16.12.2015YKTIMES.RU > Мнение > Якутский газ: наживаются избранные
Хотите знать, когда в Якутии будет дешевый газ и моторное топливо? У меня есть ответ – никогда. Я думаю до тех пор, пока во главе государственной компании ОАО «Сахатранснефтегаз» находится Иван Макаров, а прикрывает его деятельность глава Якутии Егор Борисов.
Недавно с большой помпой и широким освещением в СМИ ОАО «Сахатранснефтегаз» отчитался по итогам работы за 9 месяцев 2015 года.
По итогам отчетов надо отметить, что год завершаем с положительной динамикой, объем транспортировки природного газа выполняется. Я бы хотел отметить, что в текущем году мы активно занимались диверсификацией своей деятельности. Работаем по дальнейшему освоению Отраднинского ГКМ. Мы также продолжаем работу по освоению новых месторождений. Недавно выиграли аукцион на гелого-разведочные работы в еще двух участках, недалеко от Отраднинского ГКМ, – прокомментировал сие событие генеральный директор АО «Сахатранснефтегаз», народный депутат Ил Тумэн Иван Макаров.
Стесняюсь спросить – а зачем «Сахатранефтегазу» вести работы по дальнейшему освоению Отраднинского и Среднетюнгского месторождений?
Тут нужно пояснить, что с Отраднинского ГКМ идет газ на Ленск, а со Среднетюнгского газифицируются три близлежащих наслега. Все они на сегодняшний день полностью обеспечены газом на много лет вперед.
Стоимость инвестпроекта по освоению Отраднинского ГМК составляет 12,98 млрд рублей в ценах 2010 года ($457 млн.), по Среднетюнгскому – 5,06 млрд.рублей в ценах 2011 года. Финансирование работ по этим месторождениям ОАО «Сахатранснефтегаз» ведет за счет заемных средств.
По итогам 2014 года убытки компании от добычи газа на Среднетюнгском ГМК составили 126 млн.рублей, на Отраднинском – 113 млн.рублей.
Оба проекта рассчитаны на экспорт газа за рубеж по газопроводу «Сила Сибири» – республика сейчас ведет переговоры с Газпромом о выделении Якутии 8 % мощности будущего газопровода. После чего СТНГ планирует продать долю (это может быть и все 100 %) в проектах зарубежным инвесторам.
Но газопровода и зарубежных инвесторов пока нет, а вот кризис в России есть. И уже сам глава Якутии Егор Борисов призывает народ затянуть пояса. Для проектов СТНГ внутрироссийский кризис усугубляется катастрофически тотальным снижением цен на нефть и газ. Соответственно, также катастрофически и падает прибыльность проектов по продаже газа за рубеж. Например, сейчас очень широко обсуждается вопрос о рентабельности поставок газа в Китай по будущему газопроводу «Сила Сибири».
Многие эксперты утверждают, что при нынешних ценах эти поставки будут для Газпрома убыточны и рекомендуют на время заморозить сроки строительства газопровода. Месторождения Газпрома и СТНГ находятся по соседству, условия работы одинаковые, себестоимость добычи тоже приблизительна равна. Соответственно, все те опасения по поводу рентабельности добычи и продажи газа в полной мере относятся и к якутскому предприятию.
Газпром связан с китайцами контрактом, но СТНГ пока никому ничего не должен. И не разумнее в такой обстановке временно приостановить работы на Отраднинском и Среднетюнгском месторождениях?
Газа для обеспечения Ленска и трех наслегов хватает, необходимости значительно увеличивать добычу нет, и в ближайшее время даже не предвидится. Так какой смысл сейчас брать дорогие кредиты и закапывать их в землю, омертвляя финансовые средства? Тем более, что проценты за кредиты закладываются в тариф и ложатся на увеличение стоимости газа для потребителей. Фактически рядовые якутские потребители уже сейчас оплачивают будущие и весьма туманные прибыли СТНГ.
Кроме того, у такого, на мой взгляд, неразумного поведения СТНГ есть и еще одна сторона. Не менее странная.
