| News topics |
|
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [901]
|
|
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
|
|
Суд-закон.МВД.Криминал [1282]
|
|
Право, закон [323]
|
|
Экономика и СЭР [840]
|
|
Власть Правительство Ил Тумэн [1208]
|
|
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
|
|
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
|
|
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [559]
|
|
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [156]
|
|
Коррупция [862]
|
|
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [294]
|
|
Социалка, пенсия, жилье [277]
|
|
ЖКХ, строительство [133]
|
|
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
|
|
Люди. Человек. Народ. Общество [226]
|
|
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [672]
|
|
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
|
|
Земля. Недра [240]
|
|
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [380]
|
|
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
|
|
Промышленность [43]
|
|
Нефтегаз [284]
|
|
Нац. вопрос [285]
|
|
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
|
|
Дьикти. О невероятном [183]
|
|
Выборы [661]
|
|
Айыы үөрэҕэ [124]
|
|
Хоһооннор [5]
|
|
Ырыа-тойук [23]
|
|
Ыһыах, олоҥхо [108]
|
|
Култуура, итэҕэл, искусство [368]
|
|
История, философия [245]
|
|
Тюрки [76]
|
|
Саха [164]
|
|
литература [43]
|
|
здоровье [469]
|
|
Юмор, сатира, критика [14]
|
|
Реклама [7]
|
|
Спорт [123]
|
|
В мире [86]
|
|
Слухи [25]
|
|
Эрнст Березкин [88]
|
|
Моё дело [109]
|
|
Геннадий Федоров [11]
|
|
BingHan [4]
|
|
|
Main » 2016 » Кулун тутар » 6 » Айынга: у древнего народа саха была руническая письменность.
Айынга: у древнего народа саха была руническая письменность. | 19:25 |
Айынга: у древнего народа саха была руническая письменность.
От редакции: история происхождения саха до сих пор вызывает много споров. Известный якутский общественный деятель, писатель публицист Андрей КРИВОШАПКИН — АЙЫНГА в публикуемом ниже интервью излагает свой взгляд на историю саха.
Александра ПЕТРОВА.
26.11.2012 г.
О происхождении народа саха веками спорят светила науки. «Откуда же родом сей неведомый, таинственный народ, каковы его корни?» — до сих пор нет полной ясности. Одним из людей, который интересуется данной темой, писатель, исследователь древнетюркского языка, тюркской рунической письменности Андрей КРИВОШАПКИН — АЙЫНГА. Сегодня мы с ним беседуем об истории народа саха, рунических письменах и религии древних якутов.
– Андрей Иванович, все народы имеют свою религию, все они признают, что есть высший разум, который управляет всем существующим. Это тема такая же необъятная, как и сама Вселенная. Поэтому буквально в двух словах расскажите, пожалуйста, об отличиях древней религии тюрков – тенгрианстве.
– Тенгрианство в своей основе является монотеистической религией и признает существование Бога-творца. Тенгрианская традиция выстраивает гибкую схему взаимодействия человека с природой и с космосом. В древнетюркской традиции человек не противостоит остальному творению как «венец природы», но осуществляет с ним гибкий энергетический обмен.
В религии тюркских народов существует большое количество промежуточных инстанций между Отцом-Тенгри и человеком. Это и могущественные благие существа, которых христиане называют ангелами, а язычники – малыми богами, и духи предков.

Ученые-исследователи, называющие тенгрианство культом Неба, не правы. Небо является лишь видимой и наиболее убедительной манифестацией Тенгри. Тюркские шаманы делят космос на три мира: Верхний, Средний и Нижний. Нижний мир – царство грубой материи, доступное нашим чувствам.
Средний – тонко материальный мир мировой души, куда путешествуют шаманы во время своих экстазов.
Верхний – мир богов-ангелов. В этом представления тенгрианцев совпадают с картиной мира индейцев Северной и Южной Америки, народов Африки и аборигенов Австралии и Океании.
Народ саха является реликтом древней степной цивилизации, которая владела Великой степью в течение тысячелетий. В его религии все окружающее пространство духовно, все духовные сущности взаимопроникают и взаимодействуют. Основная цель человека – реализовать свой духовный потенциал, заложенный в нем. Он должен стремиться достичь совершенства. Поэтому тенгрианец — веротерпимый и относится к с уважением к любой другой религии.
– Вы изучаете руническую письменность древних тюркских народов. Возможно ли читать и понимать руны, используя якутский алфавит?
– Судя по захоронениям, руническая письменность существовала у степных кочевников – саков уже в IV веке до нашей эры. Различные рунические надписи мы изучали в пещере Сийпанташ в Узбекистане, Прибайкалье, Якутии. Например, ветвистую руну немцы зовут «алгиз». Между тем в языке народе саха «алгиз» обосначает «алгыс», то есть благословение, молитва, обращение к духам.
Название руны «fehu» похоже на якутское слово, обозначающее рогатый скот. Руны «Один» можно встретить на многих наскальных рисунках в Якутии. Еще в 1926 году известный ученый-этнограф Г.В. Ксенофонтов описал в своей статье батыйа с рунами «Дух» и «Отец». Этим батыйа пользовался кангаласский князь, Маhары, живший в конце XVII — начале XVIII века. Вообще на территории республики обнаружено около тридцати рунических надписей. Найдены также рунические письмена на стенах древних строений в наслеге Арылах Чурапчинского улуса. Эти надписи сделал Быhыйдаах, который жил в этой местности в 18-м веке.
Обнаружена медная печать Никиты Самсонова, головы Сунтарского улуса, где имеется руническая надпись. Возможно, неграмотный голова использовал древнюю печать своих предков.

В статье «Письмена древнетюркского населения Предбайкалья» Ксенофонтов пишет об использовании рунического письма курыканами, предками народа саха, жившими около Байкала. В этой же статье он предлагает читать руны, используя язык саха. Кстати, надписи, когда читаешь их, используя якутский язык, имеют определенный смысл.
– Советская наука, излишне политизированная, наверняка, пресекала или чинила препоны для ученых, исследователей, которые хотели выяснить пути происхождения малочисленного народа?
– Наука советского времени пыталась скрыть существование у саха древней рунической письменности. Об этом косвенно можно судить по фактам жизни людей, занимавшихся этим делом. Гаврила Ксенофонтова расстреляли в 1938 году. Иван Барашков, который изучал древнюю письменность народа саха, был брошен в тюрьму. После этого желающих изучить руническую письменность не нашлось.
– Профессор Б.Э. Петри ведь тоже обнаружил и изучал рунические письмена древних тюрков?
– Профессор Б.Э. Петри между Байкалом и Ангарой нашел два маленьких кружочка с отверстиями, на которых были рунические надписи. Территория, на которой он нашел их, признаются учеными древней родиной современных якутов.
– Как считают западные ученые, руны не только способ письма для общения, но имеют какой-то мистический смысл.
– Руны не только обозначают слоги на письме, но и несут в себе глубочайшую смысловую и мистическую нагрузку. Они фактически описывают в разных сочетаниях всю человеческую судьбу, все коллизии, которые могут произойти с человеком за его краткое существование, но одновременно и путь его духовного совершенствования.
Источник: газета «Ваше право
|
|
Category: История, философия |
Views: 2245 |
Added by: uhhan1
|
|
|
| Ааҕыылар |
Баар бары (online): 19 Ыалдьыттар (гостей): 19 Кыттааччылар (пользователей): 0 |
|