Вывоз ракеты «Союз-2.1а» на стартовый комплекс космодрома Восточный, 23 апреля 2016 года
Фото: Пресс-служба Федерального космического агентства «Роскосмос»/ТАСС
В среду утром был запланирован запуск первой ракеты с космодрома Восточный. Однако торжественного старта не получилось: автоматика дала отбой пуска ракеты за две минуты до старта
В среду в 05:01 мск был запланирован запуск первой ракеты с космодрома Восточный (11:01 по Благовещенску). На космодроме присутствовал президент Владимир Путин. Однако автоматика дала отбой пуска ракеты за две минуты до старта, сообщил «Роскосмос», отметив, что резервная дата пуска, 28 апреля, сохраняется.
Почему ракета не полетела?
«За две с половиной минуты до контакта подъема произошел автоматический отбой циклограммы. После команды «наддув» произошла автоматическая остановка пуска в связи со сбоями работы автоматизированной системы управления», — сказал глава «Роскосмоса» Игорь Комаров.
Позже он сообщил, что причина отмены пуска локализована, ведутся работы по устранению проблемы. «Удалось достаточно четко локализовать проблемное место, где могло все произойти, и сейчас уже ведутся работы по отработке и использованию запасного комплекта и выяснения более точных причин», — сказал Комаров.
«К работе мобильной башни или стартовой системы это не имеет отношения», — отметил первый замглавы «Роскосмоса» Андрей Иванов. Он также исключил человеческий фактор и инфраструктуру космодрома из возможных причин отмены пуска. Представители «Роскосмоса» уверяют, что есть вероятность устранить неполадки в ближайшее время и произвести запуск завтра — в резервный день.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сообщил, что ранее в среду на космодром Восточный прибыл Владимир Путин. Глава государства «принял решение задержаться на космодроме до момента, когда будет прояснена перспектива осуществления запуска через сутки», рассказал Песков, отметив, что пока он проведет совещания по теме второй и третьей стадий развития космодрома и строительства города Циолковский.
Что планировалось запустить в космос?
Ракетоноситель «Союз-2.1а» должен был вывести на орбиту три космических аппарата — «Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218. Все три спутника — российского производства, они запускаются с научными целями, сообщала госкорпорация. Аппарат «Ломоносов» был собран в АО «Корпорация «ВНИИЭМ» по заказу МГУ для анализа световых явлений в верхней части атмосферы и фундаментальных исследований, «Аист-2Д» и SamSat-218 — специалистами РКЦ «Прогресс» и Самарского государственного аэрокосмического университета. Цель запуска «Аиста-2Д» — дистанционное зондирование Земли, SamSat-218 — отработка технологии управления малыми космическими аппаратами.
Первая ракета должна была улететь с Восточного еще в декабре 2015 года, однако космодром не успели построить. Проектно-сметная документация запоздала на два года, рассказывал РБК первый замглавы Спецстроя Александр Загорулько, а когда она была утверждена, то запланированные расходы на проект оказались в два раза ниже, чем уже понес Спецстрой. «Сначала предполагали строить комплекс для другой ракеты — «Русь-М». Но потом от создания этой ракеты отказались. «Мы посчитали, что новая ракета нам не нужна: мы пока можем летать и на старых», — говорил бывший глава «Роскосмоса» Владимир Поповкин. «Ни о каком запуске этой ракеты с [космодрома] Восточного в 2015 году, естественно, не может быть и речи. Разработку новой ракеты, пока мы не вышли из бумаги на железо, мы прекратили». В итоге «Роскосмосу» потребовалось заново проводить проектирование, что затянуло сроки, вспоминает генеральный конструктор космодрома Игорь Бармин, проект приходилось менять на ходу.
Сейчас завершено строительство первой очереди космодрома, с которого могут быть запущены ракетоносители среднего класса «Союз-2». Чтобы уложиться в график строительства, «Роскосмос» сократил количество объектов первой очереди космодрома с 20 до 11. Строительные работы планировалось закончить до 30 ноября 2015 года, но в октябре Путин разрешил перенести первый запуск на апрель 2016 года.
Во сколько обошлось строительство космодрома?
На создание космического ракетного комплекса «Союз-2» ушло 94,4 млрд руб., на обеспечивающую инфраструктуру — 60,8 млрд руб., на работы по «Ангаре» — 6,1 млрд руб., подсчитывал РБК.
