Новый курс или путь «на дно». Почему российское государство неэффективно
http://kapital-rus.ru/articles/article/282452/I.Падение легитимности либеральной системы. Народ поддерживает внешний курс президента Владимира Путина и его патриотическую риторику, но он не доволен экономическим курсом. По данным индикаторов одобрения органов власти Левада-центра, кривая с вопросом «идем ли мы в правильном направлении» за последние семь месяцев рухнула вниз: c июня 2015-го по январь 2016 года число ответов «да» упало с 60 до 45%; число ответов «да» на вопрос «идем ли в тупик» за тот же период выросло с 22 до 34%. Темпы прироста – 47% за 7 месяцев, при таком тренде к августу 2016 года число негативных отзывов может составить до 50%.
Далее аналогично – число респондентов, не одобряющих деятельность правительства, за тот же период выросло с 37 до 48%, деятельность Думы – с 44 до 57%; не одобряющих политику президента – с 10 до 18%. Голосование среди пользователей интернета еще хуже, на вопрос сайта «Накануне» о причине кризиса – 86% ответов – неэффективность властей. Похоже «патриотический» подъем уже не компенсирует внутренний кризис: дым развеялся. Такие процессы наблюдались в Царской России, когда систему не поддержал не только народ, но большая часть интеллигенции, значительная часть генералитета, элит и даже часть духовенства и членов императорской фамилии. В результате часть элит предала императора.
Все большее число граждан начинает испытывать ностальгию по СССР. По данным опроса Левада-центра, за плановую экономику высказались 52% опрошенных, а за экономическую модель на основе частной собственности и рынка – 26%. Со времен декабрьской девальвации рубля 2014 года число россиян уверенных, что их семья проиграла в результате реформ 90-х стремительно растет, достигая более 50%. Растут антизападные и антиевропейские настроения – 59% считают, что мы не «европейская страна». Реальная база электората КПРФ намного выше «Единой России», несмотря на «официальные опросы» Левада-центра и ФОМС. По текущим данным сайта «Накануне» по виртуальным выборам в Думу, ЕР набирает около 8%, КПРФ – 44%. Эта выборка не соответствует «средней», но показывает предпочтения «думающего класса». Итак, «низы не хотят», и их взгляд на будущее страны явно противоречит планам элит по дальнейшей «либерализации» и «приватизации». Общество имеет кардинальный запрос на «Новый Курс». Как пел Виктор Цой: «"Перемен!" – требуют наши сердца./ "Перемен!" – требуют наши глаза./ В нашем смехе и в наших слезах,/ И в пульсации вен: "Перемен! Мы ждем перемен!"».
Согласно Дж.М. Кейнсу, миром правят только идеи, и если в своих умах народ вынесет либеральной системе «негативный» приговор, то, что будут делать элиты?
Следующие выборы в Думу в сентябре 2016 года станут непреодолимым препятствием для нынешней системы. «Волшебство» может не помочь. Стоит вспомнить про «болотные» брожения 2011-12 годов. Дальше может быть повторение выборов 1996 года, которые Б.Н. Ельцин по живущей легенде все-таки на самом деле проиграл. Да и выборы в Думу 2011 года, как показывают математические результаты обработки, были также проиграны. Отказ от смены курса может привести к социальному взрыву и краху системы.
Почему растет недовольство населения? Люди устали ждать, ничего не меняется, но становится хуже. В январе 2016 года реальные доходы граждан упали на 6,3% год к году. Хотя формально спад экономики пока замедлился, но «бомба» еще впереди. Ситуация в регионах крайне тяжелая, часть предприятий закрывается, часть сотрудников идет в принудительный отпуск: повышается скрытая и явная безработица. Согласно опросам ФСО, около 60% жителей моногородов оценивают свое положение как «нетерпимое» или «терпимое с трудом». В 2015 году зарегистрировано рекордное количество протестов – 409 (!), что на 40% больше, чем в 2014 году. За 2015 год задолженность по зарплате выросла на 73%, долг на 1 февраля 2016 года – 4, 332 млрд руб., увеличение за январь – 21%. За 2015 год число бедняков (т.е. имеющих доходы ниже прожиточного минимума) выросло примерно на 3 млн человек, до 19 млн, около 60-70% из них – семьи с детьми. В III квартале 2015 года величина прожиточного минимума составила 9 673 руб., т.е. реальный уровень бедности намного выше. Согласно оценкам ИС РАН, общая численность бедных и находящихся около «черты бедности» россиян составляет почти треть населения. По данным ВЦИОМ, число семей, которые, покупая еду, не могут купить новую одежду, увеличилось за 2015 год с 22 до 39%.
