Елена ТИХОНОВА БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ
Ряд серьезных нарушений выявлен Счетной палатой Якутии в ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг». Контрольный орган, подчиняющийся Госсобранию (Ил Тумэн) РС(Я), в 2015 году проверил эффективность и целевое использование средств бюджета РС(Я), направленных в виде государственной финансовой поддержки в ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг» за 2012-2014 годы, в том числе целевое использование кредитных средств, обеспеченных государственной гарантией Республики Саха (Якутия)». По результатам контрольного мероприятия ревизия Счетной палаты РС(Я) установила следующее.
ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг» за период 2012-2014 годы получило средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в общем объеме 763,4 млн.рублей, в том числе:
- На увеличение уставного капитала - 570 млн.,
- В виде субсидий по возмещению процентных ставок на общую сумму 194 млн.рублей.
- Кроме того, Обществу в 2014 году была предоставлена государственная гарантия PC (Я) в размере до 100 млн.руб. Из 570 млн. рублей, полученных компанией на увеличение уставного капитала, в 2012 году были получены 440 млн., из них:
- на строительство животноводческих комплексов – 241,8 млн.;
- на строительство и технологическое перевооружение пищевой и перерабатывающей промышленности (строительство и реконструкция пищекомбинатов) – 156,6 млн.;
- на строительство и оснащение зерноочистительных комплексов в Амгинском улусе (районе) - 41 млн. В 2013 году на указанные цели Туймаада-Лизинг получила еще почти 110 млн.рублей, из них:
- на строительство 2-й очереди зерноочистительных комплексов в Амгинском улусе (районе) – 49,6 млн.руб.;
- на завершение строительства пищекомбината в с.Ытык- Кюель – 36 млн.;
- на завершение строительства пищекомбината в с.Майя – 24 млн. В 2014 году компания получила из бюджета еще почти 20 млн.рублей – на строительство зерноочистительных комплексов в Амгинском улусе (строительство 2-й очереди зерноскладов, монтаж оборудования и пуско-наладочные работы).
***
Как установила Счетная палата, за проверяемый период освоение бюджетных средств Лизинговой компанией «Туймаада –Лизинг» было почти 100%-ным – на 547,3 млн.руб.
При этом не совсем понятно, откуда в финансовых недрах предприятия появилась сумма в 601,3 млн.рублей, о которой также идет речь в акте Счетной палаты: «Следует отметить, что на строительство данных объектов были направлены собственные и заемные средства Общества в размере 601 280,6 тыс. рублей».
По мнению экспертов, происхождение этих средств не совсем понятно. Скорее, это заемные средства, так как у самого предприятия, имеющего хронические финансовые проблемы, де-факто не могут иметься 600 млн собственных средств.
Соответственно, основываясь на материалах Счетной палаты Якутии, можно сделать вывод, что в общей сложности речь идет о сумме почти в 1,5 миллиарда рублей, которые находились в обороте ЛК «Туймаада-Лизинг» за 2012-2014 годы.
*** На что же ушли сотни миллионов бюджетных рублей, направленных в ЛК «Туймаада-Лизинг»? На строительство следующих 11 объектов агропромышленного комплекса (АПК):
- 3 животноводческих комплексов на 200 голов дойного стада КРС в с.Кильдямцы г.Якутска, с.Кыстык-Кугда Чурапчинского улуса и с.Чуйя Мегино-Кангаласского улуса;
- 3 животноводческих комплексов на 100 голов дойного стада КРС в с.Антоновка Нюрбинского улуса, с.Сыдыбыл Вилюйского улуса, с.Арылах Усть-Алданского улуса;
- 2 пищекомбинатов в с.Ытык-Кюель Таттинского улуса и с.Майя Мегино-Кангаласского улуса;
- 2 зерноочистительных комплексов на 5 тыс.тонн в селах Покровка и Амга Амгинского улуса;
- цеха по производству (розливу) бутилированной питьевой воды в с.Чурапча Чурапчинского улуса.
*** Ревизия Счетной палаты РС(Я) в ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг» выявила следующие недостатки и нарушения в части финансирования объектов:
1. В госпрограмме PC(Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» не определены наименования объектов строительства АПК и не установлены сроки ввода объектов в эксплуатацию. (То есть, в государственной целевой программе эти 11 объектов были включены размыто, без точных названий и даже сроков ввода. – Ред. Здесь и далее, в скобках, – примечания редакции).
