РИГ SAKHAPRESS.RU 50-летний романтик не смог забыть девушку, которую встретил 20 лет тому назад.
Наверное, его можно назвать типичным американцем. Родился в штате Южная Индиана, окончил лицей, получил престижную должность дизайнера компании «Боинг». Женился, но личная жизнь не задалась. После первого брака Брюс Стюарт так и не нашел свою новую вторую половину. В его душе жила – прекрасная девушка из России, гостившая с отцом в доме Стюартов 20 лет назад. И, когда Брюсу исполнилось 50, он купил билет в загадочную Сибирь. Но суровая российская реальность оказалась непохожей на типичный американский фильм с happy end.
О чем думал этот зрелый американец, когда решил сменить уютный кабинет в компании «Боинг» на билет в далекую Россию, теперь можно только гадать. Прежде он не питал тяги к путешествиям. А тут сел в самолет и отправился в Якутск. О той, к кому стремился, Стюарт не знал почти ничего - лишь имя Нуриш и город Алдан, где она жила 20 лет назад. Якутск встретил иностранца свежим апрельским морозом. А он не испугался и не искал легких путей. Наш бы человек сел в такси или другой самолет до Алдана, а влюбленный американец купил велосипед…
Дорога явно оказалась не такой, как рассчитывал мужчина. 500 с лишним километров из столицы республики в Южную Якутию Стюарт ехал два месяца. Когда стало невмоготу, поселился на какой-то трансформаторной станции. «Силовой», - как расскажет потом судье Брюс. Дождался тепла и продолжил дорогу. В Алдан он попадет лишь в начале июня, при том, что обратный билет из Якутска в Америку у него был на 14 мая. Не зная языка, и с одним лишь именем Нуриш на устах, Стюарт тщетно колесил по улочкам маленького сибирского городка – Нуриш все не появлялась.
Тем временем, деньги закончились. И Стюарт ушел в тайгу. Жильем ему стало старое зимовье в шести километрах от Алдана. Как мог, укрепил его и утеплил. По ночам грелся у костра. Но своего «железного» друга – велосипед – на улице не оставил, предусмотрительно закатив в избушку. Пищей ему служили коренья и травы, которые мужчина целыми днями выискивал среди кедрачей и сосен. От такой жизни не забалуешь. Брюс осунулся, оброс, потерял свой иностранный лоск. Видимо, подобрал на зимовье чужие вещи взамен своей истрепавшейся одежонки. А полицейским, стесняясь, он скажет, что это его, но куплены в американском секонд-хенде.
Прошел месяц. На волосатое англоязычное полудикое «чудо» в начале июля в тайге случайно наткнулись грибники. Местные поспешили ретироваться из глухой чащи. Но об увиденном сообщили в полицию. И на рассвете 5 июля, окружив избушку, наряд захватил Стюарта. Тот не сопротивлялся. И, кажется, был рад, что его мучениям пришел конец.
В тот же день иностранца доставили в районный суд. Его виза на пребывание в России, как и обратный билет, была давно просрочена. Стюарт не просил судью связаться с родными в Америке и сразу согласился на депортацию.
Марина ПАНЬЧУК, председатель районного Алданского суда:
- Личность доставленного я установила по его американскому паспорту. Обстоятельства его приезда в Россию и жизни в тайге меня по роду деятельности не интересовали. Главное, что он уже не имел права находиться на территории Российской Федерации. Мы общались с задержанным через переводчика. Он не возражал против принудительного выдворения, поскольку не имел билета, ни денег для возвращения.
- Он объяснил, кого искал в Алдане?
- Говорил только имя Нуриш. Сказал, что ее не нашел, а когда закончились деньги, поселился в тайге.
- После двух месяцев в дороге на велосипеде и месяце в тайге он стал похож на нашего бомжа?
- Я не имею права так говорить. Но выглядел мужчина действительно плохо. Видно, что голодал, был исхудавшим. Одет в старенький синтепоновый пуховик, свитер явно значительно большего размера. Кажется, под ним была какая-то рубашка. Рост выше среднего, лицо бледное и осунувшееся.
- На ваш взгляд, он был вменяемым?
- На вопросы через переводчика отвечал развернуто, мысли не сбивались. Думаю, что он отдавал отчет своим словам.
В полицейском изоляторе Стюарта накормили, отмыли, постригли, одели, как смогли. Попытались найти Нуриш, смотрели как имя, так и фамилию. Но все было тщетно. Ближайшим рейсом, после строгого допроса в ФСБ Брюса перевезли в Якутск. Надо полагать, что наши спецслужбы в американце их шпиона не увидели. И отправили домой, завершив, таким образом, затянувшуюся российскую эпопею дизайнера «Боинга». С какими мыслями Стюарт покидал Якутск, он никому не сказал. Но говорят, что про Нуриш больше не вспоминал.
Сергей СУМЧЕНКО
Газета "Якутск Вечерний"