Отскок цен на нефть невозможен из-за замедления мировой экономики и перепроизводства, а цены текущего уровня делают улучшение ситуации невозможной. Снижение ВВП РФ в январе 2016 года год к году составило 2,5%, сальдо торгового баланса сократилось на 18,5%, до 12,6 млрд долларов, экспорт упал на 18,1%, до 22,7 млрд долларов, но что хорошо – импорт снизился на 17,7%, до 10,1 млрд долларов.
Надо быть честными и уметь признавать свои ошибки. Широко известны следующие высказывания Рузвельта: «Страна нуждается […] в смелом, постоянном экспериментировании… Избери дорогу и попытайся пройти по ней. Если она не верна, признай это честно и постарайся пройти по другой… Но прежде всего не будь пассивным…Не стоит ждать от миллионов нуждающихся вечного молчаливого терпения», «Можно обманывать немногих длительное время, можно обманывать многих недолго, но нельзя обманывать всех всегда».
Прикрываясь патриотическим подъемом, элиты пытаются законсервировать либеральную систему, несмотря на ее «клиническую смерть», вновь оживляя лозунги гайдаровской эпохи. Недавний призыв со стороны Н. Михалкова о признании деятельности М. Горбачева и Б. Ельцина преступной является попыткой осмыслить наше нынешнее положение. Экономическая часть политики, состав элит и управленцев со времен эпохи Ельцина принципиально не поменялся. Чтобы выйти из кризиса, надо признать, что проводимый ныне курс ошибочен и начать Новый Курс, как это сделал Рузвельт. Без этого никакой прогресс невозможен. В православии такой процесс называется покаянием и без него исправление невозможно.
Кроме многих десятков экономистов и политиков, которые взывают к президенту о смене курса, есть две значимые фигуры: его помощник, академик С.Ю. Глазьев, который давно говорит о гибельности либерализма и «благоразумный муж» Олег Дерипаска, взывающий: «Нужно строить новую экономику!». Неужели нет оснований верить столь успешным профессионалам? И если даже предприниматель-олигарх критикует нынешнюю политику и курс Банка России, то значит, чаша переполнена.
Как гласят неписаные исторические законы: нереформируемость – первый признак будущего краха. Действия руководства страны не соответствуют историческому вызову (см. теория Арнольда Тойнби «вызов-ответ»). Падение цен на сырье не дает никаких шансов для сырьевой экономики, даже если они отскочат вверх. Кризис начался еще в 2011-2012 годах при ценах на нефть около 90-100 долл./баррель. Так почему Российское государство ведет себя как в басне Крылова «лебедь, рак и щука»?
II.Невозможность реформ. Никакие реформы сейчас невозможны, любые позитивные действия противоречат способу существования и «кормления» элиты, которые доят страну вместе с западными «инвесторами» и международной финансовой мафией, исполняя роль «раковой опухоли». Эмиссия рубля несовместима с либеральной валютной системой, а она необходима элитам для вывоза капитала; бюджетная дисциплина, контроль и ответственность несовместимы с казнокрадством, развитие национального предпринимательского класса – угроза потери власти паразитического класса. У нас нет никакого капитализма, никакой рыночной экономики: с 1992 года за 24 года ее можно было с нуля построить три раза. Рузвельту потребовалось семь лет, чтобы полностью изменить лицо США. Созданный экономический урод – не результат ошибок или некомпетентности, а закономерный результат сознательной политики. Как говорил Рузвельт: «В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано».
