Main » 2016»Кулун тутар»5 » ЯКУТИИ «ПОДЛОЖИЛИ СВИНЬЮ». Почему 1-й зампред Алексеев пролоббировал невыгодный для республики инвестпроект, имеющий «сахалинский след»?
ЯКУТИИ «ПОДЛОЖИЛИ СВИНЬЮ». Почему 1-й зампред Алексеев пролоббировал невыгодный для республики инвестпроект, имеющий «сахалинский след»?
19:52
ЯКУТИИ «ПОДЛОЖИЛИ СВИНЬЮ». Почему 1-й зампред Алексеев пролоббировал невыгодный для республики инвестпроект, имеющий «сахалинский след»?
Елена ТИХОНОВА
Меморандум о намерениях по реализации инвестиционных проектов в области сельского хозяйства, заключенный 17 июля 2015 года между Правительством Республики Саха (Якутия) (в лице 1-го вице-премьера Петра Алексеева) и приморским предприятием - ООО Управляющая компания «Мерси Инвест Групп» (в лице генерального директора Олега Зубахина), дошел до логического завершения.
Совсем скоро в районе с.Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса вышеуказанная приморская компания начнет создание свинокомплекса по производству до 54 тысяч голов в год.
Все бы хорошо, если бы не одно «но». Этот инвестиционный проект, как признают в самом Правительстве Якутии, абсолютно невыгоден республике. Не только с той точки зрения, что господдержка оказана проекту приморской, а не местной, компании, но и чисто с точки зрения финансовой . Обо всем этом указано в письме министра финансов РС(Я) Валерия Жондорова. Приведем его без изменений: *** «29.09.2015. Исх.№ 11-33/1-286. Первому заместителю Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) П.Н.Алексееву. Генеральному директору ГБУ «Агентство инвестиционного развития Республики Саха(Якутия) А.С.Загоренко. По поручению от 25.09.2013 № П3-3706.
Уважаемый Петр Николаевич!
Рассмотрев в соответствии с Вашим поручением от 25.09.2015 №П3-3706 письмо Президента ООО УК «Мерси Инвест Групп» С.И.Ермоленко б/н от 25.09.2015 и бизнес-план, презентационный материал инвестиционного проекта «Создание свиноводческого комплекса по производству до 54 000 голов в год по замкнутому циклу в Мегино-Кангаласском улусе», представленные письмом ГБУ «Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)» от 21.09.2015 №955, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) сообщает следующее:
Предлагаемая схема финансирования инвестиционного проекта «Создание свиноводческого комплекса по производству до 54 000 голов в год по замкнутому циклу в Мегино-Кангаласском улусе» требует вложения значительных бюджетных средств (1 291,9 млн. руб. или 56 % от всей суммы инвестиционного проекта, в том числе путем участия в уставном капитале-
24,9 млн. руб., предоставления субсидии на возмещение капитальных затрат - 1 267 млн.руб.).
Вопрос предоставления субсидии из бюджета частным партнерам в суммах, исчисляемых миллиардами, требует проведения особой оценки детального анализа проекта.
Отмечаем, что до одобрения предлагаемой схемы финансирования следует:
• Изучить механизм реализации аналогичных проектов группы компаний «Мерси Инвест Групп» в других регионах – Приморском крае, Сахалинской области.
Рассмотреть формы и суммы участия бюджетных средств в проектах, реализованных в указанных регионах, изучить эффективность реализации этих проектов (занятость населения, налоговые поступления в бюджет в ходе реализации проектов и т.д.);
• В соответствии с Порядком формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.07.2011 №306, требуется положительное заключение Министерства экономики Республики Саха (Якутия) об эффективности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), планируемых к направлению на реализацию инвестиционного проекта, в соответствии с Методикой расчета интегральной оценки эффективности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
• В соответствии со статьей 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации отраслевому министерству и главному распорядителю бюджетных средств – Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) - следует обосновать предоставление бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционного проекта, определить источник и механизм финансирования проекта и включить проект в мероприятия государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы».
Отмечаем, что в соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанными Министерством финансов Российской Федерации, предусматривается переход к новому формату взаимоотношений с частными инвесторами путем сокращения доли субсидий и взносов в уставные капитали в бюджетных расходах инвестиционного характера.