В Якутии большие расстояния и маленькая плотность населения, поэтому руководство «Сахатранснефтегаза» весьма справедливо жалуется на низкую эффективность продаж газа. А с ростом газопроводной сети она становится все ниже и ниже. Как заявлял глава компании Иван Макаров:
За последние десять лет общая длина магистральных газопроводов увеличилась вдвое, протяженность всех газопроводов составляет более 6000 км. Идет активная реализация Госпрограммы газификации населенных пунктов, в настоящее время имеют голубое топливо 90 населенных пунктов. Но при этом объем поставки газа увеличивается совсем небольшими темпами, так как газифицируются малонаселенные пункты. Если в 2006 году на 1 км газопроводов поставлялось 350 тыс.куб.метров газа, то на сегодня 270 тыс.куб.метров. А уровень тарифа зависит от объемов поставленного газа, чем выше объем газа, тем меньше тариф. Особенность нашей республики в том и заключается: огромная протяженность газовых сетей и невысокий объем промышленного потребления. Для сравнения приведу пример, что основным промышленным потребителем газа является ОАО «Якусткэнерго», который потребляет 50% от всего объема газа – около 700 млн.куб.метров в год, поставляемого в Центральный энергорайон республики.
Причем при таком росте протяженности сетей прирост реализации газа, по данным СТНГ, составил всего 18%. Как считает сам Иван Макаров:
Для снижения тарифа есть два выхода, – это увеличение потребления газа или субсидирование со стороны бюджета.
Насчет бюджета мы уже писали – кризис – и потому его возможности по удовлетворению хотелок главы газовой компании весьма ограничены. Поэтому на этом задерживаться не будем, а вот об остальном поговорим подробнее. Что же делает само руководство СТНГ? А оно поступает весьма странно.
Кроме бюджетных субсидий и роста промышленного производства у компании есть еще и третий выход – повышать долю доходов от побочных видов деятельности. И за счет этого удерживать тариф на приемлемом уровне.
У компании есть проект по расширению и модернизации принадлежащего СТНГ Якутского газоперерабатываещго завода. Если бы этот проект был реализован, то компания дополнительно бы получила:
– 27 000 тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ). Сейчас Якутский ГПЗ производит около 15 000 тонн.
– 1800 тонн изопентан-пентановой фракции (важное сырье для производства бензинов).
– 25 000 сжиженного природного газа (СПГ).
Реализация этого проекта позволила бы шире использовать газомоторное топливо и забыть об очередях на газовых заправках в Якутске. Соответственно, бы почти в три раза выросли бы доходы СТНГ от работы Якутского ГПЗ.
Но, увы, проекту не суждено осуществиться. Как сказано в отчете СТНГ за 2014 год:
В 2014 году была проведена работа по изысканию генерального подрядчика на выполнение полного комплекса работ по проекту. По результатам проведенной работы между ОАО «Сахатранснефтегаз» и южнокорейской компанией Hyundai Industries Machinery Co., LTD был заключен EPC-контракт (под ключ).
В связи с ухудшением макроэкономической ситуации в стране и ростом обменного курса рубля по отношению к доллару США произошло удорожание проекта на 1,8 млрд. руб.
В настоящее время EPC – контракт по проекту «Расширение ЯГПЗ, 2-ая очередь» расторгнут. Возобновление контракта возможно при субсидировании удорожания проекта.
Этот проект, в случае его реализации, начнет давать отдачу и приносить прибыль СТНГ сразу после запуска. Население Центральной Якутии получит дешевое газомоторное топливо и сможет в это кризисное время его больше использовать. Но нет. Этот проект заморозили. А вот проекты по обустройству месторождений, прибыль от которых весьма далека и туманна – финансируют сейчас в полном объеме, за счет дорогих кредитов.
Скажите, где логика в таком решении?
Во всем мире сейчас нефтяники и газовики откладывают реализацию хоть и перспективных, но высокозатратных проектов. В первую очередь сейчас финансируются проекты, направленные на поддержание текущей добычи и приносящие быструю прибыль.
