В четверг, 7 января, стоимость нефти марки Brent упала ниже $ 33 за баррель. Надо думать, это даст новый импульс к ослаблению рубля. Между тем, уже 6 января курс доллара на торгах Московской биржи, вслед за дешевеющей нефтью, обновил максимум с декабря 2014 года — достиг уровня 75,1 рублей за доллар, а курс евро перешагнул отметку 80 рублей.
Как отмечают аналитики, нынешнее падение цен на нефть связано с очередной девальвацией юаня, предпринятой Народным банком Китая. Решение китайских денежных властей ослабить валюту еще на 0,22%, до минимального значения с апреля 2011 года, привело к обвальной распродаже товарных активов, в том числе нефти. Кроме того, это решение отодвинуло на второй план обострение отношений между Саудовской Аравии и Ираном, которое на короткое время подтолкнуло вверх нефтяные котировки.
«Нефть последовала за китайскими акциями из-за неприятия риска. Опасения по поводу экономических данных оказало давление на нефтяные цены», — сухо констатировало агентство Bloomberg.
Кстати, нынешняя ситуация вполне укладывается в прогноз Bloomberg, обнародованный 2 января. В нем аналитики предрекли укрепление доллара к основным мировым валютам. Как отмечает Bloomberg, период роста курса доллара, «начавшийся в течение второго президентского срока
Барака Обамы, может стать одним из крупнейших с тех пор, как в 1971 году было отменено обеспечение американской валюты золотым резервом».
Напомним: 16 декабря 2015 года Федеральная резервная система (ФРС) США впервые за последние девять лет решила повысить базовую ставку с 0−0,25% до 0,25−0,5%. В результате, все товары, которые считают в долларах — прежде всего, нефть и золото, -обречены на постепенное удешевление.
Чем это грозит российской экономике, понятно из другого прогноза — Всемирного банка (ВБ), который был обнародован 6 января. В докладе «Глобальные экономические перспективы» ВБ пересмотрел в сторону ухудшения прогноз для российской экономики. Теперь он ожидает сокращения реального ВВП в России в 2016 году на 0,7%. При этом, по оценке экспертов ВБ, спад российской экономики по итогам 2015 года достиг 3,8%. Только в 2017-м, считает ВБ, рецессия в России должна смениться подъемом — на 1,3% ВВП.
Таким образом, по сравнению с июньским прогнозом ВБ, прогноз по России ухудшился на 1,1% за 2015-й, 1,4% за 2016-й и 1,2% за 2017 год.
В докладе Всемирного банка особо отмечается, что «экономическая активность России будет тормозиться устойчиво низкими ценами на нефть и международными санкциями, инвестиции сдерживаться слабым доверием инвесторов и высокими процентными ставками, а потребление — резким снижением покупательной способности населения».
Насколько глубоким будет падение рубля, и как дешевая нефть на самом деле скажется на России?
— Прогноз Всемирного банка - первый серьезный экономический прогноз 2016 года, хотя некоторые его пункты, в частности, прогноз по России, были известны еще в середине декабря, — отмечает
руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
— ВБ, надо отметить, снизил оценки роста всей глобальной экономики — до 2,9% ВВП в 2016-м году, что на 0,4% меньше, чем предполагалось ранее. Это сразу создало фон повышенного внимания к рискам 2016 года, и Всемирный банк перечислил некоторые из них.
Это, прежде всего, очевидное торможение развивающихся экономик, за исключением Индии. Во-вторых, это продолжение рецессии в Бразилии, которая, видимо, перейдет на 2017 год, и будет самой глубокой рецессией в стране с 1991 года. В-третьих, это торможение Китая — аналитики ВБ отмечают, что до сих пор недооценено его влияние на глобальную экономику. Рост Китая в 2016 году ВБ оценивает лишь в 6,7% ВВП, и для многих это звучит как сигнал тревоги.
На мой взгляд, с Китаем все понятно. Еще 4 января торги на Шанхайской фондовой бирже — крупнейшей в Поднебесной — были остановлены после падения ключевого фондового индекса страны Shanghai Composite почти на 7%. В ответ китайские денежные власти влили около $ 20 млрд в биржевые площадки, но так и не смогли остановить их обвал.
