фото: Личный архив мастера 10 марта. Якутия. NVpress -
«Пронзительный взгляд его блестящих глаз наводил ужас на всех моих гостей. Утром не раз замечал, что ночью он сдвигался с места…», - рассказывает кукольник Василий Андросов-Урантаайы о своей кукле-шамане, сделанной по мотивам олонхо. На днях мастер Урантаайы стал лауреатом I степени в номинации «Кукольное дело» на VI Республиканской выставке-ярмарке «Якутия мастеровая».
Заболел куклами Выпускник Якутского художественного училища и якутского филиала московского института современного искусства, графический дизайнер Василий Андросов в разное время проработал в ювелирных компаниях, таких как «ЭПЛ Даймонд», «Саха ювелир». Творческий человек в определенных рамках все равно что птица в клетке. «Меня убивали рамки. Понял, рамки убивают творчество. Мне давали задание - в месяц нужно сделать 50 эскизов на четыре грамма золота и один камень. А мне нравилось больше работать с эксклюзивом. Под конец я стал как робот. Нет, хватит, мне такая работа совсем не подходит, подумал я и уволился. Да и работа ювелира не мое», - признается Василий.
Решил заняться творчеством и уехал в родную деревню Суолу Мегино-Кангаласского улуса. Это маленькое село, где проживает около 500 человек. Там в тиши он жил и творил. «Стал свободным художником. Сначала делал берестяные картины, панно, а однажды в передаче «Загородная жизнь» увидел куклы Ольги Егупец и буквально заболел куклами. Сразу же нашел в Интернете ее электронный адрес, написал, не предполагая, что она мне ответит сама собственнолично. Но в один прекрасный день Ольга мне ответила, подробно описав все рецепты, подсказав первые шаги. Вот с этих пор методом проб и ошибок начал заниматься изготовлением кукол, никто специально меня не учил. Первой моей куклой стала Бэйбэрэкэн эмээхсин, которая победила почти на всех конкурсах, стала куклой года в Хабаровске и первой на Московском всероссийском конкурсе», - рассказывает собеседник.
Прошло всего пять лет, и сегодня самоучка Василий Андросов управляет кукольниками Якутии, по просьбе улусов проводит мастер-классы во многих районах республики.
Европейские лица на якутский манер
За пять лет мастер Урантаайы сделал около ста кукол – для выставок, на заказ людям. Сейчас идет плодотворная серийная работа: по народным сказкам, эпосу олонхо.
«Делаю только якутские куклы. Бывает, иногда мне заказывают Буратино и другие персонажи, почему-то европейские лица у меня получаются на якутский манер. В целом заказов много. Работаю по технике папье-маше, поэтому процесс непростой – сушка, покраска, шкурка, подгон бумаги под размер миллиметр к миллиметру и другие нюансы, а шитье одежды – целая история. На одну куклу уходит месяц. К примеру, эта кукла Айаара (см. фото) очень капризная, делал ее очень долго, поэтому она у меня, можно сказать, самая любимая, хотя для меня мои куклы все одинаковы – они же мои дети», - улыбается мастер.
Иногда «разрешиться от бремени» бывает нетрудно. «Однажды мне для конкурса нужна была кукла, но в голову ничего не шло, поэтому сильно волновался. В один прекрасный день мне случайно попалась книга Алексея Кулаковского. Открыл ее ровно на странице с «Семи портретами…». Прочитал на одном дыхании, и уже за ночь эскизы были готовы. Семь кукол изготовил всего за месяц. За них в прошлом году на Дальневосточном конкурсе кукольников в Хабаровске получил номинацию «За лучшее раскрытие характера», - делится Василий.
Кукольник Урантаайы на самом деле мечтал стать модельером. Закончил курсы кройки и шитья, занимал места в конкурсах «Саhар5а», «Золотые ножницы» и других. Правда, людям Василий из-за отсутствия мастерской не шьет. А зря. По тому, в какие наряды облачены его куклы, можно предположить, каким портным был бы Василий Андросов.
