13.04.2016 В Мирном планируется круглый стол с нефтяниками и газовиками – это будет одним из немногих диалогов с представителями нефтегазовых предприятий. Давно известный факт: в определенном смысле, не любят особо афишировать себя. Свою производственную деятельность в Западной Якутии нефтегазовые предприятия ведут в строго замкнутом цикле. Повсюду выставлены шлагбаумы, кордоны и пункты СБ.
Категорически не разрешается фотографирование, съемка на видео и нахождение посторонних лиц возле промышленных или жилых объектов «Ростовнефтегаза», геологических и добычных скважин «ТЮНГД». А злополучная история со шлагбаумом нефтяников, намерением осуществить забор воды с реки Улахан Ботуобуйа! А как быть с отношениями охотников и нефтяников?! Ведь с их приходом в тайге охота явно оскудеет. А как быть с рыбалкой?!
Не надо забывать о том, что Улахан Ботуобуйа – одна из немногих рек, где еще остались окунь, елец, щука. Поэтому конструктивный разговор необходим.
И к слову, давно нужно было расставить все точки над «i». В мероприятии будут участвовать представители муниципальных образований, депутаты Ил Тумэна.
На повестке дня предстанет вопрос соприкосновения деятельности нефтегазовых предприятий с местами проживания коренных народов Якутии. Территория Мирнинского района сегодня позиционирует как вотчина крупных нефтегазовых предприятий. Более десяти предприятий, добывающих углеводородное сырье, сосредоточились в основном в южной части района. Безусловно, это – слишком тяжелая ноша для природной среды, флоры и фауны. Западная Якутия огромна: невозможно отследить за всеми действиями нефтяников и газовиков. Это откровенное запутывание народа о том, что истоки ручьев и речек, болота, чьими водами напитываются стремнины, никоим образом не подвергаются влиянию промышленности.
А разве вы забыли попадания нефтяных масел на реку Пеледуй – приток Лены. Забыли про аварии на Талаканском нефтепроводе?! Или на промышленном объекте «Ростовнефтегаза»! Разве забыли про шламовые амбары и «остатки» геологических изысканий на протяжении всей территории Западной Якутии.
Ну вот и мы, мирнинцы, дожили до славной нефтегазовой эпохи. Самая «ближайшая организация», находящаяся к городу Мирному – Иреляхский нефтеперегонный завод компании «Дулисьма» – планирует смонтировать трубу к магистрали «ТЮНГД», осуществлять перекачку нефти в НПС-12 «ВСТО».
Но опять-таки об этом не все мирнинцы знают. Руководители «Дулисьмы» не выходили на широкую связь с общественностью Мирнинского района.
То же самое относится к «Иркутской нефтегазовой компании (ИНК), предприятиям «Сюльдюкарнефтегаз», «Мирныйнефтегаз», «Ростовнефтегаз», «Роснефть», «Сургутнефтегаз». В течение многих лет избегали общения с региональными властями, СМИ, общественностью – «Газпромгеологоразведка», «ГазпромТомск», «Газпром-бурение». К сожалению, так повелось, что власти на наш Мирнинский район обращают внимание только лишь как на некий «кладезь природных богатств».
При этом нивелируется тот факт, что здесь проживают народы, граждане Российской Федерации, чей промысел непосредственно связан с тайгой, водными ресурсами. Согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на чистый воздух и чистую воду.
А приход нефтяников на ту же долину реки Улахан Ботуобуйа – это чудовищной силы прессинг для населения, заведомая опасность для водной среды, крах природных ресурсов.
Промышленников не останавливает статья 250 части первой УК РФ «Загрязнение вод». При дальнейшем интенсивном освоении нефтегазоносных участков района неизвестно что будет с одной из красивейших рек Западной Якутии – Нюей.
В 2016 году на территории Западной Якутии «Сургутнефтегаз» будет добывать до 56 млн тонн нефти в год. «Сургутчане» находятся не только на Талаканском месторождении. Они работают и на Улахан Ботуобии, и на территории Сунтарского улуса (геологическая скважина в районе летника Сыстанг). Выросли «аппетиты» и у дочерней организации «Роснефти» – ОАО «Таас-Юряхнефтегаздобыча».
«ТЮНГД» планирует добывать до 5 млн тонн нефти в год. И это будет осуществимо уже к 2020 году. Горько осознавать, что нефтегазовые предприятия не заинтересованы ни в приеме на работу жителей республики, ни в процветании районов Западной Якутии. То, что в качестве налогов за добычу полезного ископаемого перепадает паре-тройке поселений и районам – это мизер, капля в море. Главный вопрос – экология Каким образом будут выживать грядущие поколения тех же таас-юряхцев или ленчан после бурной деятельности нефтегазовых предприятий, неизвестно.