После премьерного запуска планировалось сделать паузу в эксплуатации космодрома. Исполнительный директор «Роскосмоса» Андрей Мазурин говорил, что больше в 2016–2017 годах запусков, скорее всего, не будет, а начиная с 2018 года и в течение последующих нескольких лет их будет немного. Строительство Восточного должно проходить в три очереди. В итоге его площадь должна составить около 700 кв. км, то есть в десять раз меньше Байконура. Всего будет возведено более 450 объектов, около 100 км автомобильных дорог и столько же железных, сообщал «Роскосмос».
Вторая очередь строительства космодрома запланирована на 2016–2023 годы. Представитель «Роскосмоса» говорит, что подготовка к тендеру начнется не раньше сентября, тогда же будут определены все параметры строительства. По итогам второй очереди (2016–2020 годы) будут построены стартовый и технический комплексы для ракет «Ангара» и инфраструктура для пилотируемых полетов. Третья очередь планируется к 2030 году — тогда с космодрома можно будет запускать ракетоносители сверхтяжелого класса, в том числе для лунных экспедиций.
В Спецстрое предупреждают, что основные расходы еще впереди. «Вторая очередь будет гораздо тяжелее, чем первая, поскольку и ракета другого класса, и комплекс шире», — говорил РБК замглавы Спецстроя Александр Мордовец. Возведение второй очереди космодрома, по оценке Рогозина, потребует примерно 250 млрд руб.
Итоговой сметы не существует. Есть только план, прописанный в Федеральной космической программе на 2016–2025 годы. На нее государство собирается выделить 1,4 трлн руб., а после 2022 года — еще 115 млрд руб. (программа включает в себя, в частности, развитие космодромов). Чиновники в своих оценках итоговой стоимости расходятся: в декабре 2011 года директор Спецстроя Григорий Нагинский называл цифру 300 млрд руб., в том же декабре космическое агентство представило в правительство смету уже на 493 млрд руб. Глава научно-технического совета «Роскосмоса» Юрий Коптев в 2015 году говорил, что нужно 560 млрд руб. до 2025 года.
Станет ли Восточный заменой Байконуру?
Восточный — это первый российский космодром гражданского назначения. Сейчас большинство российских запусков гражданского назначения происходит с Байконура, арендованного Россией до 2050 года. Ежегодно Россия платит за аренду $115 млн, сообщил РБК представитель «Роскосмоса». Космодром в Плесецке в Архангельской области используется в основном для военных нужд.
У Восточного есть преимущества перед Байконуром, рассказывал в 2007 году руководивший на тот момент «Роскосмосом» Анатолий Перминов. Среди достоинств он называл удобное расположение: первая ступень ракеты будет падать недалеко от космодрома в тайгу, вторая — в акваторию океана. В 2010 году Перминов пообещал, что уже к 2020 году на Восточный можно будет перевести до 40–45% от нужных запусков, в том числе для нужд метеонаблюдения, связи, телевещания, навигации. «Доля задач, решаемых с использованием космодрома Байконур, снизится с 65 до 11%», — говорил Перминов.
После завершения строительства Восточного Россия не планирует отказываться от использования Байконура в Казахстане как минимум до 2030 года. Президент Московского космического клуба Сергей Жуков считает, что решение остаться на Байконуре стратегическое: у многих стран, например у США и Китая, по несколько космодромов для диверсификации рисков.
Сколько денег «закопали» при строительстве Восточного?
Строительство Восточного сопровождалось скандалами, отставками и уголовными делами. В «Роскосмосе» руководитель менялся дважды. В итоге ведомство возглавил экс-президент АвтоВАЗа Игорь Комаров. Летом 2013 года премьер Дмитрий Медведев уволил главу Спецстроя Григория Нагинского — генерального подрядчика стройки. В «Дальспецстрое» — подведомственном Спецстрою унитарном предприятии, которое фактически занималось строительством, — сменилось с 2013 года пять руководителей.
