Поводом для иска стала статья «Лопнул мыльный пузырь экономического процветания Якутии» Николая Седалищева, выложенная на одном из якутских сайтов. В частности, он указал на нарушения, допущенные при формировании избирательного фонда Егора Борисова. Кроме того, в публикации идет речь о нарушениях, допущенных главой республики при продаже ряда республиканских предприятий. По заявлению правозащитника, все изложенные факты он может подтвердить документально.
За комментарием мы обратились к дному из адвокатов Николая Седалищева Федору Винокурову. СПРАВКА: Винокуров Федор Владимирович
Эксперт имеет образование политтехнолога, юриста, работает адвокатом, имеет судебный опыт по аналогичным делам, защищал как журналистов многих городских газет, так и истцов против них. Участвовал в таких громких делах, как защита участников митинга против строительства Химзавода в Мегино-Кангаласском улусе, защита мостостроителя Лукьянова по уголовному делу о строительстве моста в Тит-арыы и в других делах.
- Федор Владимирович, на что уже можно обратить внимание в связи с начавшимся делом?
- Суд в определении о принятии дела указал Седалищеву о необходимости предоставить все доказательства к подготовительному заседанию суда. При этом судья прямо указала, что при непредоставлении доказательств со стороны Седалищева суд рассмотрит дело на основании имеющихся доказательств. В переводе на русский получается Седалищев должен раскрыть все карты, надо полагать, чтобы ознакомить с ними сторону Борисова. Таким образом, суд лишает Ответчика процессуального маневра, не дает ему шанса придержать какое-либо важное доказательство до поры до времени. Обратите внимание, что дело судом принято 17 февраля и назначено к подготовке уже 29 февраля, по существу суд предложил рассмотреть дело 3 марта, но не получилось и дело назначено 19 марта.
Однако законодательство России требует рассмотреть дело до истечения 2-х месяцев со дня поступления иска в суд и позволяет дополнять материалы дела доказательствами вплоть до удаления судьи в совещательную комнату. - То есть какие крайние сроки рассмотрения иска?
Значит, иск к Седалищеву должен быть рассмотрен до 12 апреля. А суд предлагает рассмотреть его 3 марта. По факту продажи указанных в статье предприятий годами разбирались правоохранительные органы, были приговора и посадки, а тут дается 12 дней, из которых пять выходных и праздничных. А потом ещё три дня.
Я не прошу тянуть время годами, но предоставить необходимое время по справедливости необходимо. В противном случае общественность придет к выводу, что звоночек-то сверху был.- О чем это свидетельствует?
- Сторона защиты на данном этапе приходит к выводу, что суд настроен на быстрый и разгромный процесс, с вынесением так называемого контекстного решения. Например, суд может указать, что Седалищев не смог доказать, что Борисов скрытно содействовал, незаконно отчуждал, теневым образом действовал. При этом, в отношении Борисова не вынесено обвинительного приговора не приняты административные или дисциплинарные меры. Всего этого суду не предоставлено. Стало быть, иск подлежит удовлетворению частично и подлежит взысканию моральный вред в сумме 75 копеек.
- То есть суд уже настроен не в пользу Седалищева, не разобравшись в деле?
Суд, по моему мнению, применяет так называемую мягкую силу. При законном сроке в два месяца предлагает рассмотреть за 21 день. Без учета объема и сложности дела касающегося продажи четырех крупнейших предприятий. Здесь прошу суд не обижаться, поскольку законность или незаконность собрания акционеров, легитимность их решения, соблюдение процедуры проведения собраний – не только процесс скучный и объемный, но и именно в этом скрыта правота или неправота Седалищева.
То есть, сокращая время рассмотрения, суд может жертвовать его качеством и прийти к легкому решению.- Как настроен сам ответчик?
- Нельзя сказать, что грамотная мягкая сила не возымела действия. На подготовительном заседании Седалищев был, как показалось, взволнован и длительно говорил, предоставляя доказательства по поручению суда.
- О чем мы будете в связи с этим просить суд?
- Мы будем просить суд рассмотреть дело в контексте статьи Седалищева. Когда ненормальный (теневой, скрытный, незаконный) не означает безумный психиатрически, а означает, что нормальный человек действует в интересах общества и страны. Здесь не нужно играть словами. Читатели с жизненным опытом прекрасно понимают, что Седалищев прямой и честный человек советского воспитания. Для него продажа крупных предприятий Якутии тем более иностранцам уже теневая деятельность, если не предательство интересов страны и оправдания к тому не имеется. Это убеждения его и страны.