Планируется частичное замещение бюджетных затрат на субсидирование процентной ставки по кредитам при реализации приоритетных инвестиционных проектов посредством применения механизмов проектного финансирования, предусматривающих предоставления долгосрочного возвратного финансирования/кредита инициатору проекта, основным источником погашения которого являются денежные потоки, сгенерированные самим проектом в будущее.
В случае одобрения инвестиционного проекта предусматривается замещение бюджетных ассигнований, предполагаемых на реализацию проекта, на внебюджетное финансирование. С уважением, министр В.А.Жондоров (подпись).
Исп.Корякин Н.Н.)».
*** Как видим, Минфин республики черным по белому выразил свое несогласие с данным инвестпроектом.
Министр Жондоров подчеркивает, что предлагаемая схема финансирования инвестпроекта ТРЕБУЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ: почти 1,3 миллиарда рублей, что составляет 56% от всей стоимости проекта. При этом 25 миллионов республика должна внести в уставный капитал предприятия.
Не согласиться с доводами Жондорова нельзя. Проект, в который планируется вливание более миллиарда бюджетных средств, требует тщательного, детального, изучения.
Насколько эффективны были проекты компании «Мерси» в Приморском крае и на Сахалине? Была ли какая-либо отдача для бюджетов этих регионов, как была обеспечена там занятость населения?
По информации экспертов, стоимость участия самой приморской компании в этом инвестпроекте составит всего 300 миллионов. То есть, вложив всего 300 собственных миллионов, компания «Мерси» получит из бюджета Якутии чуть меньше 1,5 миллиарда.
Поэтому, думается, можно задаться и такими вопросами, а почему на таких выгодных для инвестора условиях подобный проект не реализует местная, якутская, компания? Или сами якутяне разучились выращивать свиней? Или к ним уже нет доверия: убьют поросят, как коров и телят, утопив их в собственном навозе?..
По отдельной информации, понимая невыгодность инвестсоглашения с приморской компанией «Мерси», в Правительстве Якутии почти все министерства и ведомства, согласующие проект, выступили против него. То есть все оказались согласны с твердой позицией регионального Минфина.
Несмотря на это, абсолютно невыгодное для республики инвестсоглашение с приморцами подписано! И совсем скоро из бюджета республики в столь сложное время финансового кризиса приморской компании будут направлены 1,3 миллиарда рублей.
Более того, компания «Мерси» получит 600 миллионов рублей кредитных средств из Алмазэргэнбанка. И лишь малую толику – всего около 300 миллионов рублей – приморское предприятие внесет в проект само, из собственных средств (и то, наверное, привлеченных также откуда-нибудь).
Подчеркнем, что это предприятие появилось в Якутии с данным инвестпроектом, как черт из табакерки. Без никакого конкурса, к примеру. Тогда как везде, в других регионах России, инвестпроекты в самых разных сферах, в том числе, в первую очередь, в сельском хозяйстве и АПК, реализуются с теми инвесторами, которые определяются по итогам конкурсных отборов. Таким образом, при столь минимальных, несоотносимых, собственных затратах, в общей сложности приморская компания получит из разных источников в Якутии почти 2 миллиарда рублей. Выгодно приморцам? Безусловно! За такие деньги и на таких выгодных условиях кто угодно хоть кенгуру будет держать в Якутии! Как думаете это произошло? Соглашение с якутской стороны в конце 2015 года собственноручно подписал 1-й зампред Правительства РС(Я) Петр Алексеев (Лукин). По доверенности.
«Именно Алексеев пролоббировал этот проект. Он с этими приморцами ходил, чуть ли не под ручки. Хотя, эта компания и ее руководители совершенно не внушают никакого доверия. То ли своим видом, то ли манерой общения, не объяснить… Но доверия они не вызывают однозначно! Особенно если учесть, что они могли иметь взаимоотношения и определенные связи с людьми команды Хорошавина», - рассказывают наши собеседники, пожелавшие остаться инкогнито.
«Алексеев всем и везде досаждал с этим проектом. Проводил одно совещание за другим. Буквально бегал за членами правительства!» - также рассказывают нам.
