YKTIMES.RU – На прошлой неделе в портовском районе Якутска произошел не такой уж сенсационный, но достаточно неприятный случай – подрались мальчишки. Подрались сильно – один из участников конфликта попал в больницу. Однако на первые полосы печатных изданий драка попала не поэтому: “фишкой” истории стала усмотренная кем-то национальная подоплека. В этой истории попытался разобраться журналист News.Ykt.Ru.
Дело в том, что инициаторами конфликта стали ученики общеобразовательной школы №24, а пострадавшими – ученики саха-канадской школы №38. Родители учеников последней в своем письме, опубликованном в одной из газет, утверждают, что избиения происходят регулярно, в драке были использованы кастеты, на детей натравливают собак и собирают дань, просто “потому что якуты”. Более того, уполномоченный по правам ребенка в Якутии Анна Соловьева сообщила о том, что “налицо националистическая составляющая”.
После этой публикации Управление образования Якутска сообщило, что детскими разборками заинтересовался клуб “Ураанхай”.
Егор Охлопков, начальник отдела воспитания и дополнительного образования Управления образования ОА г. Якутск:
– Члены “Ураанхай” хотели устроить митинг, но мы им все объяснили и они все поняли.
Соглашаясь с тем, что главное в этой истории – правильно во всем разобраться и понять обе стороны конфликта, редакция News.Ykt.Ru воспользовалась приглашением учителей школы №24 и отправилась на место происшествия.
На входе в школу “обидчиков” нас встречает стандартная двуязычная вывеска, внутри каждого входящего приветствуют старшеклассники. Как оказалось, это руководящий состав Школьной президентской республики проводит здесь свои собрания. Будущие выпускники как раз разрабатывают план работы по случившемуся инциденту. Старшеклассники: Это не межнац, а глупые юношеские амбиции
Знакомьтесь, Президентский совет – министры и вице-президент Школьной президентской республики. Совет существует уже третий год. Президент – Георгий Багирян – сейчас отсутствует, талантливый школьник принимает участие в форуме “Ленский край”. Старшеклассники из ШПР входят в молодежный совет Гагаринского округа, издают ежемесячную школьную газету “Вестник 24″, ставшую лучшей школьной газетой в городе. Подростки занимают активную позицию по всем школьным вопросам, чувствуя ответственность за то, что происходит. Валерия Яковлева, вице-президент ШПР:
– Когда мы узнали о драке, то ужаснулись. У нас есть класс с якутским языком обучения, проводятся регулярные спортивные соревнования между школами. Считаем, что это нельзя назвать межнациональной стычкой, скорее, это глупые юношеские амбиции. Мы резко осудили произошедшее, нас это очень огорчило и с этим надо что-то делать. – Что именно?
– У нас уже был трудный подросток, у которого были проблемы с дисциплиной, но теперь он влился в состав нашего совета, глаза у него горят, просит новых заданий, активно участвует в мероприятиях. Мы возьмем участников драки под свою опеку. Дети нас уважают, хотят попасть в наш совет.
С тем, что надо что-то делать, согласен и педколлектив школы. В школе идет интенсивная работа над ошибками – уже проведены беседы с инспектором, линейки, классные часы, родительский совет. Учителя, родители провинившихся учеников и сами драчуны ходили в школу №38 просить прощения. Заступились за Валеру
В кабинет к директору для беседы с журналистом пригласили и самих “героев” драки – четверых восьмиклассников. Отсутствует девятиклассник, он учится в другую смену. У одного из ребят под глазом красуется фингал, остальные без видимых повреждений. Ребята одеты опрятно и производят приятное впечатление. По словам учителей, в школе есть дети и посложнее, эти – из нормальных семей, ранее ни в каких конфликтах участия не принимали. Практически все учатся в этой школе с первого класса. Национальный состав драчунов: саха (девятиклассник), татарин, русский, поляк, украинец. – Что там произошло, ребята?
– Мы шли через школу №30, знакомый парень сказал нам, что ученики из 38-й избили нашего знакомого, Валеру, котогоро мы уже две недели не видели. Драться не собирались, просто хотели поговорить. А тех 5-7 человек было.
Оказалось, что ни у кого из ребят не было ни пресловутых кастетов, ни собак. Кто-то рядом гулял со своим питомцем, который и прибежал на образовавшуюся возню. У всех есть знакомые из 38-й школы: друзья, бывшие одноклассники. Не зря школы регулярно проводят совместные мероприятия – теперь все друг друга знают.
– Мы были неправы, – говорят мальчишки, – Теперь, если начнется драка, сразу будем звать взрослых или полицию. Поняли, что нужно иметь свою голову на плечах и не верить провокаторам.
Пожалуй, последнее сейчас особенно важно. Учителя школы №24: “Кому надо подводить под эту историю национальную подоплеку?”