Ситуация во многом копирует как предреволюционный кризис царского режима, так и предкризисную эпоху СССР. Из обеих исторических систем взято худшее. Но даже там не было такой стагнации: Николай II искренне желал улучшения жизни народа, этим же мотивировалась и Перестройка в СССР. В Царской России шла демократизация, Столыпинские реформы, развитие промышленности, экономика активно росла. Но та же самая матрица «либерализма», терпимость к окружению и тот же паразитизм элит привел Царскую Россию к разрушению. Сейчас любые движения и любая альтернатива жестко блокируется. Даже двукратная девальвация, как сильнейший экономический допинг и та не помогает росту экономики.
III.Основные риски для государства: 1) Ухудушение ситуации на фоне дальнейшего падения мировой экономики (см. реплику Дж.Сороса о возможности банкроства России к 2017 году); 2) Выборы осени 2016 года на фоне ухудшения экономических показателей; 3) Рост протестных настроений, резкое падение рейтинга президента; 4) Втягивание в войну в Сирии или на Украине; 5) Социальный взрыв (см. прогнозы Stratfor о распаде России в течении 10 лет).
С вероятностью 99% мы будем барахтаться на грани возможного. Опомнятся ли элиты? Ответ: в целом – нет. Не нужно никого осуждать: мы и есть они, они – мы. Только избранные могут устоять, когда мимо «пролетают» миллиарды. Система подминает под себя всех: попадая в «обойму», многие понимают, что сопротивление невозможно. Для прозрения нужна катастрофа. Могли ли элиты остановиться в начале XX века, предчувствуя, что будет революция и кровь гражданской войны? Ответ: в целом нет.
Ведь судьба давала раннее предупреждение в виде революции 1905 года, была возможность перемен и они частично имели место. Но с этого момента страна падала в пропасть и общество это понимало. Были десятки неравнодушных деятелей, говорящих о катастрофе, чиновники и даже члены Дома Романовых; но, несмотря на позитивные шаги, элиты продолжали заниматься частными вопросами и получением прибыли. Сейчас ситуация повторяется: главное – приватизация 2.0. А если скоро будет новая национализация, как в начале XX века?
Позиция наших элит и чиновников выглядит абсолютно непоколебимой, они открыто игнорируют сигналы снизу и сверху. Элиты не видят или не хотят видеть знамений времени. Будет ли народ терпеливо и молчаливо смотреть на либеральную вакханалию? Вспомните «болотные протесты» 2011 года, собиравшие сотни тысяч человек. Это была реакция на нечестные выборы. Но даже в 2007 году всем было понятно, что система не имеет будущего. Поэтому была выдвинута программа модернизации, которая позволила системе выиграть выборы 2007 и 2008 годов, но вылилась в перевод стрелок часов и затем его отмену.
На встрече с Клубом лидеров малого и среднего бизнеса 2 марта, Путин сказал: «Бизнес, и чиновники, и вообще все граждане работают для того, чтобы страна становилась сильнее. Если так будет, каждый гражданин будет жить лучше. Это и есть национальная идея». А что делать, если не работают, если цели у них абсолютно другие, личные? Кто же должен заставить их работать как должно; как хочет и президент и народ? Новый диктатор, если «по-доброму» не получается?
С начала 2000-х Россия живет ожиданиями, доверяя президенту. Нельзя быть неблагодарными, но нам постоянно в будущем наклонении обещают что-то изменить, создается образ действия, либо черное называют белым. Но все это пустое – реальная картина застыла. Что делать, если госаппарат фактически блокирует поручения президента? А он публично исповедует явную лояльность к своему окружению. Демократия в смысле гуманности это прекрасно, но не превращает ли это наше государство в бессмысленное желе?