Везде, но только не в России и не в государственных газовых компаниях. У нас Газпром как ошалевший носится со своими «потоками», а не менее наш «Сахатранснефтегаз» тянет газопроводы непонятно зачем, непонятно куда и с не меньшим энтузиазмом «закапывает» народные деньги в землю, ожидая манны небесной в прекрасном далеко.
Злые языки утверждают, что на «любви» к строительству масштабных газопроводов очень хорошо зарабатывают топ-менеджеры Газпрома и иже с ними. А у якутского СТНГ откуда такие дорогостоящие привычки?
Кстати, насчет удорожания проекта по расширению Якутского ГПЗ тоже все не так однозначно. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности СТНГ за 2011 год сказано:
Всего капитальные вложения в проект расширение Якутского ГПЗ и создание инфраструктуры реализации продукции составят 1809 млн. рублей.
Вы поняли? В 2011 году, когда еще ни о каком кризисе или скачке роста курса доллара и речи не было, проект расширения Якутского ГПЗ оценивался во все те же 1,8 млрд рублей. Вот так!
В 2014 году в сумму 1,8 млрд. рублей не вписались чьи-то интересы?
Я, конечно, понимаю, что контракты, кризисы, курсы валют, это весьма сложно и мутно, но не до такой же степени…
Есть у «Сахатранснефтегаза» другой проект, позволяющий решить сразу две задачи – увеличить потребление газа (а значит, и повысить загрузку газопровода) и производить синтетическое моторное топливо. Это завод по производству моторного топлива по технологии GTL.
В свое время проект был в высокой степени готовности – были подписаны договора с подрядчиками и определен участок под строительство. Но после прихода Ивана Макарова на пост генерального директора ОАО «Сахатранснефтегаз» проект быстро заглох. И хотя он еще иногда упоминается в отчетности компании и речах генерального директора, но в большей степени это стало уже ритуальной традицией без малейших перспектив на реализацию.
Руководство якутской компании утверждает, что строительство газопроводов – это ее «святой долг» и что жители отдаленных наслегов Вилюйского улуса и Заречья имеют такое же право пользоваться природным газом. В этом, по их мнению, заключается основная социальная задача компании.
Но разве те же самые жители не имеют право пользоваться дешевым моторным топливом? И разве снижение стоимости топлива и, соответственно, всех транспортных издержек, не менее важная социальная задача? Ведь понятно, что стоимость топлива закладывается в себестоимость абсолютно всей произведенной продукции на территории республики.
Газ – это хорошо и его использование наверняка принесет много пользы жителям трех отдаленных наслегов около Среднетюнгского месторождения. Но ведь снижение стоимости топлива принесет им, а заодно и всем жителям Якутии, пользы не меньше, а скорее всего даже больше. Фактически, сегодня ОАО «Сахатранснефтегаз», прикрываясь словоблудием о «социальных задачах» в Ленске и Вилюйском улусе, реализует вполне себе коммерческие проекты по обустройству Отраднинского и Среднетюнгского ГМК. И частично оплачиваем его мы, жители Якутии, дважды: первый раз через бюджет республики, а второй – через тариф на газ.
На мой взгляд, социальные задачи должно решать государство по мере своих возможностей, а государственная компания должна решать возложенные на нее задачи. Для СТНГ это – транспортировка и реализация газа, надежность газоснабжения. Делать это надо как можно лучше и дешевле. Дешевле и лучше. Это и есть, на мой взгляд, главная «социальная задача» компании.
Реконструкция и расширение Якутского ГПЗ, а так же строительство завода по производству синтетического моторного топлива позволит насытить якутский рынок своим, относительно недорогим топливом, а также многократно увеличить дополнительные доходы компании и сдерживать рост тарифов на газ для населения. Причем прибыль компания начнет получать сразу после запуска производств, ей не придется рассчитывать на милость того же Газпрома и просить у него квоту в трубе.
Тем не менее, вместо реализации быстрокупаемых, руководство ОАО «Сахатранснефтегаза» с упорством достойным лучшего применения продвигает крайне затратные и довольно сомнительные в среднесрочной перспективе проекты. Без всяких гарантий на их окупаемость.