С глазами кукла сразу оживает
Куклы имеют душу, утверждает Василий Урантаайы, и на выставках они как будто между собой разговаривают. «Бездушных кукол мало. Одна жительница Якутска имеет богатую коллекцию кукол, среди которых есть кукла-шаман из Бурятии. Так вот, она рассказывала, что выражение лица у него меняется, одежда двигается. И это не удивительно, ведь во время изготовления мастер вкладывает в куклы всю свою душу. Как-то ездили на всероссийскую выставку в Москву. Во время отбора нам сказали, что наши шаманы им не нужны. Оказалось, они просто боялись и считали наших кукол-шаманов средоточием негативной энергии. А ведь шаман – это часть нашей культуры…», - вздыхает мастер.
Так как Василий Андросов делает серию кукол по олонхо, нужно было сделать еще и шамана. «Какое же олонхо без шамана, - восклицает он. - У меня он тоже есть. Боялся, вдруг я неправильно сошью одежду и этим навлеку на себя беду. Поэтому долго искал, изучал литературу, музейные материалы и изготовил его по фондовым фотографиям. Для блеска, эффекта живого взгляда покрыл глаза лаком. Сначала шаман находился у меня дома, но заметил, как он стал посматривать на меня по-особенному… Пронзительный взгляд его блестящих глаз наводил ужас на всех моих гостей, да и я сам тоже испытывал дискомфорт. Утром не раз замечал, что ночью он двигался с места… Он мое детище, поэтому старался не придавать этому значение. Сейчас он в галерее на выставке. Обратно домой его брать не хочу. Можно сказать, боюсь».
По словам Василия, глаза он рисует в последнюю очередь, так как с глазами кукла сразу наполняется жизнью. «Глаза оживают и очень отвлекают, начинают смотреть на меня и подсказывать, во что она хочет быть одетой», - от таких слов по коже побежали мурашки.Для коллекции олонхо кукольник Андросов должен сделать также абаасы, то есть злого духа. Без него коллекция олонхо будет неполной, поэтому придется все равно сделать, признается мастер, но очень боится оживить абаасы. «Мандар уус мне однажды сказал: «Если ты будешь делать абаасы, то нужно изготовить его карикатурно, как побежденного богатырем. Тогда не оживишь». Придется сделать. Какое же олонхо без абаасы? Заметил, начинающие кукольники приступают к творчеству почему-то с абаасы. Я пытаюсь их уговорить, говорю им - мы наоборот должны дарить красоту».
Однажды режиссер и актер Аркадий Новиков заказал мастеру Андросову портретную куклу. Копию режиссера кукольник сделал, но сам «оригинал» через месяц умер. «Есть поверье, что портрет забирает душу. Вон Аркадий Новиков заказал и умер… Как насчет других мастеров, лично я больше не соглашусь», - говорит Василий Урантаайы.
Утрированная изюминкаКукольник Урантаайы специально подчеркивает пропорции якутской фигуры. «В кукле пропорции должны быть сломаны. Мы не делаем манекенов, поэтому утрируем. Например, якуты имеют низкий рост, а я это нарочно подчеркиваю. Акцентирую кривые ноги, длинное туловище. В итоге получаются более выразительные куклы. На самом деле эти национальные особенности - не изъян, как некоторые думают, а изюминка. Мне лично обыкновенное правильное соотношение неинтересно», - признается мастер.
- Что вы скажете о современных куклах? Есть мнение, что они наносят вред детской психике, - спрашиваем у мастера.
- Барби с ее большими грудями, на мой взгляд, на детей влияет плохо. Хотя Барби еще более-менее эстетичная, сейчас же появилась ужасная Монстер Хай, есть еще всякие Братц. А посмотрите, какие появились в мультфильмах персонажи - страшные, непонятные, дисгармоничные. Мы должны приучать детей к красоте и гармонии, привить прекрасный вкус. Наверное, время такое… К слову сказать, мои куклы не игровые, а выставочные, хотя заказы на детские мягкие куклы поступают. Хотелось бы развить в Якутии фабричную якутскую куклу в якутской национальной одежде».
Ксения АВЕРА