сажают на них; иначе бы не влезть на седло, потом на подушку, да еще в дорожном платье."
 
Летняя якутская юрта. (иллюстрация из атласа «Путешествие по Восточной Сибири Ивана Булычева", 1856)
 
 
 
"...Якуты - народ с широкими скулами, с маленькими глазами, таким же носом; бороду выщипывает; смуглый и с черными волосами. Они, должно быть, южного происхождения и родня каким-нибудь манчжурам. Все они христиане, у всех медные кресты; все молятся; но говорят про них, что они не соблюдают постановлений церкви, то есть постов. Да и трудно соблюдать, когда нечего есть. Они едят что попало, белок, конину и всякую дрянь; выпрашивают также у русских хлеба..."
 
 
Якуты. (иллюстрация из атласа «Путешествие по Восточной Сибири Ивана Булычева", 1856)
 
 
"...Русские не хвалят якутов, говорят, что они плохие работники. "Дай хоть целковый в день, ни за что пахать не станет". Между тем они на гребле работают без устали, тридцать и сорок верст, и чуть станем на мель, сейчас бросаются с голыми ногами в воду тащить лодку, несмотря на резкий холод..."
 
"...Якуты здесь все: кучера, слуги и ремесленники; они - хорошие скорняки, кузнецы, но особенно способны к плотничной и столярной работе. Им недостает вкуса, потому что нет образцов. Здешние древние диваны и стулья переходят из дома в дом, не меняя формы; по ним делают и новую мебель. Дайте им образец - они сделают совершенно такую же вещь. Знаете ли, что мне обещал принести на днях якут? Бюст Рашели из мамонтовой кости или из моржового зуба. Сюда прислан бюстик из гипса, и якут делает по нем. Якут и Рашель - каково сближение!.."
 
Якутка. (иллюстрация из атласа «Путешествие по Восточной Сибири Ивана Булычева", 1856)
 
 
 "Якутов хвалят за способности, за трудолюбие, за смышленость, но в них, как в многочисленном, преобладающем здесь племени, уже развиты некоторые пороки: они, между прочим, склонны к воровству. Убийства между ними редки: они робки и боятся наказаний. Но в воровстве они обнаруживают много тонкости, которая бы не осрамила лондонских мошенников. Один якут украдет, например, корову и, чтоб зимой по следам не добрались до него, надевает на нее сары, или сапоги из конской кожи, какие сам носит. Но и хозяин коровы не промах: он поутру смотрит не под ноги, не на следы, а вверх: замечает, куда слетаются вороны, и часто нападает на покражу, узнавая по шкуре зарезанной коровы свою собственность."
 
Кузнец-якут, 1902. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"Чукчи держат себя поодаль от наших поселенцев, полагая, что русские придут и перережут их, а русские думают и гораздо с большим основанием, что их перережут чукчи. От этого происходит то, что те и другие избегают друг друга, хотя живут рядом, не оказывают взаимной помощи в нужде во время голода, не торгуют и того гляди еще подерутся между собой.
 
Один чиновник был послан, сколько я мог узнать, чтоб сблизить их...   ...Он обласкал одного чукчу, посадил его с собой обедать, и тот потом не отходил от него ни на шаг, служил ему проводником, просиживал над ним ночью, не смыкая глаз и охраняя его сон, и расстался с ним только на границе чукотской земли. Поступите с ним грубо, постращайте его - и во сколько лет потом не изгладите впечатления! "
 
Чукча. (иллюстрация из атласа «Путешествие по Восточной Сибири Ивана Булычева", 1856)
 
 
***
 
 
(Майдель)
 
"...О характере и природных качествах чукчей можно сказать, что они миролюбивый и добродушный народ. Между собою они живут в полном согласии; муж и жена почти всегда ладят между собой и первый никак не считает последнюю за подчиненное ему существо, за рабыню, а смотрит на неё, как на подругу жизни. Взрослые общаются с детьми всегда очень хорошо; они охотно балуют их, так что ребятишки всегда веселы и довольны. В Нижнеколымске меня часто уверяли, что чукчи жестоко обращаются с больными и престарелыми и даже убивают их, чтобы освободиться от них, как от лишней обузы. Но сам я не встречал ничего подобного, я мог только заметить, что они относятся к таким людям очень внимательно..."
 
Чукчи, 1901 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"...Жена ламута (эвен - прим. ред.) должна сама позаботиться о том, чтобы прийти с детьми и имуществом на назначенное место, поставить свою юрту и приготовить всё к возвращению домой хозяина..." 
 
Эвенка с. Марково, Чукотский автономный округ, 1901 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"...Ловко и красиво сложенный, притом крепкий и мускулистый, способный без труда переносить голод и жажду, холод и зной, прекрасный стрелок как из ружья, так и из лука, ламут представляет из себя истинного охотника, которого самые трудные лишения не могут заставить даже подумать о том, чтобы остаться у человеческаго жилья долее, чем безусловно необходимо для промена его добычи..." 
 
Эвены с. Марково, Чукотский автономный округ, 1901 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
 
"...Сравнительно со всеми остальными народностями Якутской области, якуты обладают самым совершенным устройством своего быта; только у них одних существуют письменные деловые сношения. Низшую единицу в их общественной организации составляет род, находящийся под управлением старейшины... "
 
Якуты (Иллюстрация из "Путеводителя из всей Сибири и средне-азиатским владениям России", 1895)
 
 
"...Якут, собственно говоря, представляет собой скотовода; охота у этого народа уже давно перестала быть источником существования, впрочем и между ними есть хорошие стрелки и люди, которые кормятся преимущественно охотой..."
 