Как писал классик теории управления государством Макиавелли: «Государю не следует заботиться о дурной славе жестокого, когда он хочет удержать своих подданных в единстве и повиновении, ибо, покарав для острастки немногих, он проявит куда больше милосердия, чем те, кто из чрезмерной любви к ближнему не решается пресечь беспорядки. Ведь смута наносит вред всему обществу, а выносимые государем приговоры направлены против отдельных лиц».
Власть живет не для народа, а для себя и ее главная цель – сама власть. Ее заботит только рейтинг и вопрос: как долго продлится молчаливое терпение народа.
Система прячется за президента, используя его авторитет, как за ширму. Раздаются слова о пятой колонне и расколе элит. Как сказал пресс-секретарь президента Д. Песков «Путин – либерал не на словах, а на деле: и в экономике, и в иных сферах».
Построив систему вертикали, президент стал ее заложником, потому что в ней нет конкуренции, сменяемости, эффективности и вообще никакой ответственности. Методы эффективного управления крайне просты: постановка задачи, спрос, мотивация, принуждение и подтверждение прав управленца или его замена. Этого у нас нет вообще.
Ключ к успеху государственного управления лежит в мотивации элит и умению руководителей наставить их на путь служения государству и народу. Это было под силу государственным деятелям, память о которых невозможно стереть в истории (например Петр I, И. Сталин, Ф.Д. Рузвельт).
IV.Системные противоречия и управленческий кризис. С 2008 года мы не вышли на нормальный рост, также же было до 1998 года. Не выйдя из первого кризиса, попали во второй. Совокупность факторов говорит о глубоком управленческом кризисе: поставленные цели либо не достигаются, либо результаты прямо противоположные, как с задачей обеспечения роста и уменьшения инфляции: инфляция не упала, и вместо роста мы вошли в рецессию. Банк России не может обеспечить ни низких ставок, ни роста, ни стабильности курса. Президент из года в год ставит одни и те же задачи, но кардинально ничего не меняется. Противоречия нарастают: Минфин отказывался финансировать часть антикризисного плана.
Автору не хочется никого осуждать, но слова наших руководителей явно расходятся с делом, хотя нас постоянно убеждают в обратном. Картинка в телевизоре и быт крупных городов сильно отличаются от брошенной, ветшающей и никому не нужной региональной России. В Царской России тоже придумывали «потемкинские деревни». Кто-то восхищается, как хорошо было жить в то время, но посмотрите в интернете многочисленные фото крестьянской России того времени.
За редким исключением (есть регионы, где экономика, сельское хозяйство и даже промышленность постоянно растут) некомпетентность и жадность местного чиновничества делает любую экономическую деятельность в нашей стране практически невозможной. Регионы лежат в руинах, но не делается почти ничего. Вложить капиталы в разрушенные регионы бояться даже капитаны нашего бизнеса, предпочитая выводить их за границу.
Мы все более копируем путь президента США Герберта Гувера, либеральная политика которого привела США к краху и Великой Депрессии. К этому относится и антикризисный план правительства, исполненный в его стиле. Как и тогда там многое верно, но масштаб не тот и главное не затронуто. Нужна массовая поддержка экономики, а ей дают крохи. Гувер думал об опоре на бизнес, невидимую руку рынка и сбалансированности бюджета. Именно ФРС США по оценке М. Фридмана и Б. Бернанке допустил сползание в депрессию, зажимая, как и сейчас Банк России, денежную массу. Иначе говоря: «верхи не могут».
V. Паразитизм и бесконтрольность элит. В России вновь построена паразитическая «раздаточная, полуфеодальная экономика». Этот тип, к сожалению, исторически, «генетически», доминировал в худшие периоды развития страны, являясь отражением отношений крепостного права. Элиты дают обет верности, в ответ они получают вотчины для «кормления». Когда- то это были поместья, сейчас нефтяные компании, губернии, крупные статьи бюджета. Некоторые отрасли, например космическая, просто купается в деньгах: но спутники падают, а космодром «Восточный» не построен.