В частности, в ноябре 2015 года Следственный комитет России (СКР) сообщил о завершении расследования уголовного дела против бывшего начальника «Дальспецстроя» Юрия Хризмана и главного бухгалтера предприятия Владимира Ашихмина. По версии следствия, в 2011–2013 годах Хризман и Ашихмин незаконно потратили 5,16 млрд из 22,6 млрд руб. аванса по 11 госконтрактам. Деньги пошли на расчеты по кредитам «Дальспецстроя», что, по мнению СКР, нанесло материальный ущерб государству. Хризман и Ашихмин арестованы, их дело Дальневосточный окружной военный суд рассматривает в закрытом режиме.
Фотогалерея Как строится космодром Восточный Космодром Восточный — одна из самых важных строек страны, которую президент обозначил национальным проектом. Работы в районе ЗАТО Углегорск Амурской области в полном разгаре... Показать 14 фотографий
Не менее громкой оказалась история с задержкой выплаты зарплат строителям космодрома. В декабре 2014 года Роструд впервые сообщил, что у одного из субподрядчиков — Тихоокеанской мостостроительной компании (ТМК) — была задолженность перед 1100 работниками почти на 61 млн руб., но долги уже погашены. За четыре месяца до этого компанию покинул Виктор Гребнев — гендиректор и собственник. Гребнев перешел на работу в администрацию Приморского края, а в комментарии «Коммерсанту» утверждал, что продал 75% акций ТМК «московским структурам». Арбитражный суд Приморского края ввел на ТМК процедуру наблюдения, а через полгода признал компанию банкротом.
СКР завел на Гребнева уголовное дело, подозревая его в нанесении ущерба компании на 400 млн руб. Компания выпустила пресс-релиз, в котором сообщила, что Гребнев тратил выделенные для стройки деньги на яхты, покупку квартир и строительство трехэтажного особняка. Однако в СКР посчитали, что за задержки с выплатой зарплат ответственность должен нести новый руководитель, и возбудили уголовное дело, по которому был арестован Игорь Нестеренко, возглавивший ТМК после Гребнева. Судебные разбирательства по делам против Гребнева и Нестеренко продолжаются. Гребнев уволился из администрации Приморья. По данным трудового коллектива, долг по состоянию на 21 апреля 2016 года равнялся 129 млн руб. Факт задолженности подтверждала прокуратура Приморья.
Помимо уголовных дел подано множество исков в арбитраж: Спецстрой и «Дальспецстрой» пытаются взыскать с недобросовестных подрядчиков через суд более 4 млрд руб. Впрочем, согласно базе СПАРК, сумма претензий к «Дальспецстрою» гораздо больше: только за два с половиной месяца 2016 года сумма исков превысила 6,8 млрд руб. В 2015 году контрагенты подали иски к генподрядчику на сумму 9,9 млрд руб.
Могут ли власти окупить затраты на строительство Восточного?
Россия планирует и коммерческие пуски с Восточного. Первый запланирован на 2018 год, рассказывал 12 апреля глава госкорпорации Игорь Комаров. По данным «Коммерсантъ Деньги», речь идет, в частности, о крупнейшем контракте в истории пусковых услуг, заключенном между британской компанией OneWeb и французской Arianespace и подразумевающем запуск спутников одноименной системы связи при помощи 21 ракетоносителя «Союз».
По словам Комарова, российские бизнесмены также проявляют интерес к организации космического туризма и «Роскосмос» готов технически поддержать эти инициативы, но госкорпорация «не нацелена» на самостоятельное развитие этого рынка.
По оценке директора исследовательско-аналитического центра Объединенной ракетно-космической корпорации Дмитрия Пайсона, доля коммерческих заказов на оказание космических услуг в России и США практически одинакова — около $11,3 млрд. Член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин уверен, что у властей не стоит задача окупить расходы на Восточный, и затруднился назвать цифры, при которых космодром мог бы зарабатывать. Когда разрабатывался проект, то ставились три задачи, вспоминает эксперт: развитие Дальневосточного региона, привлечение инвестиций и молодых специалистов и развитие международного сотрудничества в космической отрасли. По мнению Ионина, запуск частных ракет с Восточного — перспектива отдаленная. «Частную ракету сначала надо построить, надо смотреть, есть ли стартовая площадка под нее, инфраструктура. Если в России появится частная ракета, то космодром может на этом заработать: порядка 10% от стоимости запуска — это будет доход космодрома», — отмечает он.
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/newspaper/2016/04/27/571e26ff9a79472d2bbd56c3