8 декабря, на сцене Государственного театра оперы и балета им. Суоруна Омоллоона прошла премьера оперы “Князь Игорь” в постановке Андрея БОРИСОВА. Спектакль внес в копилку гениального театрального режиссера еще одну славу.
На фоне всеобщего “упадка” региональной отрасли культуры и духовности над главой Саввича возник ослепительный трехярусный нимб... В этом месте, зрителям уместно упасть навзничь, от восхищения и преклонения перед талантом постановщика.
Между тем, опера “Князь Игорь” была самой скандальной постановкой в истории театрального искусства Якутии. Сама опера, она, как бы, идет всего лишь приятной на глаз мишурой, дополнением или аксессуаром к главной “постановке”. А главная постановка – это борьба за сферу влияния в культурной отрасли Якутии.
“Аартык.ру” посвятил гениальному режиссеру немало статей. В 2014 году, когда после 23-летнего барства в культурно-духовной отрасли республики, Андрей БОРИСОВ был отправлен в отставку, некоторые культурные деятели начали массово и срежиссированно “плакать” по Саввичу. И все подозрительно на “одной ноте”.
Поразмыслив о причинах столь заунывного действия, нами была опубликована статья - “Почем нынче “Плачь Ярославны”, где провели анализ всех достижений и провалов Саввича, за все его годы руководства министерством. Также параллельно выясняли причину столь истерического “плача”. После выхода данной публикации, “ярославны” сразу же прекратили “плачь”. Это кстати было замечено и на якнетовских форумах.
Последняя статья по душу Саввича в “Аартык.ру” – “Кто автор скандальной “постановки” в ГТОиБ?”. Там мы сделали вывод, что вся эта суета, сложившаяся вокруг ГТОиБ дело рук гениального режиссера. Опять же организованно бастуют техники, “крысы” дружно “грызут” реквизиты и костюмы, “варяга”-продюсера то и дело “ссылают” в Москву, в итоге “увольняют” директора...
Если скандал не утихает, значит кому-то это надо.
***
Начнем сначала.
Вся эта эпопея под кодовым названием “Возвращение”, начался тогда, когда стали поговаривать, что институт советников ликвидируется. Пожалуй, так оно и будет. Если министров убрали, почему Ил Дархану и республике содержать армию советников? Должность "Государственный советник Республики Саха" звучит, конечно, красиво, но не более того. Внешне объемно, надуто, но внутри пусто. То есть, не имеет реальных финансовых и иных рычагов. А для человека, у которого на протяжении 23 министерских лет сложилась устойчивая привычка решать и иметь все и вся, состояние “мыльного пузыря” должен угнетать и душевно, и физически.
Гениально-гротескный проект “Олонхолэнд” в стоимостью 11 млрд рублей, в ситуации экономического кризиса, впал в разряд фантастических. Так что, “срубить” на этом не получится еще много лет. А АГИКИ, куда хотели отправить ректором Саввича, на грани закрытия: все время всплывает вопрос лишения образовательной аккредитации учебного заведения.
Что делать Госсоветнику? Только остается затеять захват сферы региональной культуры и начать операцию “Возвращение”. Для этого начали раскачивать лодку под названием “ГТОиБ”. Театр всю жизнь был сложным. Между прочим, благодаря самому Саввичу. Ведь, он правил культурным балом Якутии в два десятилетия. Вот и “лодка” приплыла.
Многоактовый спектакль начался с того, что Саввич и его компания выиграли федеральный конкурс по постановке “Князя Игоря”. Проект - международный, должен представить всю российскую культуру в Китае на “ЭКСПО”.
У нас в стране десятки театров, которые могли бы достойно представить спектакль. Но почему-то именно был выбран якутский ГТОиБ. Возможно, Саввич использовал все связи, наработанные в течении 23 лет на должности министра. А деньги, выделенные на постановку спектакля, считал не местный бухгалетр, а приезжий, с Москвы. Тоже как-то странно. У нас разучились считать деньги?
Второе действие - бунт техников. Ну, мало ли у нас людей сокращают, каждый раз никто же не пишет Ил Дархану с требованием уволить работодателя. А тут такая трагедия: ох и ах, театр обречен, редких специалистов уволили, на таких спецах весь театр держится... Слезы ручьем, волосы вырваны клочьями... Наблюдая за всем этим, хочется воскликнуть: НЕ ВЕРЮ!
Заметьте, “Князь Игорь” прошел, и даже не почувствовав потери бойцов из сценомашинистов – таких “редких спецов”. Получается “трагедия” была придумана.
Если кому-то выгодно, чтобы где-то, кто-то все время “бунтовал” их надо морально (материально?) поддерживать. Кто-то старательно кидает дровишки в театральный огонь, кто-то искусно ведет этих “редких специалистов”. В СМИ о значимости уволенных сценомашинистов раздули до глобальной театральной катастрофы. Но мы-то понимаем - таковы правило интриги: чем больше шума, тем больше внимания.