VI. Главная причина кризиса – нравственная. В России нет никаких других проблем, кроме нравственной. Государство стоит на том, что все в нем служат друг другу. Это рождает синергию и симбиоз, «симфонию», движение созидания и развития. Когда чиновники начинают искать в своей роли личные, а не общественные интересы синергия разрушается и заменяется на паразитирование, за ним идет подавление всех сигналов «обратной связи» с целью полностью законсервировать систему.
Национальная идея наших элит не «эффективность», а «обогащайся, кто может». Остальное по принципу остаточности. Обратите внимание, как жестко, четко и последовательно система решает вопросы с переделом собственности: передел нефтяной собственности, устранение неугодных предпринимателей, нынешний бескомпромиссный снос помещений (частью нормальных), стойкость против протестов дальнобойщиков, как быстро решаются вопросы с новой приватизацией. Но не делается ничего, чтобы улучшить состояние экономики. Мы по-прежнему в состоянии 1996-97 годов. Поэтому государство в кризисе, у нас падают спутники, не построен космодром и процветает коррупция и казнокрадство.
Государство – ночной сторож, «коорператив» по обогащению. Ведь если главное не работа, а кормление, разве может быть иначе? Сравните советских инженеров и их руководителей, которые работали на Великие идеи за заработную плату и спецпайки и наших нынешних «эффективных менеджеров», качающих деньги из «рога изобилия». Но, несмотря на публичность, проблемы не решаются.
Происходящее воспроизводит эпизод исхода евреев из Египта во время стоянки на Синае, когда евреи отлили себе золотого тельца и стали ему поклоняться и грешить. Элита в нравственном кризисе, потому что ее основа происходит из поросли молодых коммунистов и комсомольцев, чье сознание было сформировано во времена атеизма, которые предали свои фиктивные идеалы и захватили власть. Но русского Моисея пока не видно.
VII Выводы. Чтобы не повторить участь СССР и Царской России, нам нужно срочно менять экономическую модель, беря лучшее, что было в этих системах. Страну может спасти только восстановление промышленности и импортозамещение на базе эмиссии рубля, рост экспорта технологичной продукции; продажа сырья поддержать экономику уже не сможет. Россия ждет Нового Курса – и чем раньше мы к нему придем, тем больше шансов превратить возможность катастрофы в русское экономическое чудо. Но пока общество активно не выразит свое несогласие с нынешней политикой, перемен не будет.
Народ должен пройти через нынешнюю эпоху, чтобы выйти на новый духовный уровень и создать новые условия развития государства. Пройдя самый низ кризиса, экономика преобразится в нечто себе прямо противоположное, но синтезирующее наш лучший исторический опыт.
Рупор ЦРУ – аналитическая компания Stratfor предрекает распад России в течение 10 лет: «Маловероятно, что Российская Федерация в ее современном виде уцелеет». Это не прогноз – это озвучивание планов, третий этап демонтажа Российской Империи со времен Перестройки. Крах экономической политики, грядущие выборы, втягивание в войну на Ближнем Востоке, неосвоенный Дальний Восток, центробежные тенденции в ряде федеративных образований, возможная деятельность сепаратистов создает условия для социального взрыва. В первой, временно удачной попытке разрушения Великой Империи 100 лет тому назад принимали спецслужбы наших «союзников» (как теперь говорят партнеров) США и Великобритании, а также главного противника – Германии. Но сейчас наш орешек им будет не по зубам.
Президент Путин пока еще может провести любые реформы, опираясь не на олигархов и чиновников, а на народ. Он может провести и ротацию элит, постепенно заменяя наиболее одиозные фигуры патриотически настроенными и профессиональными экономистами и производственниками. Кадровый резерв огромен. Но времени для этого остается не более 3-5 месяцев. Потом может быть поздно.
Единственный путь ухода от катастрофы – создание многопартийного правительства национального единства, отказ от либеральной идеологии, необходимость «левого поворота» при повышении уровня экономической свободы и улучшения инвестиционного климата, подчинение Банка России правительству.
Написать комментарий