Подобного сценария в принципе ждали, но мало кто предполагал, что он начнет реализовываться сразу после Нового года. Это торможение Китая и стало основным фактором, который повлиял на нефтяные котировки.
Теперь цены на нефть пойдут вниз, и чем быстрее игроки это падение спровоцируют, тем быстрее будет отскок, потому что на рынке начнет балансировать спрос и предложение.
«СП»: — Какими все-таки будут нефтяные цены в 2016-м?
— Год обещает быть тяжелым, с точки зрения цен на нефть. Если тормозят такие крупнейшие потребители, как Китай и Индия, спрос на «черное золото» неизбежно будет сокращаться. Вместе с тем, сейчас на рынке явно избыток нефти, и баланс спроса и предложения, очевидно, отодвигается на середину 2017 года.
Отмечу, что Всемирный банк свой среднегодовой прогноз по Brent снизил примерно до $ 49 за баррель, тогда как в июне прогнозировал $ 55. Но даже скорректированный прогноз выглядит, в целом, оптимистично, в том числе, для России.
«СП»: — Почему конфликт Ирана и Саудовской Аравии не сказался на нефтяных котировках?
— Сказался, но на короткое время — в начале 2016 года нефтяные цены, на росте напряженности на Ближнем Востоке, начали разгоняться, и доходили до $ 38 за баррель. Но в целом рынки не поверили, что будет большая ближневосточная война — что Эр-Рияд и Тегеран дойдут до «горячего» конфликта. Жесткой риторики может быть сколько угодно, но раз нет наземной операции — «военной премии» за нефть ждать не приходится.
Раз так — рынок ориентируется на фундаментальные факторы, а они толкают нефтяные котировки вниз. Напомню, в конце декабря аналитики Goldman Sachs и ряда других инвестбанков предупреждали, что, возможно, в I квартале 2016 года на короткий срок — от нескольких дней до трех недель — нефтяные цены могут спикировать до $ 20 за баррель, и потом начнут потихоньку отрастать.
Нужно, кроме того, понимать, что саудиты пошли на откровенный демпинг — скинули $ 0,6 за баррель для Северо-Западной Европы, и на $ 0,2 за баррель для всех стран по периметру Средиземного моря. При этом они повысили расценки на $ 0,6 за баррель для потребителей в Азии.
Все это ускоряет падение цен на «черное золото».
«СП»: — Как долго это падение будет продолжаться, и как отразится на курсе рубля?
— Думаю, сильная волатильность будет наблюдаться весь I квартал 2016 года. Возможен провал ниже $ 30 за баррель, а потом отскоки. Для российской национальной валюты это означает, что в ближайшие недели мы увидим курс 80 рублей за доллар и выше. В дальнейшем курс начнет плавно снижаться, и, думаю, к середине II квартала достигнет текущих значений.
«СП»: — Как будет вести себя доллар США?
— Однозначной оценки по доллару ни один честный аналитик сегодня не даст. С одной стороны, всем понятно, что ФРС начала тур повышения ставок и нормализации кредитно-денежной политики. С другой, американцы будут вынуждены соизмерять свои действия с программами количественного смягчения, которые продолжают осуществлять Европейский центральный банк (ЕЦБ), а также центральные банки Японии и Китая.
При этом в декабре из главы ФРС
Джанет Йеллен «вытащили» слова, что «постепенное повышение ставки не означает, что это будет равномерное повышение». Другими словами, это не будет повышением по 0,25% раз в квартал. В связи с этим никто не берется прогнозировать траекторию доллара по 2016-му году. Обычно после повышения ставки доллар взлетал, а потом начинался длительный цикл его ослабления. Но так бывало в докризисные времена — до 2008−2009 годов. Кроме того, в те времена не было такой мощной подкачки долларовой ликвидности в глобальную экономику, как в последние годы.
Сейчас, кроме того, нынешнее укрепление доллара влечет ряд проблем для глобальной экономики. Это, прежде всего удорожание долгов развивающихся экономик, номинированных в долларах, что и является одной из причин нынешнего глобального торможения.
Поэтому и МВФ, и Всемирный банк настаивают не просто на том, чтобы ФРС повышала ставку плавно, но и чтобы это делалось как можно позже. России такая позиция ведущих игроков только на руку…