Если разобраться, не такая уж и редкая специальность включать и выключать светотехнику и монитор на сцене. Да, возможно, есть некоторые определенные технические сложности, но как говорили наши предки: если умеет один человек, второй тоже сможет.
Действие третье – в организованный бунт вклинивается бывший директор ГТОиБ Гаврил МЕСТНИКОВ.
В руках талантливого режиссера выступила “торпедой” личность бывшего сотрудника правоохранительной системы, экс-депутата Ил Тумэна, бывшего директора театра Гаврила МЕСТНИКОВА. Казалось бы, к чему такая ретивость уже немолодого экс-директора ввязываться во всякие “постановки”. Возможно, МЕСТНИКОВ спасает свое тело от правосудия. Говорят, еще в прошлом году было возбуждено уголовное дело по хищению бюджетных средств в ГТОиБ. Здесь самое интересное – “в период правления театром господина МЕСТНИКОВА”. Значит, рыльце в пушку.
Второй момент - “это уголовное дело находится в замороженном состоянии”. Получается, кто-то тормозит расследование уголовного дела?
Недавно со скандалом из театра ушла главный бухгалтер. Во всех организациях, независимо от права собственности, руководитель и главбух – это “одна сатана”, в прямом и в переносном смыслах. Что знает руководитель знает главбух, и наоборот. Но, в случае, с ГТОиБ, главбух и директор таковыми были только во времена МЕСТНИКОВА. Ведь главбух СЮЛЬСКОМУ досталась в наследство от прежнего директора.
Министр БОРИСОВ, когда сменили МЕСТНИКОВА на СЮЛЬСКОГО, почему-то не возжелал произвести аудит в театре. Так как театр госучреждение, решение провести ревизию, лежало на учредителе, в нашем случае - минкульту. Все “наследство” от прежнего хозяина МЕСТНИКОВА, новому директору СЮЛЬСКОМУ досталось “не распакованным”. Практически ему всучили кота в мешке.
Потом выяснилось, что главбух почему-то все время “забывала” провести обязательные платежи в фонд пенсионного страхования. Она из года в год продолжала наступать на те же грабли: или осознанно, или по незнанию, это уже знает только она сама. К тому времени, когда долг и пеня по задолженности в ПФ выросло до 4 миллиона рублей, главбух спешно уволилась по собственному желанию.
Ей бы пора было залечь на дно, но не тут-то было. Видимо, узнав, что уголовное преследование по нецелевому использованию и по множеству другим финансовым нарушениям бывшего директора МЕСТНИКОВА и его главбуха, стоит на “тормозах” - главбухша осмелела и вклинилась в эту “постановку”. Ну, может мы и ошибаемся, возможно, ее поставили перед выбором: или будете выполнять роль “сутяжника против театра”, или же... в ход пойдут статьи УК РФ.
МЕСТНИКОВ, он не только бывший сотрудник МВД, но и бывший депутат Ил Тумэна второго созыва. Тесно дружил с покойным экс-депутатом, коммунистом Александром ГАВРИЛЬЕВЫМ. Будучи депутатами МЕСТНИКОВ и ГАВРИЛЬЕВ (особенно) из бюджета выбивали много денег на “нужды” культуры. Говорят, Саввич ооччень любил “своих” депутатов. Да так сильно, что первый стал директором ГТОиБ.
***
В эту “постановку” по смене власти, вклинились и другие недовольные. А они начали рубить правду-матку и стали критиковать человека Саввича – “варяга”-продюсера. А этого, видимо, теневой режиссер не предвидел, потом быстро соорентировался и камушки перенаправил в СЮЛЬСКОГО. А что, одним грехом больше или меньше, неважно.
Но СЮЛЬСКИЙ в “театральных взаимоотношениях” дилетант. Он, скорее, чиновник и менеджер, чем сведущий в нюансах закулисных деяний. Поэтому резонно предположить, что московского продюсера и бухгалтера спектакля “Князя Игоря” в театр привел именно Саввич. А просто больше некому!
Многие утверждают, что этот театральный “балаган-шоу” затеял неуемный Валерий ШАДРИН. Но уволенный из театра “душечка” ШАДРИН если и принимает участие в “постановке”, то его роль второстепенная. Не тот уровень и размах влияния. Тут игры ведут “великие комбинаторы” от культуры.
***
Теперь? стало ясно? конечная цель этих “комбинаторов” - кресло министра. Из наших сообщений: “На место Владимира ТИХОНОВА, министра культуры, некоторые личности начали усиленно продвигать кандидатуру Владислава ЛЕВОЧКИНА, заместителя министра. Напоминаем, господин ЛЕВОЧКИН стал замом министра в 2011 году, в эпоху правления якутской культурой Андрея БОРИСОВА” (“В Минкульте готовится тихий переворот?” – название статьи).
Таким образом, получается, БОРИСОВ и его компания хотят сместить: во-первых, министра культура ТИХОНОВА и поставить у руля региональной культуры и духовного развития ЛЕВОЧКИНА. А на место директора ГТОиБ поставить или самого Андрея БОРИСОВА, или же подконтрольного им человека. Что из этого получится посмотрим.