Вскоре после своей загадочной находки Павлов покончил жизнь самоубийством… Что послужило причиной его смерти? И что это за «игрушечные деревянные сани с таким же деревянным седоком»?
Курьез с трагическим концом
«Это было тогда, когда Ромась и Павлов еще жили в якутской юрте, - рассказывает Короленко в своей книге. - Я часто приходил к ним, ночевал у них, и мы очень подружились. Также я пришел к ним во время находки...
Оказалось, что это талисман. Когда якут заболевает, шаман завораживает духов болезни и уносит их в тайгу. Значит, Павлов принес с собой враждебных духов. Мы, разумеется, только смеялись над этим суеверием. Но мне показалось, что Павлову не по себе: крестьяне вологодских лесов тоже имеют дело с инородческими колдунами».
По прошествии некоторого времени, пишет Владимир Галактионович, Ромась начал жаловаться, что Павлов стал несносным, неуживчивым и странным. Михаил, избегая Павлова, проживал целые недели в слободе. Несчастный ссыльный иногда тоже навещал друзей, но подолгу не задерживался, «предпочитая» одинокую «юртишку на берегу мрачной реки на фоне не менее мрачного леса» в селении Болугур.
«Я до сих пор не могу простить себе, что у меня не хватило достаточно воображения, чтобы представить себе положение Павлова…», - сожалеет писатель. Веселые разговоры втроем за рыбной ловлей прекратились. Закончились и общения с инородцами…
«Между тем наступила весна, - продолжает Короленко. - Мы готовились к началу полевых и огородных работ. Это было самое веселое время в году. Мы звали Павлова, но он, по-видимому, не решался прийти… Между тем к нам приехал новый сожитель — Осип Васильевич Аптекман (и теперь еще живущий в Петербурге). Павлов был с ним знаком раньше и прислал записку, прося его приехать немедленно к нему. Это была претензия несообразная: Аптекман только что приехал из Усть-Маи и чувствовал себя сильно усталым. Поэтому он написал, что он сам не может приехать, но что ждет Павлова в Амгу. Я прибавил к этому радушное письмо, в котором уверял Павлова, что все мы будем очень рады его видеть. Я отправил письмо с тем же поселенцем, с которым пришло письмо Павлова. На следующий день этот же поселенец принес нам печальную весть: в эту же ночь Павлов застрелился.
...Ананий Семенович Орлов говорил мне, что в последний раз, когда он был у Павлова в его мрачной избе,
поведение Павлова показалось ему странным: потолок его избы был расчерчен, в некоторых местах вбиты были крепкие гвозди, и на одном из них висела веревка. Кроме того, Павлов заговаривал с Орловым о самоубийстве. Я в тот день очень устал, так как целый день пахал на огороде, и не обратил на предостережения Орлова достаточного внимания. Мне казалось, что самоубийцы не предупреждают об этом товарищей. И, кроме того, приезд Аптекмана казался мне удобным предлогом для прихода Павлова к нам. А там мы сумеем удержать его. И вот теперь это известие.
Природа порой удивительно вторит настроению человека, и нам с Ромасем казалось, что теперь она ясно говорила о нашей вине… «Прозевали, прозевали», — слышалось мне в шуме ветра.
Через несколько дней приехали из Якутска доктор и заседатель для вскрытия тела. Мы получили приглашение присутствовать при вскрытии и решили с Ромасем поехать в избу Павлова…Лицо Павлова было спокойно: ни тени страдания… Казалось, он простил нам все… Рядом со мной раздался шепот по-якутски. Я обернулся и узнал в числе понятых того самого якута, который с таким страхом отнесся тот раз к павловской находке.
— Вы тогда смеялись, — говорил он мне с укоризной».
Вещи с могилы шамана
По мнению ученого-этнографа, доцента кафедры всемирной истории и этнологии СВФУ
Анатолия Алексеева, ссыльный Александр Павлов, возможно, нашел игрушку на могиле шамана или на могильном лабазе аранасе, либо на священном дереве кэрэх-мас, и его мог спасти исключительно сильнейший шаман, но дело тут оказалось двоякое - нет гарантии того, что он смог бы выздороветь, поскольку политссыльный не вернул вещь обратно.