И не только в этом проявляется их отношение к нам. Республиканские власти в течение нескольких лет буквально настаивали на том, чтобы «Сургутнефтегаз» помог в строительстве учебно-лабораторного корпуса Мирнинского политехнического института СВФУ. «СНГ» не пошел навстречу.
И даже не был составлен договор сотрудничества между МПТИ, Мирнинским регионально-техническим колледжом, Светлинским индустриальным техникумом о приеме на работу в ОАО «Сургутнефтегаз». А что говорить о приеме на работу местных кадров в те же «Ростовнефтегаз» или «ИНК», или в «ТЮНГД».
Они предпочитают брать на работу своих, вплоть до уборщиц и поваров. Что мы будем иметь от Чаянды?
Согласно долгоиграющему плану, через три года «войдет в русло» заданной производственной деятельности ОАО «Газпром», который сегодня занимается бурением скважин на Чаяндинском месторождении.
Российская Федерация имеет серьезные планы касаемо сотрудничества с мощной китайской компанией “Chinapek», которая планирует перекачивать газ Чаяндинского месторождения(40 млрд. куб. м) в КНР. Для сведения: Китай в год использует более 500 млрд куб. газа.
А что, собственно, нам, якутянам, даст освоение Чаяндинского месторождения?! Чиновники республиканского ранга обещают газификацию населенных пунктов. Каких? Не называют. Вряд ли республика протянет магистраль газа в сторону Сунтара и Нюрбы. На данные щедроты могут рассчитывать только лишь города Ленск, Олекминск, Алдан, Нерюнгри.
Мирнинский район отпадает, поскольку имеет свой природный газ от Средне-Ботуобиинского месторождения. И еще один немаловажный аспект.
Руководитель «ГазпромТомск» А.Титов в начале 2015 года пообещал, что предприятие готово взять на работу «энное количество» молодых ребят из коренного населения Якутии. Размашисто вышагивает 2016 год. Обещания забыты. Ленск терпеливо ждет свое «светлое будущее»
Ленск так и не стал настоящим, современным нефтегазовым центром. Невооруженным взглядом видно, что этот район – задворки республики. Нет круглогодичной автомобильной дороги до Витима и Талаканского месторождения нефти. Попасть из того же Витима или Иннялы в город Ленск – острейшая проблема и трата денег. Поездка из Ленска до Витима и обратно, в лучшем случае, обойдется вам в 10 тысяч рублей.
У города на Лене совершенно не развиты инфраструктура, логистика, большинство жилого сектора составляют деревянные дома. В городе Ленске нет до сих пор аэропорта с бетонной полосой, современного аэровокзала, авиаотряда. Нет строительной индустрии, производства оборудования и строительных материалов («АЛРОСА-Леспром» закрыли в 2005 году). Отсутствуют современные рынки, поликлиника, типовые школы.
В Ленском районе с большим отставанием от центральных улусов проводят газификацию. А ведь крупная нефтегазовая геологоразведочная экспедиция – СЛЭНГРЭ – базировалась в городе Ленске еще с 60-х годов прошлого века. Благоустройством и ухоженностью Ленск тоже не блещет и это можно считать многолетним упущением властей. В Ленске планировали построить нефтеперегонный завод. Но этого не случилось.
Не будь подразделений АК «АЛРОСА» – ПУ «Алмаздортранс», ЛАТП, Ленского речного порта, УМТС, Ленский район выглядел бы весьма мрачно, не лучше арктических улусов. В последние годы «Газпром» открыл свой офис в городе Ленске.
Однако в Ленске не вижу в упор нечто подобного, что с размахом и помпой отстроил «Газпром» в Ханты-Мансийске, Тюмени, Москве. Пора бы Ленску осознавать, что он упускает свои возможности. Вот с таким тягостными мыслями ожидаю предстоящее мероприятие. Данный форум необходимо было провести давно.
Наши республиканские власти и депутаты оказались столь неповоротливыми в этом жизненно важном вопросе, что не полностью владеют ситуацией.
Хотя нефтегазовые предприятия и называются консолидированной группой налогоплательщиков (КГН), вносящим определенную долю налогов в бюджет, мощной поддержки районов добычи полезного ископаемого, щадящей экологии и социального партнерства пока еще нет.
К величайшему сожалению. Станислав Алексеев, город Мирный. Опубликовано ИА «Yakutia24/Якутия24».