Семья якутов переезжает из зимнего в летнее жилье, 1902 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
***
 
 
(Маак)
 
"...Якутки, как и все женщины инородцев, чрезвычайно любят надевать на шею, руки, привешивать к ушам, к косе и поясу разного рода украшения. Украшения эти составляют необходимую принадлежность приданного и служит масштабом состоятельности невесты. Каждая якутка-мать хлопочет, чтобы первую попавшуюся ей серебряную монету передать на украшение своей дочери, будущей невесты..." 
 
Якуты (из альбома Федора Паули "Peuples de la Russie", 1862)
 
 
 
Богатая якутка, 1902 г.
(из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
40
 
"...Весьма развита у якутов страсть к азартным играм, особенно к карточной, которая завелась у них еще в прошлом столетии. Несмотря на административные меры, запрещающие торговлю картами, последние привозятся к инородцам в большом количестве. Кроме купцов, карты развозят казаки, командируемые по делам службы. Карточная игра ведется особенно там, где существует более оживленная торговля пушным зверем и на ярмарках, куда стекается много народа, между прочим, известные своим легкомыслием и беспечностью тунгусы..."
 
Тунгусы. 
(из атласа «Путешествие по Восточной Сибири Ивана Булычева", 1856)
 
41
 
"По темпераменту якуты сангвиники и меланхолики составляют исключение... ...Гнилой и насыщенный миазмами воздух и рыбная, часто совершенно разложившаяся, пища с примесью древесины, как мне кажется, главные причины меланхолического настроения. Случается, что якуты в таком настроении по целым дням поют песни о самоубийстве и затем уходят в лес и вешаются на первом попавшемся дереве ..."
 
"...Скачки в температуре, разные невзгоды жизни и наконец бедность сделали якута маловпечатлительным к влиянию холода и жара...
 ... Во время тяги тяжело нагруженной лодки вверх по Вилюю, в очень жаркое время, я не мог понять, как могли якуты идти и еще тянуть лодку босыми ногами по острым каменьям, которых масса валялась на берегу, по скалистым утесам или по поросшему тальником, шиповником и покрытому кедровым стлаником берегу. Некоторые тянули почти голые, без верхнего платья, и тело многих было исцарапано и изъедено насекомыми до крови. После усиленных трудов они довольно спокойно проводили ночь, почти совершенно голые, под миллионами комаров, тогда как мы не знали, куда от них деваться..."
 
 
***
 
 
(Короленко)
 
"...Вообще у якутов есть большая склонность к поэзии, хотя не в нашем смысле. Я уже сказал, что закругленной мелодии у них нет, но зато есть другое - есть импровизация. Якут изливает в своей песне мимолетнее настроение минуты... ...Этим песням никак нельзя было отказать в искреннем горячем чувстве. Якуты часто садятся у камелька и, уставив глаза на огонь, слушают длинную импровизацию, целые поэмы... Иные поэмы можно петь несколько вечеров подряд, и их слушают все с тем же захватывающим вниманием..." 
 
Якуты у очага, 1902 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"...В якутской поэзии, несмотря на отсутствие мелодии (в этом отношении она напоминает монгольские песни), есть то, чего у нас нет, - много непосредственности. Якут сразу выливает свои ощущения, без затруднения находя для них и рифмы, и своеобразный ритм, то есть то, что мы уже утратили..."
 
"Якуты, вообще говоря, народ очень добродушный, и во многих улусах принято, как обычай, оказывать новоприбывшим поселенцам довольно существенную помощь. Правда, что без этой помощи человеку, закинутому в суровые условия незнакомой страны, пришлось бы или в самом скором времени умереть от голода и холода, или приняться за разбой; правда также, что всего охотнее эта помощь оказывается в виде пособия "на дорогу", посредством которого якутская община старается как можно скорее выпроводить поселенца куда-нибудь на прииск, откуда уже большая часть этих неудобных граждан не возвращается; тем не менее человеку, серьезно принимающемуся за работу, якуты по большей части также помогают стать на ноги".
 
Рыбаки разбирают сети, 1902 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
***
 
 
(Серошевский)
 
"...Мышцы лица якутов совсем малоподвижны; нужен большой навык, чтобы по слабым сокращениям их научиться читать более тонкие душевные движения. Особенно слабо отражают они угнетающие эмоции... ...Веселье и вообще приятные ощущения они выражают довольно шумно, но вообще они скрытнее и сдержаннее тунгусов и даже многих русских... "
 
Якутские дети, 1902 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"...Раз я видел, как тунгус, оскорбленный якутом, схватился за нож; глаза его вспыхнули хищным, фосфорическим, истинно волчьим огнем. Думаю, что ни русские, ни якутские глаза не способны так вспыхнуть..."
 
"...Трудно отличить тунгуса-мужчину от женщины, когда они одеты одинаково, что у бедняков часто случается. Женщины немного только ниже мужчин и нежнее сложены. Движения тунгусов легки, часто грациозны, всегда порывисты..."
 
Лесные тунгусы (из альбома Федора Паули "Peuples de la Russie", 1862)
 
 
"...Якутов нужно считать за племя здоровое, закаленное, легко приспосабливающееся и при лучшем питании, при улучшении санитарных и гигиенических условий обещающее быстро превратиться в сильный, рослый и работящий народ..."
 
Осуохай, 1902 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).

 
Подготовил Спиридон Слепцов, News.Ykt.Ru
 
Category: История, философия | Views: 2891 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Алтынньы 2015  »
БнОпСэЧпБтСбБс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 1
Ыалдьыттар (гостей): 1
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024