2. Почти 242 миллиона рублей были выделены Туймааде-Лизинг, несмотря на отсутствие в Инвестпрограмме РС(Я) на 2012 год мероприятий по строительству животноводческих комплексов. (То есть, четверть миллиарда, по сути, выделены одним росчерком пера, без никаких включений в Инвестпрограмму).
3. Сроки ввода не установлены ни по одному объекту. (Так прямо и написано в материалах СП РС(Я)).
4. Нарушение распоряжений Правительства РС(Я) об увеличении уставного капитала ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг» - Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики PC(Я) не осуществляется контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств, предоставленных на увеличение уставного капитала Общества.
*** Также Счетная палата выявила ряд серьёзных нарушений в части непосредственно строительства и технического оснащения вышеуказанных 11 объектов АПК:
1. Несоответствие фактически выполненных работ условиям проектно-сметной документации и условиям заключенных договоров подряда, фактическое отсутствие строительных работ, отраженных в Актах о приемке выполненных работ (форма КС-2) всего на общую сумму 4 058,6 тыс. рублей. При этом, в действиях (бездействиях) работников Общества, усматриваются признаки халатности, предусмотренные статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации. (По мнению экспертов, это очень мягкая формулировка, тогда как эти нарушения могут «тянуть» минимум на две-три статьи УК РФ).
2. Нарушения условий заключенных договоров на общую сумму 221 млн.руб., а именно: подрядчиками не придерживались сроки выполнения строительных работ. При этом Общество не воспользовалось правом предъявления штрафных санкций в соответствии со статьей 395 ГК РФ и условиями заключенных договоров. (Получается, подрядчики работали, как хотели, нарушая все сроки, а Туймааде-Лизинг это было «по барабану»: ни тебе штрафов, ни пеней, делайте что хотите, ребята!).
3. Нарушения в сфере госзакупок: «За проверяемый период не сформированы и не размещены на официальном сайте закупок планы закупки товаров, работ, услуг». (То есть, фактически, работы по строительству этих 11 объектов АПК проводились без конкурсного отбора, как это требуется по закону, что говорит о возможном привлечении «своего» генподрядчика).
*** По результатам выборочного осмотра объектов АПК Счетная палата установила следующее – цитируем материалы ревизии:
1. Фактически животноводческий комплекс на 200 голов дойного стада КРС в с. Кильдямцы г. Якутска не функционирует, коровы на данном объекте отсутствуют.
2. Животноводческий комплекс на 100 голов дойного стада КРС в с.Арылах Усть-Алданского улуса фактически не используется и находится в заброшенном состоянии, требует ремонтных работ;
3. На объектах «Зерноочистительный комплекс на 5 тыс. тонн в с.Амга и с.Покровка Амгинского улуса» осуществляют финансово-хозяйственную деятельность ООО «Амгинское зерно» (зерноочистительный комплекс в с.Амга) и СХПК «Амгинский» (зерноочистительный комплекс в с.Покровка) - без каких-либо правоустанавливающих документов (договоров аренды). За проверяемый период и на момент проведения проверки платежи от использования данного объекта Обществу не поступали. (Получается, что на 2 сельхозобъектах, построенных на бюджетные средства, работают частные предприятия. Причем просто так, с улицы, без договоров аренды и, соответственно, не оплачивая никакой аренды!).
*** Какие же выводы сделаны Счетной палаты по итогам ревизии в Лизинговой компании «Туймаада-Лизинг», где как видим, выявлены более чем серьезные финансовые и иные нарушения, приведшие к значительным потерям бюджетных средств?
1. Данные факты свидетельствует о неэффективном вложении средств Общества, в том числе за счет средств, полученных из государственного бюджета PC (Я) на увеличение уставного капитала на сумму 80 878,0 тыс. рублей.
2. Обществом не достигнуты результаты, обозначенные в Законах (далее - наименования законов) и соответствующего Постановления Правительства PC(Я) от 26.07.2013, в соответствии с которым поручено обеспечить ввод в эксплуатацию до 1 октября 2013 года объектов сельскохозяйственного назначения, пищевой и перерабатывающей промышленности, строящихся ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг».
3. Ни один из объектов, предусмотренных распоряжениями об увеличении уставного капитала ОАО ЛК «Туймаада Лизинг», по настоящее время не введен в эксплуатацию и на балансе Общества числятся в составе незавершенного строительства по счету 08 «Строительство объектов основных средств», говорится также в материалах Счетной палаты.