Борисов против Седалищева. Процесс пошел
Вчера, 29 февраля состоялось первичное заседание суда по иску главы республики.
Несколькими днями ранее Егор Борисов подал в суд на общественника и правозащитника Николая Седалищева, обвиняя его в посягательстве на свои честь, достоинство и деловую репутацию.
Поводом для обращения стала статья Седалищева, опубликованная на сайте Уххан.Ру - «Разные Думы о выборах». В данной публикации автор пересказывает журналистские расследования разных лет о деятельности правительства (в том числе – с активным участием Егора Борисова) и делает выводы о том, что есть целый ряд поступков Егора Афанасьевича, которые не соответствуют интересам общества. От «дела Горизонта РТ» и до продажи акций «АЛРОСА».
Глава республики посчитал, что обвинения не соответствуют действительности и обратился в суд. Причем, судя по всему, сделал это под активным давлением советников. По словам самого Егора Борисова в суд он подал, «как физическое лицо, простой гражданин». Тем не менее, сразу после начала процесса против Седалищева развернулась активная информационная кампания в СМИ.
В своем исковом заявлении гражданин Борисов требует признать порочащими его честь и достоинство шесть конкретных фраз из статьи Седалищева и опровергнуть их.
Кроме того ответчик должен будет выплатить истцу (в случае победы Борисова) 1 рубль моральной компенсации. Таким размером Борисов подчеркивает, что преследование носит именно характер поиска справедливости, а не желания наказать своего критика.
Правда, слишком расслабляться по этому поводу не стоит – на ответчика запросто могут повесить (опять же в случае победы) все судебные расходы. А учитывая, что интересы Борисова представляет юрист из Москвы – Максим Дымнов – в их число могут включить и цену билетов Москва – Якутск, и проживание в гостиницы, так что в конечном итоге речь встанет о нескольких десятках, а то и сотнях тысяч рублей (смотря, сколько продлится протест).
На первом заседании Дымнов также уточнил требования истца – от Седалищева также требуют удалить свою статью с сайта uhhan.ru. Последний возразил, что сделать это физически не сможет, поскольку сайт ему не принадлежит – он только отравляет статью владельцу по электронной почте, а тот решает – размещать или нет. Дымнов свое требование не изменил, но привлекать к процессу в качестве третьего лица владельца сайта – Ивана Николаева – Уххана почему-то не пожелал.
- То, о чем я рассказал публиковалось в СМИ. В газете "Якутск Вечерний" журналистом Виталием Обединым. И не было никакого судебного преследования. Привлекать почему-то решили только меня?- недоумевал Седалищев.
Представитель Борисова также попытался убедить суд не принимать в качестве доказательств копии документов, представленные Седалищевым (в том числе, подтверждающие перепродажу активов республики оффшорным компаниям), но это ходатайство было отклонено.
Учитывая, что дело сложное, запутанное и привлекло большое внимание прессы, судья Александра Кочкина ведет процесс очень аккуратно, тщательно выслушивая стороны, тщательно соблюдая формальности и протоколы. Она назначила повторное подготовительное заседание, которое пройдет 15 марта.
«Дело Борисова» слушалось в один день с другими нашумевшими процессами – параллельно шло оглашение приговора обвиняемому в убийстве Анастасии Сон, а также выступал с последним словом перед вынесением приговора Афанасий Максимов – тем не менее, зал был битком забит журналистами, работали одновременно несколько камер.
Почему захотел целый рубль?
— У нас сегодня слишком большая свобода слова есть. Это картина времени. Мы должны научится культурно вести диалог, но пока не получается. Во многом благодаря интернету. Но к этому еще придем, я уверен. Так что пока не обращайте внимания на это… Я прессу зажимать не собираюсь, хотя меня в окружении просят. Говорят — надо уже подавать в суд. Помощники, аппарат уговаривают, чтобы судился по недостоверным фактам. Я не хочу этого делать - как глава. Но принял решение подать гражданский суд на одно интернет-издание, где опубликована уже откровенная ложь про якобы имеющиеся у меня корыстные интересы! Вы общественность (заявление было сделано на встрече с общественниками 12 февраля — ред.), поэтому я вам сейчас говорю. Еще семью затрагивают — пишут, что дочка имеет предприятия, в которые выводятся миллиарды. У меня старшая дочь –экономист, я ей запретил на госслужбу идти, чтобы кривотолков не было. Но заниматься бизнесом я ей запретить не могу. Какая связь между салоном красоты, где косметикой торгуют и миллиардами?!