*** В предыдущих материалах мы сообщали о другом сомнительном проекте, лоббируемом 1-м вице-премьером Алексеевым (Лукиным), – по созданию АО «Национальная рыбная компания», направленном на погашение долгов Чокурдахского рыбзавода, который также требует значительных средств из бюджета республики и Алмазэргиэнбанка.
Задавались мы вопросом и о том, почему 1-й зампред Правительства Якутии озабочен поддержкой разного рода чужих предприятий, к примеру, специализирующихся на беспочвенном выращивании овощей.
В качестве вывода к сегодняшнему материалу, думается, вновь будет не лишним задаться вопросом: почему до сих пор сельским хозяйством республики правит непрофессионал, проекты и отдельные направления его деятельности можно расценивать как «коррупциогенные» и даже вражеские?.. Говоря об этом, в подтверждение собственного мнения, приведем статью из газеты «Туймаада», опубликованную еще в октябре 2014 года:
«НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ!
После избрания Ил Дархана идёт кулуарно формирование правительства РС(Я). Многие не усидят в своих креслах, из источников известно, что свое место потеряет Петр Алексеев – заместитель председателя правительства по сельскому хозяйству.
Не надо объяснять читателям важность этой отрасли для республики. В свое время он неожиданно для многих был назначен заместителем председателя правительства по сельскому хозяйству.
Дело в том, что Петр Алексеев не имеет ни дня опыта работы в сельском хозяйстве, образование историческое, при этом был назначен, будучи главой Горного района, даже не министром, а сразу зампредом.
Не имея опыта практической работы в сельском хозяйстве и на уровне правительства, Алексеев наломал дров. С Его подачи в свое время было внесено предложение в Ил Тумэн, чтобы лишить субсидий на молоко хозяйства, имеющие менее пяти дойных коров, а это без малого 80% хозяйств по республике.
Конечно, депутаты не допустили этот законопроект, сельские жители были крайне возмущены. В ситуацию пришлось вмешаться самому Егору Афанасьевичу, который внес предложение не принимать данный законопроект.
Алексеев успел испортить отношения с депутатами и со всеми политическими силами в Ил Тумэне. Так, 27 июня 2014 года состоялся круглый стол на тему «О мерах по возмещению затрат сельскохозяйственных предприятий РС(Я) по строительству животноводческих комплексов и скотопомещений», куда он был специально приглашен.
На мероприятии Алексеев не удосужился своим появлением. На запросы депутатов ответил, что в данное время был на очередном ысыахе, чем возмутил депутатов, которые указали на его профессиональную непригодность.
Последней каплей стало его поддержка кандидата в депутаты Ил Тумэн по Верхневилюйско-Горному одномандатному округу от Аграрной партии Константина Тимофеева, а не своего однопартийца, представителя Единой России. Алексеев имеет небольшое влияние в Горном улусе, где был главной и оттянул голоса за непроходного агрария.
16 сентября группа депутатов Ил Тумэна написала письмо избранному Ил Дархану с просьбой освободить от занимаемой должности Петра Алексеева по причине несоответствия занимаемой должности: «Неответственное отношение, дискредитирующее высший законодательный орган субъекта, а именно в целом к депутатскому корпусу со стороны лиц, занимающих высшую государственную должность. Считаем возмутительным и требуем ставить вопрос о несоответствии занимаемой должности Алексеева Петра Николаевича – заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)»».
*** На наш взгляд, статья коллег из газеты «Туймаада» более чем актуальна сегодня, когда стало известно, что в Правительстве Якутии грядут определенные изменения структурного характера.
По информации пресс-службы Ил Тумэна, в республике будут установлены государственные должности с двойным наименованием: «Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) - министр Республики Саха (Якутия)», «Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) - министр Республики Саха (Якутия)».
Законопроект, устанавливающий данную норму, внесен в парламент республики 4 марта в качестве законодательной инициативы Главы Якутии Егора Борисова. В связи с этим, становится интересно: сохранит ли свой пост 1-й заместитель Председателя Правительства РС(Я) Петр Алексеев (Лукин) или он останется в своей должности и даже, быть может, возглавит Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Якутии? Думается, в этом случае на дальнейшем развитии сельского хозяйства республики и ее агропромышленного комплекса можно ставить огромный крест.