4. Проверка целевого и эффективного использования предоставленных субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам установила отсутствие в заключенных в 2014 году Соглашениях между Минсельхозом PC (Я) и Обществом на предоставление субсидии информации о размере предоставленной субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
Вместе с тем, в соответствии с информацией, представленной Минсельхозом, за 2014 год Обществу за счет средств государственного бюджета PC (Я) перечислено субсидии по возмещению процентных ставок на общую сумму 91 695,94 тыс. рублей.
***
«Также в ходе проверки отмечена недостаточная работа Общества по взысканию задолженности в соответствии с условиями заключенного договора лизинга оборудования, приобретенного за счет заемных средств, привлеченных под государственную гарантию», - следует из материалов Счетной палаты РС(Я).
«Анализ содержания договоров финансовой аренды (лизинга), предусматривающих передачу лизингополучателю, наряду с оборудованием, объектов недвижимости, незавершенных строительством, показал их несоответствие действующему законодательству в части противоречия сущности лизинговой сделки (отсутствия продавца предмета лизинга - объекта недвижимости, как субъекта лизинговой сделки) и государственной регистрации указанных договоров, что может являться основаниями признания подобных сделок недействительными», - такой вывод также сделан СП Якутии по итогам проверки в ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг».
«И, как следствие, возникает вопрос правомерности предоставления из государственного бюджета Минсельхозом субсидий по возмещению расходов лизингополучателей по уплате лизинговых платежей на основании указанных договоров. В общем итоге Счетная палата Республики Саха (Якутия) отмечает, что указанные нарушения явились следствием отсутствия надлежащего контроля за целевым и эффективным использованием денежных средств, предоставленных на увеличение уставного капитала Общества, со стороны ответственного исполнителя государственной программы - Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики PC(Я)», - также говорится в материалах СП РС(Я).
***
25 августа 2015 года Коллегия Счетной палаты РС(Я) приняла отчет по результатам контрольного мероприятия в ЛК «Туймаада-Лизинг». По итогам рассмотрения материалы с соответствующими предложениями были направлены во все инстанции: от Правительства Якутии – до УФАС и МВД по РС(Я).
Но какие меры приняты по ним, об этом нигде, тем более, в СМИ не говорится. Тогда как, по всей логике, Счетная палата Якутии должна провести повторную – проверочную – ревизию в ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг» на предмет контроля за ходом устранения выявленных нарушений. Думается, Счетная палата РС(Я) должна проверить на этот счет и Минсельхоз Якутии.
Была ли проведена эта работа или хотя бы планируется ли, нам неизвестно…
*** Вопросы комплексного развития села, аграрной политики и развития АПК, продовольственной политики, обеспечения закупок для госнужд, традиционных отраслей Севера, рыбохозяйственного комплекса и т.д. курирует, как известно, 1-й зампред Правительства Якутии Петр Алексеев (Лукин). На эту должность он был назначен 31 мая 2013 года.
Таким образом, часть периода, проверенного Счетной палатой Якутии в ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг» (2012-2014), подпадает на период его работы на указанном высоком посту.
Соответственно, за нарушения, выявленные в указанном предприятии АПК, ответственность в любом случае должен нести Петр Алексеев – как профильный зампред, курирующий Минсельхоз и всю сферу АПК. Ведь, думается, все выявленные нарушения, прежде всего, свидетельствуют о его неудовлетворительной работе и о его непрофессионализме.
В целом, изучая материалы ревизии Счетной палаты, можно сделать вывод о неких, весьма завуалированных, схемах вывода сотен миллионов рублей из бюджета республики через Лизинговую компанию «Туймаада-Лизинг» для их последующего «распила» между связанными друг с другом «интересантами».
Как считают эксперты, средства выводятся не для строительства объектов, на что требуется большой объем разрешительной и иной документации, а на лизинг, возмещение затрат по лизинговых платежам и процентным ставкам за привлеченные кредиты.
Как, куда и на что затем тратятся эти средства, Минсельхоз не контролировал ни в то время, ни, вероятнее всего, и сегодня. По отдельной информации, ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг» продолжало хорошо «питаться» из бюджета республики и в 2014, и в 2015 годах, а также будет довольно серьезно финансироваться и в 2016 году.
По отдельной информации, большинство из этих сельхозобъектов, построенных почти на миллиард рублей через Туймааду-Лизинг, сначала строились, и только потом на них оформлялась разрешительная документация.
Возглавлял ОАО ЛК «Туймаада-Лизанг» в то время депутат Ил Тумэна Семен Иванов – друг и соратник 1-го зампреда Правительства Якутии Петра Алексеева.