Ведь как я уже сказал, разработка Отраднинского и Среднетюнгского месторождений – это чисто экспортные проекты. На внутреннем рынке Якутии они никогда, и ни при каких обстоятельствах, себя не окупят. Только экспорт. А экспорт возможен только через Газпром. Деньги «Сахатарнснефтегаз» закапывает сейчас, но никаких юридически обязывающих документов, что Газпром даст квоту в трубе, нет. Просто нет. Только идут переговоры. А деньги закапывают вчера. И много.
«Роснефть» много лет добивалась от Газпрома квоты в трубе и только через суд совсем недавно и то на очень ограниченный объем смогла пробить этот вопрос.
А теперь скажите, что такое «Роснефть» и что такое «Сахатранснефтегаз»? Почему г-н Макаров решил, что он круче Сечина и сломает Миллера на раз-два? Откуда такая уверенность?
Впрочем, логика действий г-на Макарова, на мой взгляд, понятна и я уже о ней писал. Напомню, г-н Макаров владеет долей в частной нефтяной компании «Туймаада-нефть» которая активно продвигает проект строительства в Якутии нефтеперерабатывающего завода и, соответственно, он кровно не заинтересован в появлении на территории республики конкурента. И, как мы видим, будучи генеральным директором государственного предприятия, вполне успешно тормозит его появление. Я считаю, что перед нами классический конфликт интересов – частное приходит в противоречие с общественным и уверенно его побеждает.
Но вот логика действий главы Якутии Егора Борисова мне лично совсем непонятна. Думаете, он не понимает всей сомнительности газодобывающих проектов СТНГ? Думаю, прекрасно понимает. Именно поэтому правительство республики и ведет переговоры с Газпромом о допуске якутской компании к трубе.
Думаете Егор Борисов не видит всей затратности проектов СТНГ? Думаю, видит. Для финансирования «Сахатранснефтегаза» задействована так называемая личная «кубышка» главы Якутии – ОАО «РИК».
Думаете, глава субъекта не знает о «конфликте интересов»? Думаю, знает. В правительстве есть даже комиссия по рассмотрению и разрешению подобного рода ситуаций.
А может быть у Егора Борисова тоже свой конфликт интересов? Какой? Ведь очевидно, что если человек все видит, понимает и ничего не делает, то, как говорят в определенных кругах, он «или в доле, или в деле». А раз так, то якутяне долго не увидят в республике относительно дешевый газ и дешевое моторное топливо, произведенное на государственном предприятии. Во всяком случае, до тех пор, пока не поменяется руководство республики и ОАО «Сахатранснефтегаз». Владимир Нифонтов.
P.S. Пока готовился материал, поступило сообщение, что проектом по производству СПГ на территории Якутии заинтересовался китайский инвестор. Как видите, китайцы умеют считать деньги и лучше разбираются в экономике, чем якутские менеджеры и чиновники…
YKTIMES.RU – Инвесторы КНР заинтересованы в создании предприятия по сжижению природного газа в Якутии. Об этом стало известно в ходе встречи делегации КНР с представителями министерства экономики и агентства инвестиционного развития Якутии, сообщает ИА YakutiaMedia.
Как сообщили в пресс-службе агентства республики, в Якутск с деловым визитом по приглашению торгово-промышленной палаты региона приехали генеральный секретарь Хэйлунзянского отделения Всекитайского комитета по содействию международной торговле госпожа Дай Чуньди и представители Дацинского филиала ООО “Глобальная строительная компания”.
Главным вопросом встречи стало обсуждение проектов в нефтегазовой сфере. По итогам встречи китайская сторона выразила заинтересованность в создании совместного предприятия по сжижению природного газа и рассмотрении вопроса по участию в реализации проекта по строительству нефтеперерабатывающего завода в городе Алдане.
По предварительной договоренности следующий визит делегации состоится в апреле следующего года.
Генеральный директор Агентства инвестиционного развития Якутии Алексей Загоренко прокомментировал итоги встречи, отметив, что интерес китайских компаний к реализации инвестиционных проектов Якутии повышается. В первую очередь, внимание потенциальных инвесторов привлекают проекты добывающих секторов экономики, в частности нефтегазовые проекты.