Педколлектив школы №24 согласен с тем, что произошел конфликт, что была драка, что их ученики виноваты и готовы исправлять свои ошибки. Но они не согласны и оскорблены тем, что мальчишеской драке придали национальную окраску. Людмила Николаевна Сыроед, директор МОБУ СОШ №24 им. С.И.Климакова:
– Я работаю в этой школе 46 лет, из них 30 лет – директором. Я знаю всех детей, их родителей, их семьи. Уже внуки моих учеников идут в школу. Микрорайон очень хороший, между нашими школами всегда была дружба. Дети из 38-й приходят на нашу спортивную площадку. Детей мы не обижаем никогда, в нашей школе налажено сотрудничество “ученик – родитель – учитель”. Произошел неприятный инцидент, и мы об этом сожалеем. Но о каком национальном вопросе идет речь? Я благодарна своим учителям-саха: Захару Прокопьевичу Саввину, Николаю Антоновичу Гоголеву, Николаю Георгиевичу Самсонову – они были мне как отцы. Земля якутская – это моя родная земля. Как можно поднимать национальный вопрос?
Учителя школы №24 составили открытое письмо, публикуем его текст:
В школе № 24 города Якутска произошло ЧП. Наши пятеро (а не двадцать и не тридцать) мальчишек-восьмиклассников ввязались в групповую драку. Это правда. Правда и то, что с вечера 20 октября, как только эта информация дошла до учителей и администрации школы, мирная и весёлая, трудная и радостная – обыденная, одним словом, жизнь школы прекратилась.
После первого шока начались звонки, приглашения родителей, разбор и выяснение условий драки. Параллельно с нами работали представители 3 отдела полиции, выяснялись все обстоятельства, предшествующие драке. За эти дни был только один звонок от представителей «ЯВ», и заместитель директора ответила, что проводится расследование, и назвать какие-либо фамилии мы не можем, просто пока не знаем. Вот это были единственные слова представителям прессы. Никаких неофициальных бесед с педагогами нашей школы насчёт «попасть к Малахову» не было, никаких официальных, тем более категорических запретов «выносить сор из избы» тоже не было и быть не могло – учителя взрослые люди, нам трудно что-либо запретить или приказать, если это не касается наших должностных требований.
ЧП случилось, да… Увы… В детских коллективах, среди подростков, случаются подобные происшествия. Да и всегда случались. И мы с этим работаем, ничуть не снимая с себя ответственности. Конечно, проводятся беседы и классные часы о толерантности, приглашаются представители правоохранительных органов с предупредительными беседами, организуются совместные мероприятия с соседней школой – в прошлом году их было 4- и т.д. Но, раз случилось, значит, – недоработали. И снова – беседуем, советуем, объясняем, ругаем и снова беседуем. Мы переживаем за пострадавших детей не меньше других. Представители коллектива школы и участники драки сходили в школу, зашли в те классы, где учатся пострадавшие дети. И администрация, и провинившиеся школьники при всём классе принесли свои извинения за недопустимое поведение.
Но зачем – кому это надо? – подводить под эту историю национальную подоплёку?
Нашей школе в этом году исполняется 55 лет. В школе учится без малого 900 детей и работает около 60 человек педагогического и обслуживающего персонала. В эти дни мы – впервые! – решили выяснить, сколько и каких национальностей работает рядом с нами, так как раньше даже не задумывались над этим – не было причин. Все педагоги – дружный, слаженно работающий коллектив. Многонациональный, как оказалось: среди нас почти поровну саха и русских, а кроме того есть представители бурятской, украинской, казахской, татарской, нагайской, польской и абазинской национальностей. А национальный состав школьников ещё шире, так как школа не отборная, принимаются все дети, живущие по микрорайону. Ни разу мы не разбирали на профилактическом совете, на совещаниях при завучах и директоре национальный вопрос – не было этому причин. И тема эта звучала лишь наряду с прочими направлениями воспитываемой толерантности.
Мы учим наших детей принимать и оценивать себя и людей по поступкам, культуре поведения, по качеству речи, учим их уважать других и самих себя. Приходите в нашу школу, пройдитесь по классам, побеседуйте с ребятами, посетите национальные первый и второй класс, порасспросите их – дети искренние, они не умеют хитрить, по разговорам с ними легко узнать правду. Почему этого никто не сделал? Разве может уважающая себя и своих читателей газета напечатать заведомо ложный материал? Вокруг одного факта (да, отвратительного, да, недопустимого, мы не отрицаем этого и не покрываем виновных!) – накрутить национальную неприязнь. Перечеркнуть всё то, что годами создавалось в школе. Оскорбить директора, назвав её «пожилой женщиной, живущей в другом измерении».