*** Один «штрих – к картине маслом».
Насколько нам известно, с этими 11 объектами «Туймаады-Лизинга» так вообще произошла почти детективная история. Так как генеральный подрядчик работ – некое ООО, которое было определено вообще без никакого конкурсного отбора, как это отмечено в материалах Счетной палаты РС(Я), после получения солидного аванса в объеме минимум 50 миллионов рублей, могло просто-напросто «кинуть» нанятых им субподрядчиков, не оплатив им порядка 35 миллионов по договорам.
По отдельной информации, генподрядчик работ мог оплатить субподрядчикам всего 15 миллионов рублей вместо обговоренных 35 и…исчезнуть! В итоге Туймааде-Лизинг за отдельные объекты и работы на них пришлось, вероятнее всего, оплачивать повторно: после 50 миллионов, выплаченных этому ООО, лизинговой компании пришлось, по отдельной информации, возмещать обманутым субподрядчикам еще пару десятков миллионов.
Думаете, по следам этой полукриминальной истории могли быть какие-то разбирательства? Хотя бы по факту того, почему генподрядчик, заключив с Туймаадой-Лизинг договоры на 50 миллионов, сам нанял субподрядчиков на 35 миллионов? А куда ушла разница в 15 миллионов? В чьи карманы?..
*** Подводя итог по теме, добавим следующее.
По информации экспертов, на сегодня эти животноводческие комплексы и другие сельхозобъекты, на строительство которых ушло без малого почти 1,5 миллиарда бюджетных средств, дышат буквально на ладан.
К примеру, не работают все пищекомбинаты, на которые ушло как минимум свыше 216 млн.рублей. Закрыт животноводческий комплекс в с.Арылах Усть-Алданского улуса. Также был закрыт комплекс в с.Модут Намского улуса, где забили элитных высокопродуктивных австрийских коров.
А животноводческие комплексы в Мегино-Кангаласском улусе и Тулагино работают наполовину, рассказывают сами селяне. В Мегино-Кангаласском и Усть-Алданском улусах полностью забили молодняк породистого привозного КРС – вместо того, чтобы вести племенные работы. Об этом и других фактах ранее сообщалось в СМИ, причем в федеральных. СМ.ПО ТЕМЕ. В связи с вышеизложенным, возникает вопрос, почему до сих пор сельское хозяйство Якутии – стратегическую отрасль, от которой напрямую зависят социально-экономическое развитие и занятость жителей сельских улусов республики, вот уже три года возглавляет непрофессионал?
Ведь два высших образования 1-го вице-премьера Правительства РС(Я) Петра Алексеева – непрофильные. Он - учитель истории и юрист (в 1999 г. окончил ЯГУ с квалификацией "Историк-преподаватель", "Политолог", в 2002 г. – юрфак ЯГУ с квалификацией "Юрист").
Конечно, у господина Алексеева-Лукина имеется опыт работы главой улуса – Горного. Но на этом посту он работал только один срок – с 2008 по 2013 годы в возрасте 32-37 лет. У него нет такого опыта, как у того же министра сельского хозяйства Александра Артемьева.
Несмотря на все финансовые нарушения и провалы, ставшие достоянием республиканских и центральных СМИ с теми же вышеописанными коровниками, другими недостатками в работе, Петр Алексеев-Лукин продолжает курировать и, по сути, возглавлять сферу сельского хозяйства и АПК Якутии. Думается, под руководством таких непрофессионалов, к тому же ориентированных, на наш взгляд, лишь на «распил» бюджетных средств, системное и комплексное развитие сельского хозяйства республики и ее агропромышленного комплекса сегодня невозможно.
…В предыдущих материалах мы уже говорили о том, что «Апостол-Диверсант» якутского правительства будто бы специально ведет свою «подрывную» деятельность против руководства республики в лице главы региона Егора Борисова и премьера Галины Данчиковой, дискредитируя их разного рода «мутными» проектами перед общественностью и федеральным центром, как, к примеру, по созданию АО «Национальная рыбная компания».
Добавим к этому, что наш «Апостол» имеет отношение к еще одному сомнительному проекту - «Свиному». Так как, по отдельной информации, именно он пролоббировал заключение абсолютно для республики невыгодного инвестиционного Соглашения с приморской компаний ООО УК «Мерси Инвест Групп», следы которой, между прочим, ведут на абы куда, а в…Сахалин, чуть ли не к окружению команды арестованного экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. Продолжение следует.