Короленко описал реальный случай, считает Алексеев. «Рассказывали, что в Саккырырском и других улусах некоторые школьники брали вещи с могилы шамана и не могли найти обратную дорогу, блуждали по лесу, иногда путь им преграждал огонь – шаманский духовный огонь. Некоторые сходили с ума. Только после возвращения предмета на место они могли исправить положение. С захоронений шаманов, кэрэх-мас, аранаса, кладбищ брать предметы нельзя ни в коем случае, - предупреждает историк. – Вообще, вещи мертвых – это черные предметы. Они опасны для любого человека, а современные люди одежду мертвых сдают в секонд-хенды, а это на самом деле способствуют злу. Современный человек также не понимает, что воровать нельзя - любая вещь содержит часть души другого. Поэтому вор все равно будет наказан. Не физически, а духовно. Кроме того, сегодня маги, колдуны с целью причинить человеку вред наговаривают на игрушку, куклу, одежду, да даже на еду. Но это «не бесплатно» - крайне опасно не только для жертвы, но и главным образом для мага и заказчика. Так что это меч обоюдоострый», - уверен Алексеев.
Духи одолевают духовно слабого
За объяснением мы обратились к кандидату исторических наук, доценту кафедры всемирной истории и этнологии Исторического факультета СВФУ
Людмиле Егоровой.
- Людмила Ивановна, так что же случилось? К ссыльному Александру Павлову вместе с игрушкой перешел дух болезни, заключенный шаманом в этот деревянный предмет?
- Шаман болезнь не переселяет, а уничтожает. Но он может внедрить в предмет духовное тело, - считает ученый.
- Тогда что за сила находилась в найденном предмете?
- Возможно, ссыльный обнаружил его в лесу на кэрэх-мас, и в игрушку был заключен ёр шамана, то есть душа покойного шамана, чтобы в нужное время внедриться в потомка с целью передать свои духовные способности. Сюр шамана, то сеть его духовное тело, остается в биосфере 12 поколений. Если одно поколение составляет 40 лет, то считайте - около 500 лет этот сюр большого сильного шамана остается в биосфере. Может, игрушка предназначалась для его потомков, а ссыльный Павлов случайно нашел ее, таким образом, активизировал и попал в пограничное состояние. Когда в живого человека внедряется духовное тело покойного, человек оказывается в пограничном состоянии и сходит с ума. Павлов же не содержал тот генотип, который был у того шамана, поэтому он не мог стать его последователем. Просто он сошел с ума. В принципе, даже не рассудка лишился, а не смог выдержать пограничное состояние.
- А что испытывает человек, находясь в таком состоянии?
- Постоянную тревожность от непонимания того, что с ним происходит. Видит энергетический мир как реальность, замечает странные явления как наяву, так и во сне. Это объясняется тем, что энергоинформационное поле зацепилось за человека и начало воздействовать на его состояние. В якутской мифологии существуют понятия «иччи», «уер», «сибиэн», которые можно определить как энергоинформационные поля.
- Приди врач Осип Аптекман на зов Павлова, итог не был бы столь трагичным.
- Он бы только усугубил положение. Его мог спасти только шаман. В то время в Якутии происходили гонения на них, но подпольные все же существовали. Вот они могли бы его исцелить. И сейчас есть различные ритуалы, но их могут совершать только редкие люди, то есть те, кто не испугается и у кого хватит сил. Сегодня психически больные – большая проблема современности. Их, находящихся в пограничном состоянии, просто уничтожают лекарствами. Кто-то из них мог бы стать сильным шаманом, способным объяснить процессы, происходящие в современном мире.
- А если бы ссыльный не верил в магию, то ничего бы с ним не случилось?
- Не зависит от того, верит ли человек или нет. Здесь главное духовная сила. Духи одолевают только духовно слабого человека. Игрушка – тоже духовное тело, и если человек слаб духом, она за него зацепляется.
Ксения АВЕРА