Во-первых, Людмила Николаевна ни одного слова никому не говорила насчёт того, что «её дети на такую жестокость не способны» – ей просто некогда было общаться с журналистами, в школе проводилось серьёзное расследование инцидента.
А насчёт «другого измерения»… Да, мы все, педагоги, живём «в другом измерении», это правда. Мы живём в мире наших детей, болея их проблемами и радуясь их достижениям. Мы беседуем с ними по душам, разговариваем обо всём на свете – о любви, о ненависти, о правде и лжи, о мечте, которая обязательно должна быть у человека. О дружбе. О чести. О подлости. Не знаем, наступит ли когда-нибудь такое время, чтобы каждый до единого выпускник школы вышел в жизнь абсолютно достойным и порядочным человеком. Но во всяком случае, мы многое делаем для этого и этому, в сущности, посвятили свою жизнь. Иногда – в ущерб собственным детям и семьям…И не потому, что, как считает Анна Соловьёва, «Объясняю пошагово: виноваты в любом случае педагоги….Педагоги полностью в ответе за то, что делают их учащиеся даже вне учёбы». Вообще-то, если уж обращаться строго к закону, то статья 44 главы 4-й ФЗ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» гласит:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Но это к слову. Настоящее образование невозможно без воспитательной составляющей. Вот почему мы и проводим постоянную, неустанную, практически не оплачиваемую работу по воспитанию, не считая это обузой или тяготой. Но освобождать от ответственности родителей за воспитание их детей – правильно ли это? Полагаем, ответ содержится в ныне обсуждаемом в Республике Законопроекте “Об ответственности родителей за содержание, воспитание, обучение, здоровье, защиту прав и законных интересов ребенка”.
Полагаем, что эмоционально окрашенная лексика журналиста типа «массовые экзекуции случаются регулярно», «национальная почва», «групповые избиения повторяются регулярно», «в порту чуть ли не каждый день происходит подобное», а также высказывание Анны Соловьёвой «налицо откровенная националистическая составляющая» и пр. – не просто лживы, а именно они-то и имеют конкретную цель – разжечь национальную рознь между нашими детьми. Вот это ужасает нас, работающих с детьми разных национальностей. Кстати сказать, среди пятерых наших ребят, ввязавшихся в драку, только один был русский. Был и мальчик саха, вообще все пятеро – дети разных национальностей.
Мы, учителя, стоим у истоков формирования личности и не понаслышке знаем все проблемы, связанные с детьми и подростками. По мере сил мы искореняем недостатки семейного воспитания, пытаемся «сеять, разумное, доброе, вечное».
Но мы видим, что есть люди, живущие по принципу «Разделяй и властвуй!» Как известно, к нему часто прибегают отдельные группировки или правительства в многонациональных регионах, и согласно которому лучший метод управления таким регионом — разжигание и использование вражды между его частями. В том числе – национальной вражды. Россия велика. И Россия – многонациональна. Самое удобное – разделить людей на национальной основе и затем подчинить себе отдельные, разрозненные и ослабленные её части. Граждане, соотечественники! Задумайтесь над этим! Наше спасение – в дружбе и единении. Не поддавайтесь подобным провокациям. Ещё понятно, когда на этот нехитрый крючок попадаются наши дети, но нам-то, взрослым, стыдно вставлять своё разрушительное слово в политику «Разделяй и властвуй!» . Коллектив учителей МОБУ СОШ № 24 имени С.И. Климакова.
Молчание
Полную противоположность открытости своих соседей представляет пострадавшая сторона. В саха-канадской школе №38 вход преграждает охранник и оставшийся инкогнито учитель. На просьбу поговорить с руководством выходит Розалия Степановна Петрова – и.о.директора школы, завуч. Вот что она сообщила:
– Своих версий мы не озвучиваем, пока идет расследование.
На вопрос о текущем состоянии пострадавшего ученика Розалия Степановна отвечать наотрез отказалась.
Самым разговорчивым здесь оказался охранник, предложивший покинуть школу. Управление образования: Школы будут сотрудничать
В Управлении образования, курирующем конфликт, сообщили, что было проведено экстренное межведомственное совещание, по результатам которого решено разработать дорожную карту по урегулированию отношений между учениками. Составлен план мероприятий: в школе №30, также как и ранее в 24-й, будет открыт класс с обучением на якутском языке, а 38-я, в свою очередь, начнет принимать в свои ряды жителей микрорайона по прописке. Совместно с ЧОПами будет распределена ответственность по охране. На площади, где произошла драка, будут установлены видеокамеры, а перед школой №38 будет установлен шлагбаум. Будут курсировать родительские патрули, также свое присутствие в районе усилит полиция. Егор Охлопков, начальник отдела воспитания и дополнительного образования Управления образования ОА г. Якутск:
– Состояние пострадавшего – средней степени тяжести. Это различные ссадины, ушибы мягких тканей, ушиб левого глазного яблока. На этой неделе мальчик должен быть выписан из больницы. В прошедшую пятницу делегация 24-й школы была в 38-й школе, они извинились перед пострадавшими и их родителями и намерены организовать сотрудничество между школами и родителями. Анна Борисова. Начальник МВД Якутска Юрий Левин: это не банды, это дети
Текст: Николай БОРИСОВ
YAKUTIA.INFO. «Конфликт между школьниками действительно имел место. Однако говорить о том, что в Якутске формируются молодежные банды, нельзя», - заявил начальник МУ МВД России «Якутское» Юрий Левин журналисту Якутия.Инфо.
