"По проекту бюджета на 2016 год расходы на содержание региональных печатных и электронных средств массовой информации сокращены с 954 млн рублей до 524 млн рублей", - передает агентство со ссылкой на Министерство финансов республики.Напомним, проблему излишних трат региональных бюджетов на государственные СМИ озвучили на медиафоруме Общероссийского народного фронта в апреле этого года. Так, журналист "Якутия.Инфо" попросил главу государства взять на контроль проблему того, что государственные СМИ на деньги налогоплательщиков зачастую занимаются не освещением жизни своих регионов, а пиаром власти, которая им за это платит. В стране сложилась порочная практика, при которой журналисты перестают (зачастую вынужденно) исполнять свой гражданский долг, а, по сути, становятся прислугой власти.
Глава государства согласился с изложенным и распорядился урезать финансирование для государственных изданий. А также призвал «исключить ситуации, когда средства, выделяемые региональным властям из бюджета на освещение их деятельности в прессе, тратятся на улучшение своего имиджа».
Поначалу Борисов будто не воспринял всерьез итоги медиа-форума. А даже заявил в своих СМИ, что, наоборот, нужно увеличивать финансирование.
«Сумма, которая режет ваши уши – это не главное, главное – в содержательной части. У нас финансирование, например, имиджевой политики увеличилось. Вы же говорите, что надо деньги экономить. Для этого Якутии необходимо привлекать инвестиции, связываться с внешним миром. За пределами республики до сих пор не так много о нас знают», - были слова Борисова весной этого года.Но после этого Госдума и вовсе приняла законопроект, запрещающий властям заниматься собственным пиаром в СМИ. Иначе им грозит уголовщина за трату бюджетных денег. Вопрос в том, как разделять понятия «пиар» и «информирование». Четких лекал нашим чиновникам федералы толком не спускали.
Путин и ОНФ говорят о том, деятельность государства нужно освещать. Другое дело, что нужно разграничивать понятия «пиар» и «информирование». Например, на наш взгляд, все последние выступления главы республики Егора Борисова в республиканском медиа-центре были ничем иным, как пиаром. Ибо, если бы речь шла об информировании, организаторы хотя бы не постеснялись организовать это в виде пресс-конференции для всех, а не только для «околовластных» СМИ.
Поэтому наши не придумали ничего проще, как просто сократить финансирование госСМИ. В принципе, это назревало давно. Ибо даже руководитель Департамента по делам печати и телерадиовещания Афанасий Егоров признал, что эта сумма у нас несколько раздута.
Но, как говорится, рано радоваться, а есть чего опасаться. Итак, что можно предвидеть?
Во-первых, сокращение бюджета почти в два раза нельзя исполнить «без жертв». Причем не исключено, что в жертву будут приносить самые слабые звенья. Например, поступит разнарядка сократить штаты на содержание рядовых сотрудников в улусных изданиях и ТВ-студиях. У людей сократится зарплата, а иных самих сократят. Это и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что порядок все-таки надо наводить. В том числе сокращать нередко раздутые штаты, делать механизм работы госСМИ более эффективным при меньших тратах.
Плохо это будет для отдельных добросовестных сотрудников, по чьей конкретной зарплате это ударит. А вот чиновники от журналистики вряд ли пострадают – себе зарплаты они сохранят в ущерб «низшего звена».
Далее, смогут ли выживать госСМИ при таком серьезном урезании? Простой предприниматель к ним неохотно пойдет за рекламой – за долгие годы вражды с чиновниками у него нет к ним доверия. Да и аудитория у них поменьше будет. Очевидно, что в условиях кризиса, сжатого рекламного рынка и вообще уменьшения денег у населения климат для выживания создан не самый лучший.
Но если частники привыкли к тягостям жизни, то издания, живущие на содержании власти, в условиях честной конкуренции станут более уязвимыми. Вывод: не исключено, что дойдет до закрытия некоторых изданий.
Но вряд ли честный рынок наступит. При нашем «огосударствленном рынке» это невозможно. Власти все равно захотят сохранить «свои» издания, тем более у руководителей последних все-таки сохранятся прежние связи и админресурс.
В чем же заключается админресурс?
Есть такая прекрасная вещь, как государственные компании – всевозможные ГУПы, ОАО, ГБУ. Что мешает чиновникам в административном порядке спускать директорам этих госкомпаний разнарядку на заключение договоров об информационном обслуживании с госизданиями?
То есть финансирование из общебюджетной кормушки может и не сократиться. И со стороны будет выглядеть, будто госСМИ научились самостоятельности. Но директору госкомпании, может, оно и не надо, но сказано «сверху» – сделано.
Впрочем, сейчас доходит о вовсе до возмутительного. Так, некоторые родители уже жалуются, что в школах детей заставляют подписываться на детские госиздания. Причем подписка недешевая – 320 рублей за полгода. «Мне денег, может, и не жалко, - говорит одна родительница. – Но почему мой сын должен в добровольно-принудительном порядке подписываться на то, что ему не нужно?»В общем, тема сложная и требующая обсуждения. Поэтому со стороны государственных структур СМИ было бы правильным начать хотя бы с ее публичного обсуждения. В рамках того же парламентского пресс-клуба, который приступил к работе с осени. Ибо вопросов и неясностей остается довольно много.
Со своей стороны «Якутия.Инфо» может предложить свое видение того, как властям следует проводить информационную политику.