Напомним, случай с массовым избиением семерых учеников восьмого класса произошел 20 октября на площади Гагарина в Якутске.
«Нашим детям нанесены побои различных степеней тяжести. Есть справки медосвидетельствования о побоях. Нападавшие направленно били всех по голове, лежащих пинали по голове, по туловищу. В результате чего один ребенок попал в отделение нейрохирургии НМЦ «Центр материнства и детства», - пишут родители пострадавших в жалобе.
В МВД подтвердили, что пострадавших семерых детей окружила толпа из 25 учащихся 24-й и 30-й школ Якутска одного с ними возраста. Были нанесены побои, в результате которых один из пострадавших попал в больницу. Первое заявление поступило около семи часов вечера от психолога одной из школ. Также заявление пришло от родителей пострадавших из больницы около 22.00. Полиция заявляет, что отреагировала своевременно.
«Нам известно 90 процентов участников конфликта. Надо отметить, что никаких кастетов или палок не использовалось. Конечно, подобные ситуации каждый раз заставляют задуматься – все ли мы делаем правильно?», - отмечает начальник полиции.
Главный полицейский заявил, что недостатки в работе с детьми есть. При этом не только в плане предотвращения массовых драк, но в антитеррористической безопасности, профилактики правонарушений и других направлений.
«Нужно разобраться в ситуации в целом. Ведь помимо МВД есть и другие структуры, работающие с детьми. Все ли условия мы совместно создали? Например, к началу учебного года мы всегда проводим проверку, и можно сказать, что пора обновить систему видеонаблюдения. Таких нюансов множество», - говорит начальник.
Отвечая на вопрос, можно ли было избежать драки, Юрий Николаевич ответил, что большие вопросы вызывают действия охраны. Конфликт возник еще в фойе 30-й школы в присутствии сотрудников ЧОПа и других взрослых.
«Мы читали многие комментарии. Конечно, сейчас проще всего обвинить полицию, мол, «где вы были»? Но ведь это работа системы в целом. В том числе каждого гражданина. Что мешало, увидев сбор, узнать, зачем он? Мы со своей стороны ведем всю работу, которую позволяют рамки закона», - говорит Левин.
Между тем, буквально неделей ранее, 13 октября, опять же в районе аэропорта по улице Курнатовского неизвестные хулиганы устроили потасовку с полицейскими. Как сообщила газета «Якутск вечерний», в ночь на 13 октября полицейские заметили по улице Курнатовского дерущуюся молодежь. Побоище устроили две группы молодых людей кавказской и якутской национальности. Правоохранители попытались остановить драку, то встретили сопротивление. Агрессивные подростки стекла полицейского автомобиля и забросали стражей порядка камнями.
Напомним, ранее мы писали, что учитывая приход нового положенца Хаптаса, который «вдохнул новую жизнь» в якутский криминалитет, перечисленное может быть чревато следующим.
Прибывшие наряды полиции задержали только троих участников драки. Позже правоохранители сообщили, что все участники драки установлены и будут привлечены к ответственности. Однако максимум, что им угрожает – это административное наказание, поскольку хулиганы являются несовершеннолетними.
Во-первых, с приходом нового положенца группировки активизируют деятельность по наполнению общака. А это означает усиление криминогенной ситуации в целом по региону: станет больше карманников, домушников, вымогателей. В том числе также за счет таких группировок, как «Девятка».
Во-вторых, сегодняшняя правоохранительная система лишена многих полномочий, которыми она была наделена до принятия законопроекта о полиции. Поведение полицейских при попытке задержать хулиганов 13 октября – яркое тому подтверждение.
В-третьих, после реформы МВД из состава якутской полиции ушли многие опытные сотрудники по борьбе с ОПГ. Кроме того, сыграло роль упразднение управлений по борьбе с организованной преступностью (УБОПов).
Однако, в полиции не связывают случай с драками школьников и активизацией криминалитета.
«Такие конфликты были всегда. Сейчас наша задача разобраться в ситуации и принять меры по предотвращению их в дальнейшем. Это ведь дети, в этой среде дурной пример может быть заразителен